Когда можно и нельзя использовать противотуманные фары по ПДД?

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Когда можно и нельзя использовать противотуманные фары по ПДД?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Обязательно включать этот свет в туннеле, даже если это день или в туннеле есть освещение. Данное правило введено на случай внезапного отключения освещения. Если у автомобиля в такой ситуации не будет включен ближний свет фар, то это может привести к аварии. Произойти авария может за те секунды, что понадобятся водителю для включения ближнего света, в то время как его автомобиль будет двигаться в абсолютной темноте.

Можно ли установить ПТФ на автомобиль?

А вот здесь ситуация более интересная. В одной из прошлых статей мы выясняли, что установка компонентов на автомобиль, которые не устанавливались заводом-изготовителем (конкретно на вашу модификацию и комплектацию транспортного средства), является внесением изменений в конструкцию. И для этого нужно получать разрешение ГИБДД вместе с проверкой соответствия безопасности и получением сертификата об этом.

Однако, здесь для вас может быть и хорошая новость. Если на ваш автомобиль в другой модификации ставятся противотуманные фары, к примеру, но в вашей их нет, но чаще всего вы их можете установить и на свою машину без получения вышеуказанного разрешения.

  • Установка в бесцветные указатели поворота светодиодных ламп, которые ярко горят белым светом, во время движения, пока не включен указатель поворота. Тогда они начинают мигать оранжевым светом. Ввиду использования светодиодов затея может провалиться при встрече с дотошным инспектором.
  • Использование электронного блока, который при пуске двигателя включает лампы дальнего света (или спирали дальнего света в комбинированных лампах) с пониженной (40–70 % от номинала) яркостью. Фары располагаются выше противотуманок, а потому видны лучше. Сотрудники ДПС вряд ли отличат их от просто горящих фар ближнего света, особенно, если применены двухнитевые лампы типа Н4. А ослеплять встречных водителей они не должны из-за пониженной яркости. И, естественно, как только вы включаете ближний свет фар, все вышеописанные функции должны отключаться.
  • Установка вместо «габариток» (слабеньких лампочек накаливания) мощных светодиодных ламп. Тогда достаточно включить «габариты», и все проблемы решены? Не совсем так! Во-первых, могут быть проблемы с ГИБДД, а во-вторых, при таком режиме использования в машине будет гореть достаточно много ламп на панели приборов и на задней части автомобиля. И, напоминаю, сзади будут гореть и перегорать габаритные огни, за которые инспектор может устроить вам ночлег в чистом поле, если лампа не горит, а вы не умеете ее менять.

Очень советую (если только у вас не установлена система автоматического включения света днем): каким-либо способом обозначайте свою машину, потому что окружающие водители и пешеходы уже привыкли, что автомобиль на дороге достаточно ярко обозначен при помощи световых приборов. А потому транспорт с негорящей светотехникой воспринимается неким призраком, который могут и не заметить.

Все меры ответственности за нарушения перечня условий, при которых запрещается ездить на машине, в 2020 году регулирует статья 12.5 КоАП. И её первая часть устанавливает штраф за отсутствие ПТФ как одно из таких условий:

1. Управление транспортным средством при наличии неисправностей или условий, при которых в соответствии с Основными положениями по допуску эксплуатация транспортного средства запрещена, влечёт предупреждение или наложение административного штрафа в размере пятисот рублей.

Таким образом, без противотуманок ездить нельзя, и штраф за это 500 рублей. В редких случаях можно отделаться и предупреждением. Но последнее выносится, действительно, в очень редких случаях. Даже при обжалованиях штрафа судьи и начальники ГИБДД, согласно судебной практики, практически никогда не заменяют финансовую санкцию предупреждением.

Данный штраф за отсутствие противотуманных фар можно оплатить со скидкой 50% в течение первых 20 дней со дня вынесения постановления, а других мер обеспечения (эвакуация, запрещения эксплуатации) не предусмотрено.

Но в 2020 году более страшная ответственность за отсутствие ПТФ, о ней мы и поговорим!

По ПДД применение противотуманных фар разрешено официально, многие производители оснащают противотуманками выпускаемые авто на заводе. Но также выпускается множество универсальных видов сторонними компаниями. По типу бывают:

  • Передние противотуманные фары;
  • Задние противотуманные фонари.

По конструктивным особенностям различаются по источнику применяемого света. Распространенные виды противотуманных фар:

  • Галогенные. Относительно недорогие источники света, востребованные среди автолюбителей. К недостаткам можно отнести короткий срок службы ламп. При интенсивной эксплуатации требуют частой замены;
  • Ксеноновые. Характеристики светового спектра лучше, чем у галогенных ламп. Достаточно долго работают. Цена довольно высокая;
  • Светодиодные противотуманки. Самая высокая ценовая категория. Лампы с отличным световым лучом. Имеют продолжительный срок службы. Лампы склонны к перегреву. Требуют достаточно хорошей вентиляции.
Читайте также:  Размер пособия на ребенка неработающему военному пенсионеру в 2023 году

Почему днем лучше включать противотуманки вместо ближнего света?

В правилах дорожного движения, а именно в параграфе 19.5 говорится о том, что в дневное время суток, абсолютно каждый автомобиль обязан включать фонари ближнего света или ДХО (дневные ходовые огни).

Такое правило заставляет водителей задавать вопросы. Например, можно ли заменить фонари ближнего света на противотуманки. Считается ли эта замена нарушением ПДД, и можно ли получить штраф.

Вообще не понятно, зачем днем включать свёт, когда на улице и так всё видно. Тем более, свет от ближних фар очень слабый, да и что вблизи можно освещать? Как показывает статистика, когда автомобиль развивает большую скорость, то другие водители замечают его лучше, если горят ближние фары.

Это очень важный нюанс, так как он позволяет вовремя среагировать и увернуться от возможной аварии. Можно сделать вывод, что правило придумали для того, чтобы снизить риск столкновений между транспортными средствами в дневное время суток.

Особенности использования ПТФ в 2020 г.

Первый логичный вывод сделано: водитель может использовать противотуманные фары днем. Другой вопрос: нужно ли их всегда включать или можно без них передвигаться по трассе?

И здесь интересный факт: по ПДД субъект вообще может не использовать такой элемент авто. Ведь сейчас даже по Техническому регламенту новые авто не обязаны иметь в комплектации ПТФ. Логично, что гражданин не может включить то, чего нет. Следовательно, и отвечать за такое управление ТС без фар он не может.

Вопрос другого характера: обязан ли водитель использовать противотуманные фары ночью? Тоже нет. Ведь действующие ПДД не содержат четко прописанной нормы, в которой говорится о следующем: субъект обязан включать ПТФ ночью. Если такого нет в законе, следовательно, и выполнять его не стоит.

Использование для подключения габаритных огней и фар ближнего света

Следующий вариант подключение – задействование в схеме габаритных огней и фар ближнего света, которые сами по себе завязаны в цепь питания.

Для реализации такой схемы ДХО своими руками нужно провод со знаком «плюс», взяв его от ходовых огней, присоединить к плюсу аккумулятора, а минус соединить (тут внимательно!) с плюсом (!) габаритов. Почему так? Дело в том, что при подключении плюса ДХО к аккумулятору, мы делаем плюс аккумулятора нейтральным из положительного. Таким образом получается новая цепь аккумулятор-светодиоды-габариты-лампочка-корпус. А минусом в такой цепи будет последнее звено – корпус.

Потребление тока в такой реализации очень небольшое (исчисляется в мА), поэтому светодиоды излучают свет при включении автомобиля, а вот спираль от ходовых не загорается.

Если же водитель включает габариты, то тогда напряжение увеличивается, разница потенциалов наоборот уменьшается, светодиоды отключаются, а вот сами ДХО включаются.

Альтернативный вариант

Каким же образом подсветить старый автомобиль, чтобы не задействовать ближние фары? Некоторые стараются установить на «Волги», «Нивы» и прочие «Жигули» современные светодиодные ходовые огни, изготовленные в Китае. Но такой шаг считается изменением конструкции автомобиля и противозаконен.

Небольшие яркие светодионые «реснички» и полосы по краям штатных фар потребуют долгой процедуры легализации, согласования и утверждения в ГИБДД, что хлопотно и не всегда оправдано.

Вопрос-ответ

Как водителю избежать ослепления лучами фар и солнца? Между тем существует еще один более действенный способ, а именно установка противотуманных фар. Они являются штатным оборудованием для всех автомобилей конца советской эпохи и рассчитаны для работы в их бортовой сети. «Противотуманки» не требуют утверждения в ГИБДД, если отвечают предписанным производителем характеристикам. Они имеют меньшую мощность, чем лампы ближних фар, не тратят много энергии, отчего способны работать постоянно без перегрузки генератора. В итоге они перегорают реже, чем ближний свет, а значит водителю удастся сэкономить 200-500 рублей на лампах в год. А по светимости противотуманки приближаются к фарам головного света и хорошо видны издалека.

А самое главное, пункты 19.4. и 19.5. правил дорожного движения разрешают использовать противотуманки днем вместо ближних фар. Поэтому ни один инспектор ГИБДД не оштрафует за их использование.

Какие действия выполнять строго запрещено?

Есть ряд правил, которые обязательно нужно соблюдать. Это позволит избежать штрафов и прочих неприятностей. Рассмотрим советы подробнее:

  1. Не стоит устанавливать в бесцветные поворотники светодиоды. Несмотря на то, что у лампы яркое белое освещение, без включения поворота они мигают ярко-оранжевым светом. Первый попавшийся инспектор остановится водителя и выпишет штраф.
  2. Лучше отказаться от применения эл. блока, который регулирует включение и выключение дальних огней со сниженной яркостью. Огни находятся над противотуманками, и видно их лучше. Отличить лампы от классических огней дневного света будет практически невозможно. Поскольку ослеплять водителей фары не должны, то за указанные действия будет назначен штраф при поимке водителя.
  3. Вместо габаритов не нужно устанавливать лампочки накаливания. Эти изделия намного слабее, и при включении их видно не будет. Можно включить габариты, но они легко выйдут из строя, а значит, любой инспектор гарантированно назначит штраф.
Читайте также:  Выплотят ли иприбавку к пенсий детям инвалидам в 2023 году

И еще один совет. При поездке в туннеле важно не забывать переключать ДХО на ближние огни. За неисполнение этого требования нарушителей жестко штрафуют сотрудники дорожной полиции.

Особенности использования ПТФ в 2020 г.

Первый логичный вывод сделано: водитель может использовать противотуманные фары днем. Другой вопрос: нужно ли их всегда включать или можно без них передвигаться по трассе?

И здесь интересный факт: по ПДД субъект вообще может не использовать такой элемент авто. Ведь сейчас даже по Техническому регламенту новые авто не обязаны иметь в комплектации ПТФ. Логично, что гражданин не может включить то, чего нет. Следовательно, и отвечать за такое управление ТС без фар он не может.

Вопрос другого характера: обязан ли водитель использовать противотуманные фары ночью? Тоже нет. Ведь действующие ПДД не содержат четко прописанной нормы, в которой говорится о следующем: субъект обязан включать ПТФ ночью. Если такого нет в законе, следовательно, и выполнять его не стоит.

Что еще нужно знать водителю:

  1. Если машина оборудована противотуманными фарами, то субъект не может их самостоятельно ликвидировать. Такое же правило работает и в обратном направлении: если комплектация не предусмотрела их, то нельзя самостоятельно добавлять их в машину;
  2. Если установленные противотуманки работают не правильно или работает только один элемент, то также может наступить административная ответственность;
  3. ПТФ могут быть любого цвета, кроме трех: желтый, белый, оранжевый.

Требования законодательных документов

Конструктивные особенности противотуманных фонарей регламентируются несколькими законами. Важнейшими из них являются:

  • Правила Дорожного Движения;
  • Правила ЕЭК ООН;
  • ГОСТ 8769-75.

В данных документах указаны следующие основные требования, касающиеся настройки противотуманок.

  1. Оптические приборы должны быть установлены на транспортном средстве на высоте более 250 мм от дорожного покрытия.
  2. Максимальное расстояние от противотуманного фонаря до внешнего габарита машины не должно выходит на рамки 400 мм.

К световому пучку предъявляются такие требования:

  • луч должен быть направлен вниз, при этом верхняя граница его должна иметь четкое очертание;
  • горизонтальный угол рассеивания не должен превышать показатель 700.

Поэтому регулировка противотуманок производится с учетом этих параметров, влияющих на безопасность вождения.

В правилах также определен и режим использования противотуманных фонарей. Это условия ограниченной (крутые повороты, горные серпантины) и недостаточной (туман, снег, дождь) видимости.

Если ехать в тумане и отсутствуют ПТФ – что делать?

Правила, как мы уже упомянули выше, регулируют использование внешних световых приборов – конкретно раздел 19 устанавливает, при каких условиях какие приборы света нужно и можно использовать. Что касается противотуманных огней то они включаются:

  • в условиях недостаточной видимости (сюда включены туман, сумерки и любая видимость менее 300 метров),
  • ПТФ также нужно включать при их присутствии, когда на улице темно и только на неосвещённых участках дорог вместе с головным светом фар,
  • вместо дневных ходовых огней днём,
  • вместе с габаритами в условиях недостаточной видимости при остановке/стоянке на неосвещённом участке дороги (обратите внимание, в дорогу по ПДД включаются обочины и тротуары).

Но главная тонкость в том, что нет обязанности использовать противотуманки во всех вышеперечисленных случаях.

Пункты 19.3 и 19.4 Правил говорят о том, что их можно включать при таких условиях, но не обязательно нужно. Всё так, потому что ПТФ могут быть не предусмотрены конструкцией в вашей машине, и абсурдно обязывать включать то, чего по закону быть не обязано!

Как избежать ответственности, если противотуманок нет на месте?

Между тем, есть простой, хотя и платный, способ, как можно избежать и штрафа, и аннулирования регистрации автомобиля за отсутствие противотуманных фар.

Если вы вынуждены ехать без ПТФ на машине и знаете о том, что так двигаться запрещено, то просто купите родные заглушки вместо противотуманок, и очень редкий инспектор ДПС заподозрит наличие нарушения в этом случае.

Объясним, почему сработает данный способ:

  • обязательное наличие противотуманных фар в вашей модели автомобиля не указано ни в одном из документов, которые сотрудник ГИБДД уполномочен проверять (свидетельство о регистрации, даже в ПТС, который нет обязанности передавать сотруднику полиции, нет указания о ПТФ и даже модификации и комплектации авто),
  • проверять специально, предусмотрены ли конструкцией «туманки», сотрудник ГИБДД не будет, так как это далеко не самое «сладкое» для них нарушение со штрафом всего 500 рублей,
  • инспекторы на дороге редко хорошо разбираются в комплектациях автомобилей и не знают, должны ли быть ПТФ конкретно в вашей. И даже если во всех комплектациях вашей модели (касается дорогих машин) предусмотрены противотуманки, то и эта информация сотруднику вряд ли будет известна.

Ещё кое-что полезное для Вас:

  • Можно ли тонировать задние фонари по закону?
  • Можно ли ездить на зимней резине летом и какой штраф?
  • Можно ли не регистрировать автомобиль и что за это будет?
Читайте также:  Сроки уплаты авансов по налогу на прибыль в 2023 году

Движение с одним неисправным световым прибором

Не горит или перегорела одна лампа (фара) ближнего света, будет ли налагаться штраф в этом случае? Бывают случаи, когда на автомобиле перегорает одна лампа в фарах, одна лампа противотуманных фонарей или один дневной ходовой огонь. Если инспектор ДПС останавливает человека, управляющего автомобилем, и вменяет ему нарушение ПДД, существует несколько вариантов развития ситуации.

В Правилах дорожного движения (пункт 2, часть 3.1) есть разъяснения таких ситуаций, но оно настолько противоречиво, что может трактоваться в обе стороны (водителя и инспектора).

  1. Замена на месте. Если неисправность можно устранить в течение пяти минут после остановки, инспектор ДПС не имеет права налагать штраф. Следует отметить, что если перегорела одна лампа в противотуманных фонарях или перегорел один фонарь дневных ходовых огней, можно включить ближний свет фар. Таким образом, неисправность также будет устранена и автовладелец сможет беспрепятственно продолжить езду без наложения штрафа;
  2. Движение до места устранения неисправности. Правильно объяснив инспектору ДПС причину движения с одной не горящей лампой, можно избежать наказания. Если лампочка перегорела во время движения и не может быть заменена на месте, у человека есть возможность отогнать транспортное средство к месту ремонта;
  3. Составление протокола и накладывание штрафа.Если инспектор начинает составлять протокол, а человек, управляющий автомобилем, не согласен с предъявляемыми нарушениями ПДД, он не должен подписывать протокол. После того как водителю на руки отдаются все документы и бумаги, в течение 10 календарных дней необходимо обжаловать протокол в местных органах ГИБДД.

В темное время суток передвигаться на автомобиле с одной неработающей фарой, противотуманной фарой или одним дневным ходовым огнем можно только при соблюдении мер предосторожности во время движения.

Следует обратить внимание и на пункт 3.3 в перечне неисправностей, при которых движение на автомобиле запрещено. В нем говорится о запрете передвижения автомобиля с не работающими в установленном режиме приборами освещения автомобиля. Этот пункт также регламентируется статьей 12.20 КоАП.

Правила пунктов 6 и 7 ст.19

Поворачивающиеся световые приборы (называемые фарой-прожектором или фарой-искателем) включаются, согласно п.6, только за пределами города или другого населенного пункта и только тогда, когда нет встречного потока. Исключением являются специализированные автомобили, передвигающиеся по территории населенного пункта с проблесковыми синими маячками, в сопровождении, установленных правилами, звуковых сигналов. Данный автомобиль должен двигаться в направлении объекта, являющегося причиной выполнения служебного задания, которое определено, как неотложное.

В пункте 7 оговорены правила эксплуатации задних противотуманок. Их включают при необходимости снизить аварийную ситуацию в условиях плохой видимости на дороге. Запрет налагается на подключение данного светового оборудования к стоп-сигналам.

Движение с одним неисправным световым прибором

Не горит или перегорела одна лампа (фара) ближнего света, будет ли налагаться штраф в этом случае? Бывают случаи, когда на автомобиле перегорает одна лампа в фарах, одна лампа противотуманных фонарей или один дневной ходовой огонь. Если инспектор ДПС останавливает человека, управляющего автомобилем, и вменяет ему нарушение ПДД, существует несколько вариантов развития ситуации.

В Правилах дорожного движения (пункт 2, часть 3.1) есть разъяснения таких ситуаций, но оно настолько противоречиво, что может трактоваться в обе стороны (водителя и инспектора).

  1. Замена на месте. Если неисправность можно устранить в течение пяти минут после остановки, инспектор ДПС не имеет права налагать штраф. Следует отметить, что если перегорела одна лампа в противотуманных фонарях или перегорел один фонарь дневных ходовых огней, можно включить ближний свет фар. Таким образом, неисправность также будет устранена и автовладелец сможет беспрепятственно продолжить езду без наложения штрафа;
  2. Движение до места устранения неисправности. Правильно объяснив инспектору ДПС причину движения с одной не горящей лампой, можно избежать наказания. Если лампочка перегорела во время движения и не может быть заменена на месте, у человека есть возможность отогнать транспортное средство к месту ремонта;
  3. Составление протокола и накладывание штрафа.Если инспектор начинает составлять протокол, а человек, управляющий автомобилем, не согласен с предъявляемыми нарушениями ПДД, он не должен подписывать протокол. После того как водителю на руки отдаются все документы и бумаги, в течение 10 календарных дней необходимо обжаловать протокол в местных органах ГИБДД.

В темное время суток передвигаться на автомобиле с одной неработающей фарой, противотуманной фарой или одним дневным ходовым огнем можно только при соблюдении мер предосторожности во время движения.

Следует обратить внимание и на пункт 3.3 в перечне неисправностей, при которых движение на автомобиле запрещено. В нем говорится о запрете передвижения автомобиля с не работающими в установленном режиме приборами освещения автомобиля. Этот пункт также регламентируется статьей 12.20 КоАП.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *