Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как учитывать программное обеспечение в бухучете в бюджете в 2023 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
В соответствии СГС «Нематериальные активы» и п. 151.2 Инструкции № 157н неисключительные права пользования на результаты интеллектуальной деятельности учитываются на балансовом счёте 0 111 60 000. Одним из условий отражения в учёте является его использование в деятельности учреждения свыше 12 месяцев.
Гражданско-правовые отношения
К результатам интеллектуальной деятельности, которым предоставляется правовая охрана (интеллектуальной собственности), относятся программы для электронных вычислительных машин (программы для ЭВМ), а также базы данных (пп. 2, 3 п. 1 ст. 1225 ГК РФ).
Программой для ЭВМ является представленная в объективной форме совокупность данных и команд, предназначенных для функционирования ЭВМ и других компьютерных устройств в целях получения определенного результата, включая подготовительные материалы, полученные в ходе разработки программы для ЭВМ, и порождаемые ею аудиовизуальные отображения (ст. 1261 ГК РФ).
Базой данных признается представленная в объективной форме совокупность самостоятельных материалов (статей, расчетов, нормативных актов, судебных решений и иных подобных материалов), систематизированных таким образом, чтобы эти материалы могли быть найдены и обработаны с помощью ЭВМ (п. 2 ст. 1260 ГК РФ).
Согласно п. 1 и 4 ст. 1286 ГК РФ по лицензионному договору одна сторона – автор или иной правообладатель (лицензиар) предоставляет либо обязуется предоставить другой стороне (лицензиату) право использования произведения в установленных договором пределах. При этом пользователю программы для ЭВМ или базы данных по лицензионному договору предоставляется право их использования в пределах, предусмотренных договором.
Как правило, по лицензионному договору на программное обеспечение и базы данных предоставляется простая (неисключительная) лицензия, заключающаяся в предоставлении лицензиату права использования результата интеллектуальной деятельности с сохранением за лицензиаром права выдачи лицензий другим лицам (пп. 1 п. 1 ст. 1236 ГК РФ).
Если в лицензионном договоре срок его действия не определен, договор считается заключенным на пять лет (п. 4 ст. 1235 ГК РФ).
В рамках заключенного лицензионного договора составляется акт на передачу права пользования программными продуктами, лицензиар выставляет лицензиату счета на оплату.
Учет программного обеспечения
К ак правильно отражать в бюджетном бухгалтерском учете приобретение программного обеспечения и дальнейший учет, включая списание. Например: 1. Если приобретаем компьютерную технику в спецификацию, которой входит операционная система Windows. 2. Если приобретаем программу 1с Бухгалтерия
Необходимые для работы компьютера программы (операционная система Windows) включите в его первоначальную стоимость. Связано это с тем, что первоначальная стоимость основных средств, приобретенных за плату, складывается из затрат учреждения на их приобретение, сооружение и изготовление, а также приведение в состояние, пригодное к использованию. Расходы на приобретение компьютерных программ, без которых вычислительная техника не может осуществлять свои функции, следует рассматривать как расходы на приведение объекта основных средств в состояние, пригодное к использованию.
Учет программного обеспечения в бухгалтерском учете 2021 в бюджете
В силу п. 66 Инструкции N 157Н отражение в учете учреждения операций, связанных с получением прав использования результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации, осуществляется на основании лицензионных договоров, договоров коммерческой концессии и других договоров, заключенных согласно законодательству РФ. Нематериальные активы, полученные в пользование учреждением (лицензиатом), учитываются на забалансовом счете 01 «Имущество, полученное в пользование» по стоимости, определяемой исходя из размера вознаграждения, установленного в договоре. При этом платежи учреждения (лицензиата) за предоставленное ему право использования результатов интеллектуальной деятельности (средств индивидуализации), производимые в виде периодических платежей (единовременного фиксированного платежа) согласно условиям договора, относятся на финансовый результат в составе расходов текущего финансового года (расходов будущих периодов) в порядке, установленном учреждением в рамках формирования учетной политики.
Код 242 применяется в ситуациях, когда ПО приобретается для удовлетворения запросов федеральных органов государственного подчинения и организаций, находящихся под их управлением. Код 244 используют при получении программного обеспечения субъектами РФ, для которых невозможно отнесение расходных операций на 242 код. Статья 226 необходима, если приобретаются неисключительные права на пользование программой, при обновлении систем справочно-информационного назначения.
В бухгалтерском учете расходы бюджетного учреждения по предоставлению доступа к программному обеспечению относятся на подстатью 226 «Прочие работы, услуги» КОСГУ до 01.01.2021 (Порядок N 209н, Приказ Минфина от 30.11.2018 N 246н).
Если учреждение получило компьютерную программу в пользование, отразите ее на забалансовом счете 01.
Обосновываем невозможность
Если невозможна закупка российского программного обеспечения и необходимо приобрести зарубежное, заказчику необходимо подготовить и разместить в ЕИС обоснование закупки программного обеспечения иностранного производства. К подготовке такого документа следует подойти крайне ответственно, дабы не преступить установленный запрет.
Документ должен содержать:
- основание для приобретения иностранного ПО;
- ссылку на классы, к которым относится ПО;
- список требований заказчика к характеристикам приобретаемого ПО;
- обоснование (причины), по которым закупаемое ПО не отвечает требованиям программ, закрепленных в реестре.
Публикуется обоснование одновременно с извещением о проведении закупочной процедуры.
«при принятии решения о списании по иным основаниям, а также при принятии решения о прекращении эксплуатации объекта учета, в том числе по причине физического, морального износа объекта учета, — по дебету соответствующих счетов аналитического учета счета 010400000 „Амортизация», счета 040110172 „Доходы от операций с активами» и кредиту соответствующих счетов аналитического учета счета 010100000 „Основные средства». Одновременно выбывшие из эксплуатации объекты имущества, поступившие на хранение до момента их демонтажа и (или) утилизации, отражаются на забалансовом счете 02 «Материальные ценности, принятые на хранение»;».
В программе «1С:Бухгалтерия государственного учреждения 8» редакции 1 для списания объектов основных средств, которые перестали соответствовать критериям для признания актива, применяются следующие документы: Списание инвентарного объекта, Списание хоз. инвентаря, Списание библиотечного фонда с операцией Выбытие ОС пришедших в негодность и на нужды учреждения (401.10.172).
Варианты пакета документов при покупке программы
Вариант покупки | Документальное оформление |
Покупка у оптовика | · лицензионный договор;
· акт приема передачи |
Покупка в розничной сети | · лицензионный договор на коробке программы,
· накладная, · документ об оплате |
Приобретение по интернету | · лицензионный договор с сайта, через который приобреталось ПО,
· документ об оплате, · электронное письмо в печатном виде, которое указывает на покупку программы |
Перечисленные первичные документы позволяют зафиксировать затраты на покупку программного продукта в бухгалтерии.
Регистрация прав на программный продукт
При приобретении или создании программного продукта встает вопрос о регистрации прав на него. Согласно ст. 1262 Гражданского кодекса правообладатель в течение срока действия исключительного права на программу для ЭВМ или на базу данных может по своему желанию зарегистрировать такую программу или такую базу данных в федеральном органе исполнительной власти по интеллектуальной собственности.
Заявка на государственную регистрацию программы для ЭВМ или базы данных (заявка на регистрацию) должна относиться к одной программе для ЭВМ или к одной базе данных.
Согласно п. 2 ст. 1262 Гражданского кодекса заявка на регистрацию должна содержать:
- заявление о государственной регистрации программы для ЭВМ или базы данных с указанием правообладателя, а также автора, если он не отказался быть упомянутым в качестве такового, и места жительства или места нахождения каждого из них;
- депонируемые материалы, идентифицирующие программу для ЭВМ или базу данных, включая реферат;
- документ, подтверждающий уплату государственной пошлины в установленном размере или наличие оснований для освобождения от уплаты государственной пошлины либо для уменьшения ее размера, либо для отсрочки ее уплаты.
Согласно ст. 333.30 Налогового кодекса при обращении в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти за совершением действий по государственной регистрации программы для электронных вычислительных машин, базы данных и топологии интегральной микросхемы государственная пошлина уплачивается за государственную регистрацию программы для ЭВМ, базы данных и топологии интегральной микросхемы соответственно в Реестре программ для ЭВМ, Реестре баз данных и Реестре топологий интегральных микросхем, включая выдачу заявителю свидетельства о государственной регистрации программы для ЭВМ, базы данных и топологии интегральной микросхемы, а также публикацию сведений о зарегистрированной программе для ЭВМ, базе данных и топологии интегральной микросхемы в официальном бюллетене в следующих размерах:
- для организации — 2600 руб.;
- для физического лица — 1700 руб.;
- за внесение изменений в документы и материалы к заявке на регистрацию программы для ЭВМ, базы данных и топологии интегральной микросхемы до публикации в официальном бюллетене — 700 руб.
При этом следует помнить, что согласно пп. 4 п. 1 ст. 333.35 Налогового кодекса от уплаты государственной пошлины, установленной гл. 25.3 Налогового кодекса, освобождаются федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления при их обращении за совершением юридически значимых действий, установленных настоящей главой, за исключением случаев, предусмотренных пп. 124 п. 1 ст. 333.33 Налогового кодекса.
Правила оформления заявки на регистрацию установлены Приказом Минобрнауки России от 29 октября 2008 г. N 324 «Об утверждении Административного регламента исполнения Федеральной службой по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам государственной функции по организации приема заявок на государственную регистрацию программы для электронных вычислительных машин и заявок на государственную регистрацию базы данных, их рассмотрения и выдачи в установленном порядке свидетельств о государственной регистрации программы для ЭВМ или базы данных».
В случае если бюджетное или автономное учреждение для приобретения программного продукта привлекают средства от деятельности, приносящей доход, и будут в дальнейшем использовать программный продукт в данной деятельности, следует обратить внимание на формулировки, используемые в договоре. Это связано с тем, что передача исключительных прав на основании лицензионного соглашения и оплата услуг по созданию программных продуктов для ЭВМ не являются идентичными операциями. Передача исключительных прав на основании лицензионного соглашения, в соответствии со ст. 149 Налогового кодекса, не облагается НДС, а оплата услуг по созданию программного продукта для ЭВМ облагается НДС в общеустановленном порядке и подлежит последующим вычетам в соответствии с требованиями п. 1 ст. 172 Налогового кодекса. Данная позиция определена в Письме Минфина России от 21 сентября 2009 г. N 03-07-07/69.
КОСГУ 352 и 353 в 2021 году: применяем правильно
По сути, этот процесс объединяет работу по составлению оперативного, финансового и общего бюджетов. Сюда же можно отнести управление и контроль за выполнением бюджетных показателей.
Все эти необходимые для планирование операции вы можете легко выполнить в программе БИТ.ФИНАНС.
При составлении бюджета можно выделить следующие шаги:
- планирование с участием всех подразделений;
- определение показателей, которые будут использоваться при оценке деятельности;
- обсуждение возможных изменений в планах, связанных с новой ситуацией;
- корректировка планов с учетом предложенных поправок.
Главные функции бюджета:
- Планирование операций, обеспечивающих достижение целей организации.
- Коммуникация и координация различных подразделений предприятия и видов деятельности. Этот вид функций предполагает объединение интересов отдельных работников и групп в целом по предприятию для достижения намеченных целей.
- Ориентация руководителей всех рангов на достижение поставленных задач.
- Контроль текущей деятельности. Здесь лучше использовать именно бюджетные данные, а не отчетные данные прошлых лет.
- Повышение профессионализма менеджеров.
Чтобы контролировать исполнение бюджетов, применяют двухуровневую систему:
- нижний уровень — контроль над исполнением бюджетов структурных подразделений;
- верхний уровень — контроль за исполнением консолидированного бюджета.
Для того, чтобы провести контроль, необходимо подготовить отчеты по анализу и обоснованию отклонений по факту от бюджетных. Кроме того, рассчитать основные финансовые показатели в случае их изменения в зависимости от отклонений:
- Выручка от продаж.
- Затраты на производство и реализацию.
- Чистая прибыль.
- Реинвестированная прибыль.
- Рентабельность инвестиций.
- Оборачиваемость активов.
- Рентабельность продаж.
- Доля рынка.
- Темпы роста предприятия.
В решении БИТ.ФИНАНС есть возможность оценивать и контролировать текущее финансовое положение компании в любой момент времени.
Общий (основной) бюджет — это скоординированный по всем подразделениям и функциям план работы всего предприятия.
Когда вы составляете основной бюджет, то создаются:
- прогнозируемый баланс;
- план прибылей и убытков;
- план движения денежных средств.
Обычно общий бюджет состоит из: операционного и финансового бюджетов.
Операционный бюджет (текущий, периодический, оперативный) — система бюджетов, характеризующих доходы и расходы по операциям. В свою очередь он состоит из бюджетов:
- продаж (отгрузка готовой продукции и полуфабрикатов, поступления денежных средств);
- производства;
- производственных запасов;
- прямых затрат на материалы;
- общепроизводственных расходов;
- прямых затрат на оплату труда;
- коммерческих расходов;
- управленческих расходов.
Сформируйте отчетность с любыми финансовыми показателями и разрезами: по контрагентам, договорам, статьям, проектам, ЦФО и т.д.
- бюджета движения денежных средств;
- бюджета капитальных вложений;
- бюджетного (агрегированного) баланса.
Рекомендуется также кроме указанных бюджетов подготовить следующие документы:
- бюджеты движения товарно-материальных ресурсов;
- бюджет по движению дебиторской и кредиторской задолженности;
- бюджет развития;
- инвестиционный бюджет.
Работа по составлению бюджета состоит из следующих моментов:
- Подготовка прогноза и бюджета продаж.
- Определение ожидаемого объема производства.
- Расчет затрат, связанных с производством и реализацией продукции.
- Расчет и анализ денежных потоков.
- Составление плановых финансовых отчетов.
Важно! Бюджет продаж является главным этапом всего процесса бюджетирования.
Бюджет движения денежных средств (ДДС) предприятия состоит из доходной и расходной частей.
Доходная часть прогнозируется на основе плана продаж и плана денежных поступлений из прочих источников.
Расходная часть бюджета ДДС прогнозируется на основе:
- бюджета производства;
- бюджета материальных затрат, составленного в соответствии с производственной программой;
- бюджета оплаты труда;
- плана-графика взносов во внебюджетные фонды;
- плана-графика налоговых выплат;
- плана-графика погашения кредитов;
- бюджета общепроизводственных и управленческих расходов;
- бюджета себестоимости готовой продукции;
- бюджета прочих расходов.
- Бюджет денежных средств предприятия
Обратите внимание! В решении БИТ.ФИНАНС реализовано формирование БДДС и план-фактного анализа. Пользователю доступны все необходимые и актуальные отчеты.
Для того, чтобы планирование бюджета было легким и точным, планируйте в программе БитФинанс,
- Пользуйтесь историческими данными
- Гибкой настройкой фин.результатов
- Прозрачностью учета, исключаем ошибки и человеческий фактор.
Если у вас есть вопросы по планированию бюджета в программе БИТ.ФИНАНС, свяжитесь с нашими менеджерами.
Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Проведение закупок в организациях бюджетного сектора невозможно без распределения затрат по действующим кодификаторам. При составлении плана-графика учреждения необходимо руководствоваться бюджетной сметой, которая включает КОСГУ и составляется по статьям затрат.
К примеру, в Приказе № 209н приведена расшифровка, что входит в КОСГУ 346, — увеличение стоимости прочих материальных запасов:
- запчасти для ремонта машин и оборудования;
- спецоборудование для НИОКР;
- семена, удобрения, посадочные материалы;
- реактивы, химическая посуда, радиодетали;
- материальные запасы специального назначения и др.
Заказчик не вправе запланировать закупок больше, чем доведено до учреждения лимитов и ассигнований. Распределение средств в закупочной документации производится в строгом соответствии с ПФХД или сметой, то есть в разрезе кодов КОСГУ и КВР.
Корректировка структуры КБК изменила принципы отражения кодов в закупочной документации. Теперь операции классифицируются только по КВР. Но не забывайте про КОСГУ: исключение кода из структуры КБК не отменило его значимости. Это связано с тем, что коды КВР и КОСГУ неразрывно связаны между собой.
Невозможно определить правильный код вида расхода по операции, не установив правильный КОСГУ. Если допустить ошибку и неверно определить кодификаторы, то учреждение не сможет осуществить закупки необходимого оборудования, работ или услуг. За нарушение правил составления закупочной и плановой документации предусмотрена административная ответственность.
Бюджетный учет основных средств в 2021 году (нюансы)
Вопрос: По какому КОСГУ оплатить расходы по услугам информационного обслуживания, обновления и сопровождения программных продуктов Сообщаю Вам следующее: В бюджетном (бухгалтерском) учете расходы учреждения на приобретение неисключительных (пользовательских) лицензионных прав на программное обеспечение и его обслуживание относятся на «Прочие работы, услуги» КОСГУ.
можно полностью списать на затраты в момент ввода в работу. (СПИ) в налоговом учете определяется по техдокументации к ПО.
Подборка документов из Систем КонсультантПлюс: Документ 1. Как учесть лицензионное программное обеспечение (для бюджетной организации) Лицензионное программное обеспечение (далее — ПО) — это программа для компьютера (ЭВМ), которой учреждение пользуется на основании лицензионного договора. Большинство офисного ПО (Windows, Word, бухгалтерские программы, антивирусные программы) является лицензионным.
Расходы на приобретение лицензионного ПО могут подтверждать ( Минфина от 14.11.2016 N 03-03-06/1/66442): или лицензионный договор, заключенный в форме единого документа и подписанный продавцом (лицензиаром) и покупателем (лицензиатом), а также акт передачи экземпляра ПО, составленный в произвольной форме; или лицензионный договор, изложенный на самом экземпляре ПО или его упаковке («коробочная» лицензия), и накладная или другой подобный документ, а также документ, подтверждающий оплату (если экземпляр ПО приобретен в розницу); или лицензионный договор, изложенный на сайте продавца ПО, и документ, подтверждающий оплату (если ПО приобретено через Интернет) ( Минфина от 28.09.2011 N 03-03-06/1/596).
Как осуществляется учет программного обеспечения
- при понесении организацией расходов в текущем году, которые считаются затратами предстоящих лет, на финансовые результаты будущего периода они будут списываться при дебетовании 0 401 50 226 и кредитовании 0 302 00 000;
- если расходы были осуществлены в одном из прошлых лет и были признаны организацией затратами будущих периодов, то в каждом новом отчетном году их отнесение на финансовый результат сопровождается дебетовыми оборотами по 0 401 20 226 и кредитовым значением суммы по 0 401 50 226.
- должна иметься документация, свидетельствующая о наличии прав пользоваться программным продуктом;
- актив отделим от других ценностей предприятия;
- невозможно идентифицировать вещественную форму;
- на ближайший год в планах учреждения нет намерения продать ПО;
- от процесса использования программы может быть получена экономическая выгода;
- срок, в течение которого можно эксплуатировать актив, превышает показатель 1 года;
- имеется возможность объективно и без существенных погрешностей определить значение первоначальной стоимости.
Учет программного обеспечения в бухгалтерском учете 2022 в бюджете
Если вы приобрели дополнительные программы (например, Outlook Express, 1-с Бухгалтерия), которые не влияют на непосредственную работу компьютера, эти программы в первоначальную стоимость не включаются, а отражаются в составе расходов будущих периодов (ПБУ 14/2007). Таки расходы списываются, исходя из срока полезного использования данного продукта. В лицензионном договоре может быть оговорен срок использования программы, тогда период списания рассчитывается с учетом этого срока. Если никаких оговорок нет, компания имеет право сама устанавливать срок использования программного продукта, только это должно быть обязательно прописано в учетной политике предприятия.
Для эффективной работы компании зачастую необходима покупка программного обеспечения. Так, например, для работы компьютера необходима операционная система Windows и пр. При приобретении программного продукта в большинстве случаев компания не получает исключительных прав на такие продукты. Это право закреплено за разработчиком программы. Поэтому в составе материальных затрат эти расходы не отражают. Затраты на покупку таких программ относят на затраты, связанные с доведением основного средства до пригодного к использованию состояния. Поэтому при покупке компьютера такие программы входят в состав основных средств и по ним начисляется амортизация (письмо ФНС России N КЕ-4-3/7756 от 13.05.2011).
Учет на забалансовых счетах в 1С
В результате передачи объекта нефинансового актива в пользование в Инвентарной карточке (ф. 0504031) должна быть сделана запись о передаче объекта (части объекта) в пользование иному юридическому лицу. При этом ответственным за сохранность переданных ценностей назначается руководитель или уполномоченное им лицо, принявшего объект (часть объекта) в пользование.
Организации повседневно сталкиваются с ситуациями, когда отразить имущество на балансовых счетах не представляется возможным. В бухгалтерском учете для отражения операций с ценностями, не являющееся объектами балансового учета используются забалансовые счета. Следует обратить внимание, что информация за забалансовому учету так же, как и по балансовому, отражается в отчетности (справка по забалансовым счетам ф.050730, ф.0503130 и ф. 050830), в связи с чем необходимо соблюдать корректность вводимых данных, чтобы не исказить отчетность.
Учет Права Пользования Программным Обеспечением В Бюджетном Учреждении В 2021
Программное обеспечение может быть приобретено организацией с исключительными или неисключительными правами на него. Для постановки на учет требуется наличие лицензионного соглашения или договора об отчуждении ПО покупателю, акта передачи прав. В некоторых случаях лицензионный договор может быть заменен сублицензионной договорной документацией.
Схема, по которой будут делиться суммы расходов на программное обеспечение с длительным временем эксплуатации и переводиться на финансовые результаты, предусмотрена п. 302 Инструкции № 157н.
Нормативный документ предоставляет возможность учреждениям самостоятельно определять порядок переноса части затрат на итоги финансовой деятельности.
Делать это можно равномерными фиксированными суммами, путем вычисления заданной пропорции, учитывающей объем оказанных услуг.
Автоматизация учета медикаментов
Для учреждений здравоохранения, важным аспектом учета в которых является контроль учета медикаментов (поступление медикаментов, распределение медикаментов по отделениям и по пациентам, изготовление лекарственных средств, расход металлоконструкций), программа 1С является отличным инструментом. Для детального аналитического учета медикаментов предназначены программные продукты “1С:Медицина. Больничная аптека” и “1С:Розница 8. Аптека”.
Нашими специалистами подготовлены различные доработки для программного продукта “1С:Розница 8. Аптека”, необходимые для оптимизации учета медикаментов в медицинских учреждениях:
- дополнительный разрез учета “статья финансирования” и отчеты для анализа данных в разрезе статей финансирования;
- учет договоров контрагентов, согласно которым происходит поставка медикаментов;
- партионный учет медикаментов;
- учет квот по пациентам и отчеты для анализа использования квот и расхода медикаментов в разрезе пациентов;
- внешние обработки выгрузки документов из конфигурации 1C:Розница 8. Аптека и загрузки документов в 1C:Бухгалтерия бюджетного учреждения 8.
Любому бюджетному учреждению здравоохранения мы поможем оперативно автоматизировать учет медикаментов на базе программ “1С:Медицина. Больничная аптека” или “1С:Розница 8. Аптека” как в аптеке, так и по отделениям.
Учет на забалансовых счетах в 1С
В результате передачи объекта нефинансового актива в пользование в Инвентарной карточке (ф. 0504031) должна быть сделана запись о передаче объекта (части объекта) в пользование иному юридическому лицу. При этом ответственным за сохранность переданных ценностей назначается руководитель или уполномоченное им лицо, принявшего объект (часть объекта) в пользование.
Организации повседневно сталкиваются с ситуациями, когда отразить имущество на балансовых счетах не представляется возможным. В бухгалтерском учете для отражения операций с ценностями, не являющееся объектами балансового учета используются забалансовые счета. Следует обратить внимание, что информация за забалансовому учету так же, как и по балансовому, отражается в отчетности (справка по забалансовым счетам ф.050730, ф.0503130 и ф. 050830), в связи с чем необходимо соблюдать корректность вводимых данных, чтобы не исказить отчетность.