Счет неисключительные права использования программы в 2024 году

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Счет неисключительные права использования программы в 2024 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Согласно ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных запасов» товары, являются частью материально-производственных запасов. На счете 41 в соответствии с инструкцией по применению плана счетов отражаются товарно-материальные ценности, приобретенные в качестве товаров для перепродажи. Этот счет использовать для учета имущественных прав нельзя, т.к. материально-вещественная форма у прав отсутствует.

Рассматриваем возможность отражения приобретения и передачи неисключительных прав по лицензионному договору на счете 97 «Расходы будущих периодов» и 26 «Общехозяйственные расходы»

Согласно пункту 39 ПБУ 14/2007 «Учет нематериальных активов» платежи за предоставленное право использования результатов интеллектуальной деятельности или средств индивидуализации, производимые в виде фиксированного разового платежа, отражаются в бухгалтерском учете пользователя (лицензиата) как расходы будущих периодов и подлежат списанию в течение срока действия договора. Таким образом, именно приобретение неисключительных прав по лицензионному договору должно отражаться на счете 97, это прямо предусмотрено ПБУ 14/2007.

Далее эти расходы, согласно ПБУ 10/99 «Расходы организации» учитываются в составе расходов по обычным видам деятельности в соответствии с конкретным договором.

В соответствии с Планом счетов бухгалтерского учета, «организации, деятельность которых не связана с производственным процессом (комиссионеры, агенты, брокеры, дилеры и т.п., кроме организаций, осуществляющих торговую деятельность), используют счет 26 «Общехозяйственные расходы» для обобщения информации о расходах на ведение этой деятельности. Данные организации списывают суммы, накопленные на счете 26 «Общехозяйственные расходы», в дебет счета 90 «Продажи».

Согласно подпункту 26 и подпункту 37 пункта 1 статьи 264 НК РФ расходы, связанные с приобретением права на использование баз данных по договорам с правообладателем (лицензионным и сублицензионным соглашениям), а также периодические платежи за пользование правами интеллектуальной деятельности, относятся к прочим расходам, связанным с производством и реализацией.

Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг

Если передача права на использование программного обеспечения сопровождается передачей на основании отдельных документов (в данном случае — накладной) материальных носителей с указанием их стоимости, то эти материальные носители в соответствии с положениями Инструкции N 157н могут учитываться по сформированной первоначальной (фактической) стоимости на счетах учета основных средств или материальных запасов. Например, CD-диски и DVD-диски, входящие в комплект поставки, могут быть приняты к учету в составе материальных запасов на счете 105 06 «Прочие материальные запасы» и списываться с балансового учета при выдаче ответственным лицам. Соответственно, в учете стоимость компакт-диска следует отнести на статью 340 «Увеличение стоимости материальных запасов» КОСГУ.
Информацию о комплекте поставки желательно отразить в соответствующей Карточке (ф. 0504041).

Спорные вопросы бухгалтерского и налогового учета

В соответствии со ст. 1225 Гражданского кодекса Российской Федерации (в ред. от 3.07.16 г.) (далее – ГК РФ) к объектам интеллектуальной собственности относятся результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий, которым предоставляется правовая охрана.

Исключительное право на результат интеллектуальной деятельности, созданный творческим трудом, первоначально возникает у его автора. Правообладатель может распорядиться принадлежащим ему исключительным правом на результат интеллектуальной деятельности любым не противоречащим закону и существу такого исключительного права способом, в том числе путем заключения лицензионного договора.

Приобретенные по лицензионному договору исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности, а также исключительные права на их использование в налоговом учете могут быть признаны амортизируемым имуществом и отражены в составе НМА организации.

Так, в соответствии с п. 1 ст. 256 НК РФ (в ред. от 3.07.16 г.) амортизируемым имуществом признаются имущество, результаты интеллектуальной деятельности и иные объекты интеллектуальной собственности, которые находятся у налогоплательщика на праве собственности, используются им для извлечения дохода и стоимость которых погашается путем начисления амортизации. Амортизируемым имуществом признается имущество со сроком полезного использования более 12 месяцев и первоначальной стоимостью более 100 000 руб.

Согласно п. 3 ст. 257 НК РФ НМА признаются приобретенные результаты интеллектуальной деятельности и иные объекты интеллектуальной собственности (исключительные права на них), используемые в производстве продукции (выполнении работ, оказании услуг) или для управленческих нужд организации.

АУДИТ НАЛОГОВОГО УЧЕТА

Также для признания НМА необходимо наличие у актива способности приносить организации экономические выгоды (доход) и надлежаще оформленные документы, подтверждающие существование самого актива и (или) исключительного права на результаты интеллектуальной деятельности (в том числе патенты, свидетельства и др.).

Учет Права Пользования Программным Обеспечением В Бюджетном Учреждении В 2021

Программное обеспечение может быть приобретено организацией с исключительными или неисключительными правами на него. Для постановки на учет требуется наличие лицензионного соглашения или договора об отчуждении ПО покупателю, акта передачи прав. В некоторых случаях лицензионный договор может быть заменен сублицензионной договорной документацией.

Схема, по которой будут делиться суммы расходов на программное обеспечение с длительным временем эксплуатации и переводиться на финансовые результаты, предусмотрена п. 302 Инструкции № 157н.

Читайте также:  Сколько дней можно пропустить школу без справки 2024 Москва

Нормативный документ предоставляет возможность учреждениям самостоятельно определять порядок переноса части затрат на итоги финансовой деятельности.

Делать это можно равномерными фиксированными суммами, путем вычисления заданной пропорции, учитывающей объем оказанных услуг.

Срок действия и учет неисключительного права на программное обеспечение

Согласно новым требованиям, с 1 января 2024 года, неисключительное право на использование программного обеспечения (ПО) в бюджетной организации должно быть учтено на соответствующем счете.

Срок действия такого права определяется соглашением между организацией и правообладателем ПО. При этом необходимо учесть, что данный срок должен быть не меньше периода, на который заключается бюджетный период организации.

Учет права на ПО осуществляется в бухгалтерии бюджетной организации. Для этого создается отдельный счет, на котором регистрируются все поступления и расходы, связанные с приобретением, использованием и продлением права на ПО.

В бухгалтерии ведется документация, подтверждающая наличие и срок действия права на ПО, например, лицензионные договоры, счета-фактуры, акты о приемке-передаче ПО и т.д. Это необходимо для обеспечения прозрачности и контроля за использованием ПО в организации.

Перспективы развития системы учета ПО в бюджетных организациях

С развитием информационных технологий все больше бюджетных организаций внедряют программное обеспечение (ПО) для улучшения своей деятельности. В связи с этим, становится актуальным вопрос учета и контроля за использованием ПО в рамках бюджетных организаций. С 1 января 2024 года, в соответствии с правилами бухгалтерского учета для бюджетных учреждений, неисключительное право на использование программного обеспечения будет учитываться на специальном счете.

Одной из перспектив развития системы учета ПО в бюджетных организациях является внедрение современных систем учета, а также использование специализированных программ для автоматизации процессов учета ПО. Это позволит повысить эффективность учетного процесса, уменьшить риски ошибок и упростить контроль за использованием ПО.

Другой перспективой развития системы учета ПО является создание единой базы данных о лицензиях, правах и обязательствах по использованию ПО в бюджетных организациях. Это позволит проводить мониторинг использования и обновления ПО, а также контролировать легальность его использования. Такая база данных будет полезной не только для бухгалтерии, но и для технических специалистов, отвечающих за настройку и обновление систем.

Еще одной перспективой развития системы учета ПО в бюджетных организациях является разработка и внедрение правил использования ПО, которые будут учитывать особенности конкретного учреждения. Такие правила могут включать в себя ограничения по установке ПО на рабочие места, контроль за использованием лицензионных копий, обязательное использование антивирусного ПО и т.д. Разработка таких правил позволит эффективно контролировать и управлять использованием ПО в бюджетных организациях.

В целом, развитие системы учета ПО в бюджетных организациях является важным шагом для обеспечения эффективного использования программного обеспечения и соблюдения авторских прав. Внедрение современных систем учета, создание единой базы данных и разработка правил использования ПО позволят более эффективно и контролировать использование ПО в бюджетных организациях и снизить риски нарушения законодательства в этой области.

Требуется ли списывать полностью самортизированные НМА сразу после окончания срока полезного использования, или можно оставлять их в учете с нулевой остаточной стоимостью?

Списание объекта нематериальных активов требуется при его выбытии или прекращении способности приносить экономические выгоды в будущем. Истечение срока полезного использования не является причиной списания объекта.

Кроме балансовой стоимости НМА, которая в случае с полностью самортизированными объектами отсутствует, стандарт требует раскрытия информации о первоначальной (переоцененной) стоимости НМА и накопленной амортизации по ним.

Следует отметить, срок полезного использования объекта формирует комплекс способов учета, которые обеспечивают амортизацию объекта. Способ амортизации имеет целью максимально точно отражать распределение во времени ожидаемых к получению будущих экономических выгод от использования группы нематериальных активов. Чтобы обеспечить эту точность, ФСБУ 14/2022 требует регулярно проводить проверку элементов амортизации, в том числе пересматривать сроки полезного использования объектов. Если это требование выполняется надлежащим образом, то истечение срока полезного использования будет максимально приближено к моменту списания объекта, а разрыв будет экономически обоснован.

Каковы основания для списания НМА с неопределенным сроком полезного использования?

Для объектов, имеющих срок полезного использования, и объектов, срок полезного использования которых не определяется, основания для списания объектов НМА общие. Проверка срока должна проводиться на каждую отчетную дату. Выбытие или утрата способности приносить экономические выгоды организации в будущем для НМА – это ситуация зачастую предсказуемая, а поэтому на какую-либо из предшествующих такому событию дат срок вполне мог быть определен, а следовательно, на момент списания объект уже будет обладать определенным сроком и накопленной амортизацией, а его балансовая стоимость приближаться к нулю.

Переход на ФСБУ 14/2022 и изменения ФСБУ 26/2020

Затраты на лицензии на осуществление отдельных видов деятельности были признаны расходами в период их возникновения. Лицензии соответствуют признакам НМА, согласно ФСБУ 14/2022. Должны ли быть приняты к учету НМА в виде этих лицензий при переходе на стандарт?

Если организация воспользовалась правом на особый порядок перехода на ФСБУ 14/2022, который предполагает проверку на момент перехода только тех активов, что числятся в учете, то непризнанные ранее активы не предполагается восстанавливать. Здесь важно, что выбор учетной политики при переходе должен обеспечить достоверность бухгалтерской отчетности организации. Поэтому в случае, если информация о НМА в форме лицензии на осуществление отдельных видов деятельности по каким-либо признакам является существенной для бухгалтерской отчетности организации, то переход на стандарт должен осуществляться ретроспективным способом. Тогда у организации возникнет актив как в отчетном периоде, так и в сопоставимых.

Каким образом из существующего НМА выделить материальную часть?

Первоначальная стоимость материального носителя, в котором выражены результаты интеллектуальной деятельности, средства индивидуализации, рассчитывается исходя из фактических затрат на приобретение, создание такого материального носителя. Расчетная стоимость является основным способом оценки. Альтернативные способы (исходя из справедливой стоимости материального носителя, чистой стоимости его продажи, стоимости аналогичных ценностей) могут быть применены, если фактические затраты невозможно определить, и в любом случае – в пределах первоначальной стоимости объекта нематериальных активов.

Читайте также:  Сокращение персонала ростелеком в 2024 году

Гудвилл и деловая репутация, согласно ПБУ 14/2007, которая была отражена в учете при покупке предприятия, это один и тот же актив? Как учитывать деловую репутацию, принятую к учету в соответствии с ПБУ 14/2007?

Несмотря на схожесть природы гудвилла как актива в соответствии с МСФО (IFRS) 3 «Объединения бизнесов», введенным в действие на территории Российской Федерации приказом Минфина России от 28.12.2015 № 217н, и деловой репутацией в соответствии с ПБУ 14/2007 «Учет нематериальных активов», утвержденным приказом Минфина России от 27.12.2007 № 153н, это разные виды активов, для которых правила учета значительно отличаются.

Гудвилл, согласно МСФО 3, не является НМА, так как не отвечает признаку идентифицируемости. Это специфичный вид актива, информация о нем раскрывается отдельной строкой бухгалтерского баланса. Гудвилл не амортизируется, но регулярно проверяется на обесценение.

Деловая репутация – это объект НМА, амортизируется линейным способом с нормативным сроком в 20 лет. Для перехода на ФСБУ 14/2022 необходимо проанализировать факт хозяйственной жизни, в результате которого была признана деловая репутация. При наличии признаков наличия гудвилла ФСБУ 14/2022 предусматривает применение для его учета МСФО 3.

Деловая репутация, а также сумма накопленной амортизации, учитываемые до перехода на ФСБУ 14/2022, должны быть списаны. При наличии гудвилла, отвечающего признакам МСФО 3, он должен быть признан и проверен на обесценение. Поскольку деловая репутация и гудвилл – это виды актива, возникшего у организации в результате одного и того же факта хозяйственной жизни, то деловая репутация подлежит переклассификации в гудвилл, а результат изменения оценки гудвилла по сравнению с деловой репутацией списан в общем порядке отражения результатов перехода на новую учетную политику.

По какому КОСГУ отразить приобретение справочно-правовой системы КонсультантПлюс

  • Установленной в договоре – если программу покупаете по отдельному договору. Периодические платежи или единовременный платеж за право пользоваться программой спишите на финансовый результат;
  • В условной оценке один руб. за один объект – программу покупаете вместе с оборудованием.
  • или лицензионный договор, заключенный в форме единого документа и подписанный продавцом (лицензиаром) и покупателем (лицензиатом), а также акт передачи экземпляра ПО, составленный в произвольной форме;
  • или лицензионный договор, изложенный на самом экземпляре ПО или его упаковке («коробочная» лицензия), и накладная или другой подобный документ, а также документ, подтверждающий оплату (если экземпляр ПО приобретен в розницу);
  • или лицензионный договор, изложенный на сайте продавца ПО, и документ, подтверждающий оплату (если ПО приобретено через Интернет) (Письмо Минфина от 28.09.2011 N 03-03-06/1/596).
  • срок действия лицензионного договора;
  • срок, определенный комиссией по поступлению и выбытию активов, если лицензионным договором установлено право использовать программное обеспечение без ограничения срока. В этом случае рекомендуем исходить из срока в пять лет (п. 4 ст. 1235 ГК РФ).

Важно! С 01.01.2023 такие расходы нужно будет отражать по подстатьям 352 «Увеличение стоимости неисключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности с неопределенным сроком полезного использования», 353 «Увеличение стоимости неисключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности с определенным сроком полезного использования».

Расходы в виде разового платежа за приобретение неисключительных прав на ПО, относящиеся к нескольким отчетным (налоговым) периодам, распределите равномерно в течение срока действия лицензионного договора и в соответствующей доле учитывайте на последний день отчетного (налогового) периода (Письмо Минфина от 14.05.2023 N 03-03-06/1/34302). Если из условий договора или требований гражданского законодательства определить срок использования программы для ЭВМ невозможно, то вы вправе (при методе начисления) самостоятельно определить период, в течение которого будете учитывать эти расходы, придерживаясь принципа равномерности признания доходов и расходов (Письмо Минфина от 30.12.2010 N 03-03-06/2/225). Этот же порядок применяется к расходам на последующую модификацию программы для ЭВМ (Письмо Минфина от 18.03.2023 N 03-03-06/1/11743).

К элементам амортизации причисляются: срок полезного использования, ликвидационная стоимость и способ начисления амортизации. Их определяют в момент принятия к бухгалтерскому учёту, а затем, в конце каждого отчётного года проверяют на соответствие условиям использования.

Порядок учета исключительных и неисключительных прав в 2021 году

Пункт 6 СГС «Нематериальные активы» определяет нематериальный актив как объект нефинансовых активов, предназначенный для неоднократного и (или) постоянного использования в деятельности учреждения свыше 12 месяцев, не имеющий материально-вещественной формы, с возможностью идентификации (выделения, отделения) от другого имущества, в отношении которого у субъекта учета при приобретении (создании) возникли исключительные права, права в соответствии с лицензионными договорами либо иными документами, подтверждающими существование права на такой актив. При этом следует определить, какие объекты учета не регулируются данным стандартом. Согласно пункту 4 СГС «Нематериальные активы» не применяется в отношении:

Просмотр статьи доступен для подписчиков журнала.

Подписаться на журнал

Казенным учреждением заключен сублицензионный договор на приобретение неисключительных прав использования программы. Срок действия договора — с 12.02.2021 по 31.12.2021. Акт выполненных работ датирован 12.02.2021. Срок действия лицензии, указанный в договоре, — с 03.04.2021 по 02.04.2021.
Какой датой необходимо:
— принять к забалансовому учету программу;
— отнести на финансовый результат будущих периодов затраты на приобретение программы;
— начать ежемесячное отнесение расходов на приобретение программы, учтенных в составе расходов будущих периодов, на результат текущего года?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Порядок, в том числе и дата принятия на забалансовый счет 01 неисключительных прав пользования на программу, отнесения на финансовый результат будущих отчетных периодов затрат на ее приобретение, а также ежемесячного отнесения расходов будущих периодов на затраты текущего года, определяется положениями учетной политики казенного учреждения.

По лицензионному договору одна сторона — обладатель исключительного права на программное обеспечение (лицензиар) предоставляет другой стороне (лицензиату) право использования программного обеспечения в предусмотренных договором пределах. Лицензионный договор заключается в письменной форме (п. 1, 2 ст. 1235 ГК РФ).

Читайте также:  С чего начать развод с женой в одностороннем порядке

В силу п. 66 Инструкции N 157Н отражение в учете учреждения операций, связанных с получением прав использования результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации, осуществляется на основании лицензионных договоров, договоров коммерческой концессии и других договоров, заключенных согласно законодательству РФ.

В соответствии с п. 101, 102, 121 Инструкции № 162н принятие к учету расходов на приобретение ежемесячного обновления для информационно-правовой базы оформляется бухгалтерской записью: Дебет 1 401 20 226 / Кредит 1 302 26 730.

– для нужд субъектов РФ (муниципальных образований), в отношении которых не принято решение о применении кода вида расходов 242, государственных (муниципальных) учреждений – на код вида расходов 244 «Прочая закупка товаров, работ и услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд».

Учет НМА и неисключительных прав в 2021 году для бюджетной сферы

Учет имущества казны осуществляется на счетах:

  • 0 108 50 000 «Нефинансовые активы, составляющие казну» (по соответствующим аналитическим счетам);

  • 0 108 90 000 «Нефинансовые активы, составляющие казну в концессии» (по соответствующим аналитическим счетам).

Согласно п. 131 Инструкции № 157н (в новой редакции) к счету 0 108 90 000 применяются следующие аналитические коды вида синтетического счета объекта учета:

  • 1 «Недвижимое имущество концедента, составляющее казну»;

  • 2 «Движимое имущество концедента, составляющее казну»;

  • I «Нематериальные активы концедента, составляющие казну»;

  • 5 «Непроизведенные активы (земля) концедента, составляющие казну».

В Единый план счетов введен аналитический счет 0 108 9I 000 «Нематериальные активы концедента, составляющие казну».

Инструкция № 157н дополнена следующими положениями:

1. Земельные участки в составе государственной (муниципальной) казны учитываются по их кадастровой стоимости (стоимости, указанной в документе на право пользования земельным участком, расположенным за пределами территории РФ), а при отсутствии кадастровой стоимости земельного участка – по стоимости, рассчитанной исходя из наименьшей кадастровой стоимости квадратного метра земельного участка, граничащего с объектом учета, либо – при невозможности определения такой стоимости – в условной оценке «один квадратный метр – один рубль» (п. 142).

2. В целях контроля соответствия учетных данных по объектам нефинансовых активов, составляющих государственную (муниципальную) казну, сформированных в результате отражения операций, изменяющих показатели в денежном (стоимостном) выражении указанных активов на соответствующих счетах аналитического учета рабочего плана счетов, осуществляется сверка учетных данных с данными реестра государственной (муниципальной) казны (п. 143).

3. Аналитический учет ведется в разрезе объектов в составе имущества казны, идентификационных номеров объектов нефинансовых активов (реестровых номеров), с указанием при учете объектов в составе имущества казны, переданных по концессионным соглашениям (на соответствующих счетах аналитического учета счета 0 108 90 000 «Нефинансовые активы, составляющие казну, в концессии»), дополнительных аналитических признаков – контрагент и правовое основание поступления (наименование концессионера и реквизиты концессионного соглашения) (п. 145).

4. Учет операций по изменению стоимости имущества (нефинансовых активов), составляющих государственную (муниципальную) казну, по результатам проведенных переоценок, в том числе при изменении кадастровой стоимости земельных участков и (или) справедливой стоимости объектов, предназначенных для отчуждения не в пользу организаций бюджетной сферы, ведется в журнале по прочим операциям (п. 146).

Согласно дополнениям, внесенным в п. 127 Инструкции № 157н, вложения в нефинансовые активы, осуществляемые в целях создания (модернизации, реконструкции, в том числе с элементами реставрации, технического перевооружения, достройки, дооборудования) объектов государственного (муниципального) имущества, формирующего (составляющего) государственную (муниципальную) казну, в том числе ценностей Госфонда РФ, Госфонда субъекта РФ, государственных фондов материальных запасов, а также капитальные вложения в объекты незавершенного строительства, передаваемые в государственную (муниципальную) казну (передаваемые капитальные вложения, произведенные в целях бюджетных инвестиций), учитываются на счете 0 106 50 000 по соответствующему аналитическому коду вида синтетического счета объекта учета:

  • 1 «Вложения в недвижимое имущество государственной (муниципальной) казны»;

  • 2 «Вложения в движимое имущество государственной (муниципальной) казны»;

  • 3 «Вложения в ценности государственных фондов России»;

  • 4 «Вложения в нематериальные активы государственной (муниципальной) казны»;

  • 5 «Вложения в непроизведенные активы государственной (муниципальной) казны»;

  • 6 «Вложения в материальные запасы государственной (муниципальной) казны».

В Единый план счетов введены следующие счета:

Синтетический счет

Аналитические счета

0 106 50 000 «Вложения в объекты государственной (муниципальной) казны»

0 106 51 000 «Вложения в недвижимое имущество государственной (муниципальной) казны»;

0 106 52 000 «Вложения в движимое имущество государственной (муниципальной) казны»;

0 106 53 000 «Вложения в ценности государственных фондов России»;

0 106 54 000 «Вложения в нематериальные активы государственной (муниципальной) казны»;

0 106 55 000 «Вложения в непроизведенные активы государственной (муниципальной) казны»;

0 106 56 000 «Вложения в материальные запасы государственной (муниципальной) казны»

Применение КОСГУ 352 и 353 в 2021 году

В Инструкции 209н многие бухгалтерские операции, ранее относящиеся к статье «Прочие услуги» получили самостоятельный код в классификаторе операций сектора госуправления. В статье мы рассказываем о порядке применения КОСГУ 352 и 353.

Рассмотрим соответствие КОСГУ 352 и 353 кодам видам расходов и примеры использования КОСГУ в бухучете. Тест Школа Главбуха госучреждения Благодарим за прохождение теста. Мы уже знаем результат, узнайте и Вы ↓ Узнать результат В 2021 году с введением в действие в Инструкцию 65н был добавлен КОСГУ 350 для отражения увеличения стоимости прав пользования.

В с 2021 года статью КОСГУ 350 детализировали и выделили подстатьи для отнесения расходов по приобретению пользовательских (неисключительных) прав на результаты интеллектуальной деятельности, которые ранее учитывались по . По расшифровке в 2021 году для бюджетных учреждений КОСГУ 352 применяется, если приобретаются права с неопределенным сроком использования.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *