Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Под принципами налогообложения понимаются основные начала». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Под принципами налогообложения понимаются основные начала, главные идеи, на которых строится налоговое право. Принципы налогообложения, которыми должны руководствоваться законодательные органы всех уровней при регулировании налоговых отношений, а также все субъекты налоговых правоотношений, не могут изменяться вместе с изменением текущей налоговой политики государства.
Принцип законности налогообложения
Принцип законности налогообложения является общеправовым принципом и отображает конституционный запрет ограничения прав и свобод человека и гражданина. Так, в соответствии с п. 3 ст. 35 Конституции РФ «Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда.
Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения». Но, рассматривая смысл налогообложения, можно заметить, что налогообложение — это своего рода ограничение собственности, только данное ограничение является законным. Законность налогообложения закрепляется также в п. 1 ст. 3 НК РФ, в соответствии с которой «…каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы.
Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения. При установлении налогов учитывается фактическая способность налогоплательщика к уплате налога».
Принцип единства системы налогов и сборов
Система налогов и сборов (налоговая система) — это совокупность налогов и сборов, взимаемых в установленном порядке. В НК РФ используется не термин «налоговая система», а словосочетание «система налогов и сборов». Но понятия «налоговая система» и «система налогов и сборов» являются синонимами.
Принцип единства системы налогов и сборов, так же как и вышеназванные принципы, первоначально был закреплен в Постановлении КС РФ. Так, в соответствии с абз. 4 п. 4 Постановления КС РФ от 21 марта 1997 г. N 5-П такая унификация необходима для достижения равновесия между правом субъектов Федерации устанавливать налоги, с одной стороны, и соблюдением основных прав человека и гражданина, закрепленных в ст. ст. 34 и 35 Конституции РФ, обеспечением принципа единства экономического пространства — с другой. Таким образом, закрепленный НК РФ перечень региональных и местных налогов носит закрытый, а значит, исчерпывающий характер.
Принцип единства системы налогов и сборов вытекает из провозглашенного Конституцией РФ принципа единства экономического пространства России (ст. 8), согласно которому не допускается установление налогов, нарушающих единое экономическое пространство страны. Общефедеральная
Конституция устанавливает, что на территории Российской Федерации не допускается установление таможенных границ, пошлин, сборов и каких-либо иных препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств (ч. 1 ст. 74), а ограничения могут вводиться в соответствии с федеральным законом, если это необходимо для обеспечения безопасности, защиты жизни и здоровья людей, охраны природы и культурных ценностей (ч. 2 ст. 74).
В соответствии с п. 4 ст. 3 НК РФ «не допускается устанавливать налоги и сборы, нарушающие единое экономическое пространство Российской Федерации и, в частности, прямо или косвенно ограничивающие свободное перемещение в пределах территории Российской Федерации товаров (работ, услуг) или финансовых средств, либо иначе ограничивать или создавать препятствия не запрещенной законом экономической деятельности физических лиц и организаций».
КС РФ, подтверждая недопустимость установления нарушающих единство экономического пространства Российской Федерации налогов, установил запрет на введение региональных налогов, которое может прямо или косвенно ограничивать свободное перемещение товаров, услуг, финансовых средств в пределах единого экономического пространства, а также запрет на введение региональных налогов, которое позволяет формировать бюджеты одних территорий за счет налоговых доходов других территорий либо переносить уплату налогов на налогоплательщиков других регионов.
Финансовая, бюджетная и налоговая системы государства формируются и развиваются в прямой зависимости от формы государственного устройства. Форма государственного устройства — это совокупность способов устройства государственной власти применительно к территории, внутреннее деление государства на части и взаимоотношения между этими частями. Форма государственного устройства дает возможность рассмотреть структуру государства, характер взаимоотношений между местными и высшими органами государственной власти. По структуре различают простые (унитарные) и сложные (федеративные) государства.
Унитарное государство — это государство, в составе которого могут находиться отдельные автономные национально-государственные образования (например, Украина, США, Франция и т.д.), но эти самостоятельные части не обладают признаками государственного суверенитета.
Федеративное государство — это государство, субъекты которого, обладая государственным суверенитетом, объединились в общее государство (например, Российская Федерация, Федеративная Республика Германия и т.д.). Налоги в федеративном государстве делятся на федеральные налоги, налоги субъектов федерации, местные налоги.
Единство системы налогов и сборов обеспечивается единой системой федеральных налоговых органов, в соответствии с чем налоговые органы, относящиеся к федеральным экономическим службам, находятся в ведении Российской Федерации (п. «ж» ст. 71 Конституции РФ), а налоговые органы в субъектах РФ являются территориальными органами федеральных органов исполнительной власти (ч. 1 ст. 78), а не органами субъектов РФ.
Классификация налоговых принципов
Необходимо сказать, что налоговая теория не ограничивается этими классическими правилами. На протяжении долгих лет формировался целый комплекс требований, которые предъявляются к налогам со стороны производства политики, этики и пр. В этой связи обратим внимание на наиболее важные из них, обобщённые и классифицированные А. Вагнером в несколько групп: финансовые, народнохозяйственные, этические и методические.
Финансовые принципы обложения состоят из принципов продуктивности и эластичности.
Принцип продуктивности даёт возможность решить следующие налоговые вопросы:
- Выбор налога. Любой налог, чьи издержки велики по сравнению с его поступлениями, не должен иметь места. Не может быть и налога, который вызывает массу злоупотреблений, на борьбу с которыми требуется огромное количество средств или сил.
- Единство или множественность налогов. Если один налог приводит к высокой ставке обложения, то значит, что он может стать причиной большого количества уклонений. Расширенный список налогов даёт возможность более равномерно распределить тяжесть обложения, однако стоит помнить, что излишек налогов приводит к большим издержкам взимания – необходимо найти оптимальное количество.
- Высота налоговой ставки не должна быть равна уровню, который сам по себе становится премией за обман и становится причиной массового уклонения.
- Освобождение от налога должно предусматриваться во всех случаях, которые связаны с привлечением к обложению дохода одновременно с этим усложняя налоговую систему и повышает издержки взимания.
Суть принципа эластичности заключается в том, что налоговая система в любом случае имеет в своём составе один или несколько налогов, которые в момент так называемой финансовой нужды дадут возможность увеличить государственные доходы посредством повышения тарифа и при этом избежав каких-либо экономических потрясений.
Народно-хозяйственные принципы обложения служат для формирования условий, в которых налоги причинят минимальное стеснение народному хозяйству, а также рекомендуют:
- Взимать налоги с дохода, а не с производительного капитала. Необходимо сразу объяснить данный принцип, поскольку он должен быть понят не в том смысле, что объектом налогообложения не может выступать производственное имущество, а в том, что размер налога не может достигать величины, которая поспособствует сокращению производства.
Данную ситуацию наиболее точно описал Д. Рикардо следующим образом: «Если из дохода в 1000 ф. ст. мне приходится уплачивать 100 ф. ст., то это действительно будет налог на доход, если я удовлетворяюсь расходованием остальных 900 ф. ст., но если я расходую по-прежнему 1000 ф. ст., то это будет налог на капитал».
- Необходимо принимать во внимание вероятные последствия переложения налога с тем, чтобы относительно точно иметь представление, кто на самом деле реально является его налогоплательщиком. В этой связи вполне логично утверждать, что теория переложения является одной из самых важных ветвей финансовой науки.
Переложение происходит в процессе обмена.
Обмен – это экономическая борьба, в которой плательщик налога пытается перебросить налог на иное лицо, вступающее с ним в сделки.
Во время обмена экономически более сильный переложит налог на более слабого. Таким образом, переложение зависит от экономической силы сторон, которая является основным показателем для того, чтобы при обмене эта сравнительная сила и слабость посредством соотношения эластичности спроса и предложения. В итоге такой своеобразной игры сил спроса и предложения образуется распределение налогового бремени.
Этические принципы обложения носят весьма условный характер, т.к. направлены на решение проблемы налоговой справедливости. К таковым принципам относятся принципы всеобщности и уравнительности обложения.
Согласно принципу всеобщности обложения, осуждаются любые налоговые привилегии. В соответствии с ним:
- Необлагаемый минимум для некоторых налогов рассматривается как исправление непропорциональности обложения. Более того, необлагаемый минимум является «продуктом» принципа продуктивности налога.
Идея необлагаемого минимума возникла в ХIX в. По мнению Ф. А. Менькова, налоговая платежеспособность пропорциональна чистому доходу, а не валовому, т.е. из валового дохода необходимо вычесть издержки производства, которые для рабочего составляют часть его заработной платы, переходящую на сохранение жизни, силы и здоровье его». В этом мнении Ф. А. Меньков был един с Д. Рикардо и С. Де Сисмонди, первый лишь обобщил их взгляды.
- Не подлежат освобождению от налогов государственные предприятия, с целью не придать им дополнительных привилегий, а также для того, чтобы налоги служили объективным показателем эффективности предприятия.
Принцип уравнительности обложения касается сразу четырёх вопросов. Они заключаются в следующем:
- Должен ли уровень обложения быть одинаковым для плательщиков, имеющих разный уровень платёжеспособности, или он должен повышаться пропорционально её роста? Здесь речь идёт о характере налога: прогрессивном или пропорциональном.
Упрочение принципа прогрессивности налога базируется на теории предельной полезности и равенства жертвы. Он гласит: «Всякий измеряет величину жертвы, требуемой от него обложением по значению тех частей своего имущества, которых он лишается, благодаря уплате налога. Чем меньше доход, тем сильнее будет давать себя чувствовать тягость одной и той же налоговой нормы».
Важно отметить, что исследования в области статистики семейных бюджетов, смогли веско аргументировать пользу прогрессивных налогов и показали снижение доли расходов на первостепенные жизненные нужды с ростом дохода. Прогрессивный налог также выступил в качестве средства исправления несправедливости косвенных налогов.
Принцип прогрессивности частично питался социалистическими идеями, которые видели в прогрессии орудие нападок на собственность. По праву стоит сказать, что такой вывод в большей степени использовался в пропагандистских целях: ни К. Маркс, ни теоретики финансов не пытались придавать больше значения налогам в преобразовании общества, чем они этого заслуживали.
- Должен ли уровень обложения учитывать условия налогоплательщика? Здесь, в первую очередь, речь идёт о реальном или личном налоге.
- Должен ли уровень обложения быть равным для всех источников дохода?
- Допускается ли двойное обложение?
Двойное налогообложение допустимо с тех ситуациях, когда один и тот же объект облагается в разных государствах органами власти на различных уровнях государства и в акционерных обществах, где в первую очередь облагается прибыль, а уже после дивиденды. Налоговые системы в развитых странах учитывают эту возможность с двойным обложением.
Принцип определенности налогообложения
Принцип определенности налогообложения влечет за собой требование формальной определенности права применительно к налоговому законодательству. Согласно ст. 3 НК РФ он включает в себя следующие требования: 1) при установлении налогов должны быть определены все элементы налогообложения (п. 6 ст. 3 НК РФ); 2) акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы), когда и в каком порядке он должен платить (п. 6 ст. 3 НК РФ); 3) все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (п. 7 ст. 3 НК РФ).
Принцип определенности налогообложения прослеживается еще в трудах А. Смита.
А. Смит пишет: «Налог, который обязывается уплачивать каждое отдельное лицо, должен быть точно определен, а не произволен. Срок уплаты, способ платежа, сумма платежа — все это должно быть ясно и определенно для плательщика и для всякого другого лица. Там, где этого нет, каждое лицо, облагаемое данным налогом, отдается в большей или меньшей степени во власть сборщика налогов, который может отягощать налог для всякого неугодного ему плательщика или вымогать для себя угрозой такого отягощения подарок или взятку. Неопределенность обложения развивает наглость и содействует подкупности того разряда людей, которые и без того не пользуются популярностью даже в том случае, если они не отличаются наглостью и подкупностью. Точная определенность того, что каждое отдельное лицо обязано платить, в вопросе налогового обложения представляется делом столь большого значения, что весьма значительная степень неравномерности, как это, по моему мнению, явствует из опыта всех народов, составляет гораздо меньшее зло, чем весьма малая степень неопределенности» .
См.: Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов: В 2 т. М., 1935. Т. 2. С. 341.
Требование определенности соблюдается при установлении налога. Налог считается установленным лишь в том случае, когда законом определены налогоплательщики и все элементы налогообложения, а именно: объект налогообложения, налоговая база, налоговый период, налоговая ставка, порядок исчисления налога, порядок и сроки уплаты налога, налоговые льготы (п. 1 ст. 17 НК РФ).
Основные понятия, связанные с налогообложением.
Налогоплательщик – это юридическое или физическое лицо, на которое государством возложена обязанность платить налоги. По налоговому кодексу налогоплательщики имеют свои права и обязанности.
Налоговая база – совокупность объектов налогообложения за определенный период на определенной территории. Грубо говоря – список всех налогоплательщиков.
Налоговая политика (или фискальная политика) – один из методов вмешательства государства в экономику с целью обеспечения стабильности экономики и наполнения государственного бюджета. Под влиянием экономической обстановки и текущего экономического цикла, государство может проводить разные виды налоговой политики – сдерживающую или стимулирующую, дискреционную или автоматическую (установление измененных налоговых ставок вручную или автоматически, в зависимости от изменения экономической ситуации).
Налоговое право – система правовых норм, регулирующая социальные отношения в сфере налогообложения. Источниками налогового права, как правило, являются: конституция страны, налоговый кодекс и прочие государственные нормативно-правовые акты. Не следует путать налоговое право с бюджетным правом.
Право. Понятие и признаки права.
Основные экономические принципы налогообложения. Прямые и косвенные налоги
Не разрешается исчисление налогов и сборов в произвольном порядке. Они должны взиматься только при наличии основания экономически обоснованной налоговой базы.
Определяя налоги и сборы, нужно обязательно помнить о недопущении прямо или косвенно ставить в определенные рамки свободное передвижение в границах территории РФ товаров, работ или услуг, а также финансов, либо создавать препятствия для осуществления разрешенной законом экономической деятельности физических лиц и организаций.
При определении величины налогов необходимо учитывать все первоначальные основы налогообложения. Положения законодательства обо всех обязательных платежах необходимо определять таким образом, чтобы было понятно наименование налогов, сборов и других платежей, сроки их оплаты, а также их очередность. Все неустранимые сомнения, разногласия и двусмысленности в положениях законодательства о налогах и сборах определяются в пользу налогоплательщика.
Согласно ст. 8 Конституции РФ в Российской Федерации гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности. Статья 74 Конституции РФ устанавливает: «На территории Российской Федерации не допускается установление таможенных границ, пошлин, сборов и каких-либо иных препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств, а ограничения перемещения товаров и услуг могут вводиться в соответствии с федеральным законом, если это необходимо для обеспечения безопасности, защиты жизни и здоровья людей, охраны природы и культурных ценностей».
Принцип определенности налогообложения влечет за собой требование формальной определенности права применительно к налоговому законодательству. Согласно ст. 3 НК РФ он включает в себя следующие требования: 1) при установлении налогов должны быть определены все элементы налогообложения (п. 6 ст. 3 НК РФ); 2) акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы), когда и в каком порядке он должен платить (п. 6 ст. 3 НК РФ); 3) все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (п. 7 ст. 3 НК РФ).
Принцип определенности налогообложения прослеживается еще в трудах А. Смита.
А. Смит пишет: «Налог, который обязывается уплачивать каждое отдельное лицо, должен быть точно определен, а не произволен. Срок уплаты, способ платежа, сумма платежа — все это должно быть ясно и определенно для плательщика и для всякого другого лица. Там, где этого нет, каждое лицо, облагаемое данным налогом, отдается в большей или меньшей степени во власть сборщика налогов, который может отягощать налог для всякого неугодного ему плательщика или вымогать для себя угрозой такого отягощения подарок или взятку. Неопределенность обложения развивает наглость и содействует подкупности того разряда людей, которые и без того не пользуются популярностью даже в том случае, если они не отличаются наглостью и подкупностью. Точная определенность того, что каждое отдельное лицо обязано платить, в вопросе налогового обложения представляется делом столь большого значения, что весьма значительная степень неравномерности, как это, по моему мнению, явствует из опыта всех народов, составляет гораздо меньшее зло, чем весьма малая степень неопределенности» .
См.: Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов: В 2 т. М., 1935. Т. 2. С. 341.
Требование определенности соблюдается при установлении налога. Налог считается установленным лишь в том случае, когда законом определены налогоплательщики и все элементы налогообложения, а именно: объект налогообложения, налоговая база, налоговый период, налоговая ставка, порядок исчисления налога, порядок и сроки уплаты налога, налоговые льготы (п. 1 ст. 17 НК РФ).
- Налоговая система и налогообложение
- Налоговая система и налогообложение
- Принцип налогообложения Вариант №6
- § 4.2. Соотношение налогового права с другими отраслями права и законодательства
- § 4.5. Источники налогового права и система налогового законодательства Российской Федерации. Понятие налогового закона
- 4.1.2. Принципы предпринимательского права
- 1.2.4. Права и обязанности налогоплательщиков, налоговых агентов — организаций и налоговых органов при проведении камеральной проверки
- 6. ПРЕДМЕТ НАЛОГОВОГО ПРАВА
- 7. МЕТОД НАЛОГОВОГО ПРАВА
- 9. МЕСТО НАЛОГОВОГО ПРАВА В ПРАВОВОЙ СИСТЕМЕ РОССИИ
- Глава ОСНОВЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ И НАЛОГОВОГО ПРАВА
- К главе 1. Основы налогообложения и налогового права
- Раздел 1. Общие принципы формирования, функционирования и развития налоговых систем в зарубежных странах. Налоговая статистика
- § 4.1 Понятие, предмет и метод налогового права
- Вопрос 3 Права и обязанности налоговых органов
- 4.3. Права и обязанности субъектов налоговых отношений
- Налоговая система и ее принципы
- Налоговая ставка и принципы построения налогообложения
- 19.3. Налоговая система и принципы ее функционирования
- § 5.3. Организационные принципы российской налоговой системы
- Лекция 3 ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ БЮДЖЕТА. НАЛОГОВЫЕ И НЕНАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ
- Вопрос: Принципы налогообложения (классические и современные).
- 4.2. Основные принципы современной системы налогообложения
- СОЦИАЛЬНЫЕ НАУКИ И КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ИНТЕРЛЮДИЯ, ИЛИ ИНТЕРПРЕТАЦИЯ СОВРЕМЕННОЙ ИСТОРИИ
- § 4. Ключевые принципы построения системно значимых платежных систем и их интерпретация
- § 5. Интерпретация и реализация ключевых принципов построения системно значимых платежных систем
- 2.1. Принципы налогообложения
- 9. Принципы налогообложения
- 2. Принципы налогообложения
- Принципы налогообложения
- §5. Принципы и функции налогообложения
- 1. Функции и принципы налогообложения
- 1.4. Принципы, способы и методы налогообложения
- Налоги, их функции, принципы налогообложения
- 5.3. Принципы налогообложения К истории вопроса
- 10.1. Налоговая система и принципы налогообложения
- § 2. Налоги и их виды. Принципы налогообложения
- 13.1.Элементы и принципы налогообложения
- Куда вкладывать свои деньги
- Как не стать обманутым вкладчиком
- Как вернуть деньги из банка-банкрота?
- Что может крыться в депозитном договоре
- Кладем деньги на депозит. Что надо знать?
Психологческая бессмысленность 2 · 109 |
Лечение наркотической зависимости 2 · 414 |
Психологическое исследование среди жертв инцеста и их матерей (нет ответов) · 667 |
Патопсихология 1 · 506 |
Страх быть не воспринятой. 7 · 848 |
Налоговая система появилась с возникновением государства. Само существование государства связано с налогообложением, поскольку государство без налогов функционировать не может. Сущность налогообложения можно раскрыть только при помощи анализа целей системы налогообложения и интересов ее участников.
Уровень налогов страны часто измеряется как общая доля налогов в валовом внутреннем продукте (ВВП).
Под фактической налоговой нагрузкой на экономику понимают долю реально выплаченных обязательных платежей в пользу государства в ВВП страны.
Разница между номинальной и фактической нагрузкой характеризует степень уклонения от налогов. Чем выше номинальная нагрузка — тем выше уклонение.
Под налоговой нагрузкой на предприятие следует понимать отношение суммы налогов и отчислений, реальным плательщиком которых является предприятие, к сумме прибыли предприятия.
Реальным плательщиком налога является тот субъект, который является:
-
владельцем объекта налогообложения, когда обязанность уплатить налог возникает при самом факте существования или возникновения объекта налогообложения;
-
пользователем объекта налогообложения, когда обязанность уплатить налог возникает только при нахождении объекта в определённых условиях пользования.
Глава 3. ПРИНЦИПЫ НАЛОГОВОГО ПРАВА
- Пикуров, Н. И. Комментарий к судебной практике квалификации преступлений на примере норм с бланкетными диспозициями / Н.И. Пикуров. — М.: Юрайт, 2014. — 496 c.
- Марченко, М.Н. Теория государства и права в вопросах и ответах. Учебное пособие. Гриф МО РФ / М.Н. Марченко. — М.: Проспект, 2017. — 535 c.
- Болдырев, В. А. Конструкция юридического лица несобственника. Опыт цивилистического исследования / В.А. Болдырев. — М.: Статут, 2012. — 368 c.
- Перевалов, В. Д. Теория государства и права / В.Д. Перевалов. — М.: Юрайт, 2013. — 432 c.
- Гессен И. В. История русской адвокатуры (подарочное издание); Арт Презент — М., 2013. — 536 c.
- 2.2. Современные принципы налогообложения. Экономические принципы
- 2.3. Основные принципы налогообложения. Роль налогообложения в экономической системе общества
- 1.4. Принципы налогообложения
- 8. ПРИНЦИПЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ
- 1.1.6. Принципы налогообложения
- 1.5.Принципы налогообложения
- 9. Принципы налогообложения
- 2.3. Организационные принципы налогообложения
- 1.5.1. Принципы налогообложения
- 4. Принципы налогообложения
- 2.1. Принципы налогообложения
- 2. Принципы налогообложения в России
- Налоговая система и налогообложение
- Налоговая система и налогообложение
- Принцип налогообложения Вариант №6
На сегодняшний день налоги весьма разнообразны по видам и образуют довольно разветвленную совокупность. Попытки унифицировать налоги, уменьшить количество их видов пока не имели успеха. Из истории известно имя американского ученого Генри Джорджа, предлагавшего свести все налоги к одному — налогу на землю. И хотя уже более ста лет последователи Г. Джорджа, в числе которых были Лев Толстой, Уинстон Черчилль, Сунь Ятсен, настоятельно проповедуют его учение, количество видов налогов не уменьшается, а увеличивается. Возможно, это происходит потому, что правительствам удобнее вместо одного большого налога взимать множество не столь больших, в этом случае налоговые поборы становятся менее заметными и менее чувствительными для населения.
Налоги делятся на разнообразные группы по многим признакам. Они классифицируются:
— по характеру налогового изъятия (прямые и косвенные);
— по уровням управления (федеральные, региональные, местные, муниципальные);
— по субъектам налогообложения (налоги с юридических и физических лиц);
— по объектам налогообложения (налоги на товары и услуги, налоги на доходы, прибыль, прирост рыночной стоимости капиталов, налоги на недвижимость и имущество и т.д.);
— по целевому назначению налога (общие, специальные).
Проанализируем прежде всего разделение налогов на прямые и косвенные.
Прямые налоги взимаются непосредственно по ставке или в фиксированной сумме с дохода или имущества налогоплательщика, так что он ощущает их в виде недополучения дохода. К прямым налогам относятся подоходный налог с физических лиц, налог на прибыль корпораций, имущественные налоги, налоги с наследств и дарений, земельный налог, налоги, регулирующие процессы природопользования, и ряд других.
Косвенные налоги изымаются иным, менее «заметным» образом, посредством введения государственных надбавок к ценам на товары и услуги, уплачиваемых покупателем и поступающих в государственный бюджет. К косвенным налогам могут быть отнесены акцизные налоги, таможенные пошлины (налоги на экспорт и импорт), налоги на продажу, налог с оборота, налог на добавленную стоимость. Косвенные налоги именуют еще безусловными в связи с тем, что они не связаны непосредственно с доходом налогоплательщика и взимаются вне зависимости от конечных результатов деятельности, получения прибыли.
Прямые налоги распространяются на стадии производства и реализации продукции, косвенные — в большей степени регулируют процессы распределения и потребления. Поэтому если прямые налоги — это налоги на доходы, то косвенные можно в определенном смысле считать налогами на расходы, подчеркивая тем самым, что они в большей мере относятся к стадии потребления в условиях равновесной экономики.
Представляется целесообразным относить налоги к прямым или косвенным на основе признака совпадения или несовпадения объекта и источника налогообложения. В соответствии с таким подходом прямые, налоги — это такие налоги, для которых источник и объект налогообложения идентичны, а косвенные — те, для которых источник и объект не совпадают.
Идентифицируем основные виды налогов, следуя указанным признакам.
1. Налог на доходы физических лиц. Так как источник и объект совпадают непосредственно, то налог — прямой.
2. Налог на прибыль корпораций. И объект, и источник — облагаемая прибыль, следовательно, налог является прямым.
3. Налог на доходы от денежных капиталов. Относится к категории прямых налогов, поскольку источник и объект налогообложения один и тот же: дивиденды, проценты от облигаций, проценты по вкладам в банки.
4. Поземельный налог. Исчисление налога на землю практически повсеместно осуществляется в абсолютных суммах, взимаемых с единицы земельной площади. Источником уплаты налога является текущий доход собственника земли, а объектом — земельная площадь в натуральном выражении. Правомерно отнести этот налог к категории косвенных.
5. Поимущественный налог. Объектом налогообложения является имущество юридического или физического лица в стоимостном выражении, то есть овеществленный прошлый доход налогоплательщика, а источником — текущий доход, следовательно, это налог косвенный.
6. Налог с наследств и дарений. Объект налогообложения — имущество, передаваемое в наследство или в дар, а источник уплаты налога — текущий доход субъекта налогообложения. Налог является косвенным.
7. Налог на ценные бумаги. Конструкция налога внутренне противоречива, поскольку он состоит из двух разнородных частей:
— налога на эмиссию акций, облигаций и других ценных бумаг, взимаемого с акционерных компаний;
— налога на биржевые сделки, взимаемого при переходе права собственности на ценные бумаги.
В первом случае объектом налогообложения является стоимость ценных бумаг (доход от продажи акций). Источник совпадает с объектом, и налог является прямым. Налог на биржевые сделки — это скорее аналог имущественного налога, уплачиваемого всякий раз при переуступке права собственности. Объектом является стоимость ценных бумаг, а источником — текущий доход субъекта налогообложения. Такой налог является косвенным.
8. Акциз. Представляет собой классический налог на цену товара. Объектом налогообложения является цена или облагаемый оборот. Источник уплаты акцизов — доходы потребителей. Так как источник и объект не совпадают, то акциз является косвенным налогом.
9. Налог с оборота. Объектом налогообложения является облагаемый оборот. Источником могут служить как доходы потребителей, так и доходы производителей. Объект и источник не совпадают, так что налог относится к косвенным.
10. Налог на добавленную стоимость. Объект налогообложения — добавленная стоимость на каждой стадии производства и реализации товаров (работ, услуг). Источником могут быть как доходы потребителя, так и доходы производителя в зависимости от результатов перераспределения налогового бремени. Налог является косвенным.
Виды налогов различаются также в зависимости от характера налоговых ставок. Напомним, что налоговой ставкой называют процент или долю подлежащих уплате средств, а еще точнее — размер налога в расчете на единицу налогообложения (на рубль дохода, на корову, на собаку, на гектар земли и т.д.) В зависимости от налоговых ставок налоги делятся на пропорциональные, прогрессивные и регрессивные.
Налог называется пропорциональным, если при налогообложении применяется единая налоговая ставка. Она неизменна, не зависит от величины дохода, от масштаба объекта налогообложения. В этом случае иногда говорят о твердых налоговых ставках на единицу объекта. К примеру, если ставка налога на прибыль составляет 24% прибыли и не изменяется в зависимости от значения прибыли, то налог — пропорциональный. Название налога подчеркивает, что его общая величина прямо пропорциональна объему налогообложения объекта (дохода, прибыли, имущества). Пропорциональное налогообложение сохраняет неравенство в доходах. Получающий более высокий доход и после вычета налога будет иметь больший доход.
При прогрессивном налоге налоговая ставка повышается по мере возрастания величины объекта налогообложения и сохраняет неравенство в экономическом положении. К примеру, доход в размере минимальной зарплаты может вообще не облагаться налогом, доход в размере 10 минимальных зарплат — 12%-ным налогом, а доход, превышающий 10 минимальных зарплат, — 20%-ным налогом.
Целесообразно выделять два типа прогрессивных шкал налогообложения: построенные по принципу простой и сложной прогрессии. При простой прогрессии повышенная ставка налога применяется ко всей более высокой сумме дохода. Сложная прогрессия предполагает ступенчатое налогообложение, то есть по более высокой ставке взимается налог с разницы между всей суммой облагаемого дохода и пределом суммы дохода, облагаемого по более низкой ставке. Таким образом,общая (средняя) ставка получается как средневзвешенная по суммам дохода, к которым применялись различные ставки.
Принцип справедливости налогообложения
Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения. При установлении налогов учитывается фактическая способность налогоплательщика к уплате налога».
В правовой науке распространена следующая позиция: принципы являются основополагающими началами, характеризующими сущность того или иного правового явления, лежащими в основе его построения и функционирования. Принципы отражают закономерности развития общества и государства, объективно сложившихся общественных отношений в праве в целом, отрасли права, правовом институте.
К таким нормативно-правовым актам относятся, например, постановления Правительства РФ, приказы, письма, распоряжения Министерства финансов РФ, финансовых органов субъектов РФ по отдельным вопросам применения тех или иных положений законодательных актов о налогах и сборах.
Принцип правовых взаимоотношений предполагает взаимную ответственность сторон в сфере налогового права.
Разновидности принципов налогового права
Под налогами во многих странах понимается законная форма изъятия части собственности налогоплательщика для ее использования в интересах общества и государства.
Принципы налогового права и принципы налогообложения — вопросы теории науки налогового права. Первые определяют как основные исходные положения данной правовой отрасли, ее базовые идеи, вторые — как основополагающие, базовые положения, лежащие в основе налоговой системы государства.
Как правило, вовне они формируются в одной или нескольких взаимосвязанных нормах и закреплены в нормативно-правовых актах различной юридической силы .
Общий смысл состоит в том, что ни один налоговый платеж не берется с потолка. Для каждого налога характерен свой объект налогообложения, имеющий стоимостную, количественную или физическую характеристику. Обязанность по уплате налога возникает только при наличии такого объекта.