Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Признание недвижимости бесхозяйной анализ постановления президиума вас». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Признание права собственности на бесхозное имущество и объект незавершённого строительства – это процесс, имеющий юридическую силу в отношении присвоения (приобретения) прав на ранее не принадлежавшую вещь. Как правило, осуществляется в отношении утерянной ранее вещи и характеризуется переходом прав на неё в сторону лица, её нашедшего.
Порядок принятия бесхозяйного имущества в муниципальную собственность
Порядок принятия бесхозяйного имущества в муниципальную собственность
Сегодня каждый муниципалитет является полноправным участником практически всех гражданско-правовых отношений. Эти отношения проявляются в первую очередь при формировании муниципальной собственности. Один из способов такого формирования — приобретение права муниципальной собственности на бесхозяйное имущество.
Муниципальная собственность составляет экономическую основу муниципального образованна и включает имущество городских и сельских поселений, а также финансы, которые выделены в отдельную составляющую и представляют собой совокупность денежных средств, формируемых и используемых для решения вопросов местного значения.
Статья 50 Федерального закона от 03 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон ) содержит весьма обширный перечень имущества, который может находиться в собственности муниципального образования и использоваться для решения вопросов местного значения. С принятием Федерального закона 3 пополнение муниципальной казны происходит в основном за счет перераспределения федерального, регионального и муниципального имущества. Хотя муниципалитет вправе приобретать имущество и другими способами. Одним из таких спосо6ов является приобретение права собственности на бесхозяйное имущество.
Каждое муниципальное образование имеет на своей территории брошеные и бесхозяйные объекты недвижимости, и это не только здания и сооружения, но и объекты социальной инфраструктуры (теплосети, электросети и т. п.). Первоочередная задача для муниципалитетов в сфере управления имуществом — выявление таких объектов с последующим их оформлением в муниципальную собственность. А если говорить об объектах инфраструктуры, то это еще и необходимость, так как отсутствие собственника и хозяина у таких объектов создает угрозу безопасности.
Пример
По материалам прокуратуры Астраханской области в ходе прокурорской проверки исполнения законодательства об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в одном из муниципалитетов Черноярского района выявлено 5 км бесхозяйной автомобильной дороги общего пользования. Органы прокуратуры установили, что бездействие муниципалитета по принятию в собственность данного объекта недвижимости создает угрозу безопасности дорожного движения на территории муниципального образования, и обратились с иском в суд. Решением Черноярского районного суда Астраханской области — 10.03.2010 исковые требования прокурора района удовлетворены. Суд обязал муниципалитет принять меры по постановке бесхозяйной автомобильной дороги на учет и осуществить государственную регистрацию прав на недвижимое имущество
Приобретение бесхозяйного имущества в собственность муниципалитета позволяет не только обеспечить надлежащее функционирование объектов, но и вовлечь их в оборот, тем самым пополняя доходную часть бюджета.
Пример
Дукинское сельское поселение Солнечного муниципального района Хабаровского края в 2009г. оформило право муниципальной собственности на бесхозяйный объект недвижимости — железнодорожный тупик. По оценкам ежемесячная арендная плата за данный объект составляет около 80 тыс. руб. Если сдать его в аренду, доходная часть бюджета сельского поселения увеличится ориентировочно на 1 млн. руб. в год, а при продаже объекта разовый доход составит около 2,5 млн. руб.
Перечень имущества, содержащийся в ст. 50 Федерального закона , предполагает его использование при решении вопросов местного значения для осуществления государственных полномочий и обеспечения деятельности органов и должностных лиц местного самоуправления, работников муниципальных предприятий и учреждений. Таким образом, законодатель прямо определяет критерии для использования имущества, которое может находиться в собственности муниципального образования. Вместе с тем ст. 50 Федерального закона не может рассматриваться как формирующая закрытый перечень имущества, которое может находиться в муниципальной собственности (Определение Конституционного Суда РФ -0).
Правовое регулирование вопросов учета, присвоения, приобретения в собственность бесхозяйного имущества
Правовой режим бесхозяйных вещей, а также правила их присвоения закреплены в гражданском законодательстве. Вопросы, касающиеся принятия на учет и снятия с учета бесхозяйных недвижимых вещей, регулируются Положением о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утв. Правительством РФ . Порядок учета, оценки и реализации имущества, признанного в установленном порядке бесхозяйным, закреплен в Положении «О порядке учета, оценки и реализации конфискованного, бесхозяйного имущества, имущества, перешедшего по праву наследования к государству, и кладов» утв. постановлением Совета Министров СССР , и Инструкции, изданной в соответствии с ним Минфином СССР, .
Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 2 июля 2013 г. N 1150/13 Суд оставил без изменения принятые по делу судебные акты, поскольку общество обратилось в управление с заявлением о государственной регистрации права собственности на спорное здание на основании договора купли-продажи, следовательно, на момент поступления заявления муниципального образования о постановке спорного здания на учет как бесхозяйного имущества управление обладало сведениями о притязаниях общества на это здание и у него отсутствовали основания для признания спорного здания бесхозяйным
Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего — Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации Иванова А.А.;
членов Президиума: Абсалямова А.В., Амосова С.М., Андреевой Т.К., Валявиной Е.Ю., Завьяловой Т.В., Иванниковой Н.П., Козловой О.А., Медведевой А.М., Першутова А.Г., Сарбаша С.В. —
рассмотрел заявление Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Челябинской области о пересмотре в порядке надзора постановления Федерального арбитражного суда Уральского округа от 23.10.2012 по делу № А76-24747/2011 Арбитражного суда Челябинской области.
В заседании приняли участие представители заявителя — Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Челябинской области — Молофеева А.Е., Штарк Н.Г.
Заслушав и обсудив доклад судьи Медведевой А.М., а также объяснения представителей заявителя, Президиум установил следующее.
Общество с ограниченной ответственностью «Южуралтранс плюс» (далее — общество «Южуралтранс плюс», общество) обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением о признании незаконными действий Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Челябинской области (далее — управление) по принятию на учет административного здания с кадастровым (условным) номером 74-74-26/018/2011-319, расположенного по адресу: Челябинская обл., г. Пласт, пер. Гаражный, д. 1а, в качестве бесхозяйного объекта недвижимого имущества и обязании управления аннулировать в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее — ЕГРП) запись о принятии на учет указанного здания в качестве бесхозяйного объекта недвижимости.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена администрация Пластовского муниципального района Челябинской области.
Решением Арбитражного суда Челябинской области от 26.03.2012 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.07.2012 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа постановлением от 23.10.2012 названные судебные акты отменил, заявленные требования удовлетворил.
В заявлении, поданном в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, о пересмотре в порядке надзора постановления суда кассационной инстанции управление просит его отменить, ссылаясь на нарушение единообразия в толковании и применении арбитражными судами норм права, в удовлетворении заявленных требований отказать.
Проверив обоснованность доводов, содержащихся в заявлении и выступлениях присутствовавших в заседании представителей заявителя, Президиум считает, что заявление не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как установлено судами, 03.06.2011 муниципальное образование — Пластовский муниципальный район Челябинской области (далее — муниципальное образование) в порядке статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — Гражданский кодекс) обратилось в управление с заявлением о принятии на учет расположенного по упомянутому адресу объекта недвижимости — административного здания площадью 1084,3 кв. метра (далее — спорное здание, спорный объект) как бесхозяйной недвижимой вещи.
Спорное здание принято управлением на учет в качестве бесхозяйного объекта недвижимого имущества, о чем 08.06.2011 в ЕГРП сделана соответствующая запись.
Общество, сочтя данные действия управления незаконными и нарушающими его права и законные интересы, обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании этих действий незаконными и обязании управления аннулировать в ЕГРП названную запись.
В обоснование своих требований общество указало на то, что приобрело спорное здание у Пластовского арендного автотранспортного предприятия по договору купли-продажи от 01.12.2002 № 1-ОФ и с декабря 2002 года осуществляет в отношении него все правомочия собственника. Это здание по договору аренды передано обществу с ограниченной ответственностью «Пласт-Авто», которое использует его под автостанцию. Общество «Южуралтранс плюс» 22.04.2011 обратилось в управление с заявлением о государственной регистрации перехода к нему права собственности на спорное здание. Указанные обстоятельства, по мнению общества, свидетельствуют об отсутствии оснований для постановки спорного здания на учет в качестве бесхозяйной недвижимой вещи.
Суды первой и апелляционной инстанций, отказывая в удовлетворении заявленных требований, сочли действия управления по принятию на учет спорного объекта в качестве бесхозяйного законными. Суды указали, что постановка спорного здания на учет произведена управлением с соблюдением требований статьи 225 Гражданского кодекса в установленном порядке.
Суд кассационной инстанции отменил судебные акты судов первой и апелляционной инстанций и удовлетворил заявленные требования ввиду следующего.
Требования заявлены в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В силу положений части 1 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для принятия решения о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными является установление арбитражным судом двух обстоятельств: оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно пункту 1 статьи 225 Гражданского кодекса бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.
Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся, в порядке, установленном Положением о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 17.09.2003 № 580 (далее — Положение).
Как установлено судами и подтверждается материалами дела, спорное здание с декабря 2002 года находится в открытом и непрерывном владении общества «Южуралтранс плюс»; общество осуществляет в отношении него все правомочия собственника; в подтверждение правомерности владения зданием общество представило упомянутый договор купли-продажи. Факт открытого владения обществом «Южуралтранс плюс» спорным объектом лицами, участвующими в деле, не оспаривается; названный договор купли-продажи, на основании которого общество вступило во владение, незаключенным или недействительным не признан. Изложенное свидетельствует о наличии условий, при которых имущество может быть приобретено обществом в собственность в силу приобретательной давности.
Отсутствие государственной регистрации права собственности общества или иного лица на спорный объект само по себе не может являться основанием для признания его бесхозяйным.
Общество «Южуралтранс плюс» 22.04.2011 обратилось в управление с заявлением о государственной регистрации права собственности на спорное здание на основании указанного договора купли-продажи. Следовательно, на момент поступления заявления муниципального образования о постановке спорного здания на учет как бесхозяйного имущества управление обладало сведениями о притязаниях общества на это здание. Наличие правопритязаний общества на спорное здание подтверждает также поданное им в арбитражный суд исковое заявление о понуждении к государственной регистрации перехода права собственности на данное здание к обществу на основании статьи 551 Гражданского кодекса (дело № А76-11675/2012).
При названных обстоятельствах суд кассационной инстанции, принимая во внимание положение абзаца третьего пункта 3 статьи 225 Гражданского кодекса, пришел к правильному выводу об отсутствии оснований для признания спорного здания бесхозяйным и постановки его на учет в качестве такового, а потому признал действия управления не соответствующими закону и нарушающими права и законные интересы общества и обязал управление устранить допущенные им нарушения.
Оснований для отмены постановления суда кассационной инстанции не имеется.
Вступившие в законную силу судебные акты арбитражных судов по делам со схожими фактическими обстоятельствами, принятые на основании нормы права в истолковании, расходящемся с содержащимся в настоящем постановлении толкованием, могут быть пересмотрены на основании пункта 5 части 3 статьи 311 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, если для этого нет других препятствий.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 303, пунктом 1 части 1 статьи 305, статьей 306 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации постановил:
постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 23.10.2012 по делу № А76-24747/2011 Арбитражного суда Челябинской области оставить без изменения.
Заявление Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Челябинской области оставить без удовлетворения.
Председательствующий | А.А. Иванов |
Порядок признания права собственности на бесхозяйное недвижимое имущество
Если ваше имущество признано бесхозным и в его отношении осуществляется попытка изъятия в пользу администрации (третьих лиц), вам придётся отстаивать своё право собственности в суде.
Основанием для подачи иска в суд станут следующие ситуации или их совокупность:
- Ваше имущество или объект незавершённого строительства было признано бесхозяйственным.
- На ваше имущество было совершено покушение со стороны третьих лиц, с претензией на то, что оно не имеет владельца.
- Вами была обнаружена бесхозная вещь, и вы планируете вступить во владение ею после проведения досудебной процедуры.
- Вы имеете право претендовать на владение вещью, признанной бесхозной или объектом незавершённого строительства.
- У вас имеются факты, подтверждающие ваше право на владение имуществом, в отношении которого возбужден иск.
- Вы открыто пользуетесь бесхозной вещью более 15 лет, предполагая правомочность пользования.
Подсудность данного вопроса относится к суду общей юрисдикции первой инстанции, в порядке искового производства.
Если речь идёт о движимом имуществе, то исковое заявление необходимо подавать по месту нахождения ответчика или по месту нахождения вещи, как правило, документы в суд подготавливаются сотрудниками полиции, к которым обратилось лицо с находкой.
Если речь идёт о недвижимом имуществе – обращаться необходимо в районный суд по месту нахождения объекта недвижимости. Также поступают и при наличии объекта незавершённого строительства, если хотим признать право собственности на земельный участок. О признании права на квартиру можно узнать здесь.
Исковое заявление составляется по обычной форме, предусмотренной для составления исковых заявлений. Оно подаётся на имя мирового судьи, который уполномочен рассматривать гражданские дела на участке, куда вами подано заявление. Обязательно укажите свои данные в качестве истца, а ниже – сведения об ответчике.
Если вы вступили в судебный спор с должностным лицом (представителем администрации) – укажите его должность, фамилию, имя и отчество. Если вы не можете определиться с тем, кто из должностных лиц препятствует признанию вашего права собственности – можете определить в качестве истца главу местной администрации.
В основной части изложите суть дела по вопросу, в отношении которого возбужден иск. Обязательно дайте характеристики вещи или объекта незавершённого строительства, на право собственности, в отношении которых вы претендуете. Далее поясните:
- На каком основании оспариваемое имущество признано бесхозяйственным.
- По какой причине вы не согласны с этой формулировкой.
- Чем вы можете подтвердить факт вашей причастности к владению оспариваемым имуществом.
В заключение просите суд:
- Признать ваше право собственности на имущество или объект незавершённого строительства.
- Внести соответствующие сведения в записи кадастра.
Образец заявления на признание права собственности на бесхозяйную вещь.
Оформить права собственности на бесхозяйное имущество невозможно в досудебном порядке. Законом предусмотрено обязательное обращение в судебное учреждение. Данные меры предусмотрены в связи с тем, что на рассматриваемый объект отсутствуют какие-либо бумаги правоустанавливающего характера, поэтому вне суда зарегистрировать права собственности невозможно.
Заявить о своих правах на никому не принадлежащий недвижимый объект возможно при выполнении следующих этапов:
- до подачи обращения в судебное учреждение рекомендуется получить консультацию у юридического специалиста;
- собрать определенный перечень актов, а также написать исковое заявление о признании прав собственности на бесхозяйную недвижимость;
- заручиться свидетельскими показаниями, которые будут оглашены в судебном учреждении в пользу заявителя;
- внести сумму обязательной госпошлины;
- подать акты на рассмотрение в суд.
Если перечень документации соответствует заявленным требованиям от работников суда и исковое заявление составлено грамотно, без помарок, то прошение будет принято к рассмотрению.
Вещь может быть признана бесхозяйной только на основании решения суда, то есть в судебной порядке, особенно тогда, когда хозяин данной вещи либо имущества неизвестен. Судебный порядок признания вещи бесхозяйной осуществляется в следующем порядке:
- Подача искового заявления в суд с приложенными документами. Заявление подаётся по месту жительства либо регистрации заявителя, а если имущество изъято органами исполнительной власти, то по месту нахождения финансового органа.
- Рассмотрение заявления судом и исследование доказательств. На данном этапе выясняются обстоятельства дела, имеется ли собственник вещи либо он временно отсутствует, отказывался ли он от данной вещи, возможен ли другой собственник вещи, принята ли она на учёт государственными органами.
- Вынесение решения судом. Суд может признать вещь бесхозяйной либо отказать. Суд также может признать право собственности за муниципальным учреждением.
После вынесения решения о признании вещи бесхозяйной, суд указывает лицо, которое на основании закона вступил во владение данной вещи на праве собственности.
Бесхозная недвижимость обретет собственника в лице муниципалитета
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 27 января 2011 года N 20
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О ПОРЯДКЕ ВЫЯВЛЕНИЯ И ОФОРМЛЕНИЯ ПРАВА МУНИЦИПАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ НА БЕСХОЗЯЙНЫЕ ОБЪЕКТЫ НЕДВИЖИМОГО ИМУЩЕСТВА
(в редакции постановлений администрации городского округа город Воронеж от 03.06.2013 N 491, от 25.02.2014 N 122, от 02.04.2015 N 306, от 15.08.2017 N 441)
В связи с выявлением объектов недвижимости, которые не имеют собственника или собственник которых неизвестен, руководствуясь Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», Федеральным законом от 26.03.2003 N 35-ФЗ «Об электроэнергетике», Федеральным законом от 27.07.2010 N 190-ФЗ «О теплоснабжении», Федеральным законом от 07.12.2011 N 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 10.12.2015 N 931 «Об установлении Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей», с целью обеспечения нормальной и безопасной технической эксплуатации объектов, повышения эффективности использования имущества, находящегося на территории муниципального образования, на основании статьи 65 Устава городского округа город Воронеж администрация городского округа город Воронеж постановляет:
(преамбула в ред. постановления администрации городского округа город Воронеж от 15.08.2017 N 441)
1. Утвердить прилагаемое Положение о порядке выявления и оформления права муниципальной собственности на бесхозяйные объекты недвижимого имущества.
2. Постановление администрации города Воронежа от 18.03.2004 N 380 «Об утверждении положения «О порядке выявления и оформления права муниципальной собственности на бесхозяйные объекты недвижимого имущества» считать утратившим силу.
3. Управлению информации администрации городского округа город Воронеж опубликовать данное постановление в средствах массовой информации.
(п. 3 в ред. постановления администрации городского округа город Воронеж от 15.08.2017 N 441)
4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя главы администрации по городскому хозяйству Кстенина В.Ю.
(п. 4 в ред. постановления администрации городского округа город Воронеж от 15.08.2017 N 441)
Глава городского
округа город Воронеж
С.М.КОЛИУХ
ПОЛОЖЕНИЕ О ПОРЯДКЕ ВЫЯВЛЕНИЯ И ОФОРМЛЕНИЯ ПРАВА МУНИЦИПАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ НА БЕСХОЗЯЙНЫЕ ОБЪЕКТЫ НЕДВИЖИМОГО ИМУЩЕСТВА
(в редакции постановлений администрации городского округа город Воронеж от 03.06.2013 N 491, от 25.02.2014 N 122, от 02.04.2015 N 306, от 15.08.2017 N 441)
1.1. Настоящее Положение регулирует порядок выявления и оформления права муниципальной собственности на бесхозяйные объекты недвижимого имущества, которые не имеют собственника или собственник которых неизвестен, расположенные на территории муниципального образования городской округ город Воронеж.
1.2. Нормативной базой для этих целей являются:
— Гражданский кодекс Российской Федерации;
— Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»;
— Федеральный закон от 13.07.2015 N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости»;
— Федеральный закон от 26.03.2003 N 35-ФЗ «Об электроэнергетике»;
— Федеральный закон от 27.07.2010 N 190-ФЗ «О теплоснабжении»;
— Федеральный закон от 07.12.2011 N 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении»;
— Приказ Министерства экономического развития Российской Федерации от 10.12.2015 N 931 «Об установлении Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей»;
— Устав городского округа город Воронеж.
(п. 1.2 в ред. постановления администрации городского округа город Воронеж от 15.08.2017 N 441)
1.3. Бесхозяйным объектом недвижимого имущества является объект, который не имеет собственника, собственник которого неизвестен, от права собственности на который собственник отказался.
2.1. Главными целями и задачами выявления бесхозяйных объектов недвижимого имущества и оформления муниципального права собственности на них являются:
а) вовлечение неиспользуемых объектов недвижимого имущества в свободный гражданский оборот;
б) обеспечение нормальной и безопасной технической эксплуатации объектов;
в) повышение эффективности использования имущества, находящегося на территории муниципального образования.
Признание недвижимости бесхозяйной // Анализ постановления Президиума ВАС
После того как признали вещь бесхозяйной на неё могут возникнуть свои плюсы, например:
- Вещи принимаются на учёт специальными органами, которые управляют имуществом. Вещь будет признана государственной до тех пор, пока не объявится собственник данного имущества. Имущество может и не поступить на учёт в муниципальную собственность, тогда вещи могут возвратить старые собственники либо приобрести новые в силу приобретательной давности.
- Если лицо, не являющееся собственником, а например, арендатором помещения, которое осуществляло уход и пользовалось вещами как своими собственными, как которые признали бесхозяйными,недвижимым имуществом в течение пятнадцати лет, иным имуществом в течение пяти лет, может приобрести данное имущество в собственность на основании приобретательной давности.
Также законодательство выделяет и отдельные категории вещей, которые не имеют хозяина, и на них можно получить быстрое приобретение прав собственности, такие вещи называют ещё брошенными.
- При задержании домашних животных и иных животных на улицах (например, рогатого и иного скота). Другое лицо через определенное время, если не объявится хозяин, может приобрести право на данное животное забрав его себе.
- Нахождение клада либо потерянной материальной ценности (например, нахождение на улицах либо в реке золотых украшений, денежных средств на улице). Бывают ситуации, что невозможно определить хозяина данной вещи, как и срок пребывания этих вещей на улице, и лицо, которое нашло данные вещи оставляет их себе, то есть приобретает право собственности на них.
- Если собственник отказался от данных вещей, то на основании приобретательной давности другое лицо их сможет приобрести.
Вещь может быть признана бесхозяйной только на основании решения суда, то есть в судебной порядке, особенно тогда, когда хозяин данной вещи либо имущества неизвестен. Судебный порядок признания вещи бесхозяйной осуществляется в следующем порядке:
- Подача искового заявления в суд с приложенными документами. Заявление подаётся по месту жительства либо регистрации заявителя, а если имущество изъято органами исполнительной власти, то по месту нахождения финансового органа.
- Рассмотрение заявления судом и исследование доказательств. На данном этапе выясняются обстоятельства дела, имеется ли собственник вещи либо он временно отсутствует, отказывался ли он от данной вещи, возможен ли другой собственник вещи, принята ли она на учёт государственными органами.
- Вынесение решения судом. Суд может признать вещь бесхозяйной либо отказать. Суд также может признать право собственности за муниципальным учреждением.
После вынесения решения о признании вещи бесхозяйной, суд указывает лицо, которое на основании закона вступил во владение данной вещи на праве собственности.
В заявлении следует указать следующее:
- Наименования сторон, реквизиты и адрес;
- Описание вещи, которую хотят признать бесхозяйственной. Требуется описание индивидуальных признаков вещи, её наименования, где лицо обнаружило вещь (например, на улице либо у определенного лица), какие-то определенные признаки, что отличает вещь от других, движимое или недвижимое имущество, имеются ли ещё собственники данной вещи либо наследники;
- Доказательства. Здесь можно указать свидетелей, (например, которые подтвердят, что гражданин нашёл вещь на улице, например клад или обручальное кольцо) либо документы, которые подтвердят, например, отсутствие собственника либо его отказ от права собственности на вещь
- Отсутствие лиц, оспаривающие права заявителя (отсутствие тех лиц, кто будет против того, чтобы вещь перешла во владение заявителя). Также необходимо указать ссылку на законодательство и просьбу о том, чтобы вещь признали бесхозяйной и признали за лицом право собственности.
- Приложенные документы к заявлению (например, подтверждающие факт права собственности на вещь, либо подтверждающие отсутствие собственника).
Суды при рассмотрении заявлений на право собственности на бесхозяйную вещь исследуют и изучают все доказательства по делу для установления оснований её признания. Основаниями отказа в признании собственности на бесхозяйную вещь являются:
- Факты появления собственника (например, он отсутствовал и объявился), либо заинтересованные лица предоставили доказательства, что собственник имеется.
- Отсутствуют доказательства и документы о том, что собственник отказался от вещи либо что вы можете на неё претендовать.
- Появились заинтересованные лица, которые располагают важной информацией (например, что есть наследники недвижимого имущества).
Признание вещи бесхозяйной представляет собой сложный и длительный процесс, так как он требует собирания дополнительных доказательств (документов), а также часто взаимодействие с государственными органами (например, с администрацией города, либо с органам по управлению жилищным фондом и т. д.), поэтому требует дополнительной помощи специалистов, например адвокатов в сфере гражданского права, которые помогут защитить вам ваши права.
Составление заявлений и выступление в суде по поводу защиты своих прав требует специальной подготовленности, наши адвокаты — успешно выступят за Вас и защитят ваши права на бесхозяйную вещь, а также если Вам необходимо помогут оформить право собственности на неё.
Бесхозяйное имущество. Постановка на учет
г. Екатеринбург, пер. Отдельный, 5
остановка транспорта Гагарина
Трамвай: А, 8, 13, 15, 23
Автобус: 61, 25, 18, 14, 15
Троллейбус: 20, 6, 7, 19
Маршрутное такси: 70, 77, 04, 67
К искам о правах на недвижимое имущество относятся, в частности, иски об истребовании имущества из чужого незаконного владения, об устранении нарушений права, не связанных с лишением владения, о признании права, об установлении сервитута, об установлении границ земельного участка, об освобождении имущества от ареста.
Если на стадии принятия иска суд придет к выводу о том, что избранный способ защиты права собственности или другого вещного права не может обеспечить его восстановление, данное обстоятельство не является основанием для отказа в принятии искового заявления, его возвращения либо оставления без движения.
В соответствии со ст. 148 ГПК РФ или ст. 133 АПК РФ на стадии подготовки дела к судебному разбирательству суд должен определить, из какого правоотношения возник спор и какие нормы права подлежат применению при разрешении дела.
Принимая решение, суд в силу с ч. 1 ст. 196 ГПК РФ или ч. 1 ст. 168 АПК РФ определяет, какие нормы права следует применить к установленным обстоятельствам. Согласно п. 3 ч. 4 ст. 170 АПК РФ арбитражный суд указывает также в мотивировочной части решения мотивы, по которым не применил нормы права, на которые ссылались лица, участвующие в деле. В этой связи ссылка истца в исковом заявлении на не подлежащие применению, по мнению суда, в данном деле нормы права сама по себе не является основанием для отказа в удовлетворении заявленного требования.
По смыслу ч. 2, 3 ст. 61 ГПК РФ или ч. 2, 3 ст. 69 АПК РФ обстоятельства, установленные при рассмотрении дела по иску о праве на имущество, не имеют обязательного характера для лиц, не участвовавших в деле. Такие лица могут обратиться в суд с самостоятельным иском о праве на это имущество. В то же время при рассмотрении названного иска суд учитывает обстоятельства ранее рассмотренного дела о праве на спорное имущество, независимо от того, установлены ли они судебным актом суда общей юрисдикции или арбитражного суда. Если суд придет к иным выводам, нежели содержащиеся в судебном акте по ранее рассмотренному делу, он должен указать соответствующие мотивы.
АДВОКАТСКАЯ ПАЛАТА СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Общество посчитало данные действия управления незаконными и обратилось в арбитражный суд с заявлением об обязании управления аннулировать в ЕГРП запись о принятии на учет здания.
Генеральный директор Юридического бюро «Падва и Эпштейн» Павел Герасимов считает позицию ВС не до конца однозначной. По его мнению, подход, отраженный в Постановлении № 10/22, направлен на уход от формализма.
Если владелец не зарегистрировал свое право собственности на недвижимость, это еще не основание признать ее бесхозяйной (постановление Президиума ВАС от 02.07.2013 № 1150/13 по делу № А76-24747/2011).
Через год после принятия бесхозяйной недвижимости на учет муниципалитет может обратиться в суд с иском о признании права муниципальной собственности на нее (п. 3 ст. 225 ГК).
Полагая, что постановка недвижимой вещи на учет как бесхозяйной препятствует реализации собственниками права на государственную регистрацию права собственности на эту вещь (ст. 551 ГК РФ), последние обращаются в суд за защитой нарушенного права.
Нормы данной статьи позволяют выделить причины, при которых бесхозяйная недвижимая вещь будет присвоена законно, а также определяют порядок возникновения имущественных прав на такие вещи.
Согласно части 1 статьи 64 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, устанавливаются судом на основании доказательств по делу, содержащих сведения о фактах.
Каждое муниципальное образование имеет на своей территории брошеные и бесхозяйные объекты недвижимости, и это не только здания и сооружения, но и объекты социальной инфраструктуры (теплосети, электросети и т. п.). Первоочередная задача для муниципалитетов в сфере управления имуществом — выявление таких объектов с последующим их оформлением в муниципальную собственность.
В дальнейшем упоминание об аресте было исключено из реестра, «Строительное оборудование и материалы» несколько раз просило «Лестехстрой» зарегистрировать переход права собственности, но продавец на эти просьбы не реагировал. Покупатель был вынужден обратиться в АС г. Москвы с иском о признании договора купли-продажи действующим и признании права собственности на приобретенные здание и участок.
Когда муниципалитет или иные заинтересованные лица заявляют о своих правах на недвижимость до того, как давностный владелец успел оформить это имущество в собственность, суд переходит к исковому производству. В этом случае будет решаться, был ли известен прежний собственник давностному владельцу.
Законодатель относит ее к «иному имуществу», которое наряду с вещами (к ним законодатель относит наличные денежные средства, документарные ценные бумаги), имущественными правами, результатами работ и оказания услуг, интеллектуальной собственностью и нематериальными благами входит в понятие «объекты гражданских прав».
Если пять лет добросовестно, открыто и непрерывно владеть движимым имуществом (например, машиной) как своим, право собственности на него возникнет автоматически. В случае с недвижимостью придется обратиться в суд с иском к прежнему собственнику. Если прежний собственник неизвестен, суд проходит в порядке особого производства, а в качестве заинтересованного лица привлекается представитель Росреестра.
Нормы о переходе бесхозяйной недвижимости к публичному собственнику
Ч. 3 ст. 225 Кодекса устанавливает понятие, что имущество, для которого собственник не определен или неизвестен, может быть передано в собственность публично-правовому образованию.
Право на бесхозяйные вещи возникает:
- у муниципальных образований;
- у населенных пунктов федерального уровня.
Ч. 3 и ч. 4 ст. 225 Кодекса содержат идентичные понятия о правилах перехода прав собственности к вышеуказанным публично-правовым образованиям. Различие заключается лишь в субъектах, для которых определяется приобретение.
Порядок принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей и признания прав на них в обоих случаях выглядит так:
- орган местной администрации или госорган обращаются в регистрирующий орган, подавая заявление о признании движимой вещи бесхозяйной;
- по прошествии года уполномоченная структура муниципального образования или населенного пункта федерального уровня подает иск в суд о признании имущественных прав;
- суд выносит решение по представленному иску о признании права за соответствующим публично-правовым объединением;
- после решения суда по иску производится госрегистрация имущественных прав.
Порядок признания права собственности на бесхозяйное недвижимое имущество
Приобретение права собственности может быть осуществлено, в общем случае, по приобретательской давности (ст. 234). Так, если лицо не является собственником, но добросовестно и непрерывно владеет имуществом как личным, действуют следующие сроки для признания имущественного права:
- на недвижимость – 15 лет;
- на иные виды имущества – 5 лет.
Частные случаи приобретения имущественных прав на бесхозяйные вещи наступают в силу обстоятельств и понятий закона:
- при отказе собственника от прав на вещь (ст. 226);
- при обнаружении потерянной материальной ценности (ст. 227 и 228);
- при нахождении клада (ст. 233);
- при задержании безнадзорного скота или прочих домашних животных (ст. 230 и 231).
1. Под бесхозяйной вещью понимается вещь, в отношении которой никем не осуществляются полномочия владения, пользования и распоряжения, то есть это вещь, собственник которой отсутствует или неизвестен либо от которой собственник отказался. Иными словами, это ситуация, при которой имеется объект права, но нет его субъекта.
Из материалов судебной практики следует вывод о том, что для признания вещи бесхозяйной необходимо, чтобы вещь, признаваемая судом бесхозяйной, была в необходимой степени определена как вещь и объект гражданских прав (заявителем должны быть указаны существенные признаки данной вещи, позволяющие ее определить: идентифицировать для дальнейшего законного владения и пользования, выделить из однородных вещей), поскольку решение суда является актом правосудия, окончательно разрешающим дело, в связи с чем его резолютивная часть должна содержать исчерпывающие выводы, вытекающие из установленных в мотивировочной части фактических обстоятельств, и не вызывать затруднений при исполнении.
2. Приобретение права собственности на бесхозяйные вещи осуществляется на основании общих положений гражданского законодательства, которые в особом порядке регулируют вопросы приобретения права собственности на движимые вещи и недвижимые вещи. В частности, на бесхозяйные движимые вещи право собственности может быть приобретено в силу приобретательной давности, если бесхозяйная движимая вещь не относится к находке, безнадзорным животным и кладу.
Что касается недвижимых вещей, то для приобретения на них права собственности необходим их учет, то есть придание им в официальном порядке статуса бесхозяйных вещей. Органом, осуществляющим такой учет, является Росреестр. В настоящее время Министерством экономического развития РФ разработан проект Приказа «Об утверждении Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей», согласно которому принятие на учет и снятие с учета бесхозяйных объектов недвижимого имущества осуществляется путем внесения записей в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Основанием для учета бесхозяйных недвижимых вещей является заявление органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. Заявление должно подаваться в письменной форме с указанием на признаки, позволяющие идентифицировать бесхозяйную недвижимую вещь.
1. Настоящий Порядок в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2020 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости»1 (далее – Закон) устанавливает единый для Российской Федерации порядок принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей.
1 Собрание законодательства Российской Федерации, 2020, № 29, ст. 4344.
2. Принятие на учет бесхозяйных недвижимых вещей осуществляют:
федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав (далее – федеральный орган, орган регистрации прав);
территориальные органы федерального органа в области государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав (далее – орган регистрации прав).
На основании решений федерального органа принятие на учет бесхозяйных недвижимых вещей может осуществлять подведомственное ему государственное бюджетное учреждение (далее – орган регистрации прав).
3. На учет принимаются здания, сооружения, помещения (далее – объекты недвижимого имущества), которые не имеют собственников, или собственники которых неизвестны, или от права собственности на которые собственники отказались.
В случае если сведения об объекте недвижимого имущества отсутствуют в Едином государственном реестре недвижимости, принятие на учет такого объекта недвижимого имущества в качестве бесхозяйного осуществляется одновременно с его постановкой на государственный кадастровый учет в порядке, установленном Законом.
4. Принятие на учет бесхозяйных объектов недвижимого имущества осуществляется в следующем порядке:
прием в порядке межведомственного информационного взаимодействия заявления о постановке на учет и документов, предусмотренных в пункте 6 настоящего Порядка;
проверка документов на соответствие требованиям, предъявляемым Законом к документам, поступающим в орган регистрации прав в порядке межведомственного информационного взаимодействия;
внесение записей в Единый государственный реестр недвижимости о принятии на учет бесхозяйных объектов недвижимого имущества.
5. Принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления о постановке на учет бесхозяйных недвижимых вещей (далее – заявление) (приложение № 1 к настоящему Порядку):
органа местного самоуправления городских, сельс��их поселений, городских округов, а на межселенных территориях – органа местного самоуправления муниципальных районов в отношении недвижимых вещей, находящихся на территориях этих муниципальных образований;
исполнительного органа государственной власти городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя в отношении недвижимых вещей, находящихся на территориях этих городов.
В заявлении указываются: вид объекта недвижимости, его кадастровый номер, адрес (при наличии), сведения о заявителе, а также сведения о собственнике в случае, если принятие объекта недвижимости на учет в качестве бесхозяйного осуществляется в связи с отказом лица (лиц) от права собственности на объект недвижимости.
6. Обязательным приложением к заявлению являются документы, предусмотренные постановлением Правительства Российской Федерации2.
2 В соответствии с частью 16 статьи 32 Закона.
Оно оформляется:
- Местным органом власти сельских, городских поселений, округов, МО в отношении объектов, находящихся в пределах данных административно-территориальных единиц.
- Исполнительной госструктурой городов фед. значения в отношении недвижимости, расположенной в их пределах.
Заполнение документа осуществляется по утвержденной форме. Если бесхозяйное недвижимое имущество располагается на территории более 1-го МО, то бланк оформляется любым местным органом. При этом в документе указывается название другого МО, на территории которого также находится объект.
Заявление, а также документы, прилагаемые к нему, должны быть зарегистрированы в Книге входящих бумаг. Заинтересованное лицо получает расписку. Решение о постановке на учет принимается не позже 18 дней (календарных) с момента приема документов. После внесения необходимой записи, субъекту, отказавшемуся от законного владения, направляется соответствующее сообщение.
Приобретение права собственности может быть осуществлено, в общем случае, по приобретательской давности (ст. 234). Так, если лицо не является собственником, но добросовестно и непрерывно владеет имуществом как личным, действуют следующие сроки для признания имущественного права:
- на недвижимость – 15 лет;
- на иные виды имущества – 5 лет.
Частные случаи приобретения имущественных прав на бесхозяйные вещи наступают в силу обстоятельств и понятий закона:
- при отказе собственника от прав на вещь (ст. 226);
- при обнаружении потерянной материальной ценности (ст. 227 и 228);
- при нахождении клада (ст. 233);
- при задержании безнадзорного скота или прочих домашних животных (ст. 230 и 231).
Вышеуказанные частные случаи позволяют осуществить приобретение права собственности значительно быстрее общих нормативных сроков.
Как получить в собственность чужое и бесхозяйное имущество
Если вы получили отказ, который выдан вам в виде выписки о решении суда, вам необходимо с данным документом обратиться в суд второй инстанции, то есть – не в районный суд, а в областной. Соберите все материалы дела, определите основания, по которым (по вашему представлению) ваш иск должен быть удовлетворён.
На основании новой концепции, напишите исковое заявление с просьбой признать вынесенное районным судом решение, недействительным.
Далее запросите признать ваше право собственности на вещь или иной оспариваемый объект.
Заявление, а также документы, прилагаемые к нему, должны быть зарегистрированы в Книге входящих бумаг. Заинтересованное лицо получает расписку. Решение о постановке на учет принимается не позже 18 дней (календарных) с момента приема документов. После внесения необходимой записи, субъекту, отказавшемуся от законного владения, направляется соответствующее сообщение.
Бесхозяйное имущество – это те вещи или недвижимость, которые изначально не были оформлены ни одного гражданина, либо же сведения о владельцах утеряны по разным причинам.
В большинстве случаев обладателя каких – либо объектов установить не удается, тогда любой гражданин, желающий получить право собственности, может обратиться в судебный орган с заявлением и оформить необходимые документы.
Бесхозяйными признаются те вещи, общая стоимость которой достаточно высока и превышает пять минимальных размеров оплаты труда. При этом предметы не должны относиться к отходам, таким, как металлолом, сплавы металлов, продукция, выброшенная с производств по причине наличия брака.
Основные признаки бесхозяйной вещи и имущества:
- собственник отсутствует или не может быть установлен;
- вещь брошена ее собственником, имя которого известно;
- был написан отказ от использования вещи.
Стать владельцем найденных животных, клада и других вещей, представляющих хоть какую – то ценность могут те граждане, которые вступили во владение фактически, т.е. подали документы в суд и получили соответствующее разрешение. Больше всего сложностей возникает с оформлением права собственности на бесхозяйные нежилые постройки – многоэтажные и малоэтажные здания, в том числе и недостроенные.
Первый шаг, который должен предпринять гражданин, желающий получить право собственности на ничейную вещь – составить заявление, которое будет определено, прежде всего, признаками бесхозяйного имущества.
Оформить право собственности могут:
- Представители юр. лица — предприятия, заводы, финансовые и другие организации.
- Физические лица.
- Государственные организации.
- Административные управления городов и поселков.
Также гражданин или юридическое лицо, желающее получить право собственности, должно позаботиться о том, чтобы предъявить в суде доказательства того, что вещь действительно является бесхозяйной.
Для этого могут быть использованы следующие документы:
- справка, полученная в органах Росреестра, подтверждающая, что имущество не зарегистрировано, а следовательно, не имеет владельца;
- документ, полученный от регистрационной организации еще до того момента, как был принят закон о государственной регистрации права собственности.
Вместе с пакетом бумаг гражданин должен посетить отделение Юстиции, расположенное по месту нахождения имущества. Также должна быть получена расписка от административного управления города или поселка, подтверждающая, что определенные документы были получены для рассмотрения.
В расписке необходимо указать:
- Дата получения документов от заинтересованного лица.
- Количество экземпляров для каждого документа.
- Имя и фамилия сотрудника организации, принявшего заявление и справки.
Следующий этап – прохождение юридической экспертизы, в ходе которой проверяются все документы, а также подается запрос в государственные организации для определения возможного собственника имущества, которое планируется признать бесхозяйным.
Процесс, по окончании которого объект принадлежит гражданину, подавшему заявление, может быть приостановлен, если в суд обратится лицо, в действительности являющееся владельцем здания. По решению суда имущество переходит в собственность гражданину.
Последний этап в оформлении – регистрация права собственности в Росреестре. Российским законодательством предусматривается срок выжидания – один год. Это время дается на то, чтобы лицо, являющееся собственником, могло заявить о своих правах.
Бесхозяйное имущество. Постановка на учет
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г.Москва, ул. 1-я Останкинская, дом 35 24 декабря 2015 года Останкинский районный суд города Москвы в составе председательствующего судьи Меньшовой О.А., при секретаре Лоскутовой В.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-6919/2015 по заявлению Управы района Ростокино города Москвы о признании брошенной движимой вещи бесхозяйным имуществом,
Заявитель Управа района Ростокино города Москвы обратилась в суд с заявлением о признании брошенной движимой вещи бесхозяйным имуществом, ссылаясь в обоснование заявленных требований на то, что в результате проверки территории района Ростокино города Москвы, по адресу: г.Москва, *выявлено *, имеющее признаки бесхозяйного, * «*», *отсутствует, *.
Владелец уведомлен об эвакуации посредством размещения на стекле уведомления о необходимости приведения *в состояние, не позволяющее идентифицировать его как брошенное, или перемещения его собственником в места, позволяющие хранить * без создания помех в организации благоустройства территории в срок до 05.06.2015 г. Указывая на то, что * в настоящее время перемещен на стоянку временного хранения по адресу: г.Москва, ул. Джамгаровская, вл. 7, установить владельца *не представляется возможным, заявитель просил признать * * «*», *отсутствует, * бесхозяйным и признать право собственности города Москвы на данное *.
Представитель заявителя Соловьев А.Ю. в судебном заседании заявленные требования поддержал.
Представитель заинтересованного лица ГБУ «*ные дороги СВАО» в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела, представил объяснения относительно заявленных требований, в соответствии с которыми * * «ВАЗ», *отсутствует, цвет зеленый поступило на хранение ГБУ «*ные дороги СВАО» на основании акта №383/13 от 17.06.2015 г., и в настоящее время находится по адресу: г.Москва, ул.
Джамгаровская, вл. 7, просил рассматривать
дело в его отсутствие.
Представитель Департамента городского имущества города Москвы в
судебное заседание не явился, извещен судом надлежащим образом, возражений по заявленным требованиям не представил, об отложении слушания дела не просил.
На основании ст. 167 ГПК РФ суд счел возможным рассмотреть
отсутствие не явившихся лиц.
Суд, выслушав представителя заявителя, исследовав письменные материалы дела, пришел к следующему выводу.
В соответствии с Приложением 2 к постановлению Правительства Москвы от 24.02.2010 г. №157-ПП «О полномочиях территориальных органов исполнительной власти города Москвы», Управа района как орган исполнительной власти наделена правом на обращение в суд в целях признания бесхозяйных объектов, за исключением объектов капитального строительства и бесхозных объектов наружного освещения и архитектурно-художественной подвески, собственностью города Москвы.
Судом установлено, что на территории района Ростокино города Москвы по адресу: г. Москва, ул. *районной комиссией по работе с брошенным разукомплектованном автотранспортом района Ростокино, в составе представителя управы района Ростокино, представителя управляющей организации ГБУ «Жилищник района Ростокино», представителя ОМВД по району Ростокино было выявлено разукомплектованное *: «*», *отсутствует, *. Данный факт подтверждается актом №13 от 03.06.2015г. о выявленном разукомплектованном *, имеющем признаки брошенного, составленный комиссией по работе с брошенным разукомплектованном автотранспортом района Ростокино.
Глава 33 ГПК РФ устанавливает порядок признания движимой вещи бесхозяйной и признания права муниципальной собственности на бесхозяйную недвижимую вещь. Введение в данную главу положений, устанавливающих порядок признания права муниципальной собственности на бесхозяйную недвижимую вещь, обусловлено наличием норм материального права в ГК, согласно которым признание права муниципальной собственности на такую вещь осуществляется в судебном порядке (ст. 225 ГК).
Кроме того, поскольку ГК (ст. 225, 226) предусматривает различный порядок признания бесхозяйными движимых и недвижимых вещей, то это также нашло свое отражение в комментируемой главе, посвященной регулированию вопросов рассмотрения и разрешения дел о признании движимой вещи бесхозяйной и признании права муниципальной собственности на недвижимую вещь.
1. В п. 1 дано определение бесхозяйной вещи, которое включает такие их разновидности, как брошенные собственником вещи, находку, безнадзорных животных, клад. Во всех указанных ситуациях речь идет о возможности приобретения права собственности на вещи, собственник которых либо неизвестен, либо отказался от них, либо утратил на них право (см. подробнее: Сергеев А.П. Правовой режим бесхозяйного и бесхозяйственно содержимого имущества: Автореф. дис. … канд. юрид. наук. Л., 1982; Масевич М.Г. Основания приобретения права собственности на бесхозяйные вещи // Проблемы современного гражданского права: Сб. статей. М., 2000. С. 173 — 191).
Вопрос о возникновении права собственности на бесхозяйное имущество в советский период решался на основании презумпции государственной собственности: пока иная принадлежность имущества не доказана, предполагалось, что собственником имущества является государство. Теперь эта презумпция потеряла свое значение и заменена предположением права собственности фактического владельца, согласно которой владелец имущества предполагается его собственником, пока не доказано иное (эта презумпция прямо законом не установлена, но вытекает из смысла п. 3 ст. 10 ГК). Это традиционное правило, известное еще римскому праву: «Ничья вещь переходит к первому, кто захватил ее». В порядке исключения сегодня продолжает сохраняться презумпция права государственной собственности на землю и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц или муниципальных образований (см. коммент. к п. 2 ст. 214 ГК).
2. Пункт 2 имеет важное интерпретационное значение, поскольку позволяет установить очередность применения к бесхозяйным движимым вещам различных норм ГК. Подчеркивается, что комментируемая статья подлежит субсидиарному применению, т.е. не подлежат применению в вопросе о принадлежности бесхозяйных движимых вещей ст. ст. 226, 227, 228, 230, 231, 233 ГК.
3. Пункт 3 посвящен порядку приобретения права собственности на бесхозяйную недвижимую вещь на территории всех субъектов РФ, кроме городов федерального значения. Порядок принятия бесхозяйных недвижимых вещей на учет установлен в Положении о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утв. Постановлением Правительства РФ от 17 сентября 2003 г. N 580 (СЗ РФ. 2003. N 38. Ст. 3668).
Бесхозяйная недвижимая вещь, не признанная по решению суда поступившей в муниципальную собственность, может быть вновь принята во владение, пользование и распоряжение оставившим ее собственником либо приобретена в собственность в силу приобретательной давности (см. коммент. к ст. 234 ГК).
4. В п. 4 комментируемой статьи, являющемся новеллой 2009 г., содержится описание процедуры приобретения права собственности на бесхозяйную недвижимую вещь в городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге. Необходимость появления данной нормы была вызвана следующим. В соответствии со ст. 79 Закона об организации местного самоуправления перечень вопросов местного значения, источники доходов местных бюджетов внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга определяются законами указанных городов исходя из необходимости сохранения единства городского хозяйства.
В городах федерального значения выявляемые объекты бесхозяйного имущества зачастую не могли находиться в муниципальной собственности в силу того, что они не могли использоваться для осуществления полномочий по вопросам местного значения внутригородских муниципальных образований. Таким образом, до внесения дополнения в виде п. 4 в комментируемую статью объекты, которые выявлялись как бесхозяйные, в соответствии с п. 3 комментируемой статьи должны были быть приняты органами местного самоуправления, а затем переданы в собственность городов федерального значения. Такая процедура была признана не только весьма продолжительной по времени, но и влекущей дополнительные расходы публичных финансовых средств, которые нельзя признать эффективными.
Признание права собственности на имущество в суде
В первую очередь заинтересованное лицо предоставляет бумаги, удостоверяющие признание имущества бесхозяйным. К ним в том числе относят документы, подтверждающие, что объект не включен в федеральные, государственные и муниципальные реестры. Заинтересованное лицо предоставляет также бумагу, удостоверяющую, что соответствующие органы власти не регистрировали право собственности. Бесхозяйное имущество может стать таковым в случае, когда законный владелец отказывается от него. Этот факт должен также подтверждаться документально. Это обеспечивается документами, удостоверяющими право собственности субъекта и письменным отказом от владения объектом.
Оно предопределяет возбуждение искового производства. Во многих случаях этот процесс становится эффективным способом решения вопроса и поиска компромисса, после которого обращение в суд уже не требуется.
Без процедуры досудебного урегулирования исковое производство возбуждено не будет. Более того – у вас должны быть в наличии документы, подтверждающие её проведение.
Она заключается в том, что найденная вами бесхозная вещь регистрируется в полицейском участке, оценивается независимым экспертом и ожидает возможности возвращения к законному владельцу в течение полугода. По истечении указанного срока, вы имеете право подать исковое заявление в суд.
Если речь идёт о недвижимой вещи, как правило – о недостроенном и не введённом в эксплуатацию объекте, истцом может выступить исключительно муниципалитет, на территории которого возникло неузаконенное и не поставленное на кадастровый учёт строение.
Досудебное урегулирование предполагает, что субъект хозяйствования обязан поставить данный объект на кадастровый учёт, после чего в течение 1 года ожидать появления лиц, претендующих на владение недостроенным объектом. При условии, что таковых не окажется – право на объект переходит к администрации в судебном порядке. Не забывайте, что признание права собственности в порядке наследования можно также решить в досудебном формате. В некоторых случаях приоритет признания права может быть отдан в силу приобретённой давности. О чём читайте тут.
Если за это время будет заявлено о праве собственности на объект – полномочие на признание этого права будет принадлежать административной комиссии.
- Местным органом власти сельских, городских поселений, округов, МО в отношении объектов, находящихся в пределах данных административно-территориальных единиц.
- Исполнительной госструктурой городов фед. значения в отношении недвижимости, расположенной в их пределах.
Заполнение документа осуществляется по утвержденной форме. Если бесхозяйное недвижимое имущество располагается на территории более 1-го МО, то бланк оформляется любым местным органом. При этом в документе указывается название другого МО, на территории которого также находится объект.
Если ваше имущество признано бесхозным и в его отношении осуществляется попытка изъятия в пользу администрации (третьих лиц), вам придётся отстаивать своё право собственности в суде.
Основанием для подачи иска в суд станут следующие ситуации или их совокупность:
- Ваше имущество или объект незавершённого строительства было признано бесхозяйственным.
- На ваше имущество было совершено покушение со стороны третьих лиц, с претензией на то, что оно не имеет владельца.
- Вами была обнаружена бесхозная вещь, и вы планируете вступить во владение ею после проведения досудебной процедуры.
- Вы имеете право претендовать на владение вещью, признанной бесхозной или объектом незавершённого строительства.
- У вас имеются факты, подтверждающие ваше право на владение имуществом, в отношении которого возбужден иск.
- Вы открыто пользуетесь бесхозной вещью более 15 лет, предполагая правомочность пользования.
Глава 33. Признание движимой вещи бесхозяйной и признание права собственности на бесхозяйную недвижимую вещь
Определение Верховного Суда РФ от 19.04.2016 N 74-КГ16-1
Требование: О признании движимого имущества бесхозяйным и передаче его в собственность общества.
Обстоятельства: Общество ссылается на то, что фактически вступило во владение спорными объектами, заключив договоры об оказании услуг по водоотведению, договоры на вывоз и захоронение отходов, осуществило ремонт и утепление накопительных емкостей под канализацию и подводящих сетей. С момента вступления общества во владение спорным имуществом никто своих прав на него не заявил.
Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку при обнаружении бесхозяйного объекта сети водоотведения на территории муниципального образования право собственности на него может быть признано в порядке, установленном главой 33 ГПК РФ, только за муниципальным образованием.
Признание недвижимости бесхозяйной // Анализ постановления Президиума ВАС
Признание вещи бесхозяйной представляет собой сложный и длительный процесс, так как он требует собирания дополнительных доказательств (документов), а также часто взаимодействие с государственными органами (например, с администрацией города, либо с органам по управлению жилищным фондом и т. д.), поэтому требует дополнительной помощи специалистов, например адвокатов в сфере гражданского права, которые помогут защитить вам ваши права.
Составление заявлений и выступление в суде по поводу защиты своих прав требует специальной подготовленности, наши адвокаты — успешно выступят за Вас и защитят ваши права на бесхозяйную вещь, а также если Вам необходимо помогут оформить право собственности на неё.
г. Екатеринбург, пер. Отдельный, 5
остановка транспорта Гагарина
Трамвай: А, 8, 13, 15, 23
Автобус: 61, 25, 18, 14, 15
Троллейбус: 20, 6, 7, 19
Маршрутное такси: 70, 77, 04, 67
- Правовые основы деятельности
- Нормативные акты
- Постановления Европейского Суда по правам человека
- Судебная практика
- Конституционный Суд
- Верховный Суд
- Научно-методические материалы
- По вопросам надзора за исполнением федерального законодательства
- По иным вопросам надзорной деятельности
- Статистические данные
- Об использовании выделяемых бюджетных средств
- О деятельности органов прокуратуры
- Новости
- Основные документы
- Главное управление международно-правового сотрудничества
- Региональное представительство
Международной ассоциации прокуроров в России
- Информационные материалы
- Социальные ролики
- Наглядные материалы
- Прокурор разъясняет
- Порядок обращения граждан
- График приема
- Интернет приемная
- Уведомления об экстремизме
- Статусы уведомлений
- Прямая линия для предпринимателей
Добро пожаловать в ЮрКонсульт!
- Местным органом власти сельских, городских поселений, округов, МО в отношении объектов, находящихся в пределах данных административно-территориальных единиц.
- Исполнительной госструктурой городов фед. значения в отношении недвижимости, расположенной в их пределах.
Заполнение документа осуществляется по утвержденной форме. Если бесхозяйное недвижимое имущество располагается на территории более 1-го МО, то бланк оформляется любым местным органом. При этом в документе указывается название другого МО, на территории которого также находится объект.
Если ваше имущество признано бесхозным и в его отношении осуществляется попытка изъятия в пользу администрации (третьих лиц), вам придётся отстаивать своё право собственности в суде.
Основанием для подачи иска в суд станут следующие ситуации или их совокупность:
- Ваше имущество или объект незавершённого строительства было признано бесхозяйственным.
- На ваше имущество было совершено покушение со стороны третьих лиц, с претензией на то, что оно не имеет владельца.
- Вами была обнаружена бесхозная вещь, и вы планируете вступить во владение ею после проведения досудебной процедуры.
- Вы имеете право претендовать на владение вещью, признанной бесхозной или объектом незавершённого строительства.
- У вас имеются факты, подтверждающие ваше право на владение имуществом, в отношении которого возбужден иск.
- Вы открыто пользуетесь бесхозной вещью более 15 лет, предполагая правомочность пользования.
Подсудность данного вопроса относится к суду общей юрисдикции первой инстанции, в порядке искового производства.
Если речь идёт о движимом имуществе, то исковое заявление необходимо подавать по месту нахождения ответчика или по месту нахождения вещи, как правило, документы в суд подготавливаются сотрудниками полиции, к которым обратилось лицо с находкой.
Если речь идёт о недвижимом имуществе – обращаться необходимо в районный суд по месту нахождения объекта недвижимости. Также поступают и при наличии объекта незавершённого строительства, если хотим признать право собственности на земельный участок. О признании права на квартиру можно узнать здесь.
Исковое заявление составляется по обычной форме, предусмотренной для составления исковых заявлений. Оно подаётся на имя мирового судьи, который уполномочен рассматривать гражданские дела на участке, куда вами подано заявление. Обязательно укажите свои данные в качестве истца, а ниже – сведения об ответчике.
Если вы вступили в судебный спор с должностным лицом (представителем администрации) – укажите его должность, фамилию, имя и отчество. Если вы не можете определиться с тем, кто из должностных лиц препятствует признанию вашего права собственности – можете определить в качестве истца главу местной администрации.
В основной части изложите суть дела по вопросу, в отношении которого возбужден иск. Обязательно дайте характеристики вещи или объекта незавершённого строительства, на право собственности, в отношении которых вы претендуете. Далее поясните:
- На каком основании оспариваемое имущество признано бесхозяйственным.
- По какой причине вы не согласны с этой формулировкой.
- Чем вы можете подтвердить факт вашей причастности к владению оспариваемым имуществом.
В заключение просите суд:
- Признать ваше право собственности на имущество или объект незавершённого строительства.
- Внести соответствующие сведения в записи кадастра.
Образец заявления на признание права собственности на бесхозяйную вещь.
Заявителем по делу о признании движимой вещи бесхозяйной может быть лицо, вступившее во владение ею.