Оспаривание решений органов власти об отказе в предоставлении земельного участка

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Оспаривание решений органов власти об отказе в предоставлении земельного участка». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Содержание

В гл. 22 КАС РФ определены особенности производства по административным делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих. Ранее соответствующие положения содержались в гл. 25 «Производство по делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» ГПК РФ. Аналогичное регулирование установлено положениями гл. 24 «Рассмотрение дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц» АПК РФ (наименование главы в ред. Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 228-ФЗ). Ранее также действовал Закон РФ от 27 апреля 1993 г. N 4866-1 «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» , но данный Закон и Постановление Верховного Совета РФ от 25 февраля 1993 г. N 4552-1 , определявшее порядок введения в действие данного Закона, признаны утратившими силу Федеральным законом от 8 марта 2015 г. N 22-ФЗ в связи принятием КАС РФ.

Комментарий к ст. 218 КАС РФ

———————————

Ведомости СНД и ВС РФ. 1993. N 19. Ст. 685.

Ведомости СНД и ВС РФ. 1993. N 19. Ст. 686.

В Постановлении Пленума ВС России 2009 г. N 2 давались разъяснения в целях обеспечения правильного и единообразного применения законодательства при рассмотрении дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих. Как разъяснялось в п. 1 данного Постановления:

— к решениям относятся акты органов государственной власти, органов местного самоуправления, их должностных лиц, государственных, муниципальных служащих и приравненных к ним лиц, принятые единолично или коллегиально, содержащие властное волеизъявление, порождающее правовые последствия для конкретных граждан и организаций. При этом необходимо учитывать, что решения могут быть приняты как в письменной, так и в устной форме (например, объявление военнослужащему дисциплинарного взыскания). В свою очередь, письменное решение принимается как в установленной законодательством определенной форме (в частности, распоряжение высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ), так и в произвольной (например, письменное сообщение об отказе должностного лица в удовлетворении обращения гражданина);

— к действиям органов государственной власти, органов местного самоуправления, их должностных лиц, государственных или муниципальных служащих по смыслу гл. 25 ГПК РФ относится властное волеизъявление названных органов и лиц, которое не облечено в форму решения, но повлекло нарушение прав и свобод граждан и организаций или создало препятствия к их осуществлению. К действиям, в частности, относятся выраженные в устной форме требования должностных лиц органов, осуществляющих государственный надзор и контроль;

— к бездействию относится неисполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц (должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами). К бездействию, в частности, относится нерассмотрение обращения заявителя уполномоченным лицом.

Согласно разъяснению, данному в п. 1 Постановления Пленума ВС России 2015 г. N 50, требования об оспаривании постановлений, действий (бездействия) судебных приставов-исполнителей и иных должностных лиц ФССП России рассматриваются в порядке, предусмотренном гл. 22 КАС РФ, и в порядке, предусмотренном гл. 24 АПК РФ; вместе с тем, если от разрешения данных требований зависит определение гражданских прав и обязанностей сторон исполнительного производства, а также иных заинтересованных лиц, указанные требования рассматриваются в порядке искового производства.

Как отмечено в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2015), утв. Президиумом ВС России 25 ноября 2015 г., представление прокурора не может быть исключено из числа решений органов государственной власти, которые могут быть обжалованы в порядке, предусмотренном главой 22 КАС РФ и главой 24 АПК РФ; таким образом, если орган или должностное лицо, в отношении которых внесено представление, считают, что представление нарушает их права и свободы, создает препятствия к осуществлению их прав и свобод либо незаконно возлагает на них какие-либо обязанности, они вправе обратиться в суд с соответствующим заявлением в порядке, предусмотренном главой 22 КАС РФ и главой 24 АПК РФ; поскольку оснований для отказа в принятии и оснований для возвращения такого заявления ст. 128 КАС РФ и ст. 129 АПК РФ не содержат, суд общей юрисдикции или арбитражный суд рассматривают данное заявление по существу.

Решение Гражданское дело 2-1210/2017 ~ М-239/2017 Раменский городской суд

В соответствии с частью 1 статьи 178 КАС РФ суд принимает решение по заявленным административным истцом требованиям.

Заявления граждан, организаций по делам, возникающим из публичных правоотношений, рассматривается по общим правилам искового производства с особенностями установленными главами 23 — 26 ГПК РФ.

Изменение сведений о разрешенном использовании в таком случае производится на основании заявления заинтересованного лица и необходимых для кадастрового учета документов с использованием процедуры кадастрового учета изменений объекта недвижимости.

Подпунктом 3 п. 5 ст. 39.17 ЗК РФ предусмотрено, что уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, перечисленных в ст. 39.16 ЗК РФ.

Читайте также:  Статус малоимущей семьи в Челябинске в 2023 году

Кто принимает решение

Передачей гражданам государственных земель занимаются органы исполнительной власти в пределах своей компетенции (ст.39.2 ЗК РФ). Полномочия федеральных органов передаются в субъектах РФ местной исполнительной власти и перераспределяются между органами самоуправления в порядке, предусмотренном законодательством.

Таким образом:

  • органы местного самоуправления городского округа выделяют земли в границах подчиненной им территории;
  • площади поселения выдаются его управляющим органом (при наличии утвержденных правил пользования землёй и возведения строительных объектов) либо местным самоуправлением региона, в пределах которого расположено поселение (при отсутствии упомянутых правил).

Если законом не предусмотрено наделение местных властей субъектов РФ полномочиями по передаче земельных участков гражданам, эти обязанности выполняют федеральные органы исполнительной власти.

Основания для негативного решения

  1. Основания для отказа появляются, если в администрацию с просьбой о предоставлении надела для использования обратилось лицо, которое просто-напросто не имеет прав на это.
  2. Второй причиной является обращение в органы администрации, но при этом не должным или неправильным образом оформлено заявление.
  3. Третья причина состоит в том, что земельный надел, на который претендует лицо, находится в постоянном или бессрочном использовании каким-либо лицом.
  4. Созвучен с третьим вариантом и четвёртый, который предусматривает, что земельный надел используется для государственных нужд, поэтому попросту не может быть предоставлен для других лиц.
  5. Кроме того, земельный надел может быть передан в пользование юридическим организациям, с которыми у администрации заключён договор на освоение территории.
  6. На участке могут быть расположены постройки в виде сооружений, зданий, строений, которые находятся в собственности федеральной или местной. В этом случае, пока на участке находятся постройки, он не может быть передан для использования в собственность.
  7. Если участок, на который претендует лицо, расположен границе, которая находится в сервитуте, или же каким-либо образом переходит на участок другого лица или субъекта, то вы также должны понимать, что подобный надел не может быть предоставлен.
  8. Причиной отказа может стать некорректно проведенная процедура аукциона, которая имела нарушения со стороны как организаторов мероприятия, так и участников.
  9. Если участок по каким-либо причинам была изъят из оборота или ограничен в нём, то он тоже не может стать объектом желания.
  10. Если по факту участок не соответствует этому описанию, которое было предъявлено администрацией, то процедура присвоения земельного надела также не может состояться. Это касается описания о площади, границах, состояния земель и так далее.
  11. Также не может передаться в использовании тот надел, в отношении которого не оформлена техническая документация в виде акта межевания или кадастровые документы.

Как видите, причин для того, чтобы мог последовать отказ очень много, и для того, чтобы предусмотреть все эти нюансы, необходимо подробно ознакомиться с каждой из них.

Основания для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка

Порядок рассмотрения дел о нарушении законных интересов граждан регулируется Кодексом административного судопроизводства РФ.

Получив отрицательное решение по делу о получении участка, гражданин вправе подать в администрацию населенного пункта жалобу на выдавший отказ орган с изложением причин ее написания и ссылкой на подтверждающие правомерность обращения законодательные акты.

В случае бездействия со стороны местных властей далее следует обращение в суд. Жалоба необходима для соблюдения досудебного порядка урегулирования дела, предусмотренного в определенных законом случаях (ст.4 ФЗ N 21 от 8 марта 2015 г.).

Процедура обжалования заключается в подаче искового заявления в суд согласно правилам главы 22 КАС (ФЗ N 21 от 8 марта 2015 г.).

Заявитель подробно излагает процесс получения участка, цели, для которых необходима земля, упоминает о полученном отрицательном решении администрации и просит предоставить указанную территорию.

К заявлению прикладывается постановление об отказе в выдаче земли и квитанция об уплате пошлины.

Основания для отказа в предоставлении земли государством или муниципалитетом перечислены в статье 39.16 Земельного кодекса РФ.

К примеру, участок может быть ограничен в обороте либо на землю могут быть исключительные права покупки у других лиц.

Также земельный надел может быть изъят для государственных и муниципальных нужд, что должно быть подтверждено документацией по территориальному планированию, инвестиционными программами и так далее.

Еще одно основание для отказа в предоставлении земли содержится в части 1-ой статьи 34 Закона № 171-ФЗ, по которому земельный участок, принадлежащий государству или муниципалитету и в отношении которого до 1 марта 2015 года было принято решение о предварительном согласовании месторасположения объекта, на протяжении 3-ех лет с момента принятия такого решения не предоставляется без проведения торгов лицу, если оно отсутствует в указанном решении.

До 1 января 2020 года у субъектов РФ есть право отказывать в предоставлении земельного надела без проведения торгов по основаниям, предусмотренным законодательными актами данных субъектов РФ, которые обязательно необходимо было принять не позже 1 января 2016 года (пункты 31, 32 статьи 34 Закона № 171-ФЗ).

Основания для отказа в предоставлении земельного участка в аренду

  • Земля может быть использована как для одной цели, так и для нескольких одновременно;
  • законодательно земли лесного фонда предоставляются в пользование не только в соответствии с ЗК, но учитываются и статьи из Лесного кодекса;
  • при передаче лесных земель договор аренды может быть только срочным. Одной из особенностей аренды лесного фонда является установление таких сроков, которые зависят от целевого использования земель. Так земли под выпас скота и сенокошение могут арендоваться только на срок не более трех лет;
  • арендатор должен самостоятельно организовывать противопожарное обустройство и вырубку поврежденных и погибших деревьев.

В зависимости от того, от какого типа земельного надела граждане изъявили желание отказаться, имеются свои особенности, о которых крайне важно знать.

Рассмотрим каждую ситуацию по отдельности.

Для возможности инициировать отказ от земельного участка находящегося в собственности, допускается возможность использовать один из нескольких способов.

Первый подразумевает реализацию за любую себестоимость либо же формирование сделки по отчуждению иным вариантом. Это позволяет избавиться собственнику от различных проблем.

Читайте также:  Пособие на ребенка по потере кормильца

Помимо этого, допускается возможность получить определенное вознаграждение и избавиться от налогового обременения.

Второй вариант подразумевает полное прохождение этапов официального отказа. Этот способ применим, если участок для отчуждения не перспективен, а ход и текущее обслуживание подразумевает не окупаемые расходы.

Для этого достаточно подать заявление в исполнительную власть об отказе земельного надела в пользу государства.

Если отчуждение осуществляется по решению местного органа самоуправления (для реализации государственных нужд), то в таком случае собственник вправе получить компенсацию.

Механизм отказа стандартный. Изначально необходимо обратиться в местный орган самоуправления с соответствующим заявлением и пакетом сопровождающей документации. Далее осуществляется регистрация заявки и принимает решение.

Отказ от права собственности на садовый и дачный земельный надел осуществляется в пределах установленных правил.

В 2020 году механизм заключается в следующем:

  1. Сбор необходимой документации, составление соответствующего заявления и обращение в уполномоченный орган.
  2. Передача документации на рассмотрение.
  3. Уполномоченные лица Росреестра производят рассмотрение запроса и в случае отсутствия правонарушений должны зарегистрировать отказ от права собственности на надел. Период рассмотрения составляет 30 календарных дней.
  4. Далее земельному участку присваивается статус бесхозного и в течении следующего года остается таковым.
  5. Спустя 12 месяцев, уполномоченный лица муниципалитета имеют полное право обратиться в судебный орган с исковым заявлением о признании участка муниципальной собственностью.

По завершению регистрации заявления, право собственности у заявителя аннулируется.

При отсутствии каких-либо препятствий для отказа от земельного надела трудностей быть не должно. Для верного и оперативного оформления и сбора всей необходимой документации наиболее оптимальным вариантом станет обращения к юристам, поскольку при неверно заполненном заявлении возникнет необходимость в переделывании, а это занимает немало времени.

Если заявитель принял решение об отказе в участке, которое было передано по наследству, то в принятии заявления будет отказ.

Отказ в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов

Процедура наделения правом использовать конкретный участок гражданином РФ детально прописана в земельном законодательстве. При несоблюдении одного из правовых условий со стороны уполномоченного на то органа государственной или муниципальной власти может последовать постановление, в котором и будет прописан официальный отказ в подобном правомочии гражданина.

Что собой представляет официальный отказ со стороны государственных и муниципальных органов власти в выделе надела? Это мотивированное решение, которое детерминировано указанием конкретной причины принятия подобного постановления.

Однако как показывает практика, очень часто отказ в выделе земли без проведения торгов является нелегитимным. Поэтому следует более детально рассмотреть ситуации, когда подобное решение будет правомочным:

  • Отказ будет легитимным в том случае, если выдел земельного участка происходит из территорий, которые ограничены в своем обороте.
  • Легитимность решения будет подтверждена и в той ситуации, если гражданин претендует на земельный участок, который согласно федеральному законодательству, не подлежит приватизации.
  • Не считается нелегитимным решение уполномоченных представителей власти и в том случае, если отказ дан по причине того, что земельный участок был зарезервирован для обеспечения государственных или же муниципальных нужд.

При этом официальное решение об отказе в предоставлении земельного участка без проведения торгов из собственности государства или муниципалитета должно быть адресовано заявителю в срок, который не будет превышать семи дней с момента его подписания.

Кто принимает решение

Передачей гражданам государственных земель занимаются органы исполнительной власти в пределах своей компетенции (ст.39.2 ЗК РФ). Полномочия федеральных органов передаются в субъектах РФ местной исполнительной власти и перераспределяются между органами самоуправления в порядке, предусмотренном законодательством.

Таким образом:

  • органы местного самоуправления городского округа выделяют земли в границах подчиненной им территории;
  • площади поселения выдаются его управляющим органом (при наличии утвержденных правил пользования землёй и возведения строительных объектов) либо местным самоуправлением региона, в пределах которого расположено поселение (при отсутствии упомянутых правил).

Если законом не предусмотрено наделение местных властей субъектов РФ полномочиями по передаче земельных участков гражданам, эти обязанности выполняют федеральные органы исполнительной власти.

Услуга Цена
Устная консультация от 2 000 рублей*
Письменная консультация от 6 000 рублей
Составление правовых документов (претензии, иски, ходатайства, жалобы и прочее) от 5 000 рублей
Выезд юриста от 2 000 рублей

* — в случае заключения соглашения, устная консультация бесплатно.

Услуга Цена
Земельные споры от 40 000 рублей
Обжалование решений суда от 10 000 рублей
Представительство в суде от 20 000 рублей

Выкуп гражданами земельных участков на льготных основаниях — ч.2

Информация о правоприменительной практике по результатам вступивших в 4 квартале года в законную силу решений судов, арбитражных судов о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий бездействия органов власти других регионов 1 Решение Арбитражного суда Кировской области от Глава крестьянского фермерского хозяйства далее КФХ направил в Администрацию Ленинского городского поселения Шабалинского района Кировской области заявление о намерении участвовать в аукционе на право заключения договора аренды земельного участка. Администрацией заявление главы КФХ отклонено в связи с несоответствием способа подачи заявления подано посредством почтового отправления способу подачи документов, указанному в извещении о предоставлении земельного участка. Не согласившись с названным решением, заявитель обратился в арбитражный суд с требованием о признании его незаконным. Решением Арбитражного суда Кировской области заявление главы КФХ удовлетворено, решение Администрации признано незаконным.

Основания для отказа в предоставлении земельного участка

Передачей гражданам государственных земель занимаются органы исполнительной власти в пределах своей компетенции (ст.39.2 ЗК РФ). Полномочия федеральных органов передаются в субъектах РФ местной исполнительной власти и перераспределяются между органами самоуправления в порядке, предусмотренном законодательством.

Таким образом:

  • органы местного самоуправления городского округа выделяют земли в границах подчиненной им территории;
  • площади поселения выдаются его управляющим органом (при наличии утвержденных правил пользования землёй и возведения строительных объектов) либо местным самоуправлением региона, в пределах которого расположено поселение (при отсутствии упомянутых правил).

Если законом не предусмотрено наделение местных властей субъектов РФ полномочиями по передаче земельных участков гражданам, эти обязанности выполняют федеральные органы исполнительной власти.

К участию в торгах на получение участка допускаются лица, соответствующие установленным в законодательстве требованиям. Препятствия к допуску перечисленны в п.8 ст.39.12 ЗК РФ. В результате кандидаты имеют равные права на предоставление земли, результат торгов зависит от финансовых возможностей каждого участника.

Читайте также:  Участок за 3 в республике Башкортостане в 2023 году

Когда выдача земли происходит без аукциона, уполномоченные органы рассматривают документы претендентов и выносят отдельное решение по каждому конкретному случаю.

Земельный кодекс РФ насчитывает 25 причин отклонения заявки:

  • заявление подано гражданином, не правомочным в получении земли;
  • заявленный участок ранее передан в безвозмездную или бессрочную эксплуатацию другому лицу, выделен для садово-огородного или фермерского хозяйствования организации;
  • на территории есть постройки, которыми владеет другой гражданин, чье право на оформление в собственность указанной земли приоритетно;
  • площадь изъята или имеет ограничения в обороте, предназначается для государственных или муниципальных нужд;
  • для обозначенного участка действует соглашение о комплексном освоении или развитии, заключённое с другим лицом;
  • испрашиваемая земля является аукционным лотом;
  • территория предназначается для возведения объектов федерального значения или строительства в рамках действующих госпрограмм РФ, осуществлять которое заявитель не вправе;
  • цели применения земли не совпадают с разрешенными или вид ее использования не установлен;
  • площадь участка превышает допустимую по законодательству или указанную на схеме (более чем на 1/10), в соответствии с которой он был образован.

Подробный перечень условий представлен в ст.39.16 ЗК РФ. Каждый из перечисленных случаев считается достаточным основанием для отклонения просьбы о выделении участка. Отказ оформляется постановлением органа муниципальной власти, принявшего решение, с печатью и подписью главы администрации.

Часто в получении земельного участка отказывают на этапе согласования. Причины такого решения административных органов перечислены в п.8 ст.39.15 ЗК РФ, при этом власти обязаны обосновать свой ответ. Если участок предстоит образовать, для чего необходимо утвердить схему его расположения, то в постановлении о невозможности предоставления земли прописывается отказ в утверждении данной схемы.

с участием представителя административного истца Каричевой Ю.В. представителя административного ответчика Андреевой Д.С. рассмотрев в открытом судебном заседании в г.

Томске административное дело по административному исковому заявлению Пуховой О.В. к департаменту управления муниципальной собственностью администрации г. Томска о признании незаконным отказа в предоставлении земельного участка, об обязании предоставить земельный участок,

Законодательством установлена процедура перехода земли из государственного владения в частную собственность путем проведения аукциона.

Инициатива организации торгов может исходить от органов местной власти, ответственных за распределение территорий в регионе либо от граждан, желающих получить землю в пользование.

Порядок в общем случае (ст.39.11 ЗК РФ):

  • подготовка схемы границ участка на плане территории;
  • подача заявки о его выделении в уполномоченный орган;
  • рассмотрение документов;
  • организация необходимых топо-геодезических работ (за счёт госбюджета или средств заинтересованного лица);
  • постановка территории на кадастровый учёт;
  • проверка наличия способа подключения площади к инженерно-техническим сетям;
  • организация аукциона.

Предусмотренный для участия в торгах перечень документов определен в ст.39.12 ЗК РФ. При единственном кандидате, соответствующем требованиям на предоставление земли, территория передается в его распоряжение.

Причины для отвода в предварительном согласовании

Статьёй 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита прав и свобод. Решения и действия (или бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

При отправке сообщения произошла ошибка, отправляемые данные определены как спам. Пожалуйста, попробуйте ещё раз позже.

Мы уверены, что профессионализм и опыт – это залог удачного разрешения любых конфликтных ситуаций в судебных и до судебных разбирательствах. Администрация – первая инстанция, в которую требуется обращение заявителя, так как суд рассматривает только те вопросы, которые не смогли урегулировать на предшествующих этапах досудебной процедуры.

При ведении сводного исполнительного производства, в котором наряду с исполнительными документами арбитражных судов исполняются исполнительные документы, выданные судами общей юрисдикции, вопрос об утверждении мирового соглашения, соглашения о примирении по любому исполнительному производству, входящему в сводное, разрешается судом общей юрисдикции.

Рассмотрение административного иска об оспаривании решения

В части сомнений в тезисе «доказывать законность по общему правилу должен госорган» естественнно речь шла о желании найти что-то федерального уровня или хотя бы ППВС.

В зависимости от вида муниципального правового акта определяется судебный порядок обжалования — законодателем предусмотрен порядок обжалования нормативных правовых актов и порядок обжалования ненормативных правовых актов.

На участке расположено капитальное строение, в том числе – незавершённое, принадлежащее физическому или юридическому лицу, или – местному исполкому.

Персональные данные обрабатываются в соответствии с действующим законодательством РФ (Федеральный закон РФ от 27 июля 2006 года № 152-ФЗ«О персональных данных»).

Исходя из этого, обязанность доказать обращение заявителя с ходатайством о предоставлении земельного участка, отказ в таком предоставлении и нарушение этим его прав и свобод возлагается на заявителя.

Основания отказа, не предусмотренные земельным законодательством

Среди наиболее частых необоснованных оснований отказов в выкупе. не предусмотренных земельным законодательством. возможно выделить следующие:

В соответствии с Градостроительным кодексом РФ (далее – ГСК РФ) красными линиями являются линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения.

Документы, необходимые для получения услуги

  • Выписка из Единого государственного реестра недвижимости
  • Документ, подтверждающий полномочия законного представителя
  • Документ, подтверждающий полномочия законного представителя
  • Документы, подтверждающие полномочия представлять юридическое лицо
  • Документы, удостоверяющие личность представителя заявителя
  • Заключение по обследованию технического состояния объекта, подтверждающее соответствие садового дома требованиям к надежности и безопасности, установленным частью 2 статьи 5, статьями 7, 8 и 10 Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений»
  • Заявление о признании садового дома жилым домом или жилого дома садовым домом
  • Нотариально удостоверенное согласие указанных лиц на признание садового дома жилым домом или жилого дома садовым домом
  • Правоустанавливающий документ на жилой дом или садовый дом


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *