Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Вывоз ТБО что это, коммунальная или жилищная услуга». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
До принятия постановления и изменения порядка начисления оплаты за обращение с ТКО организации, оказывающие услуги по вывозу мусора, самостоятельно устанавливали цены с учетом существовавших ограничений. Теперь, согласно законодательным актам, тарифы и нормативы будут одинаковыми в рамках регионов.
Федеральное законодательство также определяет, кто устанавливает тарифы на вывоз ТБО. Эта функция возложена на специальные тарифные комиссии региональных операторов по обращению с отходами.
Установление предельного тарифа отнесено к компетенции органов исполнительной власти субъектов РФ.
Расчетная формула оплаты стоимости коммунальной услуги по обращению с ТО включает:
- утвержденные нормативы ЖКХ по вывозу мусора;
- установленный тариф;
- количество жильцов, постоянно и временно проживающих в помещении в МКД.
Плата за вывоз мусора
Собственники обязаны платить за обращение с мусором, ТКО — за то, что их увозят и убирают мусорную площадку.
Плату за вывоз ТКО вносят по нормативам и тарифам, установленным правительством региона. Плата начисляется по количеству постоянно и временно зарегистрированных в квартире людей, а если в квартире никто не прописан — по количеству собственников.
В городе выделяют участки, на которых замеряют массу и объем отходов в течение недели в каждый сезон. Исходя из количества зарегистрированных на участке людей, определяют среднее количество мусора от каждого человека во всем городе.
В случае с бытовым мусором за собственников уже посчитали, сколько мусора они выбросят и сколько будет стоить вывоз. Получается, выбросить старые обои или смеситель вы можете без доплаты: это мусор после текущего ремонта, то есть ТКО, за вывоз которого вы уже платите по квитанции.
Но за выброшенные пеноблоки, оконные рамы и двери нужно доплачивать, поскольку мусор от капитального ремонта не включен в норматив регионального оператора. Заплатить за его вывоз можно любой компании, предлагающей такую услугу, в том числе региональному оператору. Стоимость вывоза строительного мусора потребители и исполнители каждый раз определяют заново. Могут вывезти из квартиры или двора, 50 килограмм или тонну — все это повлияет на стоимость.
Как уменьшить сумму оплаты?
Порядок платы за транспортировку ТБО предусматривает возможность экономии. Согласно положениям Жилищного Кодекса РФ собственник жилья в многоэтажке обязан платить, даже при отсутствии по данному адресу. Сумма за услугу может быть уменьшена в таких ситуациях:
- гражданин не проживал в помещении более 5 дней и обратился за перерасчетом (командировка, отпуск, стационарное лечение);
- услуга предоставлялась нерегулярно (подтверждение факта в официальном документе – акте)
Согласно нормативным правилам периодичность уборки определяется климатическими условиями:
- температура ниже 5 С0 — не меньше 1 раза в 3 дня;
- температуре выше 5 С0 — более 1 раза за 24 часа.
Отклонение от графика допускается:
- сутки – в теплый сезон;
- 3 суток – в холодный период.
Общее количество часов простоя – не более 72 часов. За нарушение нормы владелец жилья имеет право обратиться с требованием о снижение стоимости услуг на 3,3% за каждый день.
Уменьшить размер можно при раздельном сборе и путем заключения с исполнителем работ соответствующего соглашения. Расчет будет определяться объемом накопленного ТБО, пропорционально площади жилого помещения.
При наличии жалоб и нареканий относительно насчитанной платы, ненадлежащего качества работ хозяин квартиры вправе обратиться в Государственную жилищную инспекцию.
Как обстоят дела в регионах?
В большинстве регионов страны тарифы были приняты, а региональный оператор определен непосредственно перед введением реформы в действие. Законодательно права и полномочия местных структур достаточно широкие – они вправе самостоятельно разрабатывать алгоритм действий, принципы работы с бытовыми отходами, с определением способов вывоза и мест захоронения. Именно местные органы самоуправления должны рассчитывать актуальные нормативы, тарифы и выбирать компании, которые могут выполнять данную услугу.
Каким будет тариф – это основной момент споров и разногласий. Те граждане, которые проживают в высотных домах, определяют нормативы на порядок ниже, чем собственники частных строений.
Новая реформа предполагает грамотное распределение обязанностей и полномочий для всех субъектов хозяйствования. Нормативы устанавливаются не только собственникам квартир, но и частным компаниям, государственным предприятиям и учреждениям. Все они в полной мере обязаны обеспечивать реализацию этих показателей утилизации в соответствии с действующим федеральным классификатором.
Что делать, если качество услуги не устраивает?
Если услуга предоставляется оператором ненадлежащим образом, нарушаются сроки вывоза и утилизации мусора, не соблюдаются санитарные нормы, жильцы вправе отказаться от его услуг и выбрать иную компанию. К сожалению, на тарифы этот факт никак не отражается – оплачивать ТКО нужно в полном объеме.
Таким образом, перечисление денег за обращение с ТКО – это обязательная составляющая коммунальных платежей. Регулярно оплачивать данную услугу обязаны как все владельцы объектов недвижимости, так и те лица, кто непосредственно пользуется коммунальными ресурсами, фактически находящимися в жилом помещении. Если в доме никто не живет, тариф рассчитывают исходя из числа собственников.
Какой будет точная тарификация вывоза мусора для обычных граждан в 2022 году
Управляющие компании начали выставлять отдельные счета за вывоз мусора ещё в конце прошлого года. И судя по всему, именно в тот период появляются опасения, что цена услуги возрастет. По сути, так и получилось.
Начиная с января 2022 года, цены на вывоз мусора выросли во всех регионах. Но сумма, на которую поднялся тариф в каждом регионе, отличается. Например, жители Приморья будут платить на 4,5% больше, чем делали это в прошлом году. Но такой рост недостаточно большой, чтобы покрыть расходы операторов, поэтому скорее всего они будут оформлять льготы и субсидии, чтобы компенсировать свои убытки, возникающие из-за инфляции.
А вот Москвичам повезло не так сильно, поскольку новый тариф подразумевает, что за один квадратный метр мусора придется заплатить 7,27 руб. Причем платить по этому тарифу нужно, даже если в квартире никто не проживает, а значит, не производит мусора.
Изменения в 2020 году
Кроме изменения статуса услуги, есть и еще несколько нововведений:
- На местные органы управления возлагается ответственность за формирование мусорных свалок и выбор на конкурсной основе оператора для каждого региона.
- Теперь размер оплаты зависит не от площади жилья, а от количества проживаемых в квартире жильцов.
- В оплату входят расходы на транспортировку.
- Раздельный сбор мусора для облегчения утилизации или получения вторичного сырья. За участие в программе распределения отходов на пищевые и непищевые предоставляются льготы. Их размер может достигать 50% (но не более) от всей суммы.
Можно ли не платить за вывоз мусора, если его у меня нет (закапываю на своем участке и сжигаю сам)?
К сожалению, для собственников жилых домов заключение договоров на услуги по обращению с ТКО обязательно. Накапливать твердые коммунальные отходы можно только в специально оборудованных местах. Такие площадки должны отвечать требованиям по охране окружающей среды и санэпидемнормам. Сжигать отходы без специального оборудования, которое очищает выбросы, запрещено. Плюс для обращения с отходами I-IV классов опасности требуется наличие лицензии. За нарушение всех этих правил могут штрафовать собственника дома или земельного участка. Пожалуй, проще всего будет все-таки заключить договор с региональным оператором.
Важно: при обнаружении несанкционированного места складирования ТКО объемом более 1 кубометра региональный оператор обязан пожаловаться в уполномоченные органы и высылать собственнику земельного участка уведомление о необходимости ликвидации этой свалки. Собственнику участка надо будет самостоятельно ликвидировать свалку или заключить договор с региональным оператором в течение 30 дней. Если свалка так и не будет ликвидирована, региональный оператор устранит ее сам и через суд взыщет с собственника участка свои расходы. Так написано в пунктах 16-17 ПП №1156.
Какие существуют проблемы?
Проблема чрезмерного наличия мусора, его переизбыток привел к другой, не менее серьёзной, проблеме. Нельзя сказать, что её не было раньше. Однако до определённого времени она была решаема, что с трудом можно сказать сейчас. Ещё пару десятилетий назад активно практиковалось повторное использование стеклянной тары, многие продукты продавались на развес или поштучно. Сейчас стеклотары редко используют повторно, отходы не сортируют.
Все это привело к серьёзным последствиям:
- Мусор вокруг населённых пунктов постоянно накапливается. Специализированных мест, где мусор утилизируется, нет в нужном количестве.
- Средств для переработки недостаточно.
- Технологии по переработке мусора устарели.
- Бытовые отходы не сортируются.
- Отдельные виды отходов не используются вторично.
Как сократить объемы мусора
К сожалению, нововведения в законодательстве никак не поощряют собственников загородного жилья уменьшать объёмы вывозимого мусора, а также желание сортировать мусор и отвозить его в пункты переработки. Однако в силах любого сознательного гражданина заботиться об экологии места его проживания, в том числе и путем сокращения потенциального объема бытовых отходов. Есть несколько способов уменьшить количество производимого мусора:
- Пищевые отходы, правильно отобранные и измельченные, могут быть использованы в качестве корма для животных подсобного хозяйства.
- Сухие листья, трава, пищевые отходы могут быть переработаны в компост и служить удобрением для растений на приусадебном участке.
- Спиленные деревья, измельченные в опилки, могут служить в качестве мульчи и укрывного материала для посадок.
- Возобновляемый мусор – бумага, пластик, металлический лом – принимается во многих субъектах в пунктах вторсырья, в отдельных случаях за сбор и сортировку мусора предусмотрено вознаграждение.
Тариф на жидкие бытовые отходы
Услуги по сбору и вывозу твердых бытовых отходов не относятся к числу услуг организаций коммунального комплекса, подлежащих государственному регулированию. Данный вывод следует при системном толковании статьи 424 ГК РФ.
Федеральным законом от 07.12.2011 N 416-ФЗ “О водоснабжении и водоотведении” (далее – Закон о водоснабжении и водоотведении) определен перечень регулируемых видов деятельности в сфере водоотведения и регулируемых тарифов в сфере водоотведения.
Так, согласно частям 7 и 8 статьи 31 Закона о водоснабжении и водоотведении к регулируемым видам деятельности в сфере водоотведения относятся водоотведение, в том числе очистка сточных вод, обращение с осадком сточных вод, прием и транспортировка сточных вод, а регулированию подлежат тариф на водоотведение, тариф на транспортировку сточных вод.
При этом, в соответствии со статьей 2 Закона о водоснабжении и водоотведении под водоотведением понимается прием, транспортировка и очистка сточных вод с использованием централизованной системы водоотведения (то есть с использованием комплекса технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для водоотведения).
Таким образом, исходя из положений Закона о водоснабжении и водоотведении, в отношении услуг по сбору и вывозу жидких бытовых услуг государственное регулирование тарифов не осуществляется.
С учетом изложенного, услуги по сбору и вывозу жидких бытовых отходов оплачиваются организации, осуществляющей сбор и вывоз жидких бытовых отходов, по возмездному договору в соответствии со статьей 784 Гражданского кодекса Российской Федерации. Стоимость услуг по сбору и вывозу жидких бытовых отходов устанавливается и согласовывается сторонами договора при его подписании в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
При этом отмечаем, что согласно части 5 статьи 7 Федерального закона абоненты, объекты капитального строительства которых подключены (технологически присоединены) к централизованной системе водоснабжения и не подключены (технологически не присоединены) к централизованной системе водоотведения, заключают договор водоотведения с гарантирующей организацией либо договор с организацией, осуществляющей вывоз жидких бытовых отходов и имеющей договор водоотведения с гарантирующей организацией.
Таким образом, оплата услуг по сбору и вывозу жидких бытовых расходов осуществляется в рамках соответствующего договора водоотведения или договора на вывоз жидких бытовых отходов.
В соответствии с частью 6 статьи 32 Закона о водоснабжении и водоотведении тарифы в сфере водоснабжения и водоотведения могут устанавливаться с календарной разбивкой и дифференцироваться в том числе по системам водоснабжения и (или) водоотведения, с учетом объемов потребления, соответствия качества питьевой воды, горячей воды установленным требованиям, категорий сточных вод, жидких бытовых отходов, принимаемых в систему водоотведения, и иных критериев, установленных основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации. При установлении тарифов на очередной период регулирования учитываются экономически обоснованные расходы, понесенные организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, в истекшем периоде регулирования, не учтенные при установлении тарифов, а также результаты исполнения инвестиционной и производственной программ в истекшем периоде регулирования.
Что входит в перечень жилищно-коммунальных услуг, оказываемых гражданам РФ?
Именно так на данный момент выставляется плата в квитанциях за жилищно-коммунальные услуги. Согласно общему правилу, если в субъекте Российской Федерации не принято иного решения, то плата за обращение с ТКО будет рассчитываться исходя из количества граждан, проживающих в жилом помещении.
Как будет взиматься плата за услугу по обращению с ТКО после 1 мая 2018 года, пока не ясно.ООО «РЕМОНДИС Саранск» приняло на себя обязательство с 1 января по 30 апреля начислять плату за услугу по обращению с ТКО жителям городского округа Саранск в прежнем размере. Постановлением Правительства Мордовии от 5 апреля 2017 года № 225 утверждены нормативы накопления твердых коммунальных отходов: на одного проживающего в МКД — 2,03 м3 в год, за 1 кв. м общей площади в МКД — 0,113 м3 в год, для одного проживающего в индивидуальных жилых домах — 2,5 м3 в год. Учитывая указанные нормативы, размер платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО для жителей Саранска, проживающих в МКД, может составить: с 1 мая по 30 июня — 5,14 руб. за 1 кв. метр (либо 92,4 руб. с одного человека в месяц); с 1 июля по 31 декабря — 5,15 руб. за 1 кв. метр (92,45 руб. с одного человека в месяц). Для проживающих в индивидуальных жилых домах плата может составить с 1 мая по 30 июня — 113,8 руб., с 1 июля по 31 декабря — 113,85 руб. с одного человека в месяц.
Кто устанавливает тариф на услугу по обращению с ТКО?Следует отметить, что согласно действующему законодательству тариф по обращению с твердыми коммунальными отходами устанавливают не органы местного самоуправления, в нашем случае не Совет депутатов городского округа Саранск и не Администрация городского округа Саранск, а органы государственной власти Республики Мордовия, в частности Республиканская служба по тарифам Республики Мордовия. Поэтому за разъяснениями по вопросам установленного размера платы за услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами следует обращаться в Республиканскую службу по тарифам Республики Мордовия либо в Министерство жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и гражданской защиты населения Республики Мордовия.
Вывоз ТКО в сельской местности, в поселениях, деревнях, селах — правила
По Федеральному Закону «Об отходах производства и потребления» за утилизацию всего хлама от частного жилья, отвечает местный орган власти. Если у нас имеется ТСЖ (товарищество собственников жилья), ответственным лицом становится ТСЖ. Владельцы наделов складывают свой мусор в места, которые указывает управление ТСЖ.
Если у нас нет подобной организации, ТБО необходимо относить на контейнерную площадку, место которой официально утверждено исполнительной властью, либо упаковывать в ёмкости, которые предоставляет региональный оператор по вывозу ТБО. Оператор становится ответственным за ваш мусор лишь после того, как загрузит его в свой мусоровоз. Вот такие вот правила вывоза ТКО в сельской местности, в деревнях и селах действуют с 1 января 2019 года.
Контейнерное складирование отходов подразумевает сортировку. Биологический мусор, помои, органика складываются отдельно. Они привлекают крыс и птиц, становясь источником биологического заражения, поэтому вывозятся в первую очередь. Хлам, который не требует спешной утилизации, скапливается отдельно.
Контролировать качество услуг компании, которая вывозит ТКО – гражданский долг каждого собственника или арендатора. Если услуги оказываются небрежно, нерегулярно, вообще не оказываются, следует подать жалобу в Роскомнадзор или районную прокуратуру. Обычно мы любим громко возмущаться, но из лени ограничиваемся словесным выражением протеста. Если вместо «ора» использовать своё право и вовремя информировать власти о нарушениях – польза окажется в разы больше.
Как заключается соглашение с региональным оператором
С победителем конкурса заключается договор на предоставление услуг по обращению с ТКО. Его обязательно подписывают ИП и юридические лица.
С жителями частного сектора и МКД подписывается договор публичной оферты, в рамках которого будет оказываться услуга. Возможно также конклюдентное соглашение. Это значит, что на основании совершения обусловленных обоюдным согласием действий договор считается заключенным без составления письменного контракта. Жильцы собирают мусор в отведенных для этого местах, откуда его вывозит региональный оператор.
Услуга по обращению с ТКО может предоставляться жителям МКД на основании договора с каждым из собственников жилья. Это решение принимается на общем собрании жильцов.
Если домом управляет УК, именно она заключает договор с региональным оператором. Форма соглашения определена в постановлении Правительства РФ от 12.11.2016 № 1156. В нем обозначены основные права и обязанности сторон, включая то, как оплачивается данная услуга.
Решение проблем с вывозом отходов
На основании всего сказанного выше возникает вопрос, кто обязан заключать официальный договор по утилизации мусора, а кто обязан производить за него оплату. Представители властей не дают официального ответа. Причина в том, что региональные и муниципальные власти расценивают данную ситуацию в разных ключах. Некоторые регионы прямую ответственность возлагают на владельцев частных строений, а иные — на арендаторов жилых строений.
Если думать логически, снимать деньги за транспортировку и последующую утилизацию накопившихся отходов необходимо исключительно с людей, живущих в здании. Несмотря на это, в массе случаев официальная аренда является полностью скрытой от посторонних. За счет этого сбор денежных средств не получается обосновать с юридической стороны.