Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Каков порядок признания гражданина безработным прав ли золотарев». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Величина выплат определяется в индивидуальном порядке и зависит от трудового стажа, оклада, причины отсутствия трудовой деятельности и региональных надбавок. Минимальный размер дотации составляет 1 500 ₱, максимальный – 12 130 ₱. Это базовая величина пособия без региональных доплат. Такие размеры установлены постановлением правительства Российской Федерации от 31 декабря 2020 года №239.
Имеет ли право гражданин на обращение в орган службы занятости с целью поиска работы?
Да, имеет.
Статьей 12 Закона Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» (далее — Закон о занятости) определены гарантии государства в реализации права граждан на труд.
В соответствии с абзацем четвертым пункта 1 статьи 12 Закона Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» гражданам Российской Федерации, в том числе гарантируется бесплатное содействие в подборе подходящей работы и трудоустройстве при посредничестве органов службы занятости.
В целях реализации данной гарантии органами службы занятости оказывается, в том числе государственная услуга по содействию гражданам в поиске подходящей работы, а работодателям — в подборе необходимых работников (абзац второй подпункта 3 пункта 1 статьи 7.1. Закона о занятости).
Названная государственная услуга оказывается органами службы занятости в соответствии с Административным регламентом Федеральной службы по труду и занятости по предоставлению государственной услуги содействия гражданам в поиске подходящей работы, а работодателям в подборе необходимых работников, утвержденным приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 3 июля 2006 г. № 513 (зарегистрировано в Минюсте России 6 сентября 2006 г. № 8219).
Должна ли служба занятости признать гражданина безработным, если гражданин не явился в срок, установленный службой занятости для регистрации его в качестве безработного, но у него имеется на данный период больничный лист.
В соответствии с абзацем 5 пункта 3 статьи 3 Закона РФ от 19 апреля 1991 года №
На основании пункта 4 статьи 3 Закона граждане, которым в установленном порядке отказано в признании их безработными, имеют право на повторное обращение в органы службы занятости через один месяц со дня отказа для решения вопроса о признании их безработными. То есть, гражданин имеет право повторно обратиться в целях поиска подходящей работы (для последующей регистрации в качестве безработного в случае нетрудоустройства) через месяц со дня вынесения решения об отказе (приказ), с которым должны ознакомить в центре занятости населения под роспись.
Листок временной нетрудоспособности является уважительной причиной в случае неявки для перерегистрации в качестве безработного, а в данном случае гражданин такого статуса еще не получил в соответствии с требованиями законодательства.
Кроме того, сообщаем, что в соответствии с законодательством о социальном страховании (Федеральный закон №
В связи с вышеизложенным, пособие по безработице будет назначено при повторном обращении гражданина в случае нетрудоустройства.
В каком процентном соотношении будет производиться выплата пособия по безработице, и как этот процент от уровня зарплаты снижается в течение года, если гражданин уволен с последнего места работы по собственному желанию?
В соответствии с Законом о занятости, пособие по безработице гражданам, уволенным из организаций, устанавливается в процентном отношении к среднему заработку, исчисленному за последние три месяца по последнему месту работы, если они в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, имели оплачиваемую работу не менее 26 календарных недель. Первые три месяца — в размере 75%, в следующие четыре месяца — в размере 60%, в дальнейшем — в размере 45% среднемесячного заработка, но во всех случаях не выше максимальной величины (4900 рублей) и не ниже минимальной величины (850 рублей) пособия по безработице. При отсутствии указанных 26 недель пособие по безработице устанавливается в размере минимальной величины пособия по безработице, что составляет 850 рублей.
Кто не может получить статус?
Положения по признанию лица неработающим не применяются в отношении:
- граждан в возрастной категории до 16 лет;
- получателей пенсионных пособий, выплачиваемых при достижении определенного возраста или за выслугу;
- лиц, отказавшихся вариантов ЦЗН;
- человека, который раньше не трудился и не обладает специальностью, если он не стал проходил обучение от службы занятости;
- лиц, которые за десять дней не появились в службе занятости чтобы узнать про предложения о работе;
- тех, кому судебный орган назначил наказания в форме исправительных работ;
- граждан, предоставивших ложные сведения;
- людей, не являющихся в ЦЗН для прохождения регистрационных мероприятий в качестве неработающих.
В эти два варианта, поступивших человеку от центра занятости, включается работа временная либо постоянная. Если человеком получил отказ, он не поставлен на учет как неработающий – гражданин вправе посетить ЦЗН повторно. Чтобы второй раз подать бумаги нужно подождать месяц с момента вынесения отказа.
Гражданин, признанный в установленном порядке безработным, имеет право на выбор подходящей работы самостоятельно или с помощью бесплатного посредничества органов занятости населения, в том числе за пределами Российской Федерации.
Гражданин, являющийся безработным, имеет право на консультацию, профориентацию, содействие для переезда и переселения в другую местность для трудоустройства, психологическую поддержку, профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование, получение информации в органах службы занятости.
Кто Считается Безработным По Каким Причинам Человек Может Стать Безработным
Сразу следует определиться: с точки зрения закона, да и общечеловеческих понятий, безработный – это не бездельник, который на халяву получает деньги от государства, а человек, по каким-то причинам временно оставшийся без работы, и искренне пытающийся такую работу найти. Таким образом, корректно будет говорить не о регистрации в центре занятости в качестве безработного, а о регистрации в целях поиска подходящей работы.
- быть трудоспособным;
- не иметь работы (то есть не числиться работником ни в каких организациях, не быть индивидуальным предпринимателем и т.д.);
- желать устроиться на работу и быть готовым приступить к ней в любой момент;
- быть зарегистрированным в службе занятости с целью поиска работы.
Принцип подбора вакансии для безработного
Отдельного внимания заслуживает определение понятия «подходящей работы». Поскольку именно его относят к перечню ключевых терминов в сфере занятости населения. Именно наличие подходящей вакансии или ее отсутствия зависит, сможет ли безработный сохранить свой статус, размер получаемого им пособия и другое. К данной категории относят предложения о предоставлении рабочего места, поступающие заявителю от инспектора службы занятости и соответствующие:
- Уровню квалификации, трудовым навыкам и направлению профессиональной подготовки. Так, безработному бухгалтеру не предложат работу каменщика или вахтера. При этом подходящей для такого специалиста может стать вакансия экономиста, при условии прохождения дополнительных курсов повышения квалификации, переаттестации.
- Условиям предыдущего места работы. В первую очередь критерий подразумевает достаточный уровень оплаты труда, не идущий вразрез с размером оклада на прежнем рабочем месте.
- Состоянию физического и психического здоровья. Чтобы занимать ту или иную должность гражданин не должен иметь противопоказаний.
- Территориальной доступности рабочего места. Учитывая, что на законодательном уровне отсутствует четкое определение «транспортной доступности» или «максимальной удаленности» потенциального рабочего места, органы местного самоуправления устанавливают предельное расстояние и максимально допустимое время на дорогу. Во многом это зависит от развитости транспортной развязки в соответствующей местности.
Чтобы начать получать ППБ гражданину необходимо обратиться к сотрудникам центра занятости населения (ЦЗН). Причем, обратиться к ним могут граждане РФ, уже достигшие 16 лет, не ведущие никакой деятельности в качестве предпринимателя, не обучающиеся на дневной форме обучения и не имеющие места трудовой деятельности. Служба трудоустройства поставит на учет такого гражданина, чтобы помочь ему трудоустроится, а не с целью предоставления ему денежных средств.
Основная цель создания и существования ЦЗН — это бороться и предотвращать безработицу, а предоставление финансовой поддержки это всего лишь поддержка граждан до времени приобретения самостоятельного источника получения дохода.
Регистрироваться в ЦЗН следует в районе официальной регистрации и прописки. Данные учреждения сегодня имеют собственные сайты, но эти ресурсы служат цели предоставления каждому желающему необходимой информации о том, где находится ЦЗН, его адрес и телефон. Получение статуса и постановка на учет с помощью сайта никому не удастся, поэтому прийти в центр и представить все необходимые документы все же придется.
Порядок признания гражданина безработным
Безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней.
Решение о признании гражданина, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы, безработным принимается центром занятости населения по месту жительства гражданина не позднее 11 дней со дня предъявления
- паспорт или документ, его заменяющий;
- трудовая книжка или документ, ее заменяющий;
- документов, удостоверяющих профессиональную квалификацию; ;
- для граждан, относящихся к категории инвалидов, — индивидуальная программа реабилитации инвалида, выданная в установленном порядке и содержащая заключение о рекомендуемом характере и условиях труда (далее — индивидуальная программа реабилитации).
Для граждан, впервые ищущих работу (ранее не работавших), не имеющих профессии (специальности), регистрация в качестве безработных осуществляется при предъявлении указанными гражданами следующих документов:
- паспорт;
- документ об образовании;
- для граждан, относящихся к категории инвалидов, — индивидуальная программа реабилитации.
Безработными не могут быть признаны граждане:
- не достигшие 16-летнего возраста;
- которым в соответствии с законодательством Российской Федерации назначена трудовая пенсия по старости; отказавшиеся в течение 10 дней со дня их регистрации в центре занятости населения в целях поиска подходящей работы от двух вариантов подходящей работы, включая работы временного характера, а впервые ищущие работу (ранее не работавшие) и при этом не имеющие профессии (специальности) — в случае двух отказов от получения профессиональной подготовки или от предложенной оплачиваемой работы, включая работу временного характера;
- не явившиеся без уважительных причин в течение 10 дней со дня их регистрации в целях поиска подходящей работы в центр занятости населения для предложения им подходящей работы, а также не явившиеся в срок, установленный центром занятости населения для регистрации их в качестве безработных; осужденные по решению суда к исправительным работам без лишения свободы, а также к наказанию в виде лишения свободы;
- представившие документы, содержащие заведомо ложные сведения об отсутствии работы и заработка, а также представившие другие недостоверные данные для признания их безработными;
- занятые (имеющие работу или заработок, зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей, проходящие военную службу, проходящие очный курс обучения).
Выплаты по безработице
Данный вид выплат является мерой государственной поддержки. Предназначена для лиц, стоящих на учете в качестве безработных. Для получения выплаты достаточно стоять на учете в ЦЗН, в то время, когда для других пособий необходимо отвечать определенным условиям. Период, на протяжении которого гражданин получает выплату, ограничен. Размер выплаты зависит от того, в течение какого времени человек не работал. Учитывается факт того, трудился ли гражданин по направлению, выданному службой занятости.
Если человека уволили из организации в течение 12 месяцев перед тем, как получен безработного, то выплаты начисляются по определенной схеме. На протяжении первых трех месяцев гражданин получает три четверти от средней зарплаты, которую он получал по последнему месту работы. Следующие четыре месяца выплата равна двум пятым от зарплаты. Оставшееся время – 45 процентов.
Постепенное снижение размера выплаты связывается с тем, что человек не должен бездействовать. Он самостоятельно подыскивает новое место работы. Для скорейшего восстановления материального положения необходимо быстро найти работу. За первые три месяца после расторжения трудовых отношений можно подыскать новое место.
Закон устанавливает ограничения относительно предельной и минимальной суммы пособий. В первом случае она не превышает установленного в регионе прожиточного минимума. Во втором – не может быть менее одной пятой от этой величины. Выплаты чаще всего назначаются не больше, чем на 12 месяцев. Суммарные начисления составляют 1,5 года. Если за это время человек не подыскал подходящую работу – он вправе повторно обратиться за пособиями.
В этой ситуации сумма не превышает одной пятой от прожиточного минимума. Если человек начинает работать – в соответствии с законом выплаты пособия прекращаются. В это же время происходит снятие человека с учета.
Порядок и условия признания гражданина безработным отражены законодателем. Их необходимо соблюдать при постановке на учет. Реализуется процедура сотрудниками ЦЗН.
Порядок и условия признания граждан безработными
Чтобы встать на учет в качестве безработного, нужно обратиться в центр занятости населения (ЦЗН) по месту своей прописки или в том регионе, где хотите устроиться на работу.
С апреля 2020 г. граждане могут подать заявление через Портал госуслуг, не приезжая в ЦЗН. Упрощенный порядок пока действует до 31 марта 2021 г., но, вероятно, он будет продлен. Кроме того, соискатели могут встать на учет через портал «Работа в России», однако для подачи заявления также потребуется регистрация в ЕСИА. В последних двух случаях документы сканируются и направляются в формате pdf.
Независимо от способа подачи заявления рассматривается оно 11 дней.
Для постановки на учет службе занятости потребуются:
- паспорт;
- диплом, сертификат или другой документ, подтверждающий получение образования и квалификацию;
- трудовая книжка;
- справка о среднем заработке (если вы уволились меньше года назад);
- реквизиты банковского счета (почтового отделения) для перечисления пособия.
Важно: в связи с пандемией коронавируса порядок работы органов службы занятости может быть изменен. Так, предоставление государственных услуг в центрах занятости населения Московской области приостановлено, за исключением очного приема граждан по предварительной записи, осуществленной посредством официальных сайтов в Интернете через ресурс «Обратная связь», телефонов и электронной почты (подп. 2.1 п. 2 Распоряжения Минсоцразвития МО от 13 ноября 2020 г. № 21РВ-179).
Закон предусматривает, что безработными не могут быть признаны:
- граждане младше 16 лет;
- пенсионеры по старости или выслуге лет;
- ИП, нотариусы, адвокаты, самозанятые;
- студенты-очники;
- учредители коммерческих компаний;
- граждане, уже работающие по трудовому договору;
- лица, отбывающие наказание в местах лишения свободы;
- осужденные, которым назначены исправительные работы;
- военнослужащие, а также те, кто проходит службу в иных органах (правоохранительные, МЧС и т.д.);
- граждане, выполняющие иную оплачиваемую работу, в том числе по гражданско-правовым договорам;
- члены крестьянско-фермерских хозяйств, производственных кооперативов, артелей.
Если вы относитесь к одной из перечисленных категорий, в постановке на учет будет отказано. При отказе в признании безработным орган службы занятости обязан уведомить вас письменно (под подпись) или по почте в течение суток со дня принятия такого решения. В решении должно быть указано основание, в связи с которым оно принято. Отказ в признании безработным можно обжаловать.
Конкретных сроков действующее законодательство не устанавливает. ЦЗН в течение 10 дней с момента подачи заявления ищет подходящие вакансии. Если трудоустроить гражданина не получается, его регистрируют как безработного. Предельный период, в течение которого можно состоять на учете, не установлен. Хотя каждый месяц статус безработного «перерегистрируется» (эту процедуру можно пройти онлайн). Однако пособие может выплачиваться только год. То есть можно состоять на учете несколько лет, но деньги служба занятости платить не будет.
Статья 4 Закона № 1032-1 устанавливает, что подходящей является работа, которая «соответствует профессиональной пригодности работника с учетом уровня его квалификации, условиям последнего места работы (службы), состоянию здоровья, транспортной доступности рабочего места».
После получения статуса безработного нужно регулярно посещать центр занятости для перерегистрации в сроки, которые вам назовут (обычно — два раза в месяц). Если в очередной раз не придете, оправдаться можно только официальным больничным листом или другими столь же убедительными доказательствами уважительных причин. Иначе потеряете пособие.
Центры занятости существуют не только для назначения безработным пособия, но в первую очередь для того, чтобы помочь им трудоустроиться. В течение 10 дней после обращения в центр с необходимыми документами вам должны предложить работу. И только если подходящей работы не найдется, не позднее 11-го дня вас признают безработным и назначат пособие. Но дальше вам будут снова предлагать подходящие вакансии. И вы не вправе отвергать их необоснованно, иначе тоже можете лишиться пособия.
Вы обязаны сходить на собеседование по направлению центра занятости, даже если уже по описанию вакансии видите, что это не ваш вариант. В случае неявки вам снизят размер пособия на 25%.
А если вы дважды откажетесь от предлагаемых подходящих вакансий — подходящих по смыслу закона, а не по вашим предпочтениям, — то вам приостановят выплату пособия.
Это не значит, что сразу встает выбор: пойти на вторую же предложенную работу, даже если она не нравится, либо потерять пособие. Если вам предложат вакансию, но она вас не устроит, главное — прийти на собеседование с потенциальным работодателем и получить от него на вашем направлении письменный отказ. Ведь не факт, что они готовы будут вас принять.
Проще говоря, вам, возможно, придется реагировать на те варианты, на которые вы при обычном поиске работы по своим каналам не обратили бы внимания. Дело не в том, что у центров занятости не бывает хороших вакансий — вакансии вполне обычные. Проблема в том, что «подходящая работа» в понимании закона о занятости — совсем не то же самое, что считаете для себя подходящей работой вы сами.
Еще один нюанс: тем, кто встал на биржу труда после длительного перерыва в работе (больше года), уже в конце первого месяца официальной безработицы могут предложить поучаствовать в общественных работах. Как правило, это неквалифицированный труд — например, по очистке и озеленению территории. Отказаться, конечно, можно, но выплату пособия в таком случае приостановят.
Еще можно остаться без пособия, если после неудачных попыток устроить вас на работу вам предложат пройти переобучение, а вы откажетесь, либо если вы самовольно бросите учебу, на которую вас направит центр занятости, или образовательная организация вас исключит по вашей вине (например, за прогулы занятий).
Главное: не пытайтесь обмануть службу занятости. Безработным признается тот, у кого нет работы и заработка. Если выяснится, что вы работаете, пусть даже неофициально, и у вас есть доходы, например от фриланса, то выплаченное вам пособие взыщут назад и может дойти до уголовного дела за мошенничество (ст. 159.2 УК РФ) .
Да, имеет.
Статьей 12 Закона Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» (далее — Закон о занятости) определены гарантии государства в реализации права граждан на труд.
В соответствии с абзацем четвертым пункта 1 статьи 12 Закона Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» гражданам Российской Федерации, в том числе гарантируется бесплатное содействие в подборе подходящей работы и трудоустройстве при посредничестве органов службы занятости.
В целях реализации данной гарантии органами службы занятости оказывается, в том числе государственная услуга по содействию гражданам в поиске подходящей работы, а работодателям — в подборе необходимых работников (абзац второй подпункта 3 пункта 1 статьи 7.1. Закона о занятости).
Названная государственная услуга оказывается органами службы занятости в соответствии с Административным регламентом Федеральной службы по труду и занятости по предоставлению государственной услуги содействия гражданам в поиске подходящей работы, а работодателям в подборе необходимых работников, утвержденным приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 3 июля 2006 г. № 513 (зарегистрировано в Минюсте России 6 сентября 2006 г. № 8219).
Для постановки на учет в центре занятости населения необходимы следующие документы:
1. Заявление-анкета о предоставлении государственной услуги содействия в поиске подходящей работы.
Заявление-анкета заполняется разборчиво от руки, на русском языке. При заполнении заявления-анкеты не допускается использование сокращений слов и аббревиатур. Ответы на содержащиеся в заявлении-анкете вопросы должны быть конкретными и исчерпывающими. Заявление-анкета заверяется личной подписью гражданина.
2. Паспорт гражданина Российской Федерации или документ, его заменяющий, — граждане Российской Федерации;
документы, удостоверяющие личность и гражданство иностранного гражданина, — иностранные граждане;
документы, удостоверяющие личность, — лица без гражданства.
Документы, составленные на иностранном языке, подлежат переводу на русский язык. Верность перевода и подлинность подписи переводчика должны быть нотариально удостоверены.
3. Трудовая книжка или документ, ее заменяющий, — кроме граждан, впервые ищущих работу (ранее не работавших)
Дополнительно для подтверждения опыта работы по профессии (специальности) можно представить трудовые договоры, служебные контракты, договоры гражданско-правового характера.
4. Граждане, впервые ищущие работу (ранее не работавшие), не имеющие профессии (специальности), представляют документ об образовании.
5. Индивидуальная программа реабилитации инвалида — граждане, являющиеся инвалидами.
6. Справка о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы — кроме граждан, впервые ищущих работу (ранее не работавших).
Справка о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы (скачать)- кроме граждан, впервые ищущих работу (ранее не работавших).
Может ли безработный стажироваться в период получения пособия по безработице
Существуют массовые случаи, когда гражданину необходимо для решения вопроса о трудоустройстве в ту или иную организацию необходимо пройти стажировку. Стажировка при этом может быть оплачиваемой и неоплачиваемой. Если с определением оплачиваемой стажировкой всё понятно, то поясним, что такое неоплачиваемая стажировка.
Неоплачиваемая стажировка – это трудовая деятельность, выполняемая безвозмездно в пользу других лиц в целях приобретения опыта или трудовых навыков. Таким образом, безработный работает без оплаты, в интересах других лиц. И в таком случае вновь возникает вопрос о наличии или отсутствии состава мошенничества при получении выплат.
С одной стороны, мы наблюдаем, что неоплачиваемая стажировка – это вид трудовой деятельности. С другой стороны, мы наблюдаем отсутствие каких-либо выплат в пользу безработного гражданина. И есть опасения, что работодатели массово введут какие-либо сроки неоплачиваемых краткосрочных или долгосрочных стажировок, в том числе вместо ученических договоров. Особенно актуален данный риск в условиях тотального запрета почти всех видов деятельности по причине коронавируса и самоизоляции (о конституционности которой говорить крайне сомнительно, так как прямо нарушается ч. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации).
Тем не менее, полагаем, что стажировка в подобных случаях допустима.
Некоторые особенности процедуры
Обратившиеся в поисках работы инвалиды признаются безработными, при наличии в пакете документов индивидуальной программы реабилитации. ИПР должна иметь трудовую рекомендацию с заключением, в котором специалисты медико-социальной экспертизы прописывают условия труда и характер деятельности. Учитывая рекомендации, работник центра занятости будет подбирать соответствующую состоянию здоровья и квалификации работу.
Статья 6 Закона о занятости позволяет признать безработными иностранного гражданина или человека, не имеющего гражданства, если вышеназванные граждане не являются занятыми в соответствии с действующим законодательством и проходят регистрацию в службе занятости в соответствии с утвержденным порядком.
Люди, получающие пенсию по возрасту или по выслуге лет, нуждающиеся в трудоустройстве, могут обратиться на биржу труда с целью получения информационных и консультационных услуг, либо для получения документов справочного характера. Статус безработного пенсионерам не присваивается.
Правительственные акты регулируют вопросы постановки на такой учет. Сотрудники службы занятости оформляют неработающих граждан последовательно. Изначально происходит первичное оформление людей, которые не трудоустроены. Затем проводятся регистрационные мероприятия граждан, чтобы облегчить им поиск места работы. Следующая стадия – оформление в порядке признания неработающим. Завершающий этап – перерегистрация неработающих лиц.
На каждой из перечисленных стадий применяется отдельная система учета. Первичная процедура предполагает, что учитывается общее количество неработающих людей. Учитываются лица, обратившиеся в ЦЗН по месту своего проживания. Целью обращения граждан является получение актуальных сведений по вопросам занятости и предоставления необходимой документации. В лист регистрации вносятся сведения:
- фамилия и инициалы человека;
- место проживания;
- половая принадлежность;
- возрастная категория;
- образование и специальность;
- работал ранее или нет.
В ходе консультации человеку предоставляется информация о том, каково положение на рынке труда в интересующей его местности. Специалист ЦЗН сообщает о том, какой средний уровень зарплаты существует в этой области, консультирует в сфере устройства на работу. Человек вправе узнать о том, получится у него пройти курсы по переподготовке или повысить уровень квалификации.
Затем компетентные органы приступают к регистрации граждан, чтобы найти им подходящую работу. Лицо регистрируется сотрудниками ЦЗН там, где проживает человек. Для этого гражданин обращается в указанную организацию и представить полный пакет бумаг. За десять дней с момента регистрации человеку на предоставляют два варианта для устройства на работу. Сотрудники службы занятости ищут место работы при помощи информационной базы, проводят мониторинг вакансий в определенной местности.
Неработающему человеку предлагают поучаствовать в работах общественного типа. В этом случае работа оплачивается по установленным тарифам. Для каждого человека, имеющего такой статус, составляется личное дело. В него вносятся записи о вариантах трудоустройства, сведения о прохождении на учебы, выданных направлениях. Отражается ответ человека на ту или иную вакансию.