Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «На какие авто нужно устанавливать тахограф в 2024 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Такие органы, как Госавтоинспекция, таможня и другие, могут проверять наличие тахографа на транспортных средствах при осуществлении контроля на дорогах или на границе. Тахограф должен быть установлен на определенные виды транспорта, такие как грузовики, автобусы и тягачи, которые используются для перевозки грузов или пассажиров.
Что такое тахограф и для чего он необходим?
Главная цель тахографа — обеспечить соблюдение правил и норм трудового законодательства в отношении водителей. Он необходим, чтобы предотвратить нарушение режима труда и отдыха, а также сократить возможность необоснованных превышений скорости и иных нарушений правил дорожного движения.
На тахографе хранятся специальные карточки, на которые записывается информация о работе водителя. Карта служит для идентификации водителя и позволяет записывать его данные, а также позволяет контролировать его рабочие часы и время отдыха. Отсутствие карты или ее неправильное использование может привести к штрафам и обжалованию.
Тахографы позволяют как водителям, так и контролирующим органам проверять соблюдение рабочего времени и принимать необходимые меры в случае нарушения. В случае превышения рабочего времени или нарушения других правил, на водителя могут быть наложены штрафы, а его работодатель может быть оштрафован и привлечен к ответственности.
Какова Актуальность Данного Материала?
Конечно, законодательство в области тахографии регулярно меняется. Тематика для России относительно новая и только развивается. В этой связи, достаточно часто изменяются (откладываются) сроки оснащения тахографами для различных категорий автомобилей. Также постоянно сокращается список исключений — кому не надо ставить тахограф! Политика выстроена таким образом, чтобы планомерно и поэтапно оснастить устройствами контроля режимов труда и отдыха все коммерческие типы автомобилей. Если Вы хотите получать объективную и актуальную информацию по вопросам кому нужно устанавливать тахограф, а кому не надо его ставить — рекомендуем сохранить ссылку на эту статью. Мы будем постоянно следить за нововведениями в нормативно-правовых документах и регулярно обновлять материал этой страницы.
Актуальность материала на данный момент: Февраль 2020 года.
Тахографы СКЗИ и ЕСТР – что за шифровки?
В описании моделей вы можете встретить пункт «тахограф с блоком СКЗИ» или «тахограф ЕСТР». В чем их отличие?
СКЗИ – это система криптографической защиты данных, то есть аппаратный блок с программным обеспечением, которое отвечает за достоверность информации, записанной контрольным устройством. Блоки СКЗИ производят российские компании, а требования к ним прописаны в специальных ГОСТах и Приказе ФСБ № 66.
Цифровой тахограф с СКЗИ разрешено использовать только на территории РФ. Если вы не планируете заниматься международными перевозками, этот вариант вам отлично подойдет.
ЕСТР –это Европейское соглашение о работе экипажей транспортных средств, совершающих международные автомобильные перемещения. Тахограф ЕСТР соответствует европейским нормам и позволяет выполнять международные перевозки. Однако, если владелец ТС не включен в Реестр российских перевозчиков, допущенных к осуществлению международных автомобильных перевозок, эксплуатация автомобиля с установленным контрольным устройством ЕСТР на территории России будет нарушать требования Приказа Минтранса № 440 и повлечет наложение штрафа.
Тахограф — специальный прибор, который контролирует соблюдение режима труда и отдыха водителями транспортных средств.
Изначально установка тахографов преследует хорошую цель — предотвращение ДТП, вызванных усталостью водителей, работающих без перерыва в течение десятков часов.
Однако на практике владельцы транспортных средств пытаются избежать установки контрольного оборудования. Связано это с тем, что стоимость установки тахографа на грузовой автомобиль достигает нескольких десятков тысяч рублей и это весьма внушительная сумма.
В этой статье Вы узнаете:
- Для чего нужен тахограф?
- Категории автомобилей, на которые нужен тахограф.
- Список автомобилей-исключений, на которые тахограф не требуется.
- Нужен ли тахограф на личный грузовик?
- Нужен ли тахограф при коммерческих перевозках на личном автомобиле?
- Нужно ли менять аналоговый тахограф на цифровой?
- Сроки установки тахографов с СКЗИ
- Размер штрафа за отсутствие тахографа.
- Будут ли отменены тахографы?
Ниже Вы узнаете, на какие автомобили можно не устанавливать тахографы на вполне законных основаниях. Приступим.
Документ, который регламентирует вопрос установки тахографов — приказ министерства транспорта Российской Федерации «Об утверждении требований к тахографам, устанавливаемым на транспортные средства, категорий и видов транспортных средств, оснащаемых тахографами, правил использования, обслуживания и контроля работы тахографов, установленных на транспортные средства», приложение №2 «Категории и виды транспортных средств, оснащаемых тахографами».
Нужен ли тахограф на личный грузовик?
До 1 ноября 2019 года установка тахографов была обязательна только для транспортных средств, используемых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями. Т.е. частникам тахограф бы не нужен.
Однако с 1 ноября 2019 года в закон «О БДД» добавлен следующий пункт:
3. Физические лица, осуществляющие эксплуатацию грузовых автомобилей, разрешенная максимальная масса которых превышает 3500 килограммов, и автобусов, обязаны:
.
обеспечивать оснащение эксплуатируемых ими транспортных средств тахографами. Требования к тахографам, а также порядок оснащения тахографами, правила их использования, обслуживания и контроля их работы устанавливаются в порядке, определенном в соответствии с абзацем десятым пункта 1 настоящей статьи;
Таким образом, с 1 ноября 2019 года тахограф нужен в том числе на личные грузовые автомобили категории С и личные автобусы.
Штраф за отсутствие тахографа в 2023 году
В 2023 году тахографы (приборы, контролирующие режим управления транспортными средствами) должны устанавливаться на грузовики категории C и автобусы категории D, которые принадлежат не только юридическим лицам, но и физическим лицам.
Примечание. Сроки установки тахографов на автомобили физических лиц растянуты во времени, однако с 1 января 2022 года они становятся обязательными абсолютно для всех.
Поскольку законодательство предусматривает обязанность по установке тахографов, оно предусматривает и штрафы за их отсутствие. Именно о них и пойдет речь в данной статье:
- Штрафы для физических лиц.
- Штрафы для организаций (юридических лиц и ИП).
Кому не надо ставить тахограф
Также этот список можно продолжить следующими видами машин:
- Автомобили городского общественного транспорта: троллейбусы.
- Автотранспорт, использующийся с целью международного сообщения с аппаратами «Европейского образца».
- Машины военнослужащих.
- Личные авто полиции, ФСБ, ФСИН.
- Трактора.
- Машины, которые «на ходу» длительное время, более 30 лет.
- Автотранспорт автошкол.
- ТС, необходимые для проведения дорожных испытаний.
Это далеко не весь перечень транспортных средств, предусмотрен еще один подраздел, организующий машины в группы по различным выполняемым работам:
- Гудронаторы и краны с автоматическим механизмом управления.
- Машины для экстренной медицинской помощи населению.
- Эвакуаторная техника.
- ТС для уничтожения очагов возгорания.
- Транспортные средства для коммунальных служб и транспорт для целей нефтяных и газовых скважин.
- Машины служб инкассации.
- Автомобильные устройства с подъемниками и рабочими платформами.
- Медицинские агрегаты на шасси.
- Автолавки.
- Микроавтобусы для целей обслуживания ритуальных услуг.
- Автодома.
- Машины с функцией бронирования салона.
- Специализированные машины.
- Грузовики категории С, которые необходимы производителям товаров сельскохозяйственного назначения.
- Мобильные лаборатории, мастерские.
- Подвижные машины для съемок репортажей и фильмов на колесах.
Какова Актуальность Данного Материала?
Конечно, законодательство в области тахографии регулярно меняется. Тематика для России относительно новая и только развивается. В этой связи, достаточно часто изменяются (откладываются) сроки оснащения тахографами для различных категорий автомобилей. Также постоянно сокращается список исключений — кому не надо ставить тахограф! Политика выстроена таким образом, чтобы планомерно и поэтапно оснастить устройствами контроля режимов труда и отдыха все коммерческие типы автомобилей. Если Вы хотите получать объективную и актуальную информацию по вопросам кому нужно устанавливать тахограф, а кому не надо его ставить — рекомендуем сохранить ссылку на эту статью. Мы будем постоянно следить за нововведениями в нормативно-правовых документах и регулярно обновлять материал этой страницы.
Актуальность материала на данный момент: Февраль 2020 года.
Кому не нужен тахограф?
Не надо устанавливать тахографы на:
- Грузовой и пассажирский транспорт международных перевозок, если они уже имеют аналогичные приборы европейского образца.
- Троллейбусы всех видов.
- Автомобили экстренных служб, в т.ч. проводящих оперативно-следственные мероприятия.
- Военные ТС.
- Автомобили органов, контролирующих техсостояние машин.
- Ретро-авто, если их год выпуска был 30 или более лет назад, ТС оборудовано оригинальными кузовом / рамой / двигателем, и не используется в коммерческих целях.
- Некоторые виды специальных автомобилей, включая автокраны, сельхозтехнику и многое-многое другое.
Именно в последнем пункте и сосредоточены многие сложности. Рассмотрим их более подробно. Не должны устанавливать тахограф:
- автокраны;
- автоэвакуаторы;
- автобетононасосы / бетоносмесители;
- автомобили коммунальщиков и дорожников;
- перевозчики денежной выручки;
- ТС, оборудованные подъемными платформами;
- автолавки;
- передвижные медицинские комплексы / лаборатории;
- молоковозы, скотовозы, птицевозы;
- сельхозтехника, используемая по назначению в рамках своего или соседних муниципальных образований;
- учебные автомобили;
- ТС, проходящие испытания;
- передвижные телестудии.
Напомним, это лишь часть общего перечня. Но именно в этих пунктах и сосредоточены сложности, основные из которых рассмотрим отдельно в виде «вопросов-ответов».
Правила пользования тахографом для водителей
Все, что требуется от водителя (если он не является одновременно и собственником ТС) – проверить, что прибор включен и соблюдать нормы движения. Остальное (настройки, поверки, монтаж и пр.) лежит на плечах хозяина автомобиля.
Расскажем, как пользоваться картой. Для включения, перед началом движения, водитель грузового автомобиля должен:
- Вставить карту водителя в специальный слот тахографа.
- Ввести пин-код.
- Проверить на экране регистрационную информацию (Ф. И. О. и т.п.).
- Выбрать вид деятельности: отдых или работа. В некоторых устройствах режим «работа» включается автоматически при старте двигателя, и сохраняется в т.ч. при стоянке с включенным мотором.
По окончанию смены карту водителя необходимо извлечь из устройства.
Кто должен ставить тахограф в 2023 году
Несмотря на целый ряд изменений в законодательстве, основной список транспортных средств, которые обязаны иметь тахографы, остался прежним. Тахографами должны быть оборудованы следующие автомобили.
- Автобусы — транспортные средства, имеющие более восьми мест для сидения и используемые для перевозки пассажиров.
- Все автомобили категории «С» тяжелее 3,5 тонн, которые принадлежат юридическим лицам или индивидуальным предпринимателям.
- Грузовые автомобили тяжелее 3,5 тонн, которые принадлежат физическим лицам.
- Грузовые автомобили, которые перевозят опасные грузы.
С 2023 года согласно Приказу Минтранса №440 из оснащения тахографами исключены:
- транспортные средства дипломатических представительств и консульских учреждений;
- транспортные средства ГУСП РФ и подведомственных ему учреждений.
Обновленные требования к тахографам в 2024 году
В 2024 году вступают в силу обновленные требования к тахографам. Тахографы — это устройства, установленные на автомобилях, которые используются для контроля за соблюдением правил перевозок и рабочего времени водителей.
Одним из ключевых изменений является расширение списка автомобилей, на которые должны быть установлены тахографы. В 2024 году этот список будет включать следующие категории транспортных средств:
- Грузовые автомобили с разрешенной полной массой свыше 3,5 тонны;
- Автобусы и троллейбусы, вместимость которых превышает 9 человек (включая водителя);
- Автомобили, используемые для коммерческой деятельности, независимо от их грузоподъемности или количества перевозимых пассажиров.
Это означает, что больше категорий транспортных средств должны будут быть оборудованы тахографами для контроля за рабочим временем водителей и соблюдением правил перевозок.
Другое важное изменение касается самого устройства тахографа. Новые требования предусматривают использование цифровых тахографов, которые должны будут быть подключены к цифровой инфраструктуре, обеспечивающей обмен данными с транспортными компаниями и дорожными службами.
Изменения для грузовых автомобилей
Согласно обновленным требованиям к тахографам в 2024 году, появились новые правила, касающиеся установки тахографов на грузовые автомобили. Эти изменения направлены на улучшение безопасности дорожного движения и учет времени работы водителей грузовых транспортных средств.
Вот основные изменения, которые касаются грузовых автомобилей:
- Все грузовые автомобили с разрешенной максимальной массой более 3,5 тонн должны быть оборудованы цифровым тахографом.
- Цифровой тахограф должен устанавливаться на все новые грузовые автомобили, которые будут выпускаться после вступления в силу этих изменений.
- При передаче владельцем или оператором грузового автомобиля полностью реализованного и зарегистрированного в стране, которая внедряет эти изменения, к другому владельцу или оператору, обязательна установка цифрового тахографа.
- Если грузовой автомобиль был зарегистрирован до вступления в силу этих изменений, установка цифрового тахографа обязательна в случае замены аналогового тахографа или в случае его повреждения.
Обновленные требования к тахографам в 2024 году нацелены на повышение безопасности на дорогах и обеспечение честных условий конкуренции в грузоперевозках. Установка цифровых тахографов на грузовые автомобили поможет регулировать и контролировать время работы водителей в соответствии с законодательством, что в конечном итоге приведет к уменьшению аварийности и повышению качества грузоперевозок.
Правила установки тахографов на автобусы общественного транспорта
В соответствии с обновленными требованиями, вступающими в силу в 2024 году, тахографы должны быть установлены на все автобусы общественного транспорта. Это включает в себя автобусы городского и пригородного транспорта, а также автобусы междугородних и международных перевозок.
Установка тахографов на автобусы общественного транспорта является обязательной мерой для контроля скорости и соблюдения ограничений рабочего времени водителя. Это позволяет предотвратить перегрузку водителей, усталость и снизить риск дорожно-транспортных происшествий.
Тахографы должны быть установлены на автобусах таким образом, чтобы они были легко доступны для инспекции и загрузки данных. Установка должна быть осуществлена в соответствии с техническими требованиями и стандартами производителя тахографа.
При установке тахографа на автобусы общественного транспорта необходимо также учитывать его взаимодействие с другими системами, такими как система внешней связи и система глобального позиционирования (GPS). Это позволяет собирать и передавать данные о перемещении автобуса и о его работе в режиме реального времени.
Правила установки тахографов на автобусы общественного транспорта являются важным шагом в обеспечении безопасности и соблюдении требований работы водителей. Владельцам и эксплуатантам автобусов следует обратить внимание на эти требования и своевременно осуществить установку тахографов на свои транспортные средства в соответствии с указанными правилами.
Последствия нарушения требований
Нарушение требований, связанных с установкой и использованием тахографов, может повлечь за собой серьезные последствия для владельцев автомобилей и водителей. Органы ГИБДД имеют право применять административные и уголовные штрафы, которые могут включать:
- Штрафные санкции. Владельцу автомобиля или водителю могут быть наложены штрафы за отсутствие или ненадлежащее использование тахографа.
- Запрет на эксплуатацию. В случае серьезных нарушений и повторных нарушений требований по установке и использованию тахографов, органы ГИБДД имеют право запретить эксплуатацию автомобиля.
- Ограничение деятельности. Для юридических лиц, занимающихся грузоперевозками, неправильное использование тахографа может привести к ограничению деятельности или обязательству пройти специальную аттестацию.
- Уголовное преследование. В случае умышленного сокрытия или изменения данных на тахографе, ответственные лица могут быть привлечены к уголовной ответственности.
Для владельцев автомобилей и водителей очень важно соблюдать все требования, связанные с установкой и использованием тахографов, чтобы избежать негативных последствий и сохранить свою репутацию в сфере грузоперевозок.