Что такое реверсивное движение: разметка, светофоры, правила

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Что такое реверсивное движение: разметка, светофоры, правила». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Если перевести с латыни слово «reversus», то оно обозначает письменное обязательство. Кроме того, это слово можно перевести как «обратная сторона». Сегодня слово реверс широко используется в разных сферах. В налогообложении под ним понимают одну из разновидностей возврата долговых обязательств.
Понятие реверс используется и в транспорте. По ПДД, реверсивное движение — это передвижение автомобилей в разном направлении по одной полосе дороге. Нужно отметить, что чаще всего об особенностях организации такого движения автовладельцы узнают в ПДД, поскольку на практике оно встречается достаточно редко.

О том, что на конкретном участке пути в разное время суток направление движения меняется на противоположное, догадываться никто не обязан. Существуют специальные обозначения, дающие знать водителям об этой особенности. Разметка реверсивного движения в ПДД имеет номер 1.9. Двойная прерывистая линия бывает нанесена:

  • по обоим краям выделенного ряда;
  • по левой стороне, когда над ним находится светофор.

1.9 никогда не бывает на дороге в одиночестве. Ее дополняют знак или особый светофор. Именно они определяет особенности перемещения транспорта на участке:

  • Если на светофоре горит красный крестик, ехать по отделенной 1.9 полосе нельзя. Сигнал означает, что она в данный момент предназначена для встречного потока, а пересекать разметку запрещается.
  • Если на светофоре включен зеленый, двигаться по реверсивному ряду можно. В данном случае он отводится для попутного направления.
  • Пересекать 1.9 следует обязательно тем, кто в момент отключения светофора или загорания на нем красного был на предназначенной для разнонаправленного передвижения полосе. Им нужно перестроиться вправо и продолжить ехать там.
  • Если светофор не работает, пересекать находящуюся в центре разметку запрещено. Здесь она играет роль двойной сплошной, так как разделяет потоки едущих навстречу друг другу машин.
  • При тех же обстоятельствах 1.9 пересекать можно, но только когда она находится справа от ТС. Это же разрешается и при отсутствии светофора.

ПДД для реверсивных участков

Для безопасной езды нужно помнить следующие правила:

  1. Запрещается останавливаться на полосе РД.
  2. Выезжать на полосу РД можно только при разрешающем сигнале светофора, поскольку при запрещающем движется встречный поток транспорта. Соответственно, выезд на полосу в этот момент будет приравнен к выезду на встречку.
  3. Если светофор не работает, то выезжать на полосу РД нельзя. Этим участком полотна при несправной системе могут пользоваться только транспортные средства экстренных служб (пожарная, скорая и т.п.).
  4. Если светофор не виден, то не стоит рисковать: лучше остаться на своей полосе. То же самое относится к моментам, когда в связи с непогодой или по иным причинам разметка не видна или стерлась.
  5. Обгон можно совершать с учетом пункта 11 ПДД РФ.
  6. Нельзя пересекать крайнюю левую разметку 1.9.
  7. Въезд на дорогу с реверсом с перекрестка или поворот совершаются из крайней правой полосы, но не с полосы РД (это считается нарушением).
  8. Разворот с реверса может быть сделан, если разметка 1.9 не разделяет полосы, что предназначены для езды по встречным направлениям.

Когда светофоры работаю в штатном режиме, то они четко дают понять, можно или нельзя пользоваться реверсивной полосой (зеленая стрелка – можно, красный крестик – нельзя). Однако, при выключенных реверсивных светофорах ситуация слегка меняется в зависимости от того, сколько реверсивных полос на дороге.

Читайте также:  Сроки подачи алкодекларации в 2023 году

Чтобы упростить понимание данного правила, его можно сформулировать так:

при выключенных реверсивных светофорах движение разрешается по любым полосам так, чтобы реверсивная разметка была СЛЕВА от вас. В примере на картинке, поэтому, движение по реверсивной полосе запрещено.

Смотрим еще один пример:

Билет 8 вопрос 5 (категория ABM)

Что такое реверсивное движение и как оно работает

Введение реверсивного движения целесообразно только на тех участках дороги, где интенсивность транспортных потоков в разных направлениях является неравномерной. Это может происходить в час пик, при выполнении дорожно-ремонтных работ или в случае дорожно-транспортного происшествия на отдельном участке дороги. Чаще всего реверсивные полосы можно встретить на выездах из больших населенных пунктов, где перед выходными основной поток автомобилей направлен за город. Сигналы такого светофора актуальны не для всего перекрестка, а только для той полосы движения над которой он установлен.

Помимо красного и зеленого может также использовать желтый сигнал, представленный в виде стрелки. Последняя направлена вниз по диагонали в левую или правую сторону. Значение такого сигнала отличается от традиционного круглого светофора. Если там он запрещает движение, то желтый сигнал реверсивного светофора свидетельствует о необходимости перестроиться на соседнюю полосу движения. Такой сигнал не запрещает движение.

Поэтому перестраиваться на другую полосу можно до включения красного света светофора. Чтобы разобраться с тем, что означает реверсивное движение, следует понимать — это вынужденная мера, направленная на то, чтобы разгрузить остальные полосы во время час пика. Движение по реверсивной полосе может изменяться на противоположное. Существует несколько способов регулировки такого движения.

Необходимость введения реверсивного движения может возникать при проведении ремонта дорожного полотна. В таком случае обязанности по регулировке движения возлагаются на рабочих или сотрудников ГИБДД. Белая вертикальная стрелка с двумя наконечниками на синем фоне, направленными вверх и вниз — это знак реверсивного движения.

Знак 5. 8 свидетельствует, что впереди начинается реверсивная полоса. Аналогичная стрелка, перечеркнутая красной полосой, говорит об окончании такой полосы. Такой знак называется 5. 9.

Штраф за нарушение ПДД при реверсивном движении

Несоблюдение правил пересечения участка дороги с реверсивным движением чревато наложением штрафа. Величина денежного взыскания определяется типом нарушения. Если водитель не перестроился в правый ряд при выезде с такого отрезка дороги, то он будет оштрафован на 500 рублей. Такая мера наказания предусмотрена ст. 12.15 КоАП.

При условии выезда на реверсивную полосу движения при неработающем светофоре водитель может быть оштрафован на 5000 рублей. При повторном нарушении последует безотлагательная конфискация водительского удостоверения сроком на 1 год. Опасность выезда на реверсивную полосу при выключенном светофоре заключается в том, что другой стороны он может быть включен. Именно поэтому такое правонарушение приравнивается к выезду на встречную полосу.

Несоблюдение правил выезда на реверсивную полосу в соответствии с сигналами светофора грозит правонарушителю 1000 рублей штрафа. Такая мера наказания в 2020 году определяется ст. 12.12 ч.1 КоАП.

На водителя, нарушившего правила дорожного движения на реверсивной полосе накладывается штраф. Возможны и иные взыскания, которые зависят от характера нарушения.

Вид нарушения ПДД, регулирующих реверсивное движение. Размер штрафа.
При окончании полосы реверсивного движения, водитель не «перешёл» в крайний правый ряд. Пятьсот руб.
Игнорирование сигналов светофора, регулирующего заезд на реверсивную полосу. Тысяча руб.
Перемещение на полосу, в случае, когда знак светофора запрещает подобное действие, либо нет никаких знаков, разрешающих такой манёвр. Пять тысяч руб.

Реверсивное движение — новаторское решение, которое в России появилось сравнительно недавно, используется оно только в Москве и нескольких других крупных городах-миллионниках. Этот тип движения способствует возможной разгрузке наиболее оживлённых трасс. Ежедневно по утрам огромный поток машин направляется в «сердце» города, в вечернее время, наоборот, — весь транспорт движется к спальным районам. Пробки на дорогах появляются именно в это время, причём соседние полосы при этом «простаивают», в обратном направлении передвижение осуществляется без видимых проблем. Если изменить на некоторое время направление движения транспорта, автовладельцы смогут сэкономить время. Именно эту процедуру выполняют дороги с реверсом движения, прекрасно зарекомендовавшие себя в крупных городах ближнего зарубежья. Для осуществления передвижения по правилам необходимо обращать внимание на специальный знак реверсивного движения.

Введение реверсивного движения целесообразно только на тех участках дороги, где интенсивность транспортных потоков в разных направлениях является неравномерной. Это может происходить в час пик, при выполнении дорожно-ремонтных работ или в случае дорожно-транспортного происшествия на отдельном участке дороги. Чаще всего реверсивные полосы можно встретить на выездах из больших населенных пунктов, где перед выходными основной поток автомобилей направлен за город.

Практика реверсивного регулирования достаточно давно применяется в Европе, странах Северной Америки, Австралии. Реверсивное движение в России ещё имеет множество недоработок. Очень много организационных вопросов, которые мешают достижению положительного итогового результата.

Учитывая специфику системы отечественных ПДД и менталитет водителей, можно говорить о высоком уровне аварийности на таких дорожных отрезках. Постепенное введение реверсивных полос вызывает множество дискуссий среди водителей.

Несмотря на организационные сложности, практика показывает, что реверсивное регулирование позволяет увеличить скорость передвижения автомобилей в общем транспортном потоке до 10 км/ч. При этом количество транспортных средств в разные стороны не увеличивается.

С целью увеличения количества реверсивных полос в России необходима разработка ряда мероприятий, которые могли бы дисциплинировать водителей. Также следует отметить необходимость оценки финансовой целесообразности таких полос. И главным требованием при этом является снижение уровня аварийности на таких дорожных отрезках.

Реализация реверсивных полос требует от водителей максимальной концентрации внимания. Владелец транспортного средства должен четко понимать при этом меру возможной ответственности и строго соблюдать установленные правила. Все это позволит минимизировать количество аварийных ситуаций на отдельном участке.

Светофор, регулирующий реверсивное движение

Светофоры с двумя или тремя полями используются для маневров задним ходом.

Пометки на полях:

  1. Зеленая стрелка, направленная вниз — разрешает движение по полосе.
  2. Желтая стрелка, направленная вниз в правом нижнем углу — вы должны переехать на другую полосу, так как направление движения будет изменено на противоположное.
  3. Красный крест — запрещает выезд на полосу движения.

Чаще всего вы встретите светофор с двумя полями — красным крестом и зеленой стрелкой, которые загораются в соответствии с текущей дорожной ситуацией и расписанием.
Если светофор не горит, это означает, что в данный момент полоса не рассматривается как полоса для отвода транспорта, а является обычной полосой.

Особенности движения по реверсивным полосам — 1.9:

  1. Запрещается останавливать автомобиль на полосе заднего хода.

В случае технических неисправностей попытайтесь убрать автомобиль с полосы заднего хода вместо использования аварийного знака.

  1. Если фонарь заднего хода неисправен или отсутствует, разрешается пересекать полосу движения, если она находится справа от водителя. Согласно правилам дорожного движения, эту полосу нельзя пересекать, так как она служит резервной полосой для аварийных служб.
  2. Сохраняйте бдительность, продолжайте движение по реверсивной полосе, пока не увидите знак, указывающий на ее окончание.
  3. Перестраивайтесь на реверсивную полосу только там, где установлен или виден светофор.

При смене сигнала светофора как можно быстрее смените полосу движения. Если горит красный крест, освободите полосу движения как можно скорее.

  1. Запрещено пересекать разметку 1.9 по крайней левой полосе. Он отвечает за разделение встречного движения на дороге.

Процесс движения по дороге подразумевает направление движения. Она может быть двух типов — односторонняя или обратная.

Для этого есть дорожная разметка и знаки. На реверсивных дорогах гораздо сложнее ориентироваться по ряду причин.

Именно перед использованием этого вида трафика необходимо тщательно изучить все нюансы.

В противном случае велика вероятность штрафа и аварии. Часто различные виды аварий происходят из-за банального несоблюдения правил дорожного движения.

Читайте также:  Госпошлина на установление отцовства 2023 реквизиты

Движение по дороге с реверсивным движением должно осуществляться с особой осторожностью. Недостаток внимания может привести к трагическим последствиям.

Основные вопросы, с которыми следует ознакомиться заранее, включают:

  • что это такое?
  • какова его роль?

Работа реверсивного светофора

Движение на таких участках дороги регулируется специальным реверсивным светофором. Этот специальный светофор устанавливается над каждой реверсивной дорогой и регулирует движение только по своей полосе.

Малышев Сергей Петрович Майор спецполка ГИБДД по г. Санкт-Петербург

Если на каком-либо участке дороги есть несколько полос с реверсивным движением, то регулирование движения производится при помощи соответствующего количества светофоров. Реверсивный светофор обычно содержит 2 или 3 сегмента, где в каждый момент времени может гореть только один сегмент:
— горит сегмент «зеленая стрелка, направленная вниз» – этот сигнал сообщает, что на реверсивную полосу можно заезжать;

— горит сегмент «красный перечеркивающий крест» – этот сигнал сообщает, что на реверсивную полосу заезжать нельзя (если водитель это сделает, то его оштрафуют);

— горит сегмент «желтая стрелка, направленная по диагонали вправо и вниз» – этот сигнал сообщает, что на реверсивной полосе скоро поменяется направление движения, поэтому водитель должен перестроиться вправо.

Штраф за нарушение ПДД при реверсивном движении

Несоблюдение правил пересечения участка дороги с реверсивным движением чревато наложением штрафа. Величина денежного взыскания определяется типом нарушения. Если водитель не перестроился в правый ряд при выезде с такого отрезка дороги, то он будет оштрафован на 500 рублей. Такая мера наказания предусмотрена ст. 12.15 КоАП.

При условии выезда на реверсивную полосу движения при неработающем светофоре водитель может быть оштрафован на 5000 рублей. При повторном нарушении последует безотлагательная конфискация водительского удостоверения сроком на 1 год. Опасность выезда на реверсивную полосу при выключенном светофоре заключается в том, что другой стороны он может быть включен. Именно поэтому такое правонарушение приравнивается к выезду на встречную полосу.

Несоблюдение правил выезда на реверсивную полосу в соответствии с сигналами светофора грозит правонарушителю 1000 рублей штрафа. Такая мера наказания в 2020 году определяется ст. 12.12 ч.1 КоАП.

Реверсивное движение: методы организации

Главной особенностью реверсивных дорог является то, что транспорт по ним может ездить в любом направлении. Чтобы избежать чрезвычайных ситуаций, движение по возвратным полосам регулируется сотрудниками дорожной полиции, светофорами и дорожными знаками.

Заезд и съезд с реверсивной дороги обозначается дорожным знаком. Перед съездом с полосы водителю следует быть особенно внимательным, так как ему придется перестроиться в правый крайний ряд, даже если ему нужно поворачивать налево. Несоблюдение этой нормы повлечет за собой штрафные санкции. О дорожных знаках и других вспомогательных элементах – далее в тексте.

Дорожная разметка. Реверсивная полоса расположена по центру дорожной магистрали. Она имеет специальную разметку, которая обозначена двумя широкими прерывистыми белыми линиями.

Реверсивные светофоры. Такие устройства устанавливают на полосах для регулировки движения. На каждой дороге устанавливается один светофор. Поэтому, если на трассе имеется участок с несколькими возвратными полосами, для каждой из них выделяется отдельный светофор. Реверсивный светофор работает по обычной схеме. Красный цвет указывает на запрет движения. Желтый указывает, что скоро можно будет трогаться. Зеленый цвет указывает, что проезд разрешен.

Согласно ПДД, светофор может быть расположен над полосами движения. В этом случае он может быть в двух вариантах: с 2 дисплеями – крест красного цвета (указывает на необходимость остановить любое движение) и стрелка зеленого цвета (разрешает нажать на педаль газа), а также с 3 дисплеями – добавляется желтая стрелка, она направлена вправо или влево и информирует водителя о необходимости перестроиться в одну из полос.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *