Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Средне специальное и средне профессиональное образование — в чем разница». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
В первую очередь нужно обратиться к лексическому значению. Оба прилагательных относятся к существительному «образование». Часто путают первое прилагательное с наречием «средне». Но если разобраться в значение этой лексемы, то поймем всю абсурдность полученного выражения.
Какое правило применяется
В первую очередь нужно обратиться к лексическому значению. Оба прилагательных относятся к существительному «образование». Часто путают первое прилагательное с наречием «средне». Но если разобраться в значение этой лексемы, то поймем всю абсурдность полученного выражения.
«Средне» в словарях обозначается как «ни плохо, ни хорошо». Если прибавить это наречие к изначальной фразе, то получаем «средне образование». Это словосочетание лишено смысла, разве что кто-то неумело оценил уровень подачи знаний. А если к устойчивому словосочетанию прибавить прилагательное «профессиональный», то теперь уж точно бессмысленную фразу.
Ошибки допускаются не только в лексике, но и в орфографии. Так часто пишут неправильно и сами слова по отдельности. Второе прилагательное — словарная лексема. Поэтому правописание нужно запомнить: в первом слоге пишется безударная -о-, во втором -е- (проверяется через существительное «профессия»), и две -с- в корне.
В существительном тоже делают ошибки, не проверив безударные гласные. Хотя на самом деле и эта лексическая единица относится к словарным. Запомните всю фразу и пишите ее правильно.
Порядок получения среднего профессионального образования
К обучению по программам СПО могут быть допущены лица, обладающие уровнем образования не ниже основного (9 классов общеобразовательной школы) или среднего общего (11 классов). Программы среднего профессионального образования, реализующиеся на базе 9-ти классов, включают в себя дисциплины среднего общего образования. Разработка таких программ осуществляется в соответствии с требованиями ФГОСТов к среднему профессиональному и среднему общему образованию и с учетом профессионального профиля, к работе по которому готовят учащихся.
Среднее профессиональное образование можно получить как в средних специальных учебных заведениях (ссузах), так и на первой образовательной ступени вузов.
Технические специальности в колледжах и техникумах
Находящийся в Москве, колледж телекоммуникаций МТУСИ предлагает обучить таким специальностям, как: многоканальные телекоммуникационные системы, сети и системы коммутации и другие. Выпускникам, гарантируется льготное, последующее поступление в МТУСИ.
Люберецкий техникум сельскохозяйственного машиностроения готов предоставить всем желающим получить технические специальности очень востребованные в нынешнее время. А именно: автомобиле- и тракторостроение, технология машиностроения, технический ремонт и обслуживание автомобильного транспорта и т.д.
Крупные предприятия могут организовывать получение необходимых им специальностей среднего технического образования рядом со своим производством, где учащиеся проходят практику и с последующим их трудоустройством. Примером может послужить – АО «Москвич». При нем открыт Учебно-производственный центр АО «Москвич», где будут рады принять на учёбу, молодых людей, как с полным средним образованием, так и после 9 классов.
Для окончивших 9 классов средней школы могут быть предложены такие специальности как: станочник (включается в себя – фрезеровщик, токарь и т.д.), слесарь-инструментальщик, наладчик автоматических линий и другие. Учёба по этим специальностям идёт от двух с половиной до трёх лет с последующим получением аттестата о полном среднем образовании. На базе полного среднего образования можно получить такое среднее техническое образование и специальность, как – слесарь механосборочных работ. В этом случае, обучение будет проходить, всего лишь 1 месяцев.
Помимо приведенных, существует большое множество и других учебных заведений, дающих возможность получить «живую», то есть пользующуюся большим спросом среди работодателей – специальность. Как правило, выпускники таких училищ, колледжей – не имеют проблем с работой и быстро трудоустраиваются.
эти два различных вида образования дают разные учебные заведения и получают в них разные образования
ОБ ОБРАЗОВАНИИ
Глава 6
ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Статья 25. Цели и структура профессионально-технического образования
Профессионально-техническое образование призвано осуществлять подготовку лиц к профессиональной деятельности в соответствии с призванием, способностями, с учетом общественных потребностей и обеспечивает приобретение ими профессиональных знаний, умений и навыков, необходимых для присвоения квалификаций рабочих и служащих.
Профессионально-техническое образование осуществляется на основе общего базового и общего среднего образования. В отдельных случаях и в порядке, предусмотренных законодательством, допускается получение профессионально-технического образования лицами, не имеющими общего базового образования. Получение профессионально-технического образования на основе общего базового образования может совмещаться с одновременным получением общего среднего образования, одновременным получением общего среднего образования и изучением отдельных учебных предметов (предметов) на повышенном уровне, получением среднего специального образования, интегрированного с профессионально-техническим.
В соответствии с законодательством в учреждениях, обеспечивающих получение профессионально-технического образования, дополнительно осуществляются профессиональная подготовка, переподготовка, повышение квалификации, трудовое обучение, внешкольное обучение и воспитание, оказываются другие образовательные услуги.
Статья 26. Учреждения, обеспечивающие получение профессионально-технического образования
К учреждениям, обеспечивающим получение профессионально-технического образования, относятся профессионально-технические училища, профессиональные лицеи, а также профессионально-технические колледжи.
Профессионально-технические колледжи обеспечивают получение профессионально-технического, общего среднего и интегрированного с профессионально-техническим среднего специального образования.
В учреждениях, обеспечивающих получение профессионально-технического образования, могут создаваться структурные подразделения, положения о которых утверждаются Министерством образования Республики Беларусь.
Глава 7
СРЕДНЕЕ СПЕЦИАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Статья 29. Цели и структура среднего специального образования
Среднее специальное образование обеспечивает развитие творческого потенциала личности, получение специальной теоретической и практической подготовки, решает задачи обеспечения отраслей хозяйства республики квалифицированными специалистами.
Среднее специальное образование осуществляется по двум направлениям:
среднее специальное образование, обеспечивающее получение специальной теоретической и практической подготовки;
среднее специальное образование, интегрированное с высшим образованием и обеспечивающее получение углубленной специальной теоретической и практической подготовки.
Среднее специальное образование может осуществляться на основе общего базового, общего среднего и профессионально-технического образования.
Получение среднего специального образования на основе общего базового образования обеспечивает одновременное получение общего среднего образования.
Обучение лиц, имеющих профессионально-техническое с общим средним образование, в учреждениях, обеспечивающих получение среднего специального образования, может осуществляться в сокращенные сроки при условии обучения по соответствующей специальности и соблюдения требований образовательных стандартов среднего специального образования.
Вместе со средним специальным образованием может осуществляться профессиональная подготовка, а по специальностям, определяемым Министерством образования Республики Беларусь, — профессионально-техническое образование.
Статья 30. Учреждения, обеспечивающие получение среднего специального образования
К учреждениям, обеспечивающим получение среднего специального образования, относятся техникумы (училища), колледжи (средние специальные учебные заведения), а также базовые школы — колледжи искусств, средние школы — колледжи искусств, гимназии — колледжи искусств, лингвистические гимназии — колледжи, средние школы — училища олимпийского резерва, профессионально-технические колледжи, высшие колледжи.
Базовая школа — колледж искусств, средняя школа — колледж искусств, гимназия — колледж искусств, лингвистическая гимназия — колледж, средняя школа — училище олимпийского резерва обеспечивают получение общего базового, общего среднего, среднего специального образования.
Техникумы (училища) обеспечивают получение среднего специального образования.
Колледжи обеспечивают получение среднего специального образования, интегрированного с высшим образованием.
Высшие колледжи обеспечивают получение среднего специального образования, интегрированного с высшим образованием, и по отдельным специальностям — высшего образования первой ступени.
Профессионально-технические колледжи обеспечивают получение среднего специального образования по специальностям, интегрированным со специальностями (профессиями) профессионально-технического образования.
Обучение в учреждениях, обеспечивающих получение среднего специального образования, осуществляется в очной (дневной и вечерней) и заочной формах.
Какое образование считается средним
Среднее образование делится на начальное, неполное и полное. Начальная школа длится 4 года, неполное среднее образование – 9 лет, после чего школьник имеет право забрать документы и поступить в колледж по какому-либо направлению деятельности, наиболее полно отвечающему его наклонностям или талантам. Полное среднее – 11 лет.
После 11 класса есть возможность также поступить в колледж, при этом сроки обучения будут меньше за счет прохождения основной программы в школе. Большинство школьников поступают сразу в вузы и получают высшее образование.
Для сравнения, какое образование считается средним за границей: срок обучения больше, чем в российских школах, но за границей выпускники после окончания учебы в школе получают диплом, который позволяет им официально трудоустроиться и получать деньги за работу. К профессиональному отбору там относятся серьезнее.
Со старшеклассниками работают специалисты, которые определяют степень заинтересованности каждого в профессиональной деятельности. В результате такого отбора многие абитуриенты делают правильный выбор специальности и впоследствии получают удовольствие от работы.
К сожалению, в российских школах уделяется мало внимания будущей профессиональной деятельности, поэтому некоторые студенты меняют специальность после бакалавриата, или вовсе оставляют учебу, предпочитая выполнять более простую физическую работу, не требующую умственных усилий.
Какое правило применяется
Чтобы разобраться в значении этой конструкции, нужно выяснить лексическое значение обоих слов. Выражение «среднее профессиональное» употребляется относительно образования. По уровню и объему предоставляемых знаний учебные заведения делятся на начальные, средние и высшие. По квалификации, которую получают выпускники внешкольных средних учебных заведений, – на профессиональные и специальные. Сочетание «среднее профессиональное» состоит из двух полных прилагательных, характеризующих образование или учебное заведение, его предоставляющее.
Слово «средне» отвечает на вопрос «как?», «в какой мере?» и, согласно Словарю под ред.Ефремовой, обозначает «ни хорошо, ни плохо». В качестве описания образовательных услуг название «средне профессиональное» выглядит абсурдно и не находит подтверждения употребляемости в словарях. Поэтому правильное написание – среднее профессиональное.
Что такое профессиональное обучение
Во втором случае дополнительное профессиональное обучение получает человек, у которого уже есть специальность, но знаний, умений, практики недостаточно для выполнения каких-либо заданий. Он поступает на курсы, идет на стажировку или осваивает новые знания через Интернет, при этом он остается специалистом со средним, высшим или средним специальным образованием.
Краткосрочные программы переквалификации или повышения квалификации не повышают уровень базового образования.
Программа профессионального обучения может быть разработана в рамках любой профессии или даже при отсутствии таковой. Например, выпускники школ могут пройти короткие курсы для овладения профессиональными навыками столяра, токаря, бухгалтера, программиста. Они научатся выполнять определенные действия, но останутся при этом специалистами без диплома. Максимум, что могут дать такие программы – сертификат или свидетельство об окончании обучения на курсах.
Чем отличается среднее специальное образование от среднего профессионального
Главное отличие для большинства людей — престиж. При поверхностном изучении вопроса сложится мнение о лидерстве СПО. Руководствуясь этим принципом, человек скорее поступит в колледж. Хотя при детальном рассмотрении ССО его преимущества в плане экономии нескольких лет могут оказаться полезнее. Глубина знаний находится на относительно одинаковом уровне, многое зависит от вовлеченности студента в учебный процесс.
Сравнить все различия между двумя ступенями образования легко по таблице:
Категория | Среднее специальное | Среднее профессиональное |
Срок обучения | 3-4 года | 2-3 года обычно, углубленно – 4 года |
Выбор профессий | Более 400 | Более 300 |
Льготы | Специальности от больших предприятий могут иметь систему поощрений: льготы на питание, проезд и другое | Нет |
Дальнейшее обучение в ВУЗ | Уменьшение срок учебы на 1-2 года | Нет |
Вероятность трудоустройства | Высокая |
Отдельно стоит отметить особенность: диплом о ССО вкупе со стажем более 5 лет приравнивается к ВО. Если будущая работа связана с деятельностью на промышленных предприятиях, производственная практика бесплатна.
Что значит среднее профессиональное образование непрофильное
Порядок получения среднего профессионального образования в настоящее время регламентируется следующими законодательными нормами:
Статьей 68 «Среднее профессиональное образование» Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ред. от 03.08.2018) и
Приказом Минобрнауки России от 23.01.2014 № 36 «Об утверждении Порядка приема на обучение по образовательным программам среднего профессионального образования» (ред. от 11.12.2015).
Современное среднее профессиональное образование по своей сути — это несколько модернизированное среднее специальное образование, входившее в советскую систему обучения. С распадом СССР часть техникумов переименовали в колледжи, более половины из которых присоединили к различным вузам в качестве структурных подразделений.
Согласно современной статистике:
из официально трудоустроенных в настоящее время работающих не менее 20 миллионов получили среднее профессиональное образование;
приблизительно 50% этих работников занята в сфере обслуживания и на производстве;
еще 50% — это работники умственного труда, в том числе среднее звено работников бизнес-структур, менеджеры, кадровики, бухгалтеры, аудиторы и т.д.
Порядок получения среднего профессионального образования с 2013 года регулируется статьей 68 «Среднее профессиональное образование» Федерального закона об образовании № 273-ФЗ.
Закон об образовании в РФ № 273-ФЗ вступил в силу 01.09.2013 года и постоянно в него вносятся корректировки. В настоящий момент действует редакция Закона от 03.08.2018 года.
Какое образование считается лучшим
Топ-10 стран по уровню образования
Место |
Страна |
Индекс качества образования |
---|---|---|
1 |
Великобритания |
78,2 |
2 |
США |
72 |
3 |
Австралия |
70,5 |
4 |
Нидерланды |
70,3 |
Среднее специальное и профессиональное образование
Пойти учиться дальше подросток может как после 9 класса, так и после 11. Но не в ВУЗ, а в учреждения, занимающиеся профессиональной подготовкой.
С их помощью молодые люди получают 2 вида «корочек» – это средне-специальное образование (ССО) либо средне-профессиональное образование (СПО):
- Средне-специальное образование – это подготовка квалифицированных рабочих для работы в различных направлениях общественно полезной деятельности. Такие кадры готовят:
- техникумы – дают основную подготовку будущим специалистам. Поступление на конкурсной основе, обучение в виде лекций, семинаров (что это такое?), лабораторных работ длится 3 года;
- технические лицеи – почти то же самое, что техникумы, но с более серьезным средне-техническим образованием;
- колледжи – конкурс при поступлении, посещение лекций, семинаров и выполнение лабораторных работ в течение 4 лет.
- училища – готовят специалистов рабочих профессий: слесарей, столяров, токарей и т.д. Обучение занимает около 3 лет, в течение которых молодые люди изучают около 20 дисциплин, пишут курсовые, сдают зачеты и экзамены;
Среднее профессиональное образование – это промежуточный этап между школой и ВУЗом.
Если подросток поступает в лицей или техникум после 9 класса, то в его обучение входит программа, которую он пропускает в 10-11 классах. Это же правило работает при прохождении ССО.
Комментарии и отзывы (4)
Два средне- специальных образования считаются за высшее?
Я бы не поверила, если бы мне кто-то сказал, что сегодня есть взрослые люди, которые не умеют ни читать, ни писать, и не стремятся. Но они есть и это цыгане. Менталитет этих людей просто не понимаю.
Каждый гражданин нашей страны не просто может, а обязан получить полное образование. Государство предоставляет эту возможность бесплатно и безвозмездно, в то время, как высшее образование на бюджетной основе может подразумевать отработку в пользу государства в определенных структурах, а при отчислении, при дисциплинарных нарушениях, государство может запросить потраченные деньги из бюджета на твоё обучение — назад
Хорошо подумайте над средне-специальным образованием, человек работающий руками никогда без хлеба не останется.
Что за ерунда в системе , почему ССО даёт преимущество в виде сокращения обучения в вузе,а СПО, которое считается престижнее и более углубление, не даёт такой привелегии ?
Среднее специальное образование в Республике Беларусь
Существует стереотип – колледж воспринимают как ступень образования более низкую, чем вуз. Это в корне неверное суждение. Отличие СПО в том, что оно обеспечивает профессиональные знания, в то время как вузовское обучение направлено на научно-теоретическую подготовку. Работодатели в большей степени отдают предпочтение выпускникам колледжей, чем специалистам с высшим образованием. Кроме этого, 70 % выпускников колледжа продолжают обучение по профилю в учреждениях высшего образования на курсах с ускоренной программой подготовки».
В соответствии с Международной стандартной классификацией образования (МСКО) ЮНЕСКО СПО приравнивается к практико-ориентированному образованию. Средняя профессиональная школа готовит специалистов по более чем 280 специальностям, а также обеспечивает повышение образовательного и культурного уровня граждан.
Тут недавно, 1 октября в Москве прошел Квест-тур для журналистов «Маршруты профессионального успеха», посвященный 75-летию системы профессионального образования. Так вот…Им всем очень понравилось, у многих даже отношение изменилось к профессиональному образованию. В вольном переводе его можно передать и как «общежитие». Имеется в виду, конечно, совместное проживание преподавателей и учащихся.
Среднее специальное образование это:
В системе С. с. о. работает (1975) более 300 тыс. преподавателей. Московском кооперативном институте) — специальные педагогические факультеты, готовящие преподавателей для техникумов и училищ. Подготовка специалистов планируется в соответствии с потребностями отраслей народного хозяйства (по союзным республикам и стране в целом). За годы Советской власти в системе С. с. о. подготовлено свыше 20 млн. специалистов. В др. социалистических странах существуют государственные системы С. с. о., отвечающие национальным особенностям и требованиям народного хозяйства.
Организуется С. с. о. в развивающихся странах Азии и Африки. В Алжире, например, успешно работают созданные с помощью СССР нефтяной, металлургической и текстильный техникумы. В Афганистане по проектам, разработанным в СССР, построены нефтяной и автодорожный техникумы. Разнообразны системы С. с. о. в капиталистических странах. Во Франции в технических лицеях готовятся техники и техники со званием Бакалавра, имеющие юридическое право продолжать образование в высшем учебном заведении.
В колледжи принимаются лица, имеющие общее среднее образование в объёме 12 классов, Учащиеся могут по желанию выбрать программу, отвечающую младшим курсам высшего учебного заведения. Во многих колледжах можно по вечерам (за особую плату) дополнительно изучать различные профилирующие дисциплины и приобрести некоторые практические навыки в лабораториях и кабинетах. Специальное образование — совокупность систематизированных знаний и практических навыков, необходимых для выполнения квалифицированной работы по специальности (См. Специальность).
Образование в Грузии — находится под управлением Министерства образования и науки Республики Грузия. Образование — У этого термина существуют и другие значения, см. Образование (значения). П.-т. о. — органическая часть системы народного образования (См. Народное образование).
Перечень специальностей среднего профессионального образования утверждён приказом Минобрнауки России от 12.04.2005 № 112 (в редакции от 18.05.2006). Среднее профессиональное образование занимает значительное место в удовлетворении образовательных потребностей личности и общества.
Каждому человеку приходится рано или поздно сталкиваться с необходимостью выбора профессии. Но иногда случается так, что человек не хочет поступать сразу в университет после школы. Тогда его выбор падает на получение какого-нибудь профессионального образования в техникумах или колледжах. Возможно и такое, что после окончания девяти классов подросток также хочет получать какую-то специальность. Тогда он переходит в техникумы. Давайте же разберемся, что такое среднее профессиональное образование.
Общие положения о полном среднем образовании
Закон Российской Федерации «Об образовании» гласит, что полное среднее общее образование общедоступно для всех граждан.
В старшем звене общеобразовательной школы постоянно происходят структурные, организационные и содержательные преобразования, диктуемые изменениями в самой системе образования. С социально-педагогической точки зрения эти изменения необходимы для того, чтобы придать образовательному процессу максимальную вариативность, личностный подход и дифференцированность.
В современном обществе всё нацелено на раскрытие индивидуальности человека, его природных одаренностей. Цель – формирование компетентных, ответственных профессионалов, уверенно чувствующих себя в социуме, имеющих свою твердую гражданскую позицию, понимающих и умеющих отстоять свои права.
При этом основные цели федеральной составляющей выделяются такие:
- развитие у обучающихся чувства гражданской и правовой сознательности, духовности, высокого культурного уровня, инициативности, умения самостоятельно принимать решения и адаптироваться в социуме;
- дифференцированный подход к формированию образовательных программ для учеников старшей школы с учетом индивидуальных способностей, наклонностей и запросов;
- предоставление одинаковых возможностей в получении профессионального образования и профессиональной реализации полученных знаний и навыков (с учетом ситуации на рынке труда).
Порядок получения среднего профессионального образования в настоящее время регламентируется следующими законодательными нормами:
Статьей 68 «Среднее профессиональное образование» Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ред. от 03.08.2018) и
Приказом Минобрнауки России от 23.01.2014 № 36 «Об утверждении Порядка приема на обучение по образовательным программам среднего профессионального образования» (ред. от 11.12.2015).
Согласно современной статистике:
из официально трудоустроенных в настоящее время работающих не менее 20 миллионов получили среднее профессиональное образование;
приблизительно 50% этих работников занята в сфере обслуживания и на производстве;
Порядок получения среднего профессионального образования с 2013 года регулируется статьей 68 «Среднее профессиональное образование» Федерального закона об образовании № 273-ФЗ.
Закон об образовании в РФ № 273-ФЗ вступил в силу 01.09.2013 года и постоянно в него вносятся корректировки. В настоящий момент действует редакция Закона от 03.08.2018 года.