ДТП по вине пассажира такси

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «ДТП по вине пассажира такси». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

В России каждый перевозчик обладает определенной ответственностью перед каждым пассажиром, которого перевозит на конкретном виде транспорта. Это исходит из федерального закона о страховой ответственности. В этом законе есть множество важных и значимых положений, которые нужно брать в расчет.

Ответственность перевозчика за пассажира

1. Перевозчик, управляющий каким-либо пассажирским транспортом, несет полную ответственность перед каждым пассажиром во время поездки, причем это относится не только к определенному происшествию, но и даже к резкому торможению, которое может стать причиной нанесения вреда здоровью или жизни человека.

2. Если случится определенный страховой случай по вине перевозчика, в результате которого пассажиру будет нанесен вред, который подтвердиться медицинским заключением, то пострадавший может написать письмо страховщику, в котором будет содержаться заявление о предоставлении ему выплат. В этом письме нужно в деталях описать, каким образом был нанесен вред здоровью или имуществу пассажира, а также нужно приложить специальные документы, выступающие в качестве подтверждения получения этого вреда. Страховщик, который получает это заявление, должен зарегистрировать его в собственной регистрационной книге, а также должен рассмотреть документ.

Решение о предоставлении денежной компенсации или об отказе в ее передаче должно быть принято в течение одного месяца с начала получения заявления. Если будет отказано в деньгах, то решение должно быть обоснованным и подкрепленным документами. Обычно выплаты пассажирам при ДТП выдаются, поскольку если ими будет получен отказ, то они могут подать заявление в суд на страховую компанию, а судья обычно становится на сторону пострадавшего.

3. Каждый перевозчик пассажиров на определенном транспорте должен размещать на видном месте в этом транспорте детальные сведения о страховой компании, с которой у него заключен контракт. Пассажиры во время своей поездки на транспорте должны хорошо изучить эту информацию, а также желательно записать номер телефона фирмы и ее адрес, чтобы в случае необходимости знать, куда именно следует обращаться в результате причинения ущерба.

Обязательное страхование относится ко всем видам пассажирского транспорта, причем это касается не только судов, поездов и самолетов, но и городского и междугородного автотранспорта, который пользуется наибольшей популярностью среди пассажиров. При этом к транспорту причисляется любое средство, которое перевозит пассажиров от одной точки в другую, а также обладает определенной скоростью и конкретным маршрутом. Одновременно с этим должен выделяться уровень сервиса. При этом любой пассажир конкретного транспорта, независимо от своего материального положения или статуса имеет возможность получать выплаты в случае причинения ему вреда по вине перевозчика. Таким образом, страхование ответственности перевозчика пассажиров позволяет каждому клиенту конкретного вида транспорта чувствовать себя уверенно и защищенно во время поездки.

«В сентябре 2019 года вызвала „Яндекс.Такси“, чтобы добраться до университета, — рассказала Onliner Яна. — По приезде на место таксист дал мне понять, что я могу выйти. Левая сторона дороги была занята припаркованными авто, Ford остановился вплотную к этим автомобилям, исключив возможность выхода с левой стороны. Я расплатилась за поездку, пожелала хорошего дня и начала выходить на улицу. Открыла дверь машины, и в следующий момент меня очень сильно прижимает к сиденью этой самой дверью. В нее врезался Hyundai. Я в растерянности спросила у таксиста, что мне делать, потому как никогда в такой ситуации не была. Он сказал, мол, идите, мы сами разберемся. Так и поступила — отправилась на занятия».

Через пару часов девушке позвонили и попросили вернуться на место ДТП. «Там меня сотрудники ГАИ посадили на заднее сиденье и составили протокол, — вспоминает минчанка. — Я, еще не до конца понимая, что происходит, подписала его. Тут же в мессенджер пришло сообщение от водителя, в нем мужчина извинился за ситуацию, высказал сожаление о том, что не сообщил мне, чтобы я не выходила справа. Вскоре меня вызвали на рассмотрение административного дела в качестве виновной в совершении ДТП. Я обратилась за помощью к адвокатам. Далее последовал круг судов. Поездка за 5 рублей на такси вылилась для меня в траты в более чем $1000».

Обвинение и контраргументы

Девушке вменили нарушение пункта 146 ПДД («Запрещается открывать двери ТС или держать их открытыми, если это создаст препятствие для движения других участников дорожного движения»), протокол составлен по ч. 4 ст. 18.23 КоАП РБ («Нарушение ПДД лицом, участвующим в дорожном движении и не управляющим ТС, повлекшее повреждение ТС»), санкция статьи — штраф от 5 до 20 базовых величин. Ей назначили 7 б. в. (189 рублей).

Читайте также:  Требования к оформлению счета на оплату закон

Яна в жалобе на постановление указала: «В действиях отсутствует состав административного правонарушения. Будучи пассажиром автомобиля такси, я добросовестно выполняла все указания водителя, рассчитывая, что и таксист будет добросовестно выполнять и ПДД, и Правила автомобильных перевозок пассажиров. Соблюдение мною Правил зависело только от воли и усмотрения водителя такси, на которого я возможности повлиять не имела, при этом добросовестно выполняла свои обязанности пассажира. При этом в материалах дела приводятся объяснения водителя такси Козака, из которых следует, что у меня имелась возможность безопасного выхода из такси слева, а также о том, что он предупреждал меня о необходимости выхода слева.

Вместе с тем указанные Правила водителем были нарушены, что и повлекло ДТП. Речь о следующих пунктах ПДД: п. 9.7 „Водитель обязан обеспечить безопасные условия перевозки пассажиров“; п. 143.11 „Остановка и стоянка запрещаются на левой стороне дороги, за исключением случаев, указанных в подпункте 138.3 пункта 138 настоящих Правил“; п. 143.17 „Остановка и стоянка запрещаются в местах, где стоящее ТС создаст препятствие для движения“. Также упоминаются и выдержки из Правил автоперевозок пассажиров: п. 231 „Безопасное выполнение перевозок пассажиров должно обеспечиваться автомобильными перевозчиками“, п. 232 „Ответственность за организацию работы по обеспечению безопасного выполнения автоперевозок пассажиров возлагается на руководителей организаций и ИП“, п. 242 „Автомобильный перевозчик для обеспечения безопасного выполнения автоперевозок обязан организовать работу по выполнению требований нормативных правовых актов“; п. 243 „В случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения автомобильным перевозчиком обязанностей по обеспечению безопасности автомобильных перевозок пассажиров он несет ответственность в соответствии с законодательством“; п. 246 „Автоперевозчик несет имущественную и другую ответственность в соответствии с законодательством за причинение вреда жизни или здоровью пассажира, если это связано с выполнением автомобильной перевозки и имело место либо во время нахождения пассажира в салоне транспортного средства, либо во время посадки или высадки“; п. 247 „Автомобильный перевозчик несет ответственность как за свои действия, так и за действия третьих лиц, к услугам которых он прибегает для выполнения обязательств, возлагаемых на него в соответствии с договором автоперевозки пассажира“».

По мнению девушки, причинами случившегося стали незаконные действия водителя такси, выразившиеся в:

  • грубом нарушении правил остановки и стоянки транспортных средств;
  • создании препятствий для движения других автомобилей;
  • отсутствии контроля за дорожной обстановкой;
  • необеспечении безопасных условий ее перевозки как пассажира;
  • непринятии мер к информированию пассажирки о дорожной обстановке с учетом отсутствия у пассажирки возможности отслеживать ее, в том числе с использованием зеркал заднего вида;
  • создании условий для невозможности выхода с левой стороны автомобиля;
  • отсутствии действий по информированию пассажирки об опасности и необходимости оставаться в салоне.

Если пассажир автомобиля погиб, то действия виновника аварии оцениваются уже с точки зрения уголовного кодекса. Право на возмещение ущерба получают близкие родственники погибшего.

В этом случае по ОСАГО возмещение будет проводить страховая компания, в которую предоставляются документы. Если у виновника аварии отсутствует страховка, родственники могут обратиться в Российский Союз Автостраховщиков (РСА). Срок обращения не установлен и составляет общий срок исковой давности – 3 года. По этому направлению возмещение достигает 500 тысяч рублей (из которых 25 тысяч выделяются на погребение погибшего), список документов уточняется по каждой конкретной ситуации.

Почему они так утверждают?

Потому что созданная агрегаторская схема, в противовес прошлому порядку (когда пассажирскими перевозками на такси занимались обычные таксопарки безо всяких агрегаторов) основана на документах, содержащих специальным образом составленные и сформулированные пункты маскирующие настоящие отношения, подменяющие одни понятия другими, исключающие и ограничивающие ответственность агрегатора. Такие формулировки незаконны, но пассажир, не имея юридического образования, об этом не знает.

Есть лишь один настоящий бенефициар в агрегаторской схеме пассажирских перевозок, которому удалось и снизить затраты на оказание услуг, и распределить (в том числе снять с себя) ответственность за ненадлежащее оказание или неоказание услуг. Этот настоящий, подлинный бенефициар – агрегатор.

Читайте также:  Максимальная сумма вычета по процентам за ипотеку

Агрегаторская схема позволяет агрегатору избегать ответственности или делать процесс привлечения его к ответственности крайне затрудненным, почти невозможным. Конечным виновником всегда остается водитель.

Кто же тогда виноват?

В правовой доктрине закреплено правило: вред возмещается виновным и непосредственным причинителем вреда. Но обязанность возмещения вреда может быть возложена и на лицо, которое непосредственным причинителем вреда не является. Автомобильные перевозки пассажиров – именно такой случай.

Согласно закону, вождение автомобиля – деятельность, которая создает повышенную опасность для окружающих. Сам автомобиль является «источником повышенной опасности». Вред, причиненный источником повышенной опасности, возмещается владельцем этого источника без учета его вины. Под владельцем источника повышенной опасности закон понимает не только собственника, но и иное лицо, которое на законном основании владеет таким источником. И тут всплывает упоминавшаяся ранее особенность схемы: мы помним, что договор между водителем и таксопарком – это договор аренды. Так вот: водитель как арендатор автомобиля по предложенной агрегатором схеме, и есть то единственное лицо, которое должно по букве закона отвечать перед пассажиром.

Поскольку отношения между водителем и агрегатором закреплены договором аренды, а не трудовым договором, формальных оснований для ответственности таксопарка не имеется.

Куда обращаться при отказе в возмещении вреда

Нередко страховые конторы отказывают в предоставлении компенсации пострадавшему клиенту такси. Спорные моменты можно решить только в судебном порядке. Иск следует подавать на перевозчика либо агрегатора.

В суд придется обратиться и в том случае, если водитель работал в такси нелегально либо авто не было застраховано. При таких обстоятельствах ответчиком будет выступать таксист, виновный в ДТП.

В указанных ситуациях иск направляется в суд по месту проживания пассажира, пострадавшего в поездке. В пакет документов обязательно включается протокол ГИБДД, а также медицинское заключение, прочие справки о состоянии здоровья, распечатка сообщений из системы заказа такси. Дополнительно можно пригласить очевидцев и приложить фото, видеоматериалы, относящиеся к происшествию.

Помимо основного требования о начислении компенсации, дополнительно можно запросить возмещение морального вреда. Также с ответчика допустимо взыскать средства, потраченные на адвоката.

Пассажир, пострадавший в ДТП в момент поездки на такси, имеет право на материальное возмещение вреда. Выплата предоставляется страховой конторой виновной стороны. Запрос на компенсацию направляется страховщику в течение 15 дней с момента аварии. При отказе в выплате, либо если таксист работал нелегально или же машина не была застрахована по ОСАГО, следует действовать через суд. Иск направляется в органы по месту проживания пострадавшего пассажира. Дополнительно последний может взыскать моральный вред. При этом лучше всего заручиться поддержкой адвоката, хотя в целом судебная практика по таким делам считается положительной.
Прокатилась на такси – получила травму. Как можно отсудить деньги за аварию у Яндекс-такси? Тариф “ДЕТСКИЙ” Яндекс такси / ТАКСИСТ попал в ДТП / Позитивный таксист Москвичка подала иск на 60 миллионов к “Яндекс. Такси” – Россия 24

Кто же тогда виноват?

В правовой доктрине закреплено правило: вред возмещается виновным и непосредственным причинителем вреда. Но обязанность возмещения вреда может быть возложена и на лицо, которое непосредственным причинителем вреда не является. Автомобильные перевозки пассажиров – именно такой случай.

Согласно закону, вождение автомобиля – деятельность, которая создает повышенную опасность для окружающих. Сам автомобиль является «источником повышенной опасности». Вред, причиненный источником повышенной опасности, возмещается владельцем этого источника без учета его вины. Под владельцем источника повышенной опасности закон понимает не только собственника, но и иное лицо, которое на законном основании владеет таким источником. И тут всплывает упоминавшаяся ранее особенность схемы: мы помним, что договор между водителем и таксопарком – это договор аренды. Так вот: водитель как арендатор автомобиля по предложенной агрегатором схеме, и есть то единственное лицо, которое должно по букве закона отвечать перед пассажиром.

Поскольку отношения между водителем и агрегатором закреплены договором аренды, а не трудовым договором, формальных оснований для ответственности таксопарка не имеется.

Что делать если попал в ДТП и виноват

В стандартном ДТП есть две стороны — виновник и пострадавший, и каждый после аварии должен выполнить некоторые действия. Если вы — виновник, то идеальный вариант — наличие у вас полиса ОСАГО. Если его нет, вы получите не только Штраф, но обязанность возместить пострадавшему убытки.

Рассмотрим, что делать, если попал в ДТП и виноват, как себя вести, что делать сторонам. Есть определенный алгоритм действий, который нужно соблюдать, чтобы уменьшить свои потери. Подробно обо всем — на Бробанк.ру.

Читайте также:  Запрет ловли на спиннинг 2023 Карелия

Рассматриваем ситуацию с юридической и денежной точки зрения. Авария уже свершилась и оформлена. Не будем разбирать, как действовать при самом ДТП.

На какую сумму застрахован пассажир общественного ТС

Для определения суммы, которая может быть выплачена в случае ДТП или иных ситуаций, причиняющих вред пассажиру, потребуется установить тарифы. Указанные показатели могут различаться с учетом характеристик перевозчика.

Например, морские перевозки предполагают высокие тарифы – до сорока пяти рублей, а пригородные поезда, напротив, предлагают самый низкий показатель – до пятнадцати копеек.

Суммы возмещения, которые обязательно выплачиваются при установлении факта причинения вреда пассажиру, варьируются и зависят от характера повреждения.

Например:

  • перелом ноги обойдется перевозчику в двести сорок тысяч рублей;
  • потеря беременности – один миллион рублей;
  • ушиб стоит двести рублей.

Действия виновного водителя при дорожно-транспортном происшествии

На официальном сайте ГИБДД есть памятка для водителей о том, как себя вести после дорожно-транспортного происшествия с пострадавшими. Прежде всего, кто-то из участников аварии должен сохранять спокойствие. Правилами предписано, что виновный в ДТП с пострадавшими устанавливается в ходе расследования. Однако, водитель, реально по вине которого произошла дорожная авария, обязан оказать помощь всем пострадавшим, сообщить ГИБДД о происшествии, зафиксировать положение всех относящихся к происшествию объектов. В случае если нет возможности с помощью мобильной связи вызвать сотрудников дорожно-транспортной полиции, попутных машин или свидетелей нет, допускается отправка пострадавших виновником на собственном транспорте в медицинское учреждение.

Перед тем, как покинуть место ДТП, необходимо зафиксировать с помощью фото или видеосъемки место и обстоятельства аварии, а так же выставить аварийный знак на дорожное полотно. Если во время происшествия погиб человек, место аварии покидать нельзя, требуется всеми возможными способами сообщить ГИБДД о случившемся.

Что делать, если вы получили травму во время поездки в общественном транспорте?

Травму в салоне трамвая, автобуса, троллейбуса или при выходе/входе из транспортного средства можно получить по разным причинам. И иногда по вине самого пассажира при несоблюдении им правил пользования транспортом. К примеру, человек просто не держался за поручни и упал, или попытался войти или выйти не в ту дверь и его прищемило.

С правилами пользования общественным транспортом можно ознакомиться в салоне любого транспорта по перевозке людей.

Другая ситуация, когда вина водителя очевидна. Например, пассажир упал и ударился головой, повредил ногу, руку, получил ушиб или ссадину, потому что водитель автобуса резко затормозил. В этом случае водитель нарушил правила перевозки пассажиров (абзац 15, п.2 №472 от 11.12.2000 г). Падение в салоне общественного транспорта рассматривается как один из видов ДТП (дорожно-транспортное происшествие), выделяемое под названием «Падение пассажира».

Как подключить услугу страхования и сколько она стоит

Страховка автоматически распространяется на все поездки, совершенные через «Яндекс.Такси». От водителей и пассажиров не требуется куда-то идти, заполнять договор и платить за услугу. Пользователи застрахованы с момента начала поездки (когда водитель нажимает кнопку «В пути») до ее окончания (когда водитель нажимает кнопку «Завершить»).

Для пассажиров и водителей услуга предоставляется бесплатно — все страховые расходы «Яндекс.Такси» берет на себя. В сервисе пообещали, что на тарифы для пассажиров введение страхования не повлияет.

Количество застрахованных пассажиров не может превышать число посадочных мест. Если водитель нарушит правила дорожного движения и посадит в машину больше людей, чем предполагает ее вместимость, то кто-то из пассажиров может не получить страховку.

От каких факторов зависит наказание

Нет никаких сомнений, что в случае смерти участника происшествия виновное лицо понесет заслуженное наказание. Исключение может быть лишь в том случае, если погиб сам виновник.

Данная ситуация регламентируется Уголовным кодексом Российской Федерации, если быть конкретнее, статьей 264 УК РФ. Конкретный вид наказания виновному лицу может определить только суд. При этом обязательно будет учитываться вся ситуация в целом, причины действий виновного лица, и его отношение к произошедшему.

Также решающее значение будут иметь все действия виновного лица, начиная с самого момента происшествия и до вынесения судебного решения. Например, если лицо активно сотрудничало со следствием, признало свою вину, раскаялось, оказывало помощь близким погибшего, то это однозначно будет являться смягчающим обстоятельством. Бывают и такие случаи, что уголовная ответственность не наступает вообще. Такое возможно в случае, если стороны пришли к примирению. Рассмотрим ситуацию более подробно.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *