Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Достоинство личности: что это такое, как защищает государство данное право». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Реализовать права человека ‒ это значит уметь преодолевать препятствия на этом пути. Во-первых, некоторые правительства, политические партии или кандидаты во власть, деятели социальной и экономической сферы, представители гражданского общества часто говорят «на языке прав человека», но при этом не берут на себя обязательств защищать эти права. Иногда причиной этому является непонимание того, какими должны быть стандарты прав человека. В других случаях речь идет об умышленном злоупотреблении и желании выставить себя поборником прав человека и создать себе положительный имидж в глазах всего мира. Во-вторых, правительства, политические партии и кандидаты во власть, гражданские активисты могут критиковать других за нарушение прав человека, но при этом сами не соблюдают стандарты прав, а это называется политикой двойных стандартов. В-третьих, могут быть случаи, когда права одних людей ограничиваются ради защиты прав других. Иногда это может быть справедливо, поскольку права человека не безграничны, но, осуществляя свои права, человек не должен мешать другим людям делать то же самое. Тем не менее, нужно быть бдительными и не допускать, чтобы «защита прав других людей» не стала простым предлогом для введения ограничений. Важно, чтобы мониторингом подобных случаев занимались представители гражданского общества и независимые судебные органы. В-четвертых, есть примеры, когда сама по себе защита прав одной группы людей может повлечь ограничение прав других, и это нужно отличать от приведенного выше примера ограничения прав. В таких случаях не всегда просто выступать в роли судьи.
Что характеризует права человека
«Как ваша боль неприятна вам, так и боль других неприятна им. Помня этот принцип равенства, относитесь к другим с уважением и сочувствием»
Суман Суттам
Философы могут бесконечно продолжать споры о природе прав человека, но международное сообщество уже заявило о своей непреклонной приверженности идее защиты прав человека, приняв в 1948 году Всеобщую декларацию прав человека. С тех пор международное сообщество закрепило действенные принципы ВДПЧ в многочисленных международных, региональных и национальных правовых документах. ВДПЧ не разрабатывалась как юридически обязательный документ, но благодаря введению ее норм в многочисленные последующие юридически обязательные договоры (известные как «конвенции» или «соглашения») правовой статус этих норм сегодня не подлежит сомнению.
Права человека неотъемлемы. Это означает, что вы не можете их утратить, поскольку они имеют отношение к самому факту человеческого существования, они присущи всем людям. При определенных обстоятельствах действие некоторых из них, хотя и не всех, может быть приостановлено или ограничено. Например, если кто-то признан виновным в совершении преступления, он или она могут быть лишены свободы; или же правительство какой-то страны может ввести чрезвычайное положение, заявив об этом публично, а затем может отменить некоторые права, например, ограничить свободу передвижения посредством введения комендантского часа.
Они неделимы, взаимозависимы и взаимосвязаны. Это означает, что различные права человека по существу связаны между собой и не могут рассматриваться по отдельности. Осуществление одного права зависит от осуществления многих других прав, и нет ни одного права, которое было бы важнее остальных.
Права человека универсальны, а это значит, что они равно применимы ко всем людям во всем мире, причем без ограничений по времени. Каждый имеет право пользоваться правами человека, без каких бы то ни было различий в силу расовой или этнической принадлежности, цвета кожи, пола, сексуальной ориентации, инвалидности, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, рождения, имущественного или иного положения.
«Суверенность государства подразумевает его ответственность, и главная ответственность за защиту народа возложена на само государство».
Доклад Международной комиссии по вопросам вмешательства и государственного суверенитета, 2001 г.
Категории прав человека
Основные права и свободы личности указаны в Конституции Российской Федерации. Они относятся к одной из двух основных категорий:
- естественные права, которыми человек наделен с рождения вне зависимости от пола, социального статуса и уровня развития цивилизации (например, право на жизнь);
- права, возникшие в процессе развития государства и общества (политические и социальные права).
Существует несколько классификаций прав человека. Наиболее распространена классификация по сферам общественных отношений, выделяющая следующие категории прав:
- гражданские (личные)
- политические
- экономические
- социальные
- культурные
Способы защиты чести и достоинства в Российской Федерации
М.Д. ДОБРИЕВА,
аспирантка Российской правовой академии Минюста России, адвокат
В статье 45 Конституции РФ записано: «Государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется. Каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом». Конкретные же механизмы и способы защиты, как правило, устанавливаются на отраслевом уровне.
Как это происходит? Достаточно ли в нашей правовой системе предусмотренных мер защиты таких нематериальных благ, как достоинство, честь, доброе имя, репутация? Как они соотносятся и, наконец, какова эффективность каждого из них в отдельности? Попытаемся ответить на эти вопросы.
Наиболее эффективным институтом охраны прав человека в современном демократическом государстве является конституционное правосудие. Функция защиты прав и свобод осуществляется органами конституционной юрисдикции в трех основных формах — абстрактного, конкретного и индивидуального контроля за соответствием конституции законов и иных нормативных актов, нарушающих права и свободы, в том числе названные нематериальные блага[1].
Абстрактный контроль предусматривает возможность направления в Конституционный суд РФ обращения о конституционности принятых нормативных актов независимо от их применения в конкретных правоотношениях. Конкретный контроль предполагает решение вопроса о конституционности подлежащего применению закона только в связи с конкретным судебным разбирательством. Индивидуальный конституционный контроль осуществляется в форме рассмотрения индивидуальной (коллективной) жалобы. При этом отдельные граждане, их объединения, а также юридические лица наделены правом подавать в конституционные суды жалобы о нарушениях своих прав и свобод законами, другими нормативными правовыми актами.
Указанные механизмы, на наш взгляд, направлены на всестороннюю защиту основных прав посредством конституционной юрисдикции. Их значение состоит в том, что отдельные граждане, возбуждая конституционное производство, преследуют цель защитить не только собственные интересы, но и интересы широкого круга лиц и, в конечном счете, интересы общества в целом. Этому способствует сама модель конституционного контроля, что, как нам представляется, свидетельствует о достаточно высоком уровне законодательного регулирования правозащитной функции государства[2].
Законодательное регулирование деятельности Конституционного суда РФ свидетельствует о том, что у нас сложилась модель конституционного контроля, сочетающего в себе элементы конкретного и индивидуального. На примере отдельно взятого права — права на защиту чести и достоинства — попытаемся проследить за действием конституционного правосудия.
В середине 1990-х годов остро стоял вопрос: не ущемляет ли право на защиту чести и достоинства другие конституционные права и свободы, в частности свободу мысли и слова? В результате вынесения Конституционным судом РФ Определения «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина А.В. Козырева» от 27.09.95 г. сложился интересный прецедент. Суть дела состояла в следующем: А.В. Козырев (в то время Министр иностранных дел РФ) обратился в Конституционный суд РФ с просьбой признать не соответствующей Конституции РФ статью 7 ГК РСФСР. Поводом для обращения послужило гражданское дело по иску В.В. Жириновского к теле и лично к А.В. Козыреву о защите чести и достоинства на основании ч. 1 ст. 7 ГК РСФСР, согласно которой гражданин или организация вправе требовать по суду опровержения порочащих их честь и достоинство сведений, если лицо, распространившее их, не докажет, что они соответствуют действительности. Заявитель полагал, что ст. 7 ГК РСФСР в редакции от 11.06.64 г. (как и ст. 152 действующего ГК РФ) не соответствует частям первой и третьей ст. 29 Конституции РФ. Как следовало из позиции заявителя, существуют определенные сведения, которые не могут быть предметом судебного опровержения, поскольку они являются выражением личного мнения и взглядов, оценочными суждениями того, кто их распространяет, и присуждение к отказу от них — это вторжение в область «мысли и слова», «мнений и убеждений», охраняемых ст. 29 Конституции РФ. Распространение таких сведений не может рассматриваться как посягательство на чьи-либо честь и достоинство, так как они лишь формируют репутацию лица, их распространившего.
Конституционный суд РФ в своем Определении указал, что «в соответствии с частью второй статьи 36 и пунктом 1 статьи 97 Федерального конституционного закона “О Конституционном суде Российской Федерации” основанием к рассмотрению дела по жалобам граждан в Конституционном суде РФ является обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том, соответствует ли Конституции РФ тот или иной закон, затрагивающий конституционные права и свободы граждан. Предписание части первой статьи 7 ГК РСФСР о праве гражданина или организаций требовать по суду опровержения порочащих их честь и достоинство сведений не свидетельствует о такой неопределенности. Указанная статья, устанавливая гражданско-правовые способы защиты чести и достоинства, является важной гарантией конституционного права на защиту чести и доброго имени, предусмотренного статьей 23 (часть 1) Конституции РФ.
Право на судебную защиту чести и достоинства и возложение на того, кто распространил порочащие сведения, обязанности доказать их соответствие действительности, не нарушают гарантированную Конституцией РФ свободу мысли и слова. Связанные с обеспечением конституционных требований уважения достоинства личности допустимые ограничения при использовании свободы слова строго очерчены Конституцией РФ и вытекают из предписаний ее статей 17 (часть 3), 29 (часть 2) и 55 (часть 3). Из этих конституционных положений следует, что права и свободы, в том числе и свобода слова, не должны использоваться во вред основам конституционного строя, нравственности, правам и законным интересам других лиц, безопасности государства».
Отказав в принятии жалобы, Конституционный суд РФ в то же время отметил, что в данном обращении «поставлен важный и актуальный вопрос: как добиться в каждом конкретном случае, чтобы требования защиты чести и достоинства не противоречили интересам свободной дискуссии по политическим проблемам в демократическом государстве? Решение указанного вопроса относится к компетенции судов общей юрисдикции. При рассмотрении в судах общей юрисдикции дел о защите чести и достоинства подлежит установлению и оценке не только достоверность, но и характер распространенных сведений, исходя из чего суд должен решать: наносит ли вред распространение сведений защищаемым Конституцией РФ ценностям, укладывается ли это в рамки политической дискуссии, как отграничить распространение недостоверной фактической информации от политических оценок и возможно ли их опровержение по суду[3]. Суды общей юрисдикции вправе и обязаны обеспечивать должное равновесие при использовании конституционных прав на защиту чести и достоинства, с одной стороны, и свободу слова — с другой».
Какую связь имеют нематериальные блага с юриспруденцией?
Для защиты гражданских ценностей разработаны законодательные положения в УПК РФ, ГПК РФ. В Конституции РФ посвящены целые параграфы данной теме. Там сказано, что уважение достоинства личности должно соблюдаться, а его умаление не может быть оправдано никакими обстоятельствами.
В уголовном праве существует запрет на недопустимое обращение с участниками процесса во время судопроизводства. Статья 9 в ч. 1 из УПК РФ указывает, что эти действия характеризуются унижением подследственных с причинением вреда их здоровью. Правовой механизм для того и создан, чтобы обеспечить гарантиями граждан, защитой при необоснованном ограничении в названных ценностях, когда проводятся:
- допросы;
- освидетельствования;
- экспертизы;
- личные обыски.
Охранительные функции в период их реализации должны соблюдать принцип уважения к человеку.
Вся доктрина прав человека, основана на одной несомненной ценности. Эта ценность — достоинство человека.
Достоинство — категория, имеющая несколько планов, уровней. В самом широком, философском плане достоинство — неотъемлемое позитивное качество человека в собирательном его значении как представителя рода человеческого. Один из основоположников концепции прав человека французский просветитель Ж.-Ж.Руссо полагал, что достоинство заложено в самой сути человека: «Отказаться от своей свободы -это значит отказаться от своего человеческого достоинства, от прав человека, даже от обязанностей… Такой отказ несовместим с человеческой природой».
В теории естественного права, в философии прав человека действует своего рода презумпция достоинства человека. Гуманизм данного подхода сформулирован во Всеобщей декларации прав человека и заключается в безусловном утверждении, что все люди — члены одной человеческой семьи, и они рождаются, уже обладая достоинством. Ив человеческом достоинстве все равны. По природе люди наделены разумом и совестью и должны поступать в отношении друг друга в духе братства, в духе уважения достоинства, прав и свобод другого человека.
Достоинство человека — предпосылка его прав и свобод. Только через отношения, только через совместную жизнь людей, через сравнение с чем-то другим может быть выражено достоинство человека. «Ценность, лежащая в основании естественного права, есть достойная, внутренне самостоятельная и внешне свободная жизнь всего множества индивидуальных духов, составляющих человечество, — писал русский философ И.Ильин.
Такая жизнь возможна только в виде мирного и организованного равновесия субъективных притязающих кругов; равновесия, каждому одинаково обеспечивающего возможность духовно достойной жизни, потому нарушающего это равенство лишь в сторону справедливости».
Кроме достоинства как объективной общечеловеческой характеристики, достоинство персонифицировано, воплощено в конкретных людях. И здесь есть еще два аспекта. Достоинство — это оценка конкретного человека со стороны других
людей, признание обществом тех нравственных, интеллектуальных, деловых качеств, степени ответственности, которыми этот человек обладает. Чем больше у человека имярек социально значимых, позитивных качеств, тем выше достоинство этого человека. Точкой отсчета, сравнительной шкалой, по которой мы измеряем достоинство данного человека, является некий идеал достойной личности. Важно подчеркнуть, что понятие достоинства исторически конкретно, обусловлено социокультурными и ценностными установками социума.
И еще один план: достоинство есть субъективная нравственная самооценка, самосознание человеком своей связи с обществом, своего значения, роли, вклада, влияния (чувство собственного достоинства). В личном достоинстве заложены притязания на определенное отношение к себе, требование (право) на уважение со стороны других, со стороны общества.
В рамках темы данной книги важно подчеркнуть, что достоинство — не только философско-этическая, но и конституционно -правовая категория. Конституция России (ст. 21) в соответствии с международными стандартами фиксирует: «Достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления».
Противоправно даже обращение или наказание, унижающее человеческое достоинство. Каждый вправе защищать свое достоинство, свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом. Государство также берет на себя обязанности по защите достоинства личности посредством гражданско-правовых и уголовно-правовых средств.
Международно-правовое воздействие на достоинство личности
Современное государство не может существовать вне мирового сообщества, не может не поддерживать его идеи относительно нашего общего будущего. Законодательство большинства государств строится на основе приоритета норм международного права и в соответствии с ними. В части 4 ст. 15 Конституции Российской Федерации указывается, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.
Как было установлено ранее, право на достоинство личности, наряду с другими правами и свободами, такими как — право на жизнь; право на свободу и личную неприкосновенность; право на неприкосновенность частной жизни, жилища, личную и семейную тайну, тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений; свободу передвижения и выбора места жительства; свободу слова, мысли, совести и религии; свободу выбора национальности и языка общения, — относятся к категории основных естественных прав, в связи с чем они испытывают воздействие и со стороны со стороны норм международного права.
С учетом общей характеристики правового воздействия на достоинство личности можно предположить, что международно-правовой вид данного воздействия также существует в виде обеспечения. Обеспечительное воздействие международного права на достоинство рассмотрим в единстве нормативного закрепления права личности на достоинство (т.е. его правовой охраны), комплекса обеспечения его защиты и реализации, обеспечения достойного уровня жизни.
В международно-правовых актах закрепление права на достоинство личности (т.е. его охрана) занимает особое место. Так, во Всеобщей Декларации прав человека, принятой 10 декабря 1948 г. Резолюцией 217 Генеральной Ассамблеи ООН, преамбула начинается со слов о том, что «признание достоинства, присущего всем членам человеческой семьи, и равных неотъемлемых прав их является основой свободы, справедливости и всеобщего мира…. Народы Объединенных Наций подтвердили в Уставе свою веру в основные права человека, в достоинство и ценность человеческой личности…»43. Становится очевидным, что охрана человеческого достоинства наряду с другими неотъемлемыми правами создает основу, способствующую гармоничному развитию человека и указывающую на его ценность как составной части человечества в целом.
Видимо в связи с этим статья 1 Всеобщей Декларации прав человека гласит: «Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах». Следовательно, человек от рождения наделен достоинством, и это его неотъемлемое право указывает на то, что он должен обладать всеми правами и свободами, провозглашенными Декларацией без какого бы то ни было различия и ограничения. Причем именно обладание человека достоинством лежит в основе всех тех прав и свобод, которые принято подразделять на экономические, социальные, культурные, гражданские и политические. На это указывается в Преамбулах Международного Пакта об экономических, социальных и культурных правах, Международного Пакта о гражданских и политических правах, которые были приняты 16 декабря 1966 года; Конвенции против пыток и других жестоких бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания, принятой 10 декабря 1984 года. В них постулируется, что перечисленные выше права «вытекают из присущего человеческой личности достоинства»44.
В пользу международно-правовой охраны обеспечения достоинства личности свидетельствует и статья 5 Всеобщей Декларации прав человека, в которой говорится о том, что «никто не должен подвергаться пыткам, … унижающим его достоинство обращению и наказанию»45. Из данного положения следует, что, так как человек обладает достоинством независимо от своей действительной социальной ценности, он имеет право на уважение со стороны окружающих и никакие обстоятельства не могут служить основанием для умаления достоинства личности.
Международное гуманитарное право основывается на неотъемлемом достоинстве человеческой личности. Ничто не может быть основанием для его умаления. Права человека опираются на принцип равного достоинства всех людей. Являясь принадлежностью каждого представителя человеческого рода, право на уважение его достоинства предполагает, что всякий должен чтить достоинство другого, и всякий вправе рассчитывать на уважение своего достоинства со стороны членов общества.
Базовые личные права и свободы гражданина РФ
Основные права и свободы закреплены в Конституции РФ и являются естественными и неотчуждаемыми: т.е. государство не дарует их гражданам – данные права и свободы принадлежат людям с самого рождения. Согласно правовым нормам каждый человек и гражданин имеет право на:
- жизнь (ст. 20);
- достоинство личности (ст. 21);
- свободу и личную неприкосновенность (ст. 22);
- неприкосновенность частной жизни (ст. 23);
- неприкосновенность жилища (ст. 25);
- информацию (ч. 2 ст. 24; ч. 4 ст. 29);
- свободу определять и указывать свою национальную принадлежность (ст. 26);
- пользование родным языком (ст. 26);
- свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства (ст. 27);
- свободу совести и вероисповедания (ст. 28);
- государственную защиту прав и свобод (ст. 45);
- судебную защиту прав и свобод (ст. 46, 47);
- получение квалифицированной юридической помощи (ст. 48);
- презумпцию невиновности (ст. 49);
- защиту от преступлений и компенсацию ущерба (ст. 52);
- защиту от злоупотреблений власти и возмещение вреда (ст. 52, 53).
Особенности гражданско-правовых гарантий
В гражданском судопроизводстве преступления против свободы чести и достоинства личности тесно связаны, сюда необходимо добавить деловую репутацию. Законодатель считает, что покушение на нематериальные блага человека, данные ему от рождения, должно быть наказано.
Подобные положения утверждены ГК РФ в статье 150 ч. 1. В каком порядке осуществлять защиту, раскрывает статья 152. Хорошая репутация человека в деловом мире создает ему финансовое обеспечение с помощью бизнеса. Когда конкурент начинает распространять ложные, неточные, порочащие сведения, он приносит хозяйствующему субъекту убытки. Закон стоит на защите не только здоровых людей, но и недееспособных, детей. Для восстановления справедливости необходимо обратиться в судебный орган с иском.
Чувство собственного достоинства
К теме чувства собственного достоинства мы еще не раз будем здесь возвращаться, чтобы хоть как-то компенсировать недостаток обсуждения этой темы в современном обществе. Ну а пока…вот такое оно в моем представлении – «Мужское Достоинство».
Чувство собственного достоинства – это прежде всего адекватное определение собственной ценности. Мужчина знает себе цену, то есть обладает здоровой самооценкой. Он стремится быть, а не казаться. Он знает что может, а что нет, кем является, а кем – нет. Поэтому он в равной степени не склонен ни к высокомерию и гордыне, ни к заискиванию и угодничеству. Как писал Б.Пастернак: «И пораженья от победы ты сам не должен отличать. Но должен ни единой долькой не отступаться от лица, и быть живым, живым и только, живым — и до конца».
Реализация данных прав позволяет обеспечивать человеку достойный уровень жизни, защищаться от экономического произвола, овладевать культурными ценностями общества. Сюда относятся:
- право на предпринимательскую деятельность;
- право частной собственности;
- право распоряжаться своими способностями к труду;
- право на социальное обеспечение;
- право на жилище;
- право на охрану здоровья и мед. помощь;
- право на образование;
- право на свободу литературного, научного и других видов творчества и преподавания;
- право на благоприятную окружающую среду.
Другим видом классификации прав является деление прав на абсолютные и относительные.
Абсолютные права – личные права человека, ограничение или приостановление которых приводит к серьезным нарушениям жизнедеятельности и не допускается в государствах с демократическим строем.
Относительные права – права, которые могут быть ограничены или приостановлены в случае ЧП или военного положения.
Государство предъявляет требования к личности, эти требования выражаются в форме юридических обязанностей. К таким обязанностям относятся:
- соблюдение Конституции и законов страны;
- уважение прав и свобод других лиц;
- забота о детях и престарелых родителях;
- забота об исторических и культурных памятниках;
- охрана окружающей среды;
- получение основного образования.
Что дают культурные права?
С развитием общества расширяется и его правовая область. Помимо материального, люди нуждаются и в духовном. Они могут и должны духовно развиваться. Пользуясь правами культурного направления, вы можете:
- Получать образование. Оно должно быть доступным и приемлемым.
- Учиться на родном языке и на нём излагать свои мысли.
- Заниматься творчеством и выбирать направление, в котором вы хотите творить. Ваше право выбирать стилистики, направления, темы, изобразительные средства и т. д.
- Пользоваться академическими свободами, то есть стремиться к познанию истины теми путями, которые вы считаете приемлемыми. Государство и другие службы не имеют право вставать у вас на пути. Ваша академическая свобода не должна быть ничем ограничена.
Данное правовое направление относится ко второму поколению и внедрено в большинстве развитых стран.
Из первых уст. Права человека. Рассказывает уполномоченный по правам человека в РФ Татьяна Москалькова. Рекомендуем посмотреть.
Комментарий к Ст. 21 Конституции Российской Федерации
Достоинство личности является оценочной категорией. Его можно определить как совокупность интеллектуальных и этических качеств личности. Характеристики этих качеств являются результатом как самооценки, так и оценки со стороны общества.
В то же время недопустимость унижения человеческого достоинства является объективным требованием. Достижению этой цели служит, в частности Конвенция ООН против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания.
В соответствии со статьей 1 Конвенции «пытка» означает любое действие, которым какому-либо лицу умышленно причиняется сильная боль или страдание, физическое или нравственное, чтобы получить от него или от третьего лица сведения или признания, наказать его за действие, которое совершило оно или третье лицо или в совершении которого оно подозревается, а также запугать или принудить его или третье лицо.
Или по любой причине, основанной на дискриминации любого характера, когда такая боль или страдание причиняются государственным должностным лицом или иным лицом, выступающим в официальном качестве, или по их подстрекательству, или с их ведома или молчаливого согласия.
Охрана достоинства личности гражданина является одним из проявлений государственного обеспечения личной неприкосновенности. Под достоинством личности понимается осознание самим человеком и окружающими факта обладания им определенными нравственными и интеллектуальными качествами.
Достоинство личности определяется не только самооценкой субъекта, но и совокупностью объективных качеств человека, характеризующих его репутацию в обществе (благоразумие, нравственные данные, уровень знаний, обладание социально полезными навыками, достойный образ жизни и т.п.).
Достоинство любого человека подлежит защите независимо от его социальной ценности. Каждый человек имеет право на уважение окружающих. Никакие обстоятельства не могут служить основанием для умаления достоинства личности.
Согласно ст. 150 ГК достоинство личности, честь и доброе имя, неприкосновенность частной жизни, личной и семейной тайны, как и иные личные неимущественные права, принадлежащие гражданам от рождения или в силу закона, неотчуждаемы.
Охрана государством достоинства личности выражается в том, что оно четко определяет основания и формы ограничения неприкосновенности личной жизни граждан. Так, справедливое и законное требование следователя о представлении доказательств, осуществляемое в установленных уголовно — процессуальным законом случаях и порядке, не может рассматриваться как ущемление достоинства личности, как оскорбление.
Для обеспечения уважения достоинства личности должно быть исключено произвольное, без законных оснований вмешательство государственных органов и должностных лиц в частную жизнь граждан и нарушение порядка проведения процессуальных действий.
Унижение человеческого достоинства может явиться следствием грубости и обмана при проведении допросов и очных ставок, огласки при осуществлении необоснованных обысков и изучении дневников и личных бумаг.
Достоинство гражданина может пострадать при проведении освидетельствований, экспертиз, личных обысков, получении образцов для сравнительного исследования. Ущерб достоинству гражданина могут причинить незаконные и неэтичные методы осмотра и обследования обнаженного тела или получения биологических объектов, что иногда сопровождается болевыми ощущениями, создает опасность для здоровья гражданина.
Унижают человеческое достоинство и производимые без достаточных оснований задержание и арест, осмотр и выемка корреспонденции.
В ряде норм законодатель запрещает следователю, судье проведение всякого рода процессуальных действий, способных причинить ущерб достоинству человеческой личности. Так, при производстве выемки и обыска следователь обязан принимать меры к тому, чтобы не были оглашены выявленные при этом обстоятельства интимной жизни лица, занимающего данное помещение, или других лиц (ст. 170 УПК).
Личный обыск может производиться только лицом одного пола с обыскиваемым и в присутствии понятых того же пола (ст. 172 УПК). Освидетельствование в тех случаях, когда это следственное действие сопровождается обнажением освидетельствуемого лица, производится в присутствии понятых того же пола.
Следователь не присутствует при освидетельствовании лица другого пола, если освидетельствование сопровождается обнажением этого лица. В этом случае освидетельствование производится врачом в присутствии понятых.
При освидетельствовании не допускаются действия, унижающие достоинство или опасные для здоровья освидетельствуемого лица (ст. 181 УПК). Производство следственного эксперимента допускается при условии, что при этом не унижаются достоинство и честь участвующих в нем лиц и окружающих и не создается опасность для их здоровья (ст. 183 УПК).
Таким образом, ст. 21 Конституции представляет собой норму общего характера, которая относится ко всем процессуальным действиям и запрещает следователю, дознавателю и судье всякого рода действия, способные причинить ущерб достоинству и чести человеческой личности.
Понятия «человеческое достоинство», «честь», «доброе имя» складываются на основе этических норм, связаны с совершением социально значимых поступков и как социальное благо неотделимы от личности. В связи с этим они охраняются правом.
Возможно применение принуждения к лицам, посягнувшим на достоинство и честь гражданина. Реальная правовая защита достоинства граждан осуществляется прежде всего нормами уголовного и гражданского права.
Предусматривая в уголовном законодательстве составы преступлений против чести и достоинства граждан (ст. 129 и 130 УК), а в гражданском законодательстве — гражданские правонарушения (ст. 150 — 151 ГК), законодатель стремится оградить неимущественные интересы личности, ибо защита доброго имени человека — это прежде всего восстановление его правильной общественной оценки.
Клевета и оскорбление, хотя и имеют общую направленность, т.е. унижение чести и достоинства личности, тем не менее различаются: оскорбление непосредственно направлено на унижение личного достоинства человека; клевета подрывает общественную оценку личности, влияет на репутацию человека в обществе.
Уголовно наказуемым при оскорблении является унижение чести и достоинства гражданина в позорящей его, неприличной форме; клевета искажает суть имевших место фактов либо создает такое представление, которое не имело места в действительности.
Оскорбление затрагивает форму оценки достоинства, клевета — ее сущность. Уголовное наказание не ставит целью унижение человеческого достоинства при назначении наказаний (ст. 7 УК).
Согласно ст. 152 ГК гражданин вправе требовать по суду опровержения получивших распространение порочащих его честь и достоинство и деловую репутацию сведений, если распространивший такие сведения не докажет, что они соответствуют действительности.
Конституция запрещает применение пытки, насилия или другого жестокого или унижающего достоинство человека обращения и наказания, которые рассматриваются как оскорбление человеческого достоинства и осуждаются как нарушение прав человека и основных свобод, провозглашенных во Всеобщей декларации прав человека.
Включение в Конституцию запрета пыток, другого унижающего достоинство человека обращения или наказания — новое установление российского конституционного права. Оно соответствует также ст. 3 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод.
Под пыткой понимается любое действие, посредством которого человеку намеренно причиняются сильная боль или страдание, физическое или психическое, официальным лицом или по его подстрекательству с целью получения от этого человека или от третьего лица информации или признаний, наказания его за действия, которые он совершил или в совершении которых подозревается.
В это понятие не включаются боль и страдание, возникающие только из-за законного лишения свободы, ввиду состояния, присущего этому ограничению прав (ст. 1 Конвенции против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания ).
Что такое права человека?
В международной системе права, основанной на концепциях демократии и правового государства, различают следующие понятия:
- Свобода человека – способность и возможность выбора человеком своего поведения независимо от внешних условий.
- Право человека – частично ограниченная свобода человека, где ограничением выступает свобода каждого другого человека.
- Права и свободы гражданина – права и свободы человека, присущие ему в силу принадлежности к определенной стране (гражданство, подданство) и защищаемые законодательством этого конкретного государства, а также действующим в нем международным правом.
Кроме того, выделяется несколько категорий прав и свобод человека и гражданина исходя из их особенностей и сферы реализации. Права человека бывают личными, политическими, социальными, экономическими, культурными и экологическими. Правда, такая классификация считается в значительной степени условной, поскольку часто трудно провести четкую грань между правами разных категорий.
Система прав человека – достаточно динамичная. Под влиянием множества факторов со временем появляются новые права человека – общечеловеческие ценности, которые должны признаваться на государственном и межгосударственном уровне.
Если выделить ключевые принципы (свойства, особенности) всех прав человека, то они сводятся к следующему:
- Равноправие и универсальность – права человека равнозначны для всех людей и присуще каждому независимо от его индивидуальных особенностей.
- Комплексность – права человека взаимосвязаны, взаимозависимы и образуют единую систему, являющуюся основой правового статуса личности.
- Естественность – права человека нельзя навязать, подарить или отобрать, они неотъемлемо связаны с личностью человека, принадлежат ему независимо от внешних факторов.
- Социальный характер – говорить о существовании прав человека, как неких ценностей и правил, их реализации и защите можно лишь в условиях социума.
- Независимость от законодательства страны пребывания или гражданства – права человека признаны на общемировом уровне, они принадлежат каждому человеку независимо от того, где, в каком государстве и в каком статусе он находится.
- Права человека, наряду с другими категориями, определяют уровень развития цивилизации в целом.
Примеры правового государства
В 2010 году международная организация WJP (World Justice Project) начала вести рейтинг правовых государств. Для составления данного рейтинга специалисты WJP рассчитывают индекс верховенства права в конкретной стране. Для расчётов используется сложная формула, включающая данные различных экспертных оценок и результаты опросов.
В частности, учитываются такие аспекты как:
- открытость власти;
- соблюдение прав и свобод;
- уровень коррупции;
- правопорядок в стране;
- регулятивное, гражданское и уголовное правоприменение;
- соблюдение правовых норм государственной властью.
Термин можно охарактеризовать не только с юридической, но и с нравственной точки зрения. В качестве последней – это комплекс моральных особенностей, присущих личности. Как правовой аспект – это благо, являющееся нематериальным. Оно принадлежит всем людям. Оно не может передаваться по наследству, изыматься.
Зачастую можно встретить слово «самодостоинство». Тогда речь идет уже о стремлении индивида к самоуважению, сопряженной с наличием у него осознанных принципов морали и нравственности.
Но нужно оговориться, что понятие не является синонимом самовлюбленности. Ведь в первом случае мы говорим об уважении, направленном на нас и помогающем выстраивать положительные взаимоотношения с членами социума и одновременно бороться за свои права и отстаивать свою точку зрения.
Самовлюбленные люди ставят себя превыше всего. Для них моральные ценности вряд ли имеют значение, особенно когда они не соответствуют поставленным ими целям и намеченным планам.
Это свойство подталкивает человека к принятию правильных решений, проявлению благородства как в поступках, так и в поведении, а также способствует признанию личности обществом и достижению успеха не только в карьере, но и в личной жизни.
Во все времена достойный нрав высоко ценился в социуме. Особенно, когда он имел место в критических случаях. Эта концепция важна для общественной системы в том плане, что чем больше в ней таких людей, тем она совершеннее.
Говорить следует не только о нравственной стороне вопроса, но и о правовой. Статья о защите чести и достоинства прописана в КоАП РФ (ст. 152). Она обеспечивает всем гражданам России прерогативу на протекцию собственных интересов в суде.
Приведу пример. Периодически средства массовой информации размещают статьи, которые порочат медийных личностей. Публикации оскорбительного характера могут быть признаны в судебной инстанции, как нарушение закона при условии, что ложность сведений доказана.
Человек, опороченный публично, может требовать публикации опровержения, а также компенсацию за причинение морального вреда или возмещение ущерба.
Но и Уголовный кодекс тоже затрагивает этот вопрос. К подобного рода преступлениям относятся ситуации, когда людей похищают или незаконно лишают их свободы, продают в рабство, клевещут или госпитализируют без их согласия.