Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Опасный груз что это? Классификация опасных грузов, правила перевозки. Характеристика опасных грузов коды опасности опасных грузов». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Допуск из ГИБДД нужен только тогда, когда ТС по классификации ДОПОГ принадлежит к специальным типам. В остальных случаях необходимо получить диагностическую карту, которая станет доказательством прохождения техосмотра (делать это надо 1 раз в 6 месяцев).
Классификация опасных грузов
В соответствии с Европейским соглашением о международной дорожной перевозке опасных грузов (ДОПОГ) выделяются следующие классы опасных грузов:
Класс 1 | Взрывчатые вещества и изделия |
Класс 2 | Газы |
Класс 3 | Легковоспламеняющиеся жидкости |
Класс 4.1 | Легковоспламеняющиеся твердые вещества, самореактивные вещества, полимеризирующиеся вещества и твердые десенсибилизированные взрывчатые вещества |
Класс 4.2 | Вещества, способные к самовозгоранию |
Класс 4.3 | Вещества, выделяющие легковоспламеняющиеся газы при соприкосновении с водой |
Класс 5.1 | Окисляющие вещества |
Класс 5.2 | Органические пероксиды |
Класс 6.1 | Токсичные вещества |
Класс 6.2 | Инфекционные вещества |
Класс 7 | Радиоактивные материалы |
Класс 8 | Коррозионные вещества |
Класс 9 | Прочие опасные вещества и изделия |
Нормативные документы
Чтобы осуществлять международную перевозку опасных грузов, необходимо следовать нормам и стандартам, прописанным в особых документах.
Правила международных перевозок опасных грузов постоянно меняются и дополняются. Причина – появление более совершенных средств для транспортировки, разработка новых технологий.
Нормативные акты, влияющие на правила транспортировки опасных грузов:
-
рекомендации ООН;
-
дополнение к рекомендациям в виде руководства по испытаниям и критериям;
-
типовые правила и система классификации опасных грузов, действующие на территории конкретной страны.
Настоящие Правила распространяются на перевозки опасных грузов по железным дорогам государств — участников Содружества и являются обязательными для работников железнодорожного транспорта, отправителей и получателей опасных грузов, портов и пристаней, а также для транспортно-экспедиционных предприятий, осуществляющих обслуживание грузоотправителей и грузополучателей.
1.2.1. К опасным грузам относятся вещества, материалы, изделия, отходы производства и иной деятельности, которые в силу присущих им свойств и особенностей при наличии определенных факторов в процессе транспортирования, при производстве погрузочно-разгрузочных работ и хранении могут нанести вред окружающей природной среде, послужить причиной взрыва, пожара или повреждения транспортных средств, устройств, зданий и сооружений, а также гибели, травмирования, отравления, ожогов или заболевания людей, животных и птиц.
1.2.2. Опасные грузы в соответствии с международными требованиями, установленными Типовыми правилами ООН (Рекомендации по перевозке опасных грузов) классификации веществ и изделий, по характеру опасных свойств подразделяются на следующие классы:
- Класс 1 Взрывчатые вещества и изделия
- Класс 2 Газы
- Класс 3 Легковоспламеняющиеся жидкости
- Класс 4.1 Легковоспламеняющиеся твердые вещества, самореактивные вещества и твердые десенсибилизированные взрывчатые вещества
- Класс 4.2 Самовозгорающиеся вещества
- Класс 4.3 Вещества, выделяющие воспламеняющиеся газы при взаимодействии с водой
- Класс 5.1 Окисляющие вещества
- Класс 5.2 Органические пероксиды
- Класс 6.1 Ядовитые (токсичные) вещества
- Класс 6.2 Инфекционные вещества
- Класс 7 Радиоактивные материалы
- Класс 8 Едкие (коррозионные) вещества
- Класс 9 Прочие опасные вещества и изделия.
Опасные грузы в соответствии с их физико-химическими свойствами, видами и степенью опасности при перевозке (транспортировке) могут подразделяться на классы, подклассы, категории и группы, в соответствии с Приложением 1 к настоящим Правилам.
Выдвигаемые условия к авто
Однако, если перевозимое имеет класс повышенной опасности, потребуется оформление специального разрешения. Причем это требование действует как для движения по стране, так и за ее пределами. Список таких грузов представлен в гл. 1.10.3.1.2 ADR.
Выдачей документа занимается Роспотребнадзор, если транспорт будет двигаться по трассам федерального значения или по территории 2-х и более регионов. Для поездок по региональным или межмуниципальным дорогам необходимо обращаться к исполнительной власти. Для передвижения по магистралям местного значения — в самоуправление. По частной автостраде — к ее собственнику.
При одобрении транспортировки выдается соответствующее разрешение. Срок его действия — 1 год. При несоблюдении всех требований в его выдаче будет отказано.
Упаковка опасных грузов
Все грузы, относящиеся к категории опасных, согласно европейской классификации ДОПОГ, должны снабжаться специальной маркировкой, описанной для каждого класса в предыдущих разделах. Кроме того, предъявляются определённые требования и к их упаковке. Обязательным является нанесение на упаковку специального цифрового кода ООН, по которому можно определить примерное содержимое перевозимого груза. Перед цифровым обозначением может присутствовать надпись UN, свидетельствующая, что упаковка перевозимого груза была произведена в строгом соответствии с рекомендациями ООН. Для грузов/товаров, относящихся к первому классу опасности, на упаковке должно присутствовать и отгрузочное наименование.
В случае транспортировки нескольких различных грузов/товаров, упакованных вместе, необходимо снабжать такую упаковку соответствующим числом идентификационных пометок с кодом ООН. Все надписи должны бить легко читаемыми, а способ и материал нанесения надписи не должны быть причиной ухудшения читабельности при воздействии таких внешних факторов, как дождь, снег, туман. В случае перевозки груза, который не требует наличия упаковки, идентификационные надписи, включая буквенно-цифровой код, следует наносить непосредственно на перевозимый товар.
Класс 4. Легковоспламеняющиеся твердые вещества
Вещества, способные к самовозгоранию. Вещества, выделяющие воспламеняющиеся газы при взаимодействии с водой. К этому классу относятся вещества, за исключением веществ, классифицируемых как взрывчатые, которые в условиях перевозки являются легко возгорающимися или привести к пожару или способствовать ему.
Класс 4 подразделяется на 3 подкласса:
-
Легковоспламеняющиеся твердые вещества. Твёрдые вещества, которые в условиях, возникающих при перевозке, способны легко возгораться, либо могут вызвать возгорание или усилить горение в результате трения. Само реактивные вещества (твёрдые вещества и жидкости), способные подвергаться интенсивной экзотермической реакции. Твёрдые десенсибилизированные взрывчатые вещества, которые могут взрываться, если они не разбавлены в достаточной степени. Легковоспламеняющимися твердыми веществами являются твердые вещества, способные легко загораться и твердые вещества, способные вызвать возгорание при трении.
Твердыми веществами, способными легко загораться, являются порошкообразные, гранулированные или пастообразные вещества, которые считаются опасными, если они могут легко загораться при кратковременном контакте с источником зажигания, таким, как горящая спичка и если пламя распространяется быстро. Опасность может исходить не только от пламени, но и от токсичных продуктов горения. Особенно опасны в этом отношении порошки металлов, так как погасить пламя в этом случае трудно из-за того, что обычные огнетушащие вещества, такие, как диоксид углерода или вода могут усугубить опасность. Твердые десенсибилизированные взрывчатые вещества – это вещества, которые смочены водой или спиртами, либо разбавлены другими веществами для подавления их взрывчатых свойств.
Само реактивными веществами являются термически неустойчивые вещества, способные подвергаться бурному экзотермическому разложению даже без участия кислорода (воздуха). Некоторые самореактивные вещества могут перевозиться только в условиях регулирования температуры. Для обеспечения безопасности во время перевозки самореактивные вещества во многих случаях десенсибилизируются путем использования разбавителя.
Примеры:
- Сено, солома, № ООН(UN) 1327;
- Сера, № ООН(UN) 1350;
- Спички, № ООН(UN) 1944.
Знак опасности:
- Символ (пламя) – черный, фон – белый с семью вертикальными красными полосами, цифра “4” в нижнем углу;
- Возможные дополнительные опасности – токсичные вещества, коррозионные вещества, окисляющие вещества.
-
Вещества, способные к самовозгоранию. Вещества (твердые вещества и жидкости), способные к самопроизвольному нагреванию при обычных условиях, возникающих в процессе перевозки или способные нагреваться при контакте с воздухом, а затем воспламеняться. К классу 4.2 относятся: пирофорные вещества – вещества, включая смеси и растворы (жидкие или твердые), которые даже в малых количествах воспламеняются при контакте с воздухом в течение пяти минут. Эти вещества наиболее подвержены самовозгоранию и самонагревающиеся вещества и изделия – вещества и изделия, включая смеси и растворы, которые при контакте с воздухом без подвода энергии извне способны к самонагреванию.
Эти вещества воспламеняются только в больших количествах (килограммы) и лишь через длительные периоды времени (часы или дни). Причиной самонагревания, приводящего к самовозгоранию, является реакция вещества с кислородом (содержащимся в воздухе), при которой выделяемое тепло не отводится достаточно быстро в окружающую среду. Самовозгорание происходит тогда, когда скорость образования тепла превышает скорость теплоотдачи и достигается температура самовоспламенения.
Примеры:
- Копра, № ООН(UN) 1363;
- Хлопок влажный, № OOH(UN) 1365;
- Фосфор белый и желтый, № OOH(UN) 1381.
Знак опасности:
- Символ (пламя) – черный, фон – верхняя половина белая, нижняя – красная, цифра “4” в нижнем углу;
- Возможные дополнительные опасности – вещества, выделяющие легковоспламеняющиеся газы при соприкосновении с водой, окисляющие вещества, токсичные вещества, коррозионные вещества.
- Вещества, выделяющие воспламеняющиеся газы при взаимодействии с водой. Вещества (твёрдые вещества и жидкости), которые при взаимодействии с водой способны самопроизвольно воспламеняться или выделять воспламеняющиеся газы в опасных количествах. К классу 4.3 отнесены вещества, которые при реагировании с водой выделяют легковоспламеняющиеся газы, способные образовывать с воздухом взрывчатые смеси, а также изделия, содержащие такие вещества. Некоторые вещества при соприкосновении с водой могут выделять легковоспламеняющиеся газы, способные образовывать взрывчатые смеси с воздухом. Такие смеси легко воспламеняются от любых обычных источников зажигания, например открытого огня, искр слесарных инструментов или незащищенных электрических ламп. Образующиеся в результате этого взрывная волна и пламя могут создать опасность для людей и окружающей среды.
Примеры:
- Барий, № ООН(UN) 1400;
- Литий, № ООН(UN) 1415;
- Карбид кальция, № ООН(UN) 1402;
- Карбид алюминия, № OOH(UN) 1397.
Знаки опасности:
- Символ (пламя) – черный или белый, фон – синий, цифра “4” в нижнем углу;
- Возможные дополнительные опасности – вещества способные к самовозгоранию, окисляющие вещества, токсичные вещества, коррозионные вещества.
Класс 9. Прочие опасные вещества
Прочие опасные вещества и изделия – это вещества и изделия, которые во время перевозки представляют опасность, не свойственную другим классам.
Генетически изменёнными микроорганизмами ГИМО и генетически изменёнными организмами ГИО – являются микроорганизмы и организмы, генетический материал которых был преднамеренно изменён в результате генетической инженерии с помощью процессов, которые не происходят в природе.
Класс включает среди прочего:
- Вещества и изделия, не относящиеся к другим классам, но которые, как показывает или может показать опыт имеют такой опасный характер, что к ним должны применяться положения А главы VII СОЛАС, с поправками;
- Вещества на которые не распространяются положения части А главы VII вышеупомянутой конвенции, но к которым применяются положения приложения МАРПОЛ, с поправками. Свойства или характеристики каждого вещества приведены в перечне опасных грузов;
- Вещества, которые перевозятся или предъявляются к перевозке при температурах равных или превышающих 100°С в жидком состоянии или твёрдые вещества, которые перевозятся или представляются к перевозке при температурах равных или превышающих 240°С;
- ГИМО и ГИО, которые не отвечают определению инфекционных веществ, но способны изменять животных, растения или микробиологические вещества с помощью процессов, которые не являются обычно результатом естественного размножения. Таким организмам должен присваиваться № ООН(UN) 3245. Положения не распространяются на ГИМО или ГИО, если их использование разрешено компетентными органами стран происхождения, транзита и назначения.
Примеры:
- Сухой лед, № ООН(UN) 1845;
- Бензоальдегид, № ООН(UN) 1990;
- Мука рыбная, № ООН(UN) 2216;
- Удобрение аммиачно-нитратное, № OOH(UN) 2071.
Для веществ, обладающих несколькими опасностями (например аммиак), существует таблица «приоритет опасных свойств», где указано какая из опасностей должна рассматриваться как первостепенная, а какая – второстепенная. Изначальный приоритет над другими грузами классов: 1, 2, 4.1, 4.2, 5.2, 6 и 7.
Все такие грузы обязательно должны иметь надлежащие наименования и определенные номера ООН. Помимо этого, наименования и номера присваиваются некоторым опасным изделиям и вещества в соответствии с системой классификации ООН.
Так как в преимущественном большинстве случаев требования применяются к определенной позиции перечня, перед тем, как начать перевозить опасный груз, его нужно в обязательном порядке идентифицировать. Вследствие такой идентификации легко определяются следующие элементы информации:
-
номер ООН;
-
соответствующее отгрузочное наименования;
-
классификация опасных грузов, а также возможные виды дополнительной опасности;
-
группа упаковки;
-
номера образцов знаков;
-
определенный классификационный код.
После того как определяются все указанные выше элементы информации, перед тем, как будет осуществляться перевозка опасных грузов автомобильным транспортом, нужно отметить соответствующие требования.
Идентификация по номеру ООН
Данный номер определяет четырехзначный идентификационный номер определенного изделия или вещества, который основывается на Типовых правилах Организации Объединенных Наций. Такая идентификация по номеру осуществляется в соответствии с Перечнем опасных грузов, который указан в таблице А ДОПОГ, в главе № 3.2. Данный перечень включает в себя все опасные грузы, причем все они указаны в порядке указанных номеров. Если же номер того или иного вещества отсутствует в этом перечне, то это говорит о том, что идентификация данного груза была осуществлена неправильно.
Для тех грузов, которые не указываются конкретно по своему наименованию в перечне, номер ООН должен определяться после определения класса, а также всех видов дополнительной опасности и группы упаковки. При этом стоит отметить, что далеко не всегда единственного номера ООН достаточно для того, чтобы провести идентификацию какого-нибудь опасного груза. В частности, к таким ситуациям относится:
-
идентификация аэрозолей, которая дополнительно требует также знания классификационного кода или же номера знаковых образцов;
-
идентификация краски, предусматривающая знание группы упаковки.
В зависимости от типа опасности, а также различных биологических, химических и физических свойств опасный груз может принадлежать к одному из девяти классов, в которые входят:
- легковоспламеняющиеся жидкости;
- газы;
- вещества, которые выделяют легковоспламеняющиеся газы в случае прямого контакта с водой;
- взрывчатые изделия и вещества;
- вещества, имеющие способность к самовозгоранию;
- вещества с повышенной токсичностью;
- десенсибилизированные вещества, имеющие повышенную взрывоопасность;
- органические пероксиды;
- инфекционные вещества;
- окисляющие вещества;
- коррозионные;
- радиоактивные материалы;
- другие опасные изделия и вещества.
Каждый опасный груз из вышеназванных относится к определенному классу или подклассу, при этом стоит отметить, что порядковый номер класса не имеет никакого отношения к степени опасности. Классы опасности устанавливаются действующим законодательством и обязательно должны указываться в сопроводительной документации.
Если же определенный опасный груз относится более чем к одному типу, в ссылках самый значительный отмечается как «основная опасность», в то время как все остальные указываются с пометкой «дополнительная опасность».
Правила транспортировки ОГ в колонне
При перевозке опасного груза в колонне существует ряд правил:
- при выезде колонны с места загрузки каждое ТС должно иметь запас топливо на 500 км беспрерывного движения;
- должен быть назначен ответственный в колонне за соблюдение всех нормативов и правил перевозки;
- в определенных случаях колонну должен сопровождать автомобиль ГИБДД, в таком случае первое ТС едет с включенным проблесковым маячком;
- в случае плохой видимости (обзор менее 300м) колонна вправе остановиться, более детально данный вопрос расписан в сопроводительной документации и зависит от характера груза и класса его опасности;
- в кабине должен присутствовать экспедитор, сопровождающий груз;
- дистанция между ТС в колонне должна быть более 50-и метров, а при условиях плохой видимости – более 300 метров.
Положения, касающиеся упаковки и цистерн
Глава 4.1 Использование тары, включая контейнеры средней грузоподъёмности для массовых грузов (КСГМГ) И КРУПНОГАБАРИТНУЮ ТАРУ Глава 4.2 Использование переносных цистерн и многоэлементных газовых контейнеров ООН (МЭГК) Глава 4.3 Использование встроенных цистерн (автоцистерн), съёмных цистерн, контейнеров-цистерн и съёмных кузововов-цистерн, корпуса которых изготовлены из металлических материалов, а также транспортных средств-батарей и многоэлементных газовых контейнеров (МЭГК) Глава 4.4 Использование цистерн, встроенных цистерн (автоцистерн), съёмных цистерн, контейнеров-цистерн и съёмных кузововов-цистерн из армированных волокном пластмасс (волокнита) Глава 4.5 Использование вакуумных цистерн для отходов Глава 4.6ЗарезервированаГлава 4.7 Использование смесительно-зарядных машин (MEMU)
Правила перевозок опасных грузов
Повышенные требования к безопасности предоставляются к ТС, которые перемещают опасные грузы (ОГ). Необходимо соблюдение множественных правил, которые являются основанием, чтобы получить ДОПОГ на перевозку ОГ. Транспорт должен соответствовать правилам:
- Опасные грузы обязаны транспортироваться только на ТС, которые специально для этого оборудованы. На каждый вид ОГ распространяются разные требования ГОСТ к емкостям и автомобилям. Этот пункт должен сопровождаться технической документацией;
- ТС, которые постоянно задействованы в перевозке ОГ, должны оборудоваться выпускной трубой, вынесенной в сторону перед радиатором. Если переоборудование недоступно по техническим причинам, то можно устанавливать трубу справа, только вне зоны топливного соединения. Необходимо, чтобы бак не соприкасался с источниками тепла или электричества. Допустима простая изоляция бака;
- Автомобили окрашивают в специальные цвета, а по бокам, изображения, свидетельствующие об опасности. Легковоспламеняющиеся соединения окрашивают в оранжевый цвет, самовозгорающиеся элементы должны транспортироваться в ТС, которые сверху имеют белый цвет, а снизу красный. Вещества газового типа или те, которые превращаются в газы при контакте с водой, ТС должны иметь синий цвет;
- Особые требования к электрической сети автомобиля также имеет место:
- Напряжение в пределах 24 Вт;
- Оболочка проводов выполняется на основании бесшовной технологии и не подвергаться воздействию внешних факторов;
- Требуется наличие исправных предохранителей;
- Электропроводка прочно закрепляется, защищается от механических воздействий, нагрева;
- Аккумулятор должен располагаться в вентилируемом отсеке. Дополнительно в электрическую цепь нужно добавить выключатель, который располагается возле аккумулятора, может иметь механический или дистанционный принцип работы;
- Лампы внутри кузова защищаются решеткой, наружные провода должны отсутствовать. Запрещено использование ламп, где используются цоколи с резьбой.
- Автомобили должны иметь заземление с помощью цепочки для поглощения статического напряжения;
- ТС типа фургон обязано обладать прочным, полностью закрытым корпусом, обладать отдельной вентиляцией. В качестве материалов обивки не используются материалы подверженные легкому воспламенению. При транспортировке ОГ в открытых кузовах, необходимо использовать брезент из огнеупорных материалов;
- Оборудование на цистернах важно защитить даже в случае опрокидывания. Все трубопроводы должны армироваться с помощью усилительных колец, колпаков или других элементов;
- При перевозке ОГ в автомобиле должен присутствовать весь набор вспомогательных инструментов;
- ТС оборудуются желтыми огнями, которые имеют автономный источник питания. Наносятся уведомления о перевозке ОГ по периметру ТС;
- Запрещено использование более 1 прицепа или полуприцепа.
Перевозка опасного груза подготовка водителя, сопровождение
Как правило, разрешение на перевозку опасных грузов автомобильным транспортом выдается ответственному за безопасность. Нечасто все ложится на плечи одному лишь водителю, необходимо сопровождение, особенно, если движется колонна автомобилей. Сопровождающий должен:
- Провести инструктаж водителей;
- Производит контроль за приемом и отгрузкой грузов, фиксирует все документально;
- Организует должный уровень безопасности автомобилей и персонала;
Каждый автомобиль задействованный в перевозке ОГ должен сопровождаться паспортом безопасности. Он оформляется в зависимости от вещества в автомобиле, обычно имеет 4 копии. На основании документа происходит погрузка и выгрузка веществ.
Водитель также должен пройти специальный курс обучения, где рассматриваются правила перевозки опасных грузов. Помимо специальных программ обучения, опыт водителя должен быть весомым. Курс обучения включает в себя:
- Характеристики опасных веществ;
- Специальные обозначения, маркировка, знаки, которые наносятся на тару и ТС;
- Первая медицинская помощь в случае ДТП и контакте с веществами;
- Базовые правила поведения с ОГ в экстренных ситуациях;
- Составление докладов и их передача об инцидентах в пути.
Требования к таре при морской перевозке
Предотвращение получения тяжелых ожогов, отравлений и других последствий перевозки или ДТП главным образом зависит от прочности и герметичности тары. Каждый вид груза имеет свои требования к упаковке, которые описаны в МОПОГ. Важно, чтобы тара была способна выдержать обычное укачивание, связанное с морскими перевозками и стрессовые нагрузки при ДТП.
В МОПОГ оговариваются такие типы закупорки тары:
- Герметичное закупоривание – упаковка паронепроницаема, обычно используется при перевозке парообразных веществ;
- Эффективное закрытие – укупорка способна сдерживать проникновение жидкости в обоих направлениях;
- Надежное закупоривание – способна защитить от высыпания, рассыпания и других эффектов сухих веществ.