Понятие и виды монополистической деятельности

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Понятие и виды монополистической деятельности». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Под монополистической деятельностьюпонимаются противоречащие антимонопольному законодательству действия (бездействие) хозяйствующих субъектов, направленные на недопущение, ограничение или устранение конкуренции товаров (ст. 4 Закона РСФСР от 22 марта 1991 г. «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках»). Целесообразно причислять к монополистической деятельности также действия (бездействие) государственных и муниципальных органов, направленные на недопущение, ограничение или устранение конкуренции товаров.

Понятие и формы недобросовестной конкуренции на товарных рынках

Под недобросовестной конкуренциейпонимаются любые направленные на приобретение преимуществ в предпринимательской деятельности действия хозяйствующих субъектов, которые противоречат положениям законодательства, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности, справедливости и могут причинить или причинили убытки другим хозяйствующим субъектам-конкурентам или нанести ущерб их деловой репутации (ст. 4 Закона РСФСР от 22 марта 1991 г. «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках»).

Признаки недобросовестной конкуренции:

а) недобросовестная конкуренция, в отличие от монополистической деятельности, может осуществляться только активными действиями, возможность пассивного поведения в виде бездействия не предусмотрена;
б) данные действия будут рассматриваться как правонарушения, если они противоречат не только положениям действующего законодательства, но и обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности, справедливости;
в) субъектами недобросовестной конкуренции могут быть лишь хозяйствующие субъекты, то есть российские и иностранные организации, занимающиеся предпринимательской деятельностью, а также индивидуальные предприниматели;
г) целью активных действий субъектов недобросовестной конкуренции является приобретение преимуществ в предпринимательской деятельности;
д) в результате действий конкурентам могут быть причинены убытки или нанесен ущерб их деловой репутации. Достаточно лишь потенциальной угрозы причинения убытков или нанесения ущерба деловой репутации для квалификации данного правонарушения как недобросовестной конкуренции.

ФОРМЫ МОНОПОЛИСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Главной причиной создания монополий является стремление бизнеса получить максимальную прибыль за счет монополизации рынка.

Дополнительными факторами, способствующими появлению монополий, могут быть:

  • установление правительством законодательных барьеров для ведения деятельности в отношении сертификации, лицензирования, распределения квот;

  • значительные затраты при ведении бизнеса, которые не окупаются в конкурентной среде;

  • укрупнение фирм в результате поглощения и слияния;

  • политика протекционизма, защищающая отечественных производителей от иностранных конкурентов.

Характерные черты монополии заключаются в следующем:

  • вся отрасль представлена одной компанией-производителем данного товара;

  • компания-монополист имеет возможность регулировать количество своего товара на рынке, изменяя таким образом его стоимость;

  • производители аналогичных товаров при попытке продать их на монополизированном рынке сталкиваются с искусственно созданными барьерами: юридическими, техническими или экономическими;

  • производитель-монополист, как правило, обходится без рекламы;

  • покупатель вынужден приобретать товар у монополиста либо вовсе обходиться без него.

На практике выделяют следующие виды монополий:

  • естественная монополия;

  • искусственная монополия;

  • открытая монополия;

  • государственная (закрытая) монополия.

Естественная монополия возникает тогда, когда бизнес приносит прибыль в долгосрочной перспективе только при обслуживании всего рынка. Обычно хозяйственная деятельность требует больших затрат на начальном этапе.

При естественной монополии предприятия объединены в единую сбытовую организацию. При этом удовлетворение спроса на товарном рынке эффективнее при отсутствии конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным снижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объёма производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров.

Примерами естественной монополии являются системы водоснабжения, железнодорожные перевозки.

Искусственная монополия обычно создается при объединении нескольких предприятий.

Сговор компаний позволяет устранять конкурентов на товарных рынках.

При искусственной монополии созданная структура для устранения конкурентов применяет такие методы, как:

  • ценовое маневрирование;

  • хозяйственный бойкот;

  • демпинг цен;

  • промышленный шпионаж;

  • спекуляция ценными бумагами.

Глава 2. Монополистическая деятельность (ст.ст. 10 — 14)

  1. 12.1. Нормативно-правовое регулирование конкуренции и ограничения монополистической деятельности на товарных рынках и рынках финансовых услуг
  2. 12.7. Правовое регулирование конкуренции и ограничения монополистической деятельности на рынках финансовых услуг
  3. Глава 9 Правовое регулирование конкуренции и ограничения монополистической деятельности
  4. 12.5. Понятие и формы недобросовестной конкуренции на товарных рынках
  5. Глава 12. Правовые основы обеспечения конкуренции и ограничения монополистической деятельности
  6. 12.3. Субъекты конкуренции на товарных рынках. Доминирующее положение хозяйствующего субъекта на товарном рынке
  7. 7.2. Монополистическая конкуренция. Олигополия. Монополия. Монополистические объединения
  8. 1. Понятие и виды органов исполнительной власти
  9. 1. Понятие и виды органов исполнительной власти
  10. § 4. Виды монополистической деятельности
  11. 7.1. Понятие, условия возникновения и виды конкуренции. Совершенная конкуренция и ее сущность
  12. Тема 12. Рынок монополистической конкуренции.
  13. 2.4. Конкуренция на рынках сбыта
  14. 9.3. МОНОПОЛИСТИЧЕСКАЯ КОНКУРЕНЦИЯ
  15. § 4. Разграничение компетенции органов государственной власти и органов местного самоуправления в области финансовой деятельности
  16. § 1. Теория монополистической конкуренции Э. Чемберлина
  17. КОНКУРЕНЦИЯ МОНОПОЛИСТИЧЕСКАЯ

Источники: ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ»

Субъект малого предпринимательства – хозяйствующий субъект (ЮЛ и ИП), отнесенный в соответствии с ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства» к малым предприятиям, в том числе микропредприятиям.

Субъекты малого предпринимательства учитываются в специальном реестре, в которых указываются в частности наименование субъекта малого предпринимательства; вид, форма, размер и срок предоставляемой поддержки; наименование органов, предоставивших поддержку и др.

В целях реализации государственной политики в области развития малого предпринимательства в РФ предусматриваются следующие меры:

  • Специальные налоговые режимы, упрощенные правила ведения налогового учета, упрощенные формы налоговых деклараций по отдельным налогам и сборам для малых предприятий;
  • Упрощенные способы ведения бухгалтерского учета и упрощенный порядок ведения кассовых операций для малых предприятий;
  • Упрощенный порядок составления статистической отчетности;
  • Льготный порядок расчетов за приватизированное государственное и муниципальное имущество;
  • Усиленные меры по обеспечению прав и законных интересов при осуществлении государственного контроля (надзора);
  • Меры по обеспечению финансовой поддержки;
    и иные меры.

[reklama]

Предпринимательское право как отрасль права – совокупность правовых норм, регулирующих предпринимательские отношения и тесно связанные с ними иные отношения, в том числе некоммерческие и отношения по государственному регулированию хозяйственной деятельности.

Предпринимательское право как отрасль законодательства – совокупность правовых норм, содержащихся в источниках права и регулирующих порядок осуществления предпринимательской деятельности.

Предпринимательское право как научная дисциплина – система знаний, совокупность представлений ученых о данной отрасли.

Предпринимательское право как учебная дисциплина – система обобщенных сведений о предпринимательском праве как отрасли, его законодательстве и практике применения, а также о науке.

Предмет ПП – общественные отношения, урегулированные нормами предпринимательского права.

Метод правового регулирования ПП – совокупность приемов и способов воздействия на отношения, регулируемые данной отраслью.

В предмет входят:

  • Предпринимательские отношения – отношения, возникающие в процессе осуществления предпринимательской деятельности;
  • Связанные с ними некоммерческие отношения – отношения организационно имущественного характера, связанные с осуществлением предпринимательской деятельности, например по поводу регистрации ЮЛ и ИП;
  • Отношения, возникающие в процессе государственного регулирования предпринимательской деятельности – отношения, возникающие между государственными органами и предпринимателями в процессе, например, государственного контроля (надзора);
  • Внутрихозяйственные отношения – отношения, складывающиеся внутри хозяйствующих субъектов между структурными подразделениями;

[reklama]


Источники: ГК РФ, НК РФ, ФЗ «О государственной регистрации ЮЛ и ИП», ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ»

Индивидуальный предприниматель – физическое лицо, зарегистрированное в установленном законом порядке и осуществляющее предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.

ИП могут зарегистрировать граждане, иностранные граждане и лица без гражданства, обладающие правоспособностью, полной дееспособностью (в случае регистрации ИП несовершеннолетним требуется согласие родителей).

Не допускается регистрация физического лица в качестве ИП, если:

  • Не утратила силу его государственная регистрация в таком качестве;
  • Не истек год со дня признания его банкротом;
  • Не истек срок, в течение которого данное лицо по решению суда не может заниматься предпринимательской деятельностью;
  • Данное лицо имеет (в некоторых случаях имело) судимость за тяжкие и особо тяжкие преступления;

Особенности правового статуса ИП:

  • Индивидуальный предприниматель отвечает по обязательствам всем своим имуществом;
  • К предпринимательской деятельности ИП применяются правила ГК РФ, которые регулируют деятельность ЮЛ, являющихся коммерческими организациями, если иное не вытекает из закона, иных НПА или существа правоотношения;
  • Особая процедура банкротства;
  • Имеет некоторые особенности в области трудовых отношений между ИП и работниками;
  • Упрощенный порядок регистрации по сравнению с ЮЛ;
  • ИП чаще всего относится к субъектам малого и среднего предпринимательства.
Читайте также:  Какой налог на 1 га земли

ЛЕКЦИЯ № 39. Монополистическая деятельность и ее виды

  1. § 3.3. ОГРАНИЧЕНИЕ МОНОПОЛИСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ§ 3.3.1. Определение доминирующего положения предприятия на товарном рынке
  2. ГЛАВА 12. БИЗНЕС НА РЫНКЕ ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ, ИНФОРМАЦИОННЫХ, ЭКСПЕРТНЫХ И КОНСУЛЬТАЦИОННЫХ УСЛУГ. ДЕЛОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ НА РЫНКЕ ТРУДА
  3. § 3.5. ЗАЩИТА КОНКУРЕНЦИИ НА РЫНКЕ ФИНАНСОВЫХ УСЛУГ
  4. Виды профессиональной деятельности на фондовом рынке
  5. 41. Виды страховых услуг на рынке страхования: личное и имущественное, ответственности и предпринимательских рисков
  6. 11.1. Предпринимательская деятельность на финансовом рынке
  7. 56. ПОСРЕДНИКИ НА РЫНКЕ ФИНАНСОВЫХ И ИНВЕСТИЦИОННЫХ УСЛУГ
  8. § 3.5.3. Государственный контроль за концентрацией капитала на рынке финансовых услуг
  9. Виды деятельности банков на рынке ценных бумаг.
  10. Понятие и виды риска на рынке ценных бумаг
  11. 8. ВИДЫ ФИНАНСОВЫХ ПОСРЕДНИКОВ, ИХ РОЛЬ НА ФИНАНСОВОМ РЫНКЕ
  12. Глава 2 Сущность и виды профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг
  13. Равновесие на товарном рынке.
  14. 7.2. ВИДЫ СТРАХОВЫХ УСЛУГ НА РЫНКЕ СТРАХОВАНИЯ 7.2.1 ЛИЧНОЕ СТРАХОВАНИЕ
  15. Равновесие на рынке товарных денег.
  16. § 3.4.3. Определение объема товарных ресурсов рынка и доли хозяйствующего субъекта на рынке
  17. 53 РАВНОВЕСИЕ НА ТОВАРНОМ РЫНКЕ. ПОТРЕБЛЕНИЕ И СБЕРЕЖЕНИЯ

В соответствии с п. 10 ст. 4 Закона о защите конкуренции монополистическая деятельность — это злоупотребление хозяйствующим субъектом, группой лиц своим доминирующим положением, соглашения или согласованные действия, запрещенные антимонопольным законодательством, а также иные действия (бездействие), признанные в соответствии с федеральными законами монополистической деятельностью. Из нормативного определения монополистической деятельности вытекают следующие основные признаки.

Во-первых, монополистическая деятельность — вид человеческой деятельности, состоящей из совокупности действий, операций, поступков. И не только. В состав монополистической деятельности входит также бездействие. Во-вторых, Закон о защите конкуренции называет формы монополистической деятельности: а) злоупотребление доминирующим положением; б) запрещенные антимонопольным законодательством соглашения или согласованные действия; иные действия (бездействие), признанные монополистической деятельностью в соответствии с федеральными законами.

Последняя форма монополистической деятельности буквально звучит так: такие действия могут быть не только неправомерными, но и правомерными. Хотя в учебной и научной литературе монополистическая деятельность характеризуется как неправомерная со всеми признаками правонарушения.

По мнению К. Ю. Тотьева, монополистическая деятельность является наказуемым правонарушением. Как любое правонарушение, она (деятельность) включает объект, объективную сторону, субъект, субъективную сторону (состав правонарушения). Налицо подмена понятий «монополистическая деятельность» и «поведение». Монополистическая деятельность представляет собой вид экономической деятельности. В свою очередь, правонарушение — это противоправное, общественно вредное, виновное деяние деликтоспособного лица. В этом качестве состав правонарушения включает четыре названных выше элемента.

Рассмотрим более подробно каждый из указанных элементов состава правонарушения.

Объектом правонарушения в данной сфере является конкурентный порядок (составная часть хозяйственного правопорядка).

Объективная сторона правонарушения заключается в противоправности, во вредоносных последствиях, наличии причинной связи между этими элементами. При этом под противоправностью понимается нарушение установленных в правовых нормах запретов. И не только. В этом контексте Закон о защите конкуренции содержит ряд норм о запрете на злоупотребление хозяйствующим субъектом доминирующим положением (ст. 10), на ограничивающие конкуренцию соглашения или согласованные действия хозяйствующих субьектов (ст. 11), на недобросовестную конкуренцию (ст. 14).

В частности, запрещаются установление, поддержание монопольно высокой или монопольно низкой цены товара; изъятие товара из обращения, если результатом такого изъятия явилось повышение цены товара; создание дискриминационных условий и др.

Применительно к осуществлению монополистической деятельности вред представляет собой отрицательные (имущественные, организационные, моральные и др.) последствия, возникающие у частных и публичных лиц. Важно отметить, что не во всех случаях такой вред наступает, если, конечно же, не ставить знак равенства между монополистической деятельностью и правонарушением.

На наш взгляд, осуществление монополистической деятельности хозяйствующими субъектами порождает правонарушения только тогда, когда имеется состав правонарушения. В тех случаях, когда при осуществлении монополистической деятельности возникают убытки, то для их взыскания с правонарушителя необходимо установить наличие самих убытков, обосновать их размер и доказать причинно-следственную связь между противоправным поведением и возникшими убытками по правилам ст. 15, 16 ГК.

Вредоносные последствия могут быть причинены государству и обществу в целом. Подобная вредоносность проявляется в том, что порожденные монополистической деятельностью правонарушения ограничивают реализацию государством публичного интереса, посягают на конкуренцию и в конечном итоге дезорганизуют рыночные отношения.

Причинная связь между противоправным поведением (действием, бездействием) хозяйствующих субъектов и наступившими последствиями — обязательный элемент объективной стороны правонарушения.

Субъектами монополистической деятельности являются: а) хозяйствующие субъекты, в том числе финансовые организации; б) группы лиц.

Субъективная сторона монополистической деятельности как правонарушения состоит в двух формах вины; умысла или неосторожности. Вопрос о форме вины субъектов конкуренции зависит от отнесения такой противоправной деятельности к тому или иному правонарушению. Рассмотрим формы монополистической деятельности. Начнем с категории «злоупотребление монопольным положением».

Статья 10 (п. 1) Закона о защите конкуренции запрещает действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц. Реализация указанных действий (бездействия) и наступление вредоносных последствий — свидетельство злоупотребления хозяйствующим субъектом своим доминирующим положением. Закон о защите конкуренции запрещает совершение подобного рода действий (бездействия).

В учебной литературе злоупотребление доминирующим положением на рынке рассматривается как индивидуальное поведение субъекта. Содержащийся в п. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции перечень запрещ��нных действий (бездействия) является открытым. В порядке иллюстрации рассмотрим некоторые виды правонарушений в форме злоупотребления доминирующим положением. Так, запрещается установление, поддержание монопольно высокой или монопольно низкой цены товара.

Монополия (от греческого Monopolium, который я продаю или от одного продавца) означает исключительное право осуществлять любую деятельность (производство, торговлю, рыболовство), принадлежащую одному лицу, группе лиц, организации или государству, которая позволяет навязывать свои собственные интересы и получать монопольную прибыль.

Монополизм находит свое место в рыночной экономике. О его существовании можно судить по признакам монопольного поведения: разрушение рыночных механизмов (замедление научно-технического прогресса, поддержание высоких цен, снижение качества и сокращение объемов производства и т. д.).

Монополией могут быть государство, регионы, центральные экономические управления, министерства, конечно, государственные и частные предприятия, а также индивидуальные предприниматели. Монополия обычно связана с крупными и крупнейшими предприятиями или корпорациями.

Существенными чертами монополии являются владение субъектом и монопольная власть, способность диктовать его условия, влиять на рыночное равновесие таким образом, который выгоден для него, а также манипулировать ценами и объемами производства.

Конкуренция является предпосылкой рыночной экономики. Это означает конкурентоспособность участников рынка, когда их самостоятельные действия эффективно ограничивают способность каждого из них односторонне (монополистически) влиять на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке. Противоположностью конкуренции является монополистическая деятельность, то есть действия участников рынка, противоречащие антимонопольному законодательству и направленные на предотвращение, ограничение или устранение конкуренции.

Конкуренция разрешена законом, а монополистическая деятельность запрещена. Монополия в государственной экономике основана на всеобщей государственной собственности и отсутствии цивилизованного рынка, то есть тотальной национализации экономики.

К негативным последствиям монополии государственного имущества (госмонополии) относятся:

  1. на уровне общества отсутствие экономической свободы, вырождение экономической системы;
  2. на отраслевом уровне появление узких ведомственных интересов;
  3. на уровне предприятия жесткость, неэффективность производства;
  4. на уровне отдельного работника отчуждение от собственности, управления и результатов собственного труда.

Государственная монополия наносит огромный ущерб экономике и народному хозяйству в целом.

Основными способами преодоления монополизма являются: формирование нормальной рыночной экономики и конкурентной среды на товарных рынках, развитие малого бизнеса, а также приватизация собственности и приватизация предприятий. Одним словом, это включает в себя все меры по демонополизации экономики.

Антимонопольное законодательство направлено на поддержание конкуренции и ограничение монополистической деятельности.

Нормальному развитию предпринимательства препятствует монополистическая деятельность предпринимателей (хозяйствующих субъектов) как вид правонарушения. Согласно статье 4 Закона о конкуренции монополистическая деятельность означает действия (бездействие) хозяйствующих субъектов, которые противоречат антимонопольному законодательству и направлены на предотвращение, ограничение или устранение конкуренции.

Основными видами монополистической деятельности являются. Злоупотребление хозяйствующим субъектом доминирующего положения на рынке (статья 5 Закона о конкуренции). Доминирующее положение хозяйствующего субъекта означает его доминирование на товарном рынке аналогичных товаров, если его доля в товаре составляет 65% или более (статья 4 Закона о конкуренции, измененная в 1998 году). Положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного продукта не превышает 35%, не может быть признано доминирующим.

Злоупотребление хозяйствующими субъектами доминирующим положением на рынке выражается в том, что антимонопольное законодательство запрещает им предпринимать такие действия, как: изъятие товаров из обращения для создания дефицита на рынке; навязывание контрагенту неблагоприятных условий договора; включение в договор дискриминационных условий, которые ставят контрагента в неравное положение по сравнению с другими хозяйствующими субъектами; согласие на заключение договора только в том случае, если включены такие товары, в которых контрагент не заинтересован (статья 5 Закона о конкуренции).

Читайте также:  Что такое муниципальная квартира: все плюсы и минусы подобного жилья

Согласованные действия субъектов хозяйствования, ограничивающие конкуренцию (статья 6 Закона о конкуренции). Соглашения (согласованные действия) конкурирующих хозяйствующих субъектов, имеющих в совокупности более 35% рыночной доли определенного продукта полностью или частично, запрещены или признаны недействительными, если такие соглашения имеют или могут привести к ограничению конкуренции.

Подобные соглашения направлены на:

  • установление (поддержание) цен (тарифов), скидок, надбавок (долей), наценок;
  • повышение, снижение или поддержание цен на аукционах и тендерах;
  • разделение рынка по территориальным характеристикам, продажам или покупкам, по кругу продавцов или покупателей.

Акты и действия органов власти и управления, направленные на ограничение конкуренции (статья 7 Закона о конкуренции).

Соглашения (согласованные действия властей и администраций, ограничивающие конкуренцию (статья 8 Закона о конкуренции).

Участие должностных лиц органов государственной власти и государственного управления в предпринимательской деятельности. Согласно ст. 9 Закона этим должностным лицам запрещено заниматься самостоятельной предпринимательской деятельностью; собственные предприятия; голосовать самостоятельно или через представителя посредством своих акций, вкладов, долей акций при принятии общим собранием делового партнерства и общества; занимают должности в органах управления хозяйствующего субъекта. Эти должностные лица имеют право заниматься научной и преподавательской деятельностью.

Демонополизация экономики это преодоление монополистической деятельности и содействие формированию рыночных отношений, основанных на развитии конкуренции и предпринимательства.

Антимонопольное регулирование представляет собой комплекс экономических, административных и законодательных мер, осуществляемых государством и направленных на обеспечение условий для конкуренции на рынке и предотвращение чрезмерной монополизации рынка, которая угрожает нормальному функционированию рыночного механизма. Антимонопольное регулирование включает в себя регулирование уровня концентрации и монополизации производства, стратегии и тактики предприятий, внешнеэкономической деятельности, ценового и налогового регулирования.

Антимонопольная политика государства всегда основана на антимонопольных законах.

Антимонопольное законодательство представляет собой сложную и разветвленную сеть законов, судебных решений и правовых норм, свод правовых актов в странах с рыночной экономикой, направленных на поддержание конкурентной среды, противодействие монополизму и недобросовестной конкуренции. Все эти меры направлены на поддержание конкурентной среды, противодействие монополизму и недобросовестной конкуренции, на регулирование действий фирм и корпораций на рынке товаров и услуг, на рынке капитала, на отрезание тех, кто признан недобросовестным, низкого качества. по отношению к правам производителей и потребителей, и просто вредно для общества.

Комплекс государственных мер, составляющих антимонопольную политику, основан на общем концептуальном подходе, согласно которому достигается наивысшее благосостояние граждан, когда они могут свободно обмениваться товарами и услугами, которые они производят, на конкурентном рынке. Таким образом, конкурентный рынок выступает в качестве универсального регулятора общественного производства, его пропорций. В то же время вопрос о том, что производить и в каком количестве объективно решается самим потребителем, предъявляющим рыночный спрос на определенные виды товаров и услуг.

Разработка и принятие антимонопольных законов является одним из важнейших средств государственного регулирования экономики. В современный период главной особенностью этого законодательства является то, что оно направлено на защиту так называемой олигополии рыночного механизма.

Существует две основные формы борьбы с монополиями:

  1. предотвращение создания монополий;
  2. ограничение использования монопольной власти.

Опыт развитых стран показывает, что антимонопольная политика была неэффективной и затрагивала только формы централизации капитала, но не остановила процесс монополизации. Оппозиция монополизации экономики выражается в виде запретов на ведение производственной и коммерческой деятельности, дезагрегацию фирм, их реорганизацию, разделение, вплоть до ликвидации. Несмотря на различия в антимонопольных законах разных стран, они имеют общие черты и цели. К ним относятся: содействие конкуренции; контроль над фирмами, которые доминируют на рынке, и над процессом слияний и поглощений; защита потребителя; содействие развитию малого и среднего бизнеса.

Действия организаций, направленные на территориальное разделение рынков, бойкотирование конкурентов, привязка покупателя к определенным источникам поставки, установление согласованных цен и скидок, согласование производственных квот для управления обменом и характером предложения, а также назначение единоличных директоров конкурирующих компаний. фирмы нелегальны.

В Восточной Европе проблема антимонопольного регулирования возникла сравнительно недавно. Следует отметить, что монополии здесь создавались искусственно, путем концентрации производства, что привело к образованию гигантских предприятий и ассоциаций. В постсоветских странах антимонопольная политика изначально была направлена ​​на преодоление «командно-административной монополии», то есть на изменение типа экономических систем.

Подводя итог вышесказанному, отметим, что свободная конкуренция привела к концентрации производства, что привело не к возникновению, а к доминированию рыночных монополий. Их наиболее распространенными типами являются чистые или абсолютные, естественные и искусственные, промышленные и организационные монополии. Классическими организационными формами монополий являются картели, синдикаты, тресты, концерны, которые существуют в модернизированной форме в настоящее время.

В ходе реализации антимонопольных мер преследуются следующие основные цели:

  1. Обеспечение единства экономического пространства на территории Российская Федерация,
  2. Обеспечение «прозрачности» процессов, связанных с созданием, слиянием и приобретением коммерческих организаций, приобретением крупных пакетов акций, основных средств и нематериальных активов, а также прав, позволяющих определить условия деятельности. предприятий, занимающих доминирующее положение на рынке.
  3. Снижение барьеров входа на товарные рынки,
  4. Создание эффективных правовых механизмов, обеспечивающих соблюдение запрета на предпринимательскую деятельность представителями правительства, в том числе за счет использования государственных и муниципальных унитарных предприятий в качестве инструментов объединения экономических и властных полномочий со стороны властей.
  5. Активизация работы по предупреждению и пресечению недобросовестной конкуренции на товарных рынках.

Достижение целей осуществляется путем применения методов, устан��вленных в мировой практике, основными из которых являются: применение ограничительных мер, контроль за усилением экономической концентрации, запрещение недобросовестной конкуренции, запреты на действия органов власти и управления, которые может негативно повлиять на конкуренцию, используйте госреестр.

Понятие и виды монополистической деятельности

Под монополистической деятельностью- злоупотребление хозяйствующим субъектом, группой лиц своим доминирующим положением, соглашения или согласованные действия, запрещенные антимонопольным законодательством, а также иные действия (бездействие), признанные в соответствии с федеральными законами монополистической деятельностью (ст. 4 Федерального закона «О защите конкуренции»).

Выделяют следующие виды монополистической деятельности хозяйствующих субъектов:

1) индивидуальная монополистическая деятельность, которая проявляется как злоупотребление со стороны хозяйствующего субъекта своим доминирующим положением на рынке.

2) коллективная монополистическая деятельность в виде соглашений (согласованных действий) хозяйствующих субъектов, ограничивающих конкуренцию. Так, согласно п. 1 ст. 11 Федерального закона «О защите конкуренции» запрещаются соглашения между хозяйствующими субъектами или согласованные действия хозяйствующих субъектов на товарном рынке, если такие соглашения или согласованные действия приводят или могут привести к:- установлению или поддержанию цен (тарифов), скидок, надбавок (доплат), наценок;- повышению, снижению или поддержанию цен на торгах; — разделу товарного рынка по территориальному принципу, объему продажи или покупки товаров, ассортименту реализуемых товаров либо составу продавцов или покупателей (заказчиков);

Техническое регулирование

техническое регулирование — «правовое регулирование отношений в области установления, применения и исполнения обязательных требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, в области установления и применения на добровольной основе требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнению или оказанию услуг, а также правовое регулирование отношений в области оценки соответствия».

Антимонопольное законодательство

Отсутствие конкуренции приводит к негативным последствиям в обществе, а именно:

  • отсутствию стимула развивать новые технологии;

  • дефициту продукции;

  • не эффективному расходованию ресурсов;

  • не справедливому распределению доходов.

Поэтому правительства государств стараются ограничить появление монополий с помощью введения антимонопольного законодательства. Антимонопольное законодательство существует в большинстве стран мира. Оно защищает интересы потребителей и способствует экономическому процветанию.

При этом специальные государственные органы:

  • контролируют цены;

  • предотвращают зависимость мелких фирм от крупных игроков;

  • следят за уровнем конкуренции на рынке.

Доминирующее положение

Доминирующим положением на рынке товаров (для финансовых рынков действуют иные правила) является положение предпринимателя:

  • обладающего более чем 50-процентной долей конкретной товарной позиции на рынке;
  • обладающего менее чем 50-процентной долей (но не меньше 35%) конкретной товарной позиции на рынке, прямо признанного в качестве такового ФАС;
  • входящего в группу из 3 предпринимателей, совместно имеющих более чем 50-процентную долю конкретной товарной позиции на рынке (но каждый из них имеет не меньше 8%);
  • входящего в группу из 5 предпринимателей, совместно имеющих более чем 70-процентную долю конкретной товарной позиции на рынке (но каждый из них имеет не меньше 8%).

Обратите внимание! Во 2-м случае нижнее пороговое значение доминирующего положения может быть снижено законом. Например, законом «О связи» от 07.07.2003 № 126-ФЗ оно установлено равным 25-процентной доле.

В 3-м и 4-м случаях доминирующее положение предпринимателя фиксируется только при условии малой изменчивости указанных долей в срок не менее 1 года (если товар новый, то берется полный срок существования его на рынке, и этот срок может быть менее 1 года) и при условии невозможности замены этого товара иным для потребителя. При этом доминирующее положение предпринимателя не фиксируется, если его выручка при реализации товаров за истекший календарный год не была больше 400 000 000 руб., но при условии, что:

  • участники юрлица только физлица (если участник один, то им может быть и ИП);
  • предприниматель не является естественной монополией.

Понятие и виды монополистической деятельности на товарных рынках

Под монополистической деятельностью понимаются противоречащие антимонопольному законодательству действия (бездействие) хозяйствующих субъектов, направленные на недопущение, ограничение или устранение конкуренции товаров (ст. 4 Закона РСФСР от 22 марта 1991 г. «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках») Целесообразно причислять к монополистической деятельности также действия (бездействие) государственных и муниципальных органов, направленные на недопущение, ограничение или устранение конкуренции товаров.

Таким образом. монополистическую деятельность можно классифицировать в зависимости от субъектного состава ее участников.

1. Монополистическая деятельность хозяйствующих субъектов

Исходя из ст. 4 Закона РСФСР от 22 марта 1991 г. «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» хозяйствующими субъектами признаются российские и иностранные коммерческие организации, некоммерческие организации, за исключением не занимающихся предпринимательской деятельностью, в том числе сельскохозяйственных потребительских кооперативов, а также индивидуальные предприниматели.

Понятие и формы недобросовестной конкуренции на товарных рынках

Под недобросовестной конкуренциейпонимаются любые направленные на приобретение преимуществ в предпринимательской деятельности действия хозяйствующих субъектов, кᴏᴛᴏᴩые противоречат положениям законодательства, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности, справедливости и могут причинить или причинили убытки другим хозяйствующим субъектам-конкурентам или нанести ущерб их деловой репутации (ст. 4 Закона РСФСР от 22 марта 1991 г. «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках»)

Признаки недобросовестной конкуренции:

а) недобросовестная конкуренция, в отличие от монополистической деятельности, может осуществляться только активными действиями, возможность пассивного поведения в виде бездействия не предусмотрена;
б) данные действия будут рассматриваться как правонарушения, если они противоречат не только положениям действующего законодательства, но и обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности, справедливости;
в) субъектами недобросовестной конкуренции могут быть исключительно хозяйствующие субъекты, то есть российские и иностранные организации, занимающиеся предпринимательской деятельностью, а также индивидуальные предприниматели;
г) целью активных действий субъектов недобросовестной конкуренции будет приобретение преимуществ в предпринимательской деятельности;
д) в результате действий конкурентам могут быть причинены убытки или нанесен ущерб их деловой репутации. Достаточно исключительно потенциальной угрозы причинения убытков или нанесения ущерба деловой репутации для квалификации данного правонарушения как недобросовестной конкуренции.

Конкуренция и монополия

Ключевая роль конкуренции в функционировании рыночной экономики была доказана еще А. Смитом13. Новизна теории конкуренции А. Смита заключалась в том, что он впервые:

1) сформулировал понятие конкуренции как соперничества, повышающего цены (при сокращении предложения) и уменьшающего их (при избытке предложения);

2) сформулировал главный принцип конкуренции — принцип «невидимой руки», в соответствии с которым, «дергая» за ниточки марионеток -предпринимателей, «рука» заставляет их действовать в соответствии с неким «идеальным» планом развития экономики, безжалостно вытесняет фирмы, занятые производством ненужной рынку продукции;

3) описал механизм конкуренции, который объективно уравновешивает отраслевую норму прибыли, приводит к оптимальному распределению ресурсов между отраслями. Тонкость механизма конкуренции заключается в том, что при сокращении спроса на товар наибольшие трудности испытывают фирмы, выпускающие некачественную или излишне дорогую продукцию. Гибкость механизма конкуренции проявляется в его мгновенной реакции на любые изменения обстановки во внешней среде. Быстро адаптируются к среде мобильные фирмы;

4) определил основные условия эффективной конкуренции, включающие наличие большого количества продавцов и покупателей, исчерпывающую информацию, мобильность используемых ресурсов, невозможность каждого продавца оказывать существенное влияние на изменение рыночной цены товара;

5) разработал модель усиления и развития конкуренции, доказал, что в условиях рыночных отношений возможно максимальное удовлетворение потребностей потребителей и наилучшее использование ресурсов в масштабе общества в целом.

Чтобы понять сущность конкуренции, приведем ее определения, сформулированные некоторыми авторами. К.Р. Макконел и С.Л. Брю считают, что конкуренция — это наличие на рынке большого числа независимых покупателей и продавцов, возможность для покупателей и продавцов свободно выходить на рынок и покидать его.

И. Шумпетер определял конкуренцию как соперничество старого с новым, с инновациями.

Австрийский ученый Ф.А. ХаЙек отмечает, что конкуренция — процесс, посредством которого люди получают и передают знания. Конкуренция ведет к лучшему использованию способностей и знаний. Большая часть достигнутых человеческих благ получена именно путем состязания, конкуренции. Конкуренция стимулирует рациональность.

В своей книге «Международная конкуренция» М. Портер называет конкуренцию динамичным и развивающимся процессом, непрерывно меняющим ландшафт, на котором появляются новые товары, новые пути маркетинга, новые производственные процессы и новые рыночные сегменты.17

Г.Л. Азоев под конкуренцией понимает соперничество на каком-либо поприще между отдельными юридическими или физическими лицами (конкурентами), заинтересованными в достижении одной и той же цели.

А.Ю. Юданов считает, что рыночная конкуренция — борьба фирм за ограниченный объем платежеспособного спроса потребителей, ведущаяся ими на доступных сегментах рынка.

Большинство экономистов утверждают, что «конкуренция является движущей силой развития общества, главным инструментом экономии ресурсов, повышения качества товаров и уровня жизни населения». Согласно В. Шепарду, «конкуренции присущи разнообразные аспекты, но ее главная функция очевидна — эффективная конкуренция заставляет рыночную систему хорошо работать» .

Но как приведенные выше, так и иные имеющиеся в экономической литературе определения конкуренции, на наш взгляд, не до конца раскрывают ее истинную сущность. Они лишь констатируют воздействие конкуренции на рыночную ситуацию, иными словами, описывают видимость, а не сущность конкуренции.

Мы предлагаем определять общую сущность конкуренции как механизм приведения индивидуальных цен к среднерыночным.

Продавец, стремясь реализовать свои товары дороже, устанавливает индивидуальную цену, ориентируясь на собственные издержки производства и наличие спроса покупателей или, напротив, его отсутствие. Соответственно он меняет цену своего товара: если к нему очередь покупателей — цена растет, если покупателей нет — цена снижается. Возникает не только конкуренция продавца и покупателя, но и продавцов между собой. При известной зависимости спроса от цен на товары спрос будет выше для того продавца, цены которого ниже. Он будет под давлением спроса увеличивать свои индивидуальные цены. Напротив, продавец, установивший высокие цены, из-за отсутствия спроса на его товар будет снижать свою цену. Тем самым неизбежно индивидуальные цены на одинаковые товары приводятся к среднерыночным.

Формы искусственных монополий

Формы монополий В чём сохраняют самостоятельность В чём зависят друг от друга
Картель (от лат. соглашение) 1.Хозяйственная , то есть производственная самостоятельность

2.коммерческая самостоятельность

1. Цены на товары2. Объёмы производства3. Раздел рынка (кто где продаёт)

4. Определение квот (кто сколько продаёт)

Синдикат( от лат. представитель) Сохраняют собственность на средства производства, то есть производственная самостоятельность Совместный, централизованный сбыт продукции и приобретения сырья, то есть потеря коммерческой самостоятельности
Трест( от лат. доверие) Потеря самостоятельности 1. Совместная собственность

2. Общее управление

3. Объединение финансов

4. Общий сбыт товара одного вида.

Концерн( от лат. забота) Производственная самостоятельность, входят предприятия разных отраслей. 1. Объединение многопрофильных фирм

2. Единый финансовый центр

3. Единая сбытовая политика

Холдинг(от англ. удерживание) Это коммерческие компании = материнская компания ( обладает контрольным пакетом акций) + дочерние компании (остальные акции). 1.Головная компания

2. Владеет акциями участниками концерна

3.Влияет на деятельность

Конгломерат(от лат. собранный) Гигантский промышленный комплекс со значительной децентрализацией управления Проникновение крупных корпораций в отрасли , которые не имеют связи ( производственной и технологической ) со сферой деятельности головной фирмы.
Консорциум( от лат. соучастие) Временное добровольное объединение хозяйственно независимых фирм. Координация предпринимательской деятельности.

Виды барьеров при входе на монополистический рынок

Причины возникновения монополий:

  • Есть ряд секторов экономики, управлением которых экономически эффективнее лучше всего заниматься одной компании или государству. К таким секторам относятся: энергообеспечение, газо- и водоснабжение, трубопроводный транспорт, почта, железнодорожный транспорт, метрополитен и т. д. Экономия на масштабах в отсутствии конкуренции делает монополию в данных отраслях финансово обоснованной.
  • Владение уникальным ресурсом или технологией. Монополизация – это временное явление, пока конкуренты не догонят вырвавшуюся вперед компанию.
  • Пониженная потребность в товаре. Низкий уровень спроса также приводит к образованию естественной монополии, поскольку каждый понимает нецелесообразность создания конкуренции в связи с маленьким спросом.
  • Объединение крупнейших компаний отрасли. Фирмы могут добровольно объединиться с целью устранения конкурентов. Также может произойти вынужденное слияние или даже поглощение, когда более успешная компания покупает менее крупного или прибыльного конкурента.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *