Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Платежное поручение по налогам (ЕНП). Новые реквизиты, образец заполнения». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Предположим, что вам нужно перечислить платеж, который не входит в состав ЕНП, но которые администрирует ИФНС (например, НДФЛ с выплат иностранцам с патентом). Тогда обращайте внимание на заполнение этих полей.
Если нужно перечислить платеж, не входящий в ЕНП
Поле | Что вносим в платежку |
Поле 104 | КБК для перечисления платежа из 20 знаков. В нашем примере – 182 1 01 02040 01 1000 110 |
КПП плательщика | Значение КПП плательщика, за кого платим. |
Поле 105 | Код ОКТМО из 8 цифр. |
Поля «106» – «109» | «0» (ноль). Если отразить иное значение, налоговики сами установят принадлежность к платежу. |
«ИНН» и «КПП» получателя | ИНН и КПП администратора доходов бюджета, который администрирует платежи по БК РФ. |
поле «Получатель» | Сокращенное наименование органа Казначейства, которому открыт счет, и в скобках – сокращенное наименование администратора доходов бюджета, который администрирует платеж по БК РФ |
«Назначение платежа» | Дополнительные данные для идентификации назначения платежа |
поле «101» | «01» или «13» |
Альтернативный вариант заполнения налоговых платежек в 2023 г.
Федеральный закон от 14.07.2022 № 263-ФЗ (пп. 12-14 ст. 4) устанавливает на 2023 г. следующие переходные положения:
- в течение 2023 года уведомления об исчисленных суммах налогов, сборов, авансовых платежей по налогам, страховых взносов могут представляться в налоговые органы в виде распоряжений на перевод денежных средств в уплату платежей в бюджетную систему Российской Федерации (прим. – т.е. платежных поручений), на основании которых налоговые органы могут однозначно определить принадлежность денежных средств к источнику доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, срок уплаты и иные реквизиты, необходимые для определения соответствующей обязанности;
- налогоплательщики могут воспользоваться правом на представление в течение 2023 года уведомлений об исчисленных суммах налогов, сборов, авансовых платежей по налогам, страховых взносов в виде распоряжений на перевод денежных средств в уплату платежей в бюджетную систему Российской Федерации при условии, что ранее ими указанные уведомления в налоговые органы не представлялись;
- денежные средства, поступившие по распоряжениям на перевод денежных средств, учитываются в качестве единого налогового платежа и определяются по принадлежности в соответствии со статьей 45 НК РФ.
Получается, что при желании в 2023 г. вместо «классических» уведомлений, о которых речь шла в предыдущем разделе, можно направлять в налоговые органы «образы» платежных поручений в те же сроки, что и уведомления – до 25 числа месяца, в котором установлен срок уплаты соответствующих налогов, авансовых платежей, сборов, страховых взносов – и в тех же случаях, т.е. если уплата происходит до представления соответствующей налоговой декларации (расчета) либо если обязанность по представлению налоговой декларации (расчета) не установлена НК РФ.
Чтобы такая платежка дала налоговому органу все необходимые для распределения платежей сведения, в ней должны быть заполнены привычные нам реквизиты, идентифицирующие платеж.
Когда налогоплательщик, выбравший этот вариант коммуникации с налоговыми органами, собирается внести платежи в бюджет, он направляет в банк такие же платежки – по отдельности на каждый налог, авансовый платеж, страховые взносы с учетом места их уплаты, включая, естественно, и те, которые декларируются до уплаты, т. е. не требуют подачи уведомлений в виде распоряжений на перевод денежных средств в налоговые органы.
Это объясняет особенности заполнения отдельных реквизитов платежных поручений, предусмотренные на такой случай вышеназванным проектом Приказа Минфина:
Реквизит платежного поручения | Значение |
---|---|
Статус плательщика | «01» – налогоплательщик (плательщик сборов, страховых взносов и иных платежей, администрируемых налоговыми органами) — юридическое лицо, ИП, нотариус, занимающийся частной практикой, адвокат, учредивший адвокатский кабинет, глава КФХ, представивший в налоговый орган уведомление об исчисленных суммах налогов, сборов, авансовых платежей по налогам, страховых взносов в виде распоряжения на перевод денежных средств в уплату платежей в бюджетную систему РФ |
наименование плательщика |
для юридических лиц – наименование юридического лица (его обособленного подразделения); для ИП, нотариусов, занимающиеся частной практикой, адвокатов, учредивших адвокатские кабинеты, глав КФХ – фамилию, имя, отчество (при наличии); |
ИНН плательщика | ИНН налогоплательщика, чья обязанность по уплате (перечислению) налогов, сборов, страховых взносов исполняется |
КПП плательщика | КПП подразделения, чья обязанность по уплате исполняется |
наименование получателя | 0 |
ИНН получателя | 0 |
КПП получателя | 0 |
банковские реквизиты получателя платежа | БИК и наименование банка, номер счета банка получателя средств (номер банковского счета, входящего в состав единого казначейского счета), номер счета получателя (номер казначейского счета) |
КБК | КБК конкретного налога, страховых взносов |
ОКТМО | код ОКТМО территории, на которой мобилизуются денежные средства от уплаты налога, сбора, страховых взносов и иного платежа |
основание платежа | 0 |
период | значение показателя налогового периода, который имеет 10 знаков, 8 из которых имеют смысловое значение, а 2 являются разделительными знаками и заполняются точкой («.»). Например, «МС.02.2023»; «КВ.01.2023»; «ГД.00.2023» |
номер документа – основания для перечисления налога | 0 |
дата документа – основания для перечисления налога | 0 |
назначение платежа |
В какую налоговую адресовать платеж
Место уплаты налогов, страховых взносов с введением в 2023 г. ЕНП не меняется:
Налог | Место уплаты (перечисления) | Норма НК РФ |
---|---|---|
Налог на прибыль |
в федеральный бюджет – по месту своего нахождения без распределения указанных сумм по обособленным подразделениям; в бюджеты субъектов РФ – по месту нахождения организации, а также по месту нахождения каждого из ее обособленных подразделений |
п. 1, 2 ст. 288 |
НДФЛ | по месту учета (месту жительства) налогового агента в налоговом органе, а также по месту нахождения каждого его обособленного подразделения (исходя из суммы дохода, подлежащего налогообложению, начисляемого и выплачиваемого работникам этого обособленного подразделения) | п. 7 ст. 226 |
Страховые взносы | по месту нахождения организации и по месту нахождения обособленных подразделений организации, которым организацией открыты счета в банках и которые начисляют и производят выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц | п. 11 ст. 431 |
Транспортный налог | по месту нахождения транспортных средств | п. 1 ст. 363 |
Налог на имущество организаций |
по объектам, облагаемым по кадастровой стоимости – по месту нахождения объекта недвижимого имущества; по объектам, облагаемым по среднегодовой стоимости – по месту нахождения организации; по месту нахождения каждого из обособленных подразделений, выделенных на отдельный баланс (в отношении имущества, находящегося на отдельном балансе обособленного подразделения); по месту нахождения объектов недвижимого имущества, находящихся вне адресов организации или ее обособленного подразделения, имеющего отдельный баланс |
п. 13 ст. 378.2, п. 3, 6 ст. 383, ст. 384, ст. 385 |
Земельный налог | по месту нахождения земельных участков | п. 3 ст. 397 |
Исправление ошибок в платежном поручении
Ошибки, допущенные в платежном поручении, как и в любых других документах, предоставляемых в государственные учреждения, могут повлечь за собой неприятные последствия. Поэтому если такая ситуация возникла главное как можно быстрее постараться ее исправить. Самый простой способ предоставить в налоговую инспекцию уведомление об ошибке и заявление об уточнении платежа. При этом это можно сделать только в случае некорректно указанных данных в следующих полях исполнительного документа:
- Статус плательщика, который указывается в строке 101 исполнительного документа;
- Код бюджетного классификатора (104), данный код необходимо заранее уточнить в исполнительном органе власти, куда необходимо произвести платеж;
- Основание платежа (106), где необходимо указать причину, по которой производится данный платеж;
- Налоговый период, за который совершен платеж по обязательствам (107);
- Тип платежа (110), при этом необходимость заполнение данной строки начиная с 2017 года отпала, бюджетные организации классифицируют данный платеж по КБК.
Процедура предоставления заявления по уточненным платежам должна сопровождать предоставлением копий платежного поручения, а также проведением сверок платежей по данным обязательствам. При этом инспекции потребуется некоторое время для принятия решения о принятии уведомления и корректировки платежей, что также может сказаться на исчислении пеней по просроченным обязательствам.
Типовые ошибки использования платежного поручения
Ошибка № 1. Очередность платежей в исполнительном документе, сформированном по запросу на перечисление
Необходимо всегда помнит, что существует установленный законодательством определенный порядок перечисления денежных средств по запросу плательщика. При формировании документа ему присваивается конкретный номер очереди, который определяет порядок списания с расчетного счета в зависимости от назначения платежа. Таких номеров немного и каждый из них определяет важность данного конкретного платежа. Это может повлиять на время перечисления денежных средств или может возникнуть ситуация, когда в первую очередь спишутся денежные средства в рамках погашения задолженностей востребованных уполномоченными органами власти, а на остальные платежи средств окажется недостаточно количество и произойдет задержка.
Ошибка № 2. Корректность заполнения платежного поручения
Всегда необходимо следить за полнотой и корректностью данных, которые вносятся в платежное поручение. Заполненное не полностью наименование организации или ошибка в расчётном счете приведут к тому, что деньги не дойдут получателя, а незаполненные данные об отправителе или назначении платежа могут стать причиной того, что получатель денежные средства отнесет на нераспознанные платежи и обязательства погашены не будут.
Что делать при ошибке
Иногда предприниматели допускают ошибки при заполнении платежных поручений. Некоторые из них критичны, а некоторые нет.
Самыми серьезными являются те, которые влекут за собой штрафы. Такими являются:
- неверно указан код ЕГРПОУ;
- неправильно указан расчетный счет.
Если ошибка не была вовремя обнаружена, денежные средства не поступят по назначению, и платеж будет считаться просроченным.
Если предприниматель сам обнаружил подобное несоответствие, он может подать заявление в налоговую службу либо в банк для возврата средств. Платеж должен быть осуществлен заново.
Есть также поля, допущение ошибок в которых не повлечет за собой тяжелых последствий. А именно:
- налоговый период;
- статус;
- номер и дата поручения;
- основание и тип платежа.
Тем не менее, ФНС может применить за такие ошибки штрафные санкции. Предприниматель может оспорить их в суде, и скорее всего решение будет принято в его пользу.
Распространенной ошибкой является неверно указанная комбинация КБК. Если предприниматель обнаружил свою оплошность вовремя, то проблема может быть решена. Следует написать заявление в ФНС и приложить к нему копию неверно заполненного платежного поручения и выписку из банка.
Коды статусов плательщика на 2020 год
Расшифровка |
Код |
---|---|
Налогоплательщик (плательщик сборов, страховых взносов) – юридическое лицо |
01 |
Налоговый агент (при уплате НДФЛ за работников) |
02 |
Участник внешнеэкономической деятельности – юридическое лицо |
06 |
Организация (индивидуальный предприниматель), которая перечисляет в бюджет другие обязательные платежи |
08 |
Налогоплательщик (плательщик сборов) – индивидуальный предприниматель |
09 |
Налогоплательщик (плательщик сборов) – нотариус, занимающийся частной практикой |
10 |
Налогоплательщик (плательщик сборов) – адвокат, учредивший адвокатский кабинет |
11 |
Налогоплательщик (плательщик сборов) – глава крестьянского (фермерского) хозяйства |
12 |
Налогоплательщик (плательщик сборов) – иное физическое лицо – клиент банка (владелец счета) |
13 |
Участник внешнеэкономической деятельности – физическое лицо |
16 |
Участник внешнеэкономической деятельности – индивидуальный предприниматель |
17 |
Плательщик таможенных платежей, не являющийся декларантом, на которого законодательством России возложена обязанность по уплате таможенных платежей |
18 |
Организации и их филиалы, удержавшие средства из зарплаты (дохода) должника – физического лица в счет погашения задолженности по платежам в бюджет на основании исполнительного документа |
19 |
Ответственный участник консолидированной группы налогоплательщиков |
21 |
Участник консолидированной группы налогоплательщиков |
22 |
Плательщик – физическое лицо, которое перечисляет в бюджет другие обязательные платежи |
24 |
Учредители (участники) должника, собственники имущества должника – унитарного предприятия или третьи лица, составившие распоряжение о переводе денежных средств на погашение требований к должнику по уплате обязательных платежей, включенных в реестр требований кредиторов, в ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве |
26 |
Кредитные организации (филиалы кредитных организаций), составившие распоряжение о переводе денежных средств, перечисленных из бюджетной системы, не зачисленных получателю и подлежащих возврату в бюджетную систему |
27 |
Законный или уполномоченный представитель налогоплательщика |
28 |
Иные организации |
29 |
Иные физические лица |
30 |
Особенности статуса плательщика для ИП
В январе-сентябре 2021 года индивидуальные предприниматели проставляют следующие коды статуса плательщика:
- «09» — при уплате налогов (кроме НДФЛ с зарплаты работников) и сборов;
- «02» — при уплате НДФЛ с зарплаты работников;
- «09» — при уплате страховых взносов «за себя»;
- «09» — при уплате страховых взносов с зарплаты работников.
Начиная с октября 2021 года, коды для ИП будут такими:
- «13» — при уплате налогов (кроме НДФЛ с зарплаты работников) и сборов;
- «02» — при уплате НДФЛ с зарплаты работников;
- «13» — при уплате страховых взносов «за себя»;
- «13» — при уплате страховых взносов с зарплаты работников.
Платежки в ФСС: мнение фонда
ФСС РФ в письме от 15.01.2010 № 02-13/08-13157 рекомендовал плательщикам взносов указывать в платежных документах статус 08, подтверждая этим норму, указанную в положениях приказа № 107.
О проблемах, возникающих при направлении платежного документа в банк, не имеющий средств для перечисления, читайте в материале «Будет ли считаться исполненной обязанность по уплате налога, если платежное поручение направлено именно в тот банк, который не имел средств на расчетном счете?».
Таким образом, в отношении страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в поле 101 указывается значение 08 в отношении всех категорий страхователя.
Видеоролик, разъясняющий порядок оформления платежного поручения на перечисление страховых взносов, смотрите по ссылке.
Образец платежного поручения в 2022 году заполнения по налогам
Автоматизированная упрощенная система налогообложения: обзор нового налогового режима
6,1 тыс. 4
Иностранные организации и физлица смогут указывать «0» в поле «ИНН плательщика», если они не состоят на учёте в налоговой. Исключение — платежи, администрируемые налоговыми органами. Поправка вступает в силу с 1 января 2022 года.
При удержании из дохода физлица-должника денег на погашение задолженности, указывайте его ИНН в поле «ИНН плательщика». Вписывать ИНН организации нельзя с 17 июля 2022 года.
Если платёжное поручение составило физическое лицо без счёта и собирается перечислить по нему деньги в бюджет, в реквизитах нужно указывать именно ИНН физлица или «0», если номер не присвоен. Указывать ИНН кредитной организации запрещено. Это правило действует с 1 октября 2022 года.
Главное изменение касается индивидуальных предпринимателей, нотариусов, адвокатов и глав КФХ. С 1 октября 2022 года коды статуса плательщика «09», «10», «11» и «12» утратят силу. Вместо них перечисленные выше налогоплательщики будут указывать код «13», которые соответствует налогоплательщикам-физлицам.
Также часть кодов будет удалена или отредактирована. Добавятся и новые коды:
- «29» — для политиков, которые перечисляют в бюджет деньги со специальных избирательных счетов и специальных счетов фондов референдума (кроме платежей, администрируемых налоговой);
- «30» — для иностранных лиц, не состоящих на учёте в российской налоговой, при уплате платежей, администрируемых таможенными органами.
С 1 октября перечень кодов основания платежа уменьшится. Исчезнут коды:
- «ТР» — погашение задолженности по требованию налоговой;
- «АП» — погашение задолженности по акту проверки;
- «ПР» — погашение задолженности по решению о приостановлении взыскания;
- «АР» — погашение задолженности по исполнительному документу.
Вместо них нужно будет указывать код «ЗД» — погашение задолженности по истекшим периодам, в том числе добровольное. Раньше этот код применялся исключительно для добровольного закрытия долгов.
Также с 1 октября удалят код «БФ» — текущий платеж физлица, уплачиваемый со своего счёта.
Статусы плательщика в платежном поручении: что указывать в статусе?
При заполнении поля 101 платёжного поручения необходимо руководствоваться Приказом Министерства Финансов России от 12.11.2013 №107-Н, где указаны все коды статуса плательщика:(нажмите для раскрытия)
Код статуса | Пояснение |
01 | Налогоплательщик – юридическое лицо |
02 | Налоговый агент |
03 | Организация федеральной почтовой связи, составившая распоряжение о переводе денежных средств по каждому платежу физического лица |
04 | Налоговый орган |
05 | Федеральная служба судебных приставов и её территориальные органы |
06 | Участник внешнеэкономической деятельности – юридическое лицо |
07 | Таможенный орган |
08 | Юридическое лицо (индивидуальный предприниматель, нотариус, занимающийся частной практикой, адвокат, учредивший адвокатский кабинет, глава крестьянского (фермерского) хозяйства), осуществляющее перевод денежных средств в уплату страховых взносов и иных платежей в бюджетную систему Российской Федерации |
09 | Индивидуальный предприниматель |
10 | Нотариус, занимающийся частной практикой |
11 | Адвокат, учредивший адвокатский кабинет |
12 | Глава крестьянского (фермерского) хозяйства |
13 | Иное физическое лицо – клиент банка (владелец счёта) |
14 | Налогоплательщик, производящий выплаты физическим лицам |
15 | Кредитная организация (филиал кредитной организации), платежный агент, организация федеральной почтовой связи, составившие платежное поручение на общую сумму с реестром на перевод денежных средств, принятых от плательщиков – физических лиц |
16 | Участник внешнеэкономической деятельности – физическое лицо |
17 | Участник внешнеэкономической деятельности – индивидуальный предприниматель |
18 | Плательщик таможенных платежей, не являющийся декларантом, на которого законодательством Российской Федерации возложена обязанность по уплате таможенных платежей |
19 | Организации и их филиалы (далее – организации), составившие распоряжение о переводе денежных средств, удержанных из заработной платы (дохода) должника – физического лица в счет погашения задолженности по платежам в бюджетную систему Российской Федерации на основании исполнительного документа, направленного в организацию в установленном порядке |
20 | Кредитная организация (филиал кредитной организации), платежный агент, составившие распоряжение о переводе денежных средств по каждому платежу физического лица |
21 | Ответственный участник консолидированной группы налогоплательщиков |
22 | Участник консолидированной группы налогоплательщиков |
23 | Органы контроля за уплатой страховых взносов |
24 | Плательщик – физическое лицо, осуществляющее перевод денежных средств в уплату страховых взносов и иных платежей в бюджетную систему Российской Федерации |
25 | Банки-гаранты, составившие распоряжение о переводе денежных средств в бюджетную систему Российской Федерации при возврате налога на добавленную стоимость, излишне полученной налогоплательщиком (зачтенной ему) в заявительном порядке, а также при уплате акцизов, исчисленных по операциям реализации подакцизных товаров за пределы территории Российской Федерации, и акцизов по алкогольной и (или) подакцизной спиртосодержащей продукции |
26 | Физлица, юрлица по погашению требований к должнику |
Статус 01, 08, 09, 14
В 2020 году страховые взносы переданы налоговым органам, которые будут регулировать их исчисления и уплаты. В связи с этим у руководителей и бухгалтеров возник вопрос, касающийся заполнения раздела 101 платёжного поручения.
Если до 2020 года при уплате страховых взносов указывался код 08, то при заполнении платёжки с 1 января 2020 года ФНС рекомендует указывать следующие статусы: (нажмите для раскрытия)
Код | Пояснение |
01 | Организации |
09 | ИП при уплате страховых взносов и налоговых отчислений лично за себя |
14 | При уплате взносов за сотрудников |
Таким образом, в 2020 году при формировании платёжного поручения в разделе 101 код 08 не указывается.
Верно указываем статус в платежных поручениях в 2020-2021 годах. Как заполнить поле 101 в платежном поручении в 2020 году?
Документ для безналичных расчетов с бюджетом и прочими контрагентами имеет свои правила заполнения.
Каждая его ячейка (поле) оформляется согласно действующим нормативам в зависимости от категории платежа, владельца расчетного счета и непосредственно получателя денежных средств.
Основные моменты прописаны в положении Банка России «О правилах осуществления перевода денежных средств» от 19.06.2012 № 383-П.
Поле 101 отведено для закодированного 2-значного обозначения статуса плательщика — отправителя денежных средств. Им может выступать организация, индивидуальный предприниматель, адвокат, глава крестьянского хозяйства, иное физическое лицо. Также заполненное поле призвано обозначать налогового агента, участника внешнеэкономических операций.
Полученные денежные средства заносятся на разные лицевые счета в зависимости от статуса плательщика.
В какую налоговую адресовать платеж
Место уплаты налогов, страховых взносов с введением в 2023 г. ЕНП не меняется:
Налог | Место уплаты (перечисления) | Норма НК РФ |
---|---|---|
Налог на прибыль |
в федеральный бюджет – по месту своего нахождения без распределения указанных сумм по обособленным подразделениям; в бюджеты субъектов РФ – по месту нахождения организации, а также по месту нахождения каждого из ее обособленных подразделений |
п. 1, 2 ст. 288 |
НДФЛ | по месту учета (месту жительства) налогового агента в налоговом органе, а также по месту нахождения каждого его обособленного подразделения (исходя из суммы дохода, подлежащего налогообложению, начисляемого и выплачиваемого работникам этого обособленного подразделения) | п. 7 ст. 226 |
Страховые взносы | по месту нахождения организации и по месту нахождения обособленных подразделений организации, которым организацией открыты счета в банках и которые начисляют и производят выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц | п. 11 ст. 431 |
Транспортный налог | по месту нахождения транспортных средств | п. 1 ст. 363 |
Налог на имущество организаций |
по объектам, облагаемым по кадастровой стоимости – по месту нахождения объекта недвижимого имущества; по объектам, облагаемым по среднегодовой стоимости – по месту нахождения организации; по месту нахождения каждого из обособленных подразделений, выделенных на отдельный баланс (в отношении имущества, находящегося на отдельном балансе обособленного подразделения); по месту нахождения объектов недвижимого имущества, находящихся вне адресов организации или ее обособленного подразделения, имеющего отдельный баланс |
п. 13 ст. 378.2, п. 3, 6 ст. 383, ст. 384, ст. 385 |
Земельный налог | по месту нахождения земельных участков | п. 3 ст. 397 |
Что означает поле 101 в платежном поручении
Документ для безналичных расчетов с бюджетом и прочими контрагентами имеет свои правила заполнения. Каждая его ячейка (поле) оформляется согласно действующим нормативам в зависимости от категории платежа, владельца расчетного счета и непосредственно получателя денежных средств. Основные моменты прописаны в положении Банка России «О правилах осуществления перевода денежных средств» от 19.06.2012 № 383-П.
Поле 101 отведено для закодированного 2-значного обозначения статуса плательщика — отправителя денежных средств. Им может выступать организация, индивидуальный предприниматель, адвокат, глава крестьянского хозяйства, иное физическое лицо. Также заполненное поле призвано обозначать налогового агента, участника внешнеэкономических операций.
Полученные денежные средства заносятся на разные лицевые счета в зависимости от статуса плательщика.