Особенности организации и развития похоронного дела в 2021-2022 гг.

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Особенности организации и развития похоронного дела в 2021-2022 гг.». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Отдельное внимание в законопроекте уделяется защите персональных данных граждан — данных о смерти. Это знаковый момент для российского похоронного законодательства, так как в настоящее время данные о смерти граждан являются объектом купли-продажи недобросовестных сотрудников государственных и частных структур.

Какие были внесены последние изменения

Действующие на территории Российской Федерации законы, периодически подвергаются внесению коррективов.

В данном случае в Федеральный закон № 8 «О погребении и похоронном деле» в 2023 году также были внесены правки 22.02.2018 года был принят новый законопроект, который регламентировал внесение изменений в некоторые отдельные нормативно правовые акты.

Статья № 11 данного закона, затронула документ о погребении и похоронном деле. В текущем году законопроект был дополнен пунктом № 4, где находится информация относительно выплаты социального пособия предназначенного для захоронения гражданина.

В данном случае информация об этом должна присутствовать в единой государственной информационной системе.

Получить доступ к ней смогут близкие родственники покойного:

  • супруг;
  • супруга;
  • дети;
  • родители.

Получение сведений относительно данной информации регламентируется Федеральным законом № 178 от 17.07.1999 года (последняя редакция) «О государственной социальной помощи».

Оформление деятельности

Для начала работы необходимо зарегистрировать ритуальные услуги как бизнес в налоговой службе. Подходящая правовая форма для предприятий, осуществляющих такую деятельность, — индивидуальный предприниматель (ИП) или общество с ограниченной ответственностью (ООО). Полезно прочитать о том, что выгоднее открыть: ИП или ООО.

Согласно последней редакции классификатора ОКВЭД, код, подходящий для оказания ритуальных услуг, — 96.03 — «Организация похорон и предоставление связанных с ними услуг».

Именно его нужно внести в графу заявления о регистрации, предназначенную для кода вида основной деятельности предприятия. Одновременно с регистрацией бизнеса рекомендуется выбрать подходящий налоговый режим. В большинстве регионов бюро ритуальных услуг работают по упрощённой системе налогообложения (УСН) с отчислением 6% дохода.

Полезно узнать, сколько налогов платит ИП в 2023 году. Помимо регистрации предприятия и выбора способа оплаты налогов, потребуется получить разрешительные документы (заключения о соответствии условий работы требованиям санитарной и пожарной безопасности) от местных органов Роспотребнадзора и пожарной службы. Этого будет достаточно, чтобы приступать к предпринимательской деятельности.

Важный этап в организации работы — наём сотрудников. Следует выбирать людей, которые не испытывают страха или предубеждений относительно того, что связано со смертью и умершими, отличаются высокой стрессоустойчивостью, деликатностью и тактичностью. Им придётся иметь дело с убитыми горем родственниками и друзьями. От того, как смогут сотрудники наладить контакт с клиентами, во многом зависит репутация фирмы.

Желательно организовать работу агентства в две смены, поскольку его услуги могут потребоваться в любое время, и нанять двух продавцов и двух секретарей.

На первых порах лучше взять на себя функции администратора и бухгалтера, в дальнейшем последнюю обязанность можно будет отдать на аутсорсинг. В целях экономии лучше нанять уборщицу, которая будет приходить дважды в неделю. С водителями катафалков, оркестрантами и другими профильными специалистами стоит заключать договоры по мере надобности их услуг, чтобы не переплачивать за штатные единицы. Ежемесячные выплаты сотрудникам составляют 100-150 тысяч рублей в зависимости от региона.

Похороны по разрешению

Правительство уже не первый год пытается навести порядок в этой сфере. Он необходим, чтобы сделать рынок ритуальных услуг понятным и открытым для инвестиций. Осенью прошлого года прошло закрытое совещание у первого вице-премьера Игоря Шувалова, посвященное проблемам похоронного бизнеса. По его итогам столичным властям было поручено разработать проект закона об организации похоронного дела на территории Москвы. Предполагалось, что он станет «пилотным» нормативным актом, на основе которого и будет в дальнейшем разрабатываться аналогичное законодательство в других регионах. Результатом этой работы стал внесенный в этом месяце в Госдуму депутатом-единороссом Михаилом Моисеевым проект закона «Об особенностях регулирования отдельных правоотношений в сфере организации похоронного дела на территории субъектов РФ — города федерального значения Москвы и Московской области и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ».

Главным новшеством является введение лицензий на оказание похоронных услуг, которые будут выдаваться региональными властями. То есть — лицензирование. Вопрос о необходимости его возвращения, кстати, обсуждается уже несколько лет. Активным сторонником разрешительного порядка деятельности ритуальных контор является, например, столичный департамент торговли и услуг города Москвы. Как сообщил «Ленте.ру» руководитель департамента Алексей Немерюк, лицензирование позволит очистить столичные кладбища от «черных» агентов. По данным правительства Москвы, сейчас в городе легально работают только 20 ритуальных бюро. А вот нелегалов более 2,5 тысяч. Они заманивают клиентов предложениями низких ценам. Но на практике их услуги обходятся значительно дороже, заявленных 20 тысяч. «Лицензирование вряд ли снизит стоимость похоронных услуг в столице, но оно сделает прайсы компаний прозрачнее,— считает господин Немерюк. — Мошенники не смогут больше наживаться на чужом горе». Сегодня при официальной стоимости похорон в 35-40 тысяч рублей, реальная цена у «левых» похоронных контор может достигать 300, и даже 500 тысяч.

Как сообщили в «Ленте.ру» в Союзе похоронных организаций и крематориев (СПОК), лицензирование не является панацеей от всех бед. По словам исполнительного директора организации Елены Андреевой, нелегальные похоронные бюро могут купить разрешение. При этом, по ее словам, они будут и дальше обманывать потребителей. «Вообще, у нас много вопросов к этому варианту закона. Существующая редакция не конкретизирует условия предоставления разрешений, их стоимость, по каким видам похоронной деятельности будут выдаваться лицензии и т.д.», — говорит Андреева. «В целом, мы не против принятия этого документа, тем более, что он является пилотным только для двух регионов — Москвы и Московской области, где проблемы чувствуются особенно остро и требуют незамедлительного решения. Но требуется более детальная отработка требований и стандартов, закрепленных на законодательном уровне, а также ответственность за их невыполнение», — считает эксперт. По ее мнению, на сформированной нормативно-правовой базе можно уже дальше контролировать соблюдение этих требований любым путем: либо через введение лицензий (разрешений) или через деятельность саморегулируемых организаций (СРО). Кстати, она не исключила, что по пути лицензирования пойдут только крупные мегаполисы, в некоторых из которых существуют проблемы с нелегальным бизнесом. Там, где проблема определена не так остро, предлагается как раз и развивать саморегулируемые организации.

Читайте также:  Перевод в другой город по инициативе работодателя

«Мы давно говорим о том, что пора принимать новое законодательство. Сейчас мы работаем с законом 96 года, который никак не соотносится с современными реалиями. В результате похоронным бизнесом занимаются чуть ли не бомжи с кладбищ, определенные ужесточения назрели давно», —резюмировала Андреева.

Нюансы похоронного бизнеса

До 2004 года оказание ритуальных услуг считалось лицензируемой деятельностью, однако, в настоящий момент контроль над деятельностью погребальных бюро носит лишь уведомительный характер. Заняться ритуальными услугами сегодня может практически любой желающий. При этом на начальном этапе не нужно беспокоиться о зале прощания и о транспорте. Все это можно арендовать. Самой сложной задачей для собственников похоронных бюро является “поиск покойника”. Процедура поиска покойника усложняется тем, что проведение похорон фактически можно назвать разовой услугой. Другими словами, со временем вы не обзаведетесь клиентской базой.

Низшим сегментом ритуального рынка являются похороны с минимальным набором услуг. Средняя стоимость таких похорон составит ориентировочно 15 000 рублей. Дешевые похороны не дадут вашему бизнесу возможности развиваться. Наличие множества заказов с минимальным пакетом услуг позволит вам только удерживаться на плаву. Поэтому единственный способ расширения данной деятельности – диверсификация услуг. Ритуальные агентства могут оказывать следующие виды услуг:

  • Производство гробов и памятников;
  • Организация собственного морга;
  • Бальзамация умершего;
  • Услуги косметологии для покойника и подбор одежды;
  • Кремация;
  • Дезинфекция помещений, где находился покойник;
  • Доставка венков;
  • Наем рабочих, которые будут заниматься подготовкой могилы;
  • Оркестр для похоронной процессии;
  • Транспортировка тела усопшего и его друзей и родственников на кладбище.

После составления подробного перечня оказываемых услуг необходимо будет заняться поиском помещения, где будет располагаться офис вашего агентства.

К выбору сотрудников вашего агентства подойдите весьма ответственно. Сотрудники похоронного агентства должны уметь правильно общаться с людьми. Одним из главных критериев выбора персонала является психологическая устойчивость, та как посетители обычно очень раздражительны и иногда неадекватно реагируют на вполне безобидные мелочи. Одним из наиболее важных сотрудников похоронного бюро является человек, отвечающий за телефонные звонки. Учитывая особенность данной ситуации, на обработку телефонных звонков лучше нанять девушку с тихим, приятным и спокойным голосом, которая сможет понять нужды заказчика и принять его горе.

Вторым по важности работником будет похоронный агент, работа которого заключается в выезде к клиентам для определения перечня услуг. Оформлением свидетельств о смерти должен заниматься опытный юрист. В случае если тело покойника нужно будет привести в соответствующий вид, вам потребуется визажист и бальзаматор. Также побеспокойтесь заранее о поиске работников оркестра, водителей и разнорабочих.

Ритуальные услуги лицензируют уже в следующем году.

Согласно указанному Закону лицензирующие органы России переходят на реестровую модель лицензирования: любой лицензирующий орган будет обязан вести специализированный реестр лицензий, в котором будет содержаться основная информация об органе, предоставившим лицензию, данные о соискателе лицензии, о сроках действия и приостановки лицензии, видах осуществляемой деятельности, об уровнях образования и т.п.

Согласно статье 13 Закона, Лицензии, выданные до дня вступления в силу настоящего Закона, подтверждают наличие у лицензиата лицензии на день вступления в силу настоящего Федерального закона. Таким образом, ранее предоставленные лицензии не прекращают действовать до истечения указанного в них срока. Сведения о лицензиях, выданных соответствующим лицензирующим органом до вступления в силу рассматриваемого закона будут внесены в реестр лицензий автоматически, в без заявительном порядке. В случае предоставления, или прекращения действия лицензии, в реестр лицензий также вносится соответствующая запись. Приказ или распоряжение о предоставлении лицензии подписывается руководителем или заместителем руководителя лицензирующего органа. Реквизиты приказа, или распоряжения о предоставлении лицензии вносятся в реестр лицензий.

В течение трёх рабочих дней после дня внесения записи о предоставлении лицензии в реестр лицензий лицензирующий орган направляет соискателю лицензии уведомление о предоставлении лицензии по его выбору в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, или на бумажном носителе заказным письмом с уведомлением о вручении.

Соискателю лицензии, либо заинтересованному лицу по требованию может быть предоставлена выписка их реестра лицензий. В соответствии с Законом, Выписка из реестра лицензий на бумажном носителе предоставляется за плату. Размер такой платы, порядок ее взимания, случаи и порядок возврата устанавливаются органом, определяющим государственную политику в сфере лицензирования. Выписка из реестра лицензий в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью лицензирующего органа, предоставляется без взимания платы. Соискатель лицензии вправе самостоятельно выбрать способ получения выписки из реестра лицензий, указав его в заявлении о предоставлении лицензии. В случае, если в заявлении о предоставлении лицензии соискатель лицензии указал на необходимость получения выписки из реестра лицензий в форме электронного документа, лицензирующий орган одновременно с направлением уведомления о предоставлении лицензии направляет лицензиату выписку из реестра лицензий в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью.

Читайте также:  Выплаты на третьего ребенка в 2023 в Лен обл

Глава VII. Лицензирование деятельности по оказанию ритуальных услуг

Федеральный закон номер 8 регулирует и контролирует процессы и меры помощи гражданам при проведении похорон. В случае, если у гражданина есть умерший родственник, друг или знакомый и он хочет провести похороны и получить социальное пособие, он может обратиться в определенные законом учреждения для получения необходимой денежной суммы.

Чтобы определить собственные права в описываемой сфере, рекомендуется изучить настоящий закон.

Скачать Федеральный закон от 12.01.1996 N 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» можно по ссылке.

Федеральный закон N 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» от 12.01.1996 г. Выписки и полная версия.Наиболее важные пункты N 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» от 12.01.1996. С полным текстом можно ознакомиться в конце статьи.

Супругу, близким родственникам, иным родственникам, законному представителю умершего или иному лицу, взявшему на себя обязанность осуществить погребение умершего, гарантируются:

  1. выдача документов, необходимых для погребения умершего, в течение суток с момента установления причины смерти; в случаях, если для установления причины смерти возникли основания для помещения тела умершего в морг, выдача тела умершего по требованию супруга, близких родственников, иных родственников, законного представителя умершего или иного лица, взявшего на себя обязанность осуществить погребение умершего, не может быть задержана на срок более двух суток с момента установления причины смерти;
  2. предоставление возможности нахождения тела умершего в морге бесплатно до семи суток с момента установления причины смерти в случае, если супруг, близкие родственники, иные родственники, законный представитель умершего или иное лицо, взявшее на себя обязанность осуществить погребение умершего, извещены о смерти, но существуют обстоятельства, затрудняющие осуществление ими погребения; в случае поиска супруга, близких родственников, иных родственников либо законного представителя умершего этот срок может быть увеличен до четырнадцати дней;
  3. оказание содействия в решении вопросов, предусмотренных пунктом 3 статьи 7 настоящего Федерального закона;
  4. исполнение волеизъявления умершего в соответствии со статьями 5 и 7 настоящего Федерального закона.

Структура нормативно-правового акта не отличается от других федеральных законов и представлена:

  • номером;
  • полным названием;
  • годом, месяцем и днем принятия и вступлением в силу;
  • нормативно-правовой частью, в том числе последствиями за нарушение федерального закона;
  • особенностями реализации на практике.

Документ состоит из пяти глав (в каждой из них описываются похожие правоотношения):

  1. Общая информация о погребении.
  2. Гарантии погребения.
  3. Организация места погребения.
  4. Похоронное дело.
  5. Итоговые положения о погребении.

Последние поправки датируются 03.07.2016. Они затронули несколько статей, в частности, седьмую, одиннадцатую и пятнадцатую.

В седьмой статье говорится о том, что родственник или знакомый, готовый взять на себя похороны, может организовать погребение в другом населенном пункте, даже за границей. При этом он должен оплатить все расходы.

На смену словосочетанию «исполнительные органы власти» пришла формулировка «федеральные органы власти». Теперь они обязаны заботиться об ускорении процесса подготовки бумаг для пересечения государственной границы.

В одиннадцатой статье указывается цена обязательных ритуальных услуг:

  • подготовки справки о смерти и всех остальных бумаг;
  • предоставления гроба и других товаров для погребения;
  • перевозки покойника до кладбища или крематория;
  • захоронения и др.

Она была дополнена предложением «федеральные органы исполнительной власти и федеральные органы государственной власти». Они переводят деньги на производство и монтаж памятников для некоторых групп людей.

Будут ли кладбища частными?

Минстрой с 2019 года предлагает внести в действующее законодательство поправки, разрешающие частные кладбища. В новом законопроекте такая форма, по данным СМИ, упоминается: решение о создании частного места захоронения и правила его функционирования смогут принимать региональные власти.

На сегодняшний день официально частных кладбищ в России нет, так как категория кладбищенских земель выведена из оборота, говорит Андреева. Таким образом, для появления частных кладбищ поправки придется внести также и в Земельный кодекс.

Частные кладбища должны будут стать объектами государственно-частного партнерства: земля передается в так называемую субаренду, чтобы инвестор содержал кладбище, но оно все равно находится в государственном ведении. Подобная схема работает и сейчас: государство предоставляет частному оператору возможность получать прибыль за оказанные ритуальные услуги – в пример можно привести крематории.

В настоящее время в стране их порядка 30, половина из них созданы на средства частного капитала. Проблема, как говорят эксперты, в том, что согласно действующему законодательству похоронные объекты не включены в проекты государственно-частного партнерства.

Новый законопроект должен это исправить и облегчить развитие отрасли.

Разновидности скважин и получение лицензии

Статья 19 закона «О недрах» четко определяет, что собственники частных домов и земли могут использовать воду только с песчаного горизонта. Такой горизонт не используется для забора воды на нужды централизованного водоснабжения и не учитывается на балансе государства.

Выделяют несколько разновидностей скважин:

  • Колодцы. Их глубина до 5 метров
  • Скважины, глубина которых от 5 до 30 метров. Согласно статье 10 закона «О недрах», срок использования таких скважин до 25 лет. Такие скважины называют «на песок»
  • Артезианские скважины глубиной 20-1000 метров. Вода в них попадает из горизонта в известняке. Срок их использования до 50 лет. Такие скважины могут использовать СНТ
  • Промышленные скважины бурятся на глубину от 300 до 1000 метров

Для колодцев и скважин «на песок» лицензия не требуется. А вот для артезианских и промышленных скважин придется оформлять лицензию.

Нужно учитывать тот факт, что глубина залегания известняка может быть разной в разных местностях. Например, в Московской области известняк находится на глубине менее 20 метров. Поэтому в этих районах лицензия нужна на каждую скважину.

Радиофармацевтические лекарственные препараты

В пункте 4 Положения прописаны лицензионные требования, которым должен соответствовать соискатель лицензии.

Подпункт «к» п. 4 Положения дополнен следующим требованием: наличие у соискателя лицензии работников, заключивших с ним трудовые договоры, деятельность которых непосредственно связана с оптовой торговлей лекарственными средствами для медицинского применения, их хранением и (или) розничной торговлей лекарственными препаратами для медицинского применения, их отпуском, хранением и изготовлением, имеющих для осуществления фармацевтической деятельности в сфере обращения лекарственных средств для медицинского применения в части изготовления радиофармацевтических лекарственных препаратов – высшее или среднее фармацевтическое или медицинское образование и дополнительное профессиональное образование в области радиохимии, радиационной безопасности с учетом особенностей, установленных законодательством Российской Федерации в области обеспечения радиационной безопасности.

Читайте также:  Налоговый вычет при покупке квартиры в 2023 году изменения разъяснения

В пункте 6 Положения содержатся лицензионные требования, которым должен соответствовать лицензиат для осуществления фармацевтической деятельности.

Подпункт «з» п. 6 Положения будет представлен в новой редакции. Теперь одним из лицензионных требований будет соблюдение лицензиатом, осуществляющим изготовление и отпуск:

  • лекарственных препаратов для медицинского применения, за исключением изготовления радиофармацевтических лекарственных препаратов для медицинского применения, – правил изготовления и отпуска лекарственных препаратов для медицинского применения;

  • радиофармацевтических лекарственных препаратов для медицинского применения, – порядка изготовления радиофармацевтических лекарственных препаратов;

  • лекарственных препаратов для ветеринарного применения, – правил изготовления и отпуска лекарственных препаратов для ветеринарного применения.

Заявление о предоставлении лицензии

В новой редакции будет действовать и п. 21 Положения.

Заявления о предоставлении лицензии, о внесении изменений в реестр лицензий юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем заверяются усиленной квалифицированной электронной подписью.

Заявление, подаваемое физическим лицом при представлении интересов юридического лица или индивидуального предпринимателя (при наличии в электронной форме в машиночитаемом виде доверенностей, подтверждающих соответствующие полномочия), заверяется усиленной квалифицированной электронной подписью или усиленной неквалифицированной электронной подписью, сертификат ключа проверки которой создан и используется в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, применяемых для предоставления государственных и муниципальных услуг и исполнения государственных и муниципальных функций в электронной форме, в установленном Правительством РФ порядке.

Органы исполнительной власти, которые на федеральном уровне уполномочены рассматривать вопросы о лицензировании определенных сфер деятельности и принимать соответствующие решения, указаны в Постановлении Правительства РФ от 21 ноября 2011 г. № 957. Это:

  • Федеральная служба безопасности;
  • Федеральная служба по техническому и экспортному контролю;
  • Федеральная налоговая служба;
  • Министерство промышленности и торговли России;
  • Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору;
  • Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий;
  • Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору;
  • Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения;
  • Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека;
  • Федеральная служба по надзору в сфере транспорта;
  • Федеральное агентство воздушного транспорта;
  • Федеральная служба по надзору в сфере природопользования;
  • Федеральная миграционная служба;
  • Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций;
  • Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки;
  • Государственная корпорация по космической деятельности «Роскосмос»;
  • Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии;
  • Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды;
  • Министерство культуры РФ;
  • Федеральная служба войск национальной гвардии Российской Федерации.

Если не соблюден порядок получения лицензии или при осуществелении деятельности подлежащего лицензированию могут быть выписаны штрафы.

  1. Нарушение требований при выдаче разрешения:
    • для организаций: 30 000 – 40 000 рублей;
    • для предпринимателей: 3 000 – 4 000 рублей.
  2. Существенные отступления от условий выдачи лицензии:
    • для организаций: 40 000 – 50 000 рублей;
    • для предпринимателей: 4 000 – 5 000 рублей (приостановление работы на период, не превышающий 90 дней).
  3. Отсутствие разрешения:
    • для организаций: 40 000 – 50 000 рублей;
    • для предпринимателей: 4 000 – 5 000 рублей.

    Помимо всего прочего может быть изъяты продукция, сырье, материалы и оборудование.

  4. Отсутствие разрешения при изготовлении (реализации) алкогольной продукции: 200 000 — 300 000 рублей.

    Могут изъять сырье, полуфабрикаты, товары, оборудование, транспорт или другие предметы, которые применялись для производства и реализации.

Перед открытием агентства стоит заняться расчетами бизнес-плана бюро ритуальных услуг. Нужно посчитать затраты на аренду или покупку помещений, первоначальную рекламу, создание сайта, проведение телефонной линии и закупку первичного оборудования.

При создании компании покрупнее следует составить более серьезный бизнес-план. Потребуется несколько помещений под производство памятников и гробов, а также венков и другого инвентаря. Для создания отдельного морга и комнаты для прощания с усопшими в ритуальном агентстве придется создавать помещения под них, согласовывать их расположение с государственными органами. Все это учитывается в плане, а расчет происходит для каждого города отдельно. В примере из статьи рассмотрен упрощенный вариант предприятия.

Лицензионные требования

Лицензию можно получить лишь при условии соблюдения определенных требований: наличие технической базы (помещения, оборудование, специальная документация); работников необходимой квалификации и специальности; системы производственного контроля; размер уставного капитала и др. Приводятся эти требования по каждому виду лицензируемой деятельности в отдельных Положениях, утверждаемых постановлениями Правительства.

Например, лицензионные требования к перевозке пассажиров автотранспортом указаны в постановлении Правительства от 7 октября 2020 г. № 1616. Соискатель такой лицензии должен иметь:

  • транспортные средства, соответствующие техническим требованиям для перевозки пассажиров и оснащенные аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС;
  • помещения и оборудование для техобслуживания и ремонта транспортных средств;
  • водителей транспортных средств, заключивших с ним трудовой договор или договор об оказании услуг, имеющих необходимые квалификацию и стаж работы, а также прошедших медицинское освидетельствование;
  • специалиста, осуществляющего предрейсовый медицинский осмотр водителей транспортных средств или наличие договора с медицинской организацией или ИП, имеющими соответствующую лицензию.

С требованиями к выдаче лицензий по вашему виду деятельности вы можете ознакомиться, обратившись в соответствующий лицензирующий орган. Требования к получению лицензии на продажу алкоголя мы рассмотрим ниже, в отдельном разделе.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *