Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Категории организаций по гражданской обороне 2023 год». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Уполномоченный орган самостоятельно оценивает статус предприятия, после чему ему присваивается или не присваивается категория объекта по гражданской обороне, сама компания в этом процессе участия не принимает. По факту вынесения решения в компанию в течение месяца с момента принятия решения направляют уведомление о вхождении лица в классификацию по ГО.
Последние поправки в законах по ГО и ЧС для организаций
4 ноября 2022 года вышел новый закон N 417-ФЗ «О внесении изменений в ФЗ «О гражданской обороне» и статьи 1 и 14 ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», который вступает в силу с 04.05.2023.
Статья 1, содержащая в основном разные определения, дополняется расшифровкой смысла двух словосочетаний:
— «системы оповещения населения»;
— «оповещение населения»
Далее текст дополнен абзацами о том, что технические системы оповещения нужно реконструировать и поддерживать в состоянии постоянной готовности к использованию. То же относится к другим объектам гражданской обороны, например, к защитным сооружениям.
Из части 8 ст.1 исключены слова «а также при ведении военных действий или вследствие этих действий», приведены дополнения фраз, выглядящих ранее неоконченными.
Приказ МЧС РФ от 28.11.2016 № 632
- Приложение к Приказу МЧС России
- от 28 ноября 2016 года № 632
- Показатели для отнесения организаций к категориям по гражданской обороне
№ п/п | Виды экономической деятельности | Наименование организации по видам экономической деятельности | Значение показателей | ||||||||
организации особой важности | организации первой категории | организации второй категории | |||||||||
основные показатели | Дополнительные показатели организаций | основные показатели | Дополнительные показатели организаций | основные показатели | Дополнительные показатели организаций | ||||||
объем выпускаемой продукции (работ, услуг) для государственных нужд и военное время, тыс. руб. (или в соответствующих единицах) в год | численность работающих в военное время, тыс. чел. (общая/ НРС) | объем выпускаемой продукции (работ, услуг) для государственных нужд в военное время, тыс. руб. (или в соответствующих единицах) в год | численность работающих в военное время, тыс. чел. (общая/ НРС) | объем выпускаемой продукции (работ, услуг) дня государственных нужд в военное время, тыс. руб. (или в соответствующих единицах) в год | численность работающих в военное время, тыс. чел. (общая/ НРС) | ||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 |
1. | СЕЛЬСКОЕ И ЛЕСНОЕ ХОЗЯЙСТВО, ОХОТА | сельскохозяйственные организации, охотничьи и лесные хозяйства | свыше 0,5 / 0,2 | от 0,2 до 0,5 / от 0,1 до 0,2 | |||||||
2. | РЫБОЛОВСТВО | рыболовецкие организации | свыше 10 тыс. т | от 5 до 10 тыс. т | |||||||
3. | ДОБЫЧА ПОЛЕЗНЫХ ИСКОПАЕМЫХ | организации топливно-энергетического комплекса | а) свыше 1 млн. т угля б) свыше 5 млн. т нефти в) свыше 20 млрд. куб. м газа г) свыше 6 млн. т породы (полезных ископаемых) | свыше 0,5 / 0,34 | а) от 0,5 до 1 млн. т угля б) от 1 до 5 млн. т нефти в) от 10 до 20 млрд. куб. м газа г) от 3 до 6 млн. т породы (полезных ископаемых) | от 0,2 до 0,5 / от 0,13 до 0,34 | |||||
организации по добыче полезных ископаемых, кроме организаций топливно-энергетического комплекса | свыше 6 млн. т | от 3 до 6 млн. т | |||||||||
организации по добыче драгоценных металлов (камней) | свыше 20 т золота и (или) 25 т серебра, также драгоценных камней в количестве, равном денежному эквиваленту серебра | от 10 до 20 т золота н (или) от 20 до 25 т серебра, также драгоценных камней в количестве, равном денежному эквиваленту серебра | |||||||||
организации по сжижению регазификации природного газа для транспортирования | переработка свыше 10,0 млрд. куб. м газа | свыше 0,5 / 0,2 | переработка от 3,0 до 10,0 млрд. куб. м газа | от 0,3 до 0,5 / от 0,1 до 0,2 | |||||||
организации по извлечению гелия и сероводорода | свыше 2,0 млрд. куб. м | от 1,0 до 2,0 млрд. куб. м | |||||||||
4. | ОБРАБАТЫВАЮЩИЕ ПРОИЗВОДСТВА | организации по производству пищевых продуктов, включая напитки | а) свыше 5 тыс. т пищевых продуктов б) свыше 10 млн. литров напитков | а) от 3 до 5 тыс. т пищевых продуктов б) от 5 до 10 млн. литров напитков | |||||||
организации по обработке древесины и производству изделий из дерева | свыше 0,5 / 0,2 | от 0,2 до 0,5 / от 0,1 до 0,2 | |||||||||
организации целлюлозно-бумажного производства, издательской и полиграфической деятельности | свыше 3,5/0,5 | от 0,5 до 3,5 / от 0,2 до 0,5 | от 0,2 до 0,5 / от 0,1 до 0,2 | ||||||||
организации по производству кокса и нефтепродуктов | свыше 10 млн. т продукции | от 5 до 10 млн. т продукции | — | до 5 млн. т продукции | |||||||
организации химического производства | свыше 2,5/1,6 | от 0,5 до 2,5 / от 0,34 до 1,6 | от 0,2 до 0,5 / от 0,13 до 0,34 | ||||||||
организации металлургического производства и производства готовых металлических изделий | свыше 5,0/2,0 | свыше 100 тыс. т | от 0,5 до 5,0 / от 0,2 до 2,0 | от 15 до 100 ты с. т | ОТ 0,2 до 0,5 / от 0,1 до 0,2 | ||||||
организации по производству машин и оборудования | свыше 5,0/2,0 | от 0,5 до 5,0 / от 0,2 до 2,0 | от 0,2 до 0,5 / от 0,1 до 0,2 | ||||||||
организации по производству электрооборудования, электронного и оптического оборудования | свыше 5,0/2,0 | от 0,5 до 5,0 / от 0,2 до 2,0 | от 0,2 до 0,5 / от 0,1 до 0,2 | ||||||||
организации по производству транспортных средств и оборудования | свыше 5,0/2,0 | от 0,5 до 5,0 / от 0,2 до 2,0 | от 0,2 до 0,5 / от 0,1 до 0,2 | ||||||||
5. | ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ ЭНЕРГИЕЙ, ГАЗОМ И ПАРОМ | организации по производству электроэнергии (ГРЭС, ТЭЦ, ТЭС, ГЭС, АЭС) | а) свыше 1,2 млрд. кВт-ч в год б) свыше 500 тыс. куб. м воды в сутки | свыше 5,0/2,0 |
|
а) от 0,6 до 1,2 млрд. кВт-ч в год б) переработка свыше 10 млрд. куб. м газа в) хранение свыше 2,5 млрд. куб. м газа. г) перекачка свыше 100 млрд. куб. м газа д) от 200 до 500 тыс. куб. м воды в сутки | от 0,5 до 5,0 / от 0,34 до 2,0 | а) установленной мощностью от 600 до 1200 МВт б) напор воды от 50 до 100 м | а) от 0,3 до 0,6 млрд. кВт-ч в год б) переработка от 5 до 10 млрд. куб. м газа в) хранение от 2 до 2,5 млрд. куб. м газа г) перекачка от 50 до 100 млрд. куб. м газа д) от 50 до 200 тыс. куб. м воды в сутки | от 0,2 до 0,5/от 0,13 до 0,34 | а) установленной мощностью от 300 до 600 МВт |
организации по производству, распределению пара и горячен воды (тепловой энергии) | установленной тепловой мощностью свыше 3000 Гкал/ч | установленной тепловой мощностью от 2000 до 3000 Гкал/ч | установленной тепловой мощностью от 500 до 2000 Гкал/ч | ||||||||
организации по реализации электроэнергии (сбытовые компании) | объем реализации электроэнергии свыше 20 000 млн. кВт ч | свыше 1,0 | сбытовая компания является гарантирующим поставщиком электроэнергии | объем реализации электроэнергии от 10 000 до 20 000 мл и. кВт-ч | от 0,2 до 1,0 | сбытовая компания является гарантирующим поставщиком электроэнергии | |||||
6. | СТРОИТЕЛЬСТВО | строительные организации | свыше 0,5 / 0,2 | от 0,2 до 0,5 / от 0,1 до 0,2 | |||||||
7. | ТРАНСПОРТ, СВЯЗЬ И ХРАНЕНИЕ | организации транспорта и связи | свыше 5,0 / 2,0 | от 0,5 до 5,0 / от 0,2 до 2,0 | от 0,2 до 0,5 / от 0,1 до 0,2 | ||||||
железнодорожные станции | внеклассные | 1 класса | 2 класса | ||||||||
организации трубопроводного транспорта | а) транспортирование по трубопроводам нефтепродуктов (конденсат газовый и газоконденсатная смесь) свыше 300,0 тыс. куб. м б) транспортирование по трубопроводам газа и продуктов его переработки свыше 100,0 млрд. куб. м | а) транспортирование по трубопроводам нефтепродуктов (конденсат газовый и газоконденсатная смесь) от 100,0 до 300,0 тыс. куб. м б) транспортирование по трубопроводам газа и продуктов его переработки от 50,0 до 100,0 млрд. куб. м | |||||||||
организации по транспортировке нефти и нефтепродуктов | свыше 0,5/0,3 | площадные объекты с резервуарным парком нефти и нефтепродуктов свыше 500 тыс. т | от 0,2 до 0,5 / от 0,1 до 0,3 | площадные объекты с резервуарным парком нефти и нефтепродуктов свыше 500 тыс. т | |||||||
организации складского хозяйства и вспомогательной транспортной деятельности | а) хранение и складирование нефти и продуктов ее переработки свыше 300,0 тыс. куб. м б) хранение и складирование газа н продуктов его переработки свыше 2,5 млрд. куб. м | свыше 0,4/0,2 | а) храпение и складирование нефти и продуктов ее переработки от 100,0 до 300,0 тыс. куб. м б) хранение и складирование газа и продуктов его переработки от 2,0 до 2,5 млрд. куб. м | от 0,2 до 0,4 / от 0,1 до 0,2 | |||||||
организации топливно-энергетического комплекса | а) транспортирование по трубопроводам газа свыше 100 млрд. куб. м б) транспортирование по трубопроводам продуктов переработки газа свыше 300 тыс. куб. м | а) транспортирование по трубопроводам газа от 50 до 100 млрд. куб. м б) транспортирование по трубопроводам продуктов переработки газа от 100 до 300 тыс. куб. м | |||||||||
8. | ФИНАНСОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ | финансовые организации | уставный капитал свыше 50 млрд. руб. | уставный капитал от 30 до 50 млрд. руб. | уставный капитал от 20 до 30 млрд. руб. | ||||||
9. | ОБРАЗОВАНИЕ | образовательные организации | свыше 0,5 / 0,2 | выпускников свыше 1,5 тыс. чел. в год | от 0,2 до 0,5 / от 0,1 до 0,2 | выпускников от 0,2 до 1,5 тыс. чел. в год | |||||
10. | ЗДРАВООХРАНЕНИЕ | организации со стационаром круглосуточного пребывания | свыше 2,0 / 1,0 | свыше 1000 штатных коек* | от 1 до 2 / от 0,5 до 1 | от 500 до 1000 штатных коек* | |||||
организации осуществляющие подготовку (переподготовку) медицинских и фармацевтических специалистов | свыше 2,0 / 1,0 | выпускников свыше 1,5 тыс. чел. в год | от 1,0 до 2,0 / от 0,5 до 1,0 | выпускников от 0,5 до 1,5 тыс. чел. в год |
«Методические рекомендации по разработке Положения об организации и ведении гражданской обороны в федеральных органах исполнительной власти», утв. МЧС №2-4-71-2-11 03.02.2017
«Организационно-методические указания по подготовке органов управления в области гражданской обороны и предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на 2021 год», утв. Минпромторгом 29.01.2017
В целях правильной подготовки организаций предприятий к военной или чрезвычайной ситуации (ЧС) все они делятся на организации с группой по гражданской обороне (ГО) или без нее. Первые внесены в специальный реестр органами исполнительной власти. Порядок классификации регулирует постановление правительства 804 от 16.08.2016, которого нет в свободном доступе. При определении обязанностей по ГО ориентироваться нужно на разъяснения МЧС и закон ФЗ-28 от 12.02.1998.
Кто и зачем делит организации на категории
Категории по ГО назначаются в соответствии с Правилами отнесения организаций к категориям по гражданской обороне. Первостепенное значение имеет то, какую роль в государственной экономике играет деятельность предприятия, какое влияние оказывает на безопасность персонала и населения (Постановление Правительства 804 от 16.08.2016). Гражданская оборона предполагает разработку и реализацию системы мероприятий для защиты людей и стратегических объектов от опасностей, которые возникают во время войны и стихийных бедствий.
Перечень предприятий формируется федеральными службами, госкомпаниями и корпорациями. Он согласуется с МЧС РФ, сведения передаются в органы исполнительной власти субъектов РФ, на территории которых находятся производственные объекты и учреждения.
В соответствии с этим списком организации, отнесенные к категориям по гражданской обороне, — это объекты, которые играют важную роль в защите государства, имеют стратегическое и экономическое значение. Такие предприятия имеют высокую степень угрозы возникновения чрезвычайных ситуаций, как в мирное, так и военное время, выполняют мобилизационные задания. Категорийными являются уникальные исторические культурные объекты, которые находятся под защитой государства.
Как узнать категорию организации
Организации, отнесенные в установленном порядке к категориям по гражданской обороне, — организации, в зависимости от оборонного и экономического значения, имеющие мобилизационные задания (заказы) и /или представляющие высокую степень потенциальной опасности возникновения чрезвычайных ситуаций в военное и мирное время, а также уникальные в историко-культурном отношении объекты (ст. 1 Закона № 28-ФЗ).
Законодатель предъявляет к таким субъектам расширенные требования по организации ГО и подготовке персонала. Порядок присвоения категории предприятию определен в Постановлении Правительства от 16.08.2016 г. № 804. Мы не приводим ссылку на текст документа, поскольку официально он не опубликован.
Классификация по гражданской обороне
В соответствии с правилами правительства РФ (постановление правительства 804 от 16.08.2016), законодатель определил категории предприятий по ГО и ЧС, которые подразделяются на 3 группы:
- особой важности;
- первая категория;
- вторая категория.
Для определения категории объектов по ГО используют следующие критерии:
- показатели роли в экономике и обороне государства и региона;
- наличие мобилизационного заказа (задания);
- степень потенциальной опасности возникновения чрезвычайных ситуаций в мирное и военное время;
- местоположение предприятия;
- наличие уникальных историко-культурных объектов.
То есть категории по ГО устанавливаются для организаций, которые имеют большое значение для экономики, обороне, находятся на стратегически важной территории, имеют на балансе культурные ценности, обеспечены мобилизационными запасами или заданиями либо есть риск возникновения на них ЧС в военное или мирное время.
Ранжирование предприятий по гражданской обороне производится органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, которые утверждают специальный перечень. Такой перечень нигде не публикуется, но о включении в него организация извещается в течение месяца.
Показатели категорирования устанавливает и согласовывает с заинтересованными госорганами, корпорациями и компаниями МЧС РФ. Статус присваивается по наивысшему показателю компании и ее обособленных подразделений независимо от месторасположения. Перечень организаций уточняется по мере необходимости, но не реже одного раза в 5 лет (п. 10 постановления № 804).
Обязанности категорированных МЧС юрлиц
От статуса предприятия зависит работа многих служб и систем. Организации с категорией по ГО создают и поддерживают в готовности:
- нештатные формирования для выполнения мероприятий по ГО (приказ МЧС № 701 от 18.12.2014);
- внештатные аварийно-спасательные формирования — организации с ОПО I, II и III классов, особо радиационно опасные и ядерно опасные производства и объекты, гидротехнические сооружения чрезвычайно высокой опасности и гидротехнические сооружения высокой опасности (приказ МЧС России № 999 от 23.12.2005);
- локальные системы оповещения — организации с ОПО I и II классов опасности, особо радиационно опасные и ядерно опасные производства и объекты, гидротехнические сооружения чрезвычайно высокой опасности и гидротехнические сооружения высокой опасности (постановление правительства РФ № 178 от 01.03.1993 и методические рекомендации МЧС № б/н от 24.12.2002);
- запасы продовольственных, материально-технических, медицинских и иных средств (постановление правительства № 379 от 27.04.2000).
Такие организации имеют специальный штат работников:
Численность работающих | Количество освобожденных работников ГО, человек |
---|---|
До 500 человек | 1 |
От 501 до 2000 человек | 2-3 |
От 2001 до 5000 | 3-4 |
Свыше 5001 | 5-6 |
В письме МЧС России от 21.07.2017 № 11-1-2246 разъясняется, кем может выполняться работа по гражданской обороне в организациях, не отнесенных к категориям по ГО: допускается выполнение работы по ГО одним из сотрудников организации по совместительству или ее руководителем на основании приказа по организации. В то же время с 13.12.2020 вступил в силу приказ Минтруда от 27.10.2020 № 748н , которым утвержден новый профессиональный стандарт для специалистов по ГО. Работники с этого момента должны соответствовать ему. В документе приведены требования к образованию: курсы подготовки среднего звена для специалистов со средним профессиональным профильным образованием и дополнительно к ним программы повышения квалификации для специалистов со средним профессиональным непрофильным образованием, к знаниям и умениям. Содержится конкретный перечень трудовых функций: ведение плановых документов, проведение информационной и обучающей работы, курсов, инструктажей, выполнение мероприятий по ГО и защите от ЧС в организациях, разработка решений.
Приведены возможные наименования должностей: специалист по ГО, по защите в чрезвычайных ситуациях, по гражданской защите, по ГО и защите в ЧС, начальник отдела ГО и ЧС и т. д. В документе обозначена основная цель работы — подготовка работников и активов предприятия, производственных фондов к ситуации военного времени и ЧС, защита от опасностей таких форс-мажорных обстоятельств. Эти требования обязательны для работников на предприятиях с присвоенной категорией.
Суть гражданской обороны
Экстраординарных ситуаций лучше не допускать, для чего на любом предприятии действуют специально принятые правила внутреннего распорядка и безопасности. Но иногда избежать их не представляется возможным: порой случаются техногенные или природные катаклизмы, не исключены и военные действия, несущие непосредственную угрозу для гражданского населения. Поэтому каждый гражданин должен знать, что ему предпринять в случае наступления таких чрезвычайных ситуациях, какие меры принять. Поскольку эти меры, прежде всего, направлены на защиту и минимизацию негативных последствий для всех людей, их называют гражданской обороной.
Любые должностные лица, в чьем подчинении находятся люди, особенно это касается работодателей, должны обеспечить знание своими подчиненными этих мер и поддерживать их знания, умения и навыки на должном уровне.
Принципы классификации
Они установлены в постановлении №804, категорию получают юрлица и ИП:
То есть категория присваивается юрлицам, имеющим большое значение непосредственно для гражданской обороны или для обеспечения ее материального базиса.
Эксперты КонсультантПлюс разобрали, как организовать обучение по гражданской обороне в организации. Используйте эти инструкции бесплатно.
В законодательстве не упомянут такой термин, как категория объекта по гражданской обороне, есть мобилизационные здания и культурные объекты, они отдельно не классифицируются. Если под объектом понимать саму организацию, то категорий три:
Порядок отнесения к той или другой категории зависит от конкретных обстоятельств, при этом учитывается местоположение, численность работников, объем выпускаемой продукции и другие факторы.
Существует деление территорий по ГО:
Гражданская оборона и защита от ЧС
Согласно требованиям законодательства РФ в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций (ГО и ЧС), любое юридическое лицо, особенно хозяйствующие субъекты, обязаны выполнять мероприятия по планированию действий работников, по подготовке к эвакуации персонала и предупреждению чрезвычайных ситуаций или на случай военных действий (мероприятия по ГО и ЧС).
Для человека не имеющего опыта в области ГО и ЧС, неожиданное задание руководства по срочному решению вопроса в области ГО и ЧС, может стать не простым испытанием. Так как подобные случаи не редки, мы составили для вас перечень основных задач при разработке документов по ГО и ЧС в организации.
Мероприятия по ГО и ЧС, которые следует в итоге выполнить и которые проверяются органами государственного надзора, могут отличаться для каждого отдельно взятого юридического лица. На объем требований по ГО и ЧС со стороны государства влияют следующие факторы:
Порядок отнесения территорий к группам по гражданской обороне
УТВЕРЖДЕН
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 3 октября 1998 года N 1149
1. Настоящий Порядок, разработанный в соответствии с Федеральным законом «О гражданской обороне» , определяет основные критерии и правила отнесения территорий к группам по гражданской обороне.
2. Отнесение территорий к группам по гражданской обороне осуществляется с целью заблаговременной разработки и реализации мероприятий по гражданской обороне в объеме, необходимом и достаточном для предотвращения чрезвычайных ситуаций и защиты населения от поражающих факторов и последствий чрезвычайных ситуаций в военное и мирное время, с учетом мероприятий по защите населения и территорий в связи с чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера.
3. Отнесение территорий городов или иных населенных пунктов к группам по гражданской обороне осуществляется в зависимости от их оборонного и экономического значения, численности населения, а также нахождения на территориях организаций, отнесенных к категориям по гражданской обороне особой важности, первой и второй или представляющих опасность для населения и территорий в связи с возможностью химического заражения, радиоактивногозагрязнения или катастрофического затопления.
постановлением Правительства Российской Федерации .
4. Для территорий городов и иных населенных пунктов устанавливаются особая, первая и вторая группы по гражданской обороне.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 3 ноября 2015 года постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2015 года N 1131 .
5. К особой группе территорий по гражданской обороне относятся территории городов Москвы и Санкт-Петербурга.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 3 ноября 2015 года постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2015 года N 1131 ; в редакции, введенной в действие с 23 августа 2017 года постановлением Правительства Российской Федерации от 12 августа 2017 года N 962 .
6. К первой группе территорий по гражданской обороне относится территория города, если:
численность населения превышает 1000 тыс. человек;
численность населения составляет от 500 тыс. человек до 1000 тыс. человек и на ней расположены не менее трех организаций особой важности по гражданской обороне или более 50 организаций первой (второй) категории по гражданской обороне;
более 50 процентов населения либо территории города попадают в зону возможного химического заражения, радиоактивного загрязнения или катастрофического затопления.
постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2015 года N 1131 .
7. Ко второй группе территорий по гражданской обороне относится территория города, если:
численность населения составляет от 500 тыс. человек до 1000 тыс. человек;
численность населения составляет от 150 тыс. человек до 500 тыс. человек и на ней расположены не менее двух организаций особой важности по гражданской обороне либо более 20 организаций первой (второй) категории по гражданской обороне;
(Абзац в редакции, введенной в действие с 3 ноября 2015 года постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2015 года N 1131 .
более 30 процентов населения либо территории города попадают в зону возможного химического заражения, радиоактивного загрязнения или катастрофического затопления.
(Абзац в редакции, введенной в действие с 3 ноября 2015 года постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2015 года N 1131 .
Ко второй группе территорий по гражданской обороне относятся также территории закрытых административно-территориальных образований.
(Абзац дополнительно включен с 3 ноября 2015 года постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2015 года N 1131)
8. Пункт утратил силу с 3 ноября 2015 года — постановление Правительства Российской Федерации от 22 октября 2015 года N 1131 ..
9. Предложения по отнесению территорий к группам по гражданской обороне подготавливаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.
10. Органы местного самоуправления по запросу органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации подготавливают согласованные с соответствующими главными управлениями Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по субъектам Российской Федерации предложения по отнесению территорий к группам по гражданской обороне и вносят их в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по форме согласно приложению N 1.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 3 ноября 2015 года постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2015 года N 1131 .
11. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации разрабатывают на основе материалов, представляемых органами местного самоуправления, предложения по отнесению территорий к группам по гражданской обороне и направляют их в Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и Министерство экономического развития Российской Федерации по форме согласно приложению N 2.
(Пункт в редакции постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2015 года N 1131 .
12. Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий совместно с Министерством экономического развития Российской Федерации обобщают предложения органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и представляют в Правительство Российской Федерации проект перечня территорий, отнесенных к группам по гражданской обороне.
(Пункт в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 1 февраля 2005 года N 49 ; в редакции, введенной в действие с 3 ноября 2015 года постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2015 года N 1131 .
13. Перечень территорий, отнесенных к группам по гражданской обороне, уточняется Правительством Российской Федерации по мере необходимости, но не реже одного раза в пять лет, по представлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и Министерства экономического развития Российской Федерации.
(Пункт в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 1 февраля 2005 года N 49 ; в редакции, введенной в действие с 3 ноября 2015 года постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2015 года N 1131 .
Категорирование организаций по го. Порядок отнесения организации к категории по гражданской обороне
Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Охрана труда»
.
«Гражданская оборона и защита от чрезвычайных ситуаций (ГО и ЧС) нужна, чтобы:
- сохранить жизнь работников и населения в случае войны, аварий, катастроф;
- проводить неотложные действия в очаге катастрофы;
- обеспечить работу объекта в чрезвычайной ситуации;
- не допустить увеличения масштабов катастрофы.
Все организации, как коммерческие, так и государственные, обязаны:
- планировать и организовывать мероприятия по ГО;
- готовить организацию к работе в военное время;
- обучать работников по ГО;
- создавать и содержать в целях ГО запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств.
Чтобы организовать работу по гражданской обороне:
- назначьте уполномоченного в области ГО или создайте структурное подразделение по ГО;
- составьте программы и проведите курсовое обучение работников в области ГО, для этого создайте и поддерживайте в рабочем состоянии учебно-материальную базу;
- разработайте программу вводного инструктажа по ГО;
- проводите вводный инструктаж по ГО с принятыми работниками в первый месяц работы с записью в журнале;
- проводите учения и тренировки по ГО.
Это следует из подпункта «г» пункта 5 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 2 ноября 2000 г. № 841.
Мероприятия по ГО организация проводит за свой счет (п. 4 ст. 18 Закона от 12 февраля 1998 г. № 28-ФЗ).
Региональные власти по согласованию с МЧС присваивают категории по гражданской обороне организациям:
- с мобилизационным заданием, или
- высоким риском ЧС, или
- уникальным культурным статусом.
Этим организациям присваивают:
- категорию особой важности;
- первую категорию;
- вторую категорию.
Если организации присвоят категорию по ГО, то ей сообщит об этом соответствующий орган.
Остальные организации считают некатегорированными.
- нештатные формирования по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне (см. Типовой порядок, утвержденный приказом МЧС России от 18 декабря 2014 г. № 701);
- нештатные аварийно-спасательные формирования — организации с ОПО I, II и III классов, особо радиационно опасные и ядерно опасные производства и объекты, гидротехнические сооружения чрезвычайно высокой опасности и гидротехнические сооружения высокой опасности (см. Порядок создания нештатных аварийно-спасательных формирований, утвержденный приказом МЧС России от 23 декабря 2005 г. № 999);
- локальные системы оповещения — организации с ОПО I и II классов опасности, особо радиационно опасные и ядерно опасные производства и объекты, гидротехнические сооружения чрезвычайно высокой опасности и гидротехнические сооружения высокой опасности (см. постановление Правительства РФ от 1 марта 1993 г. № 178 и Методические рекомендации МЧС России от 24 декабря 2002 г. № б/н).
Организации с категорией по ГО, чтобы оснастить нештатные формирования, создают запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств (постановление Правительства РФ от 27 апреля 2000 г. № 379).
- Ответственные за гражданскую оборону в организации
- Назначьте уполномоченного работника по ГО с необходимой подготовкой или создайте структурное подразделение по ГО.
- Количество уполномоченных по ГО зависит от вида организации и численности работников.
- до 1000 человек — один освобожденный работник;
- от 1000 до 5000 человек — не менее двух освобожденных работников;
- от 5000 и более человек — не менее четырех освобожденных работников.
- до 200 человек — один из работников организации по совместительству;
- свыше 200 человек — один освобожденный работник.
Об этом сказано в пункте 6 Положения, утвержденного приказом МЧС России от 31 июля 2006 г. № 440.
Работники по гражданской обороне:
- планируют и проводят мероприятия по ГО;
- создают и поддерживают в готовности локальные системы оповещения;
- обучают работников организаций по ГО и ЧС;
- создают и содержат запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств в целях гражданской обороны;
- проводят мероприятия по поддержанию функционирования организаций в военное время;
- создают и поддерживают в готовности нештатные аварийно-спасательные формирования.
Письмо МЧС России от 29 мая 2020 г. N 11-15-1811 Об отнесении организаций к категориям по гражданской обороне
Прошу разъяснить, действуют ли в настоящее время следующие нормативные документы:
1. Постановление Правительства от 16.08.2016 N 806 «Об утверждении Правил отнесения организаций к категориям по ГО в зависимости от роли в экономике государства или влияния на безопасность населения»;
2. Приказ МЧС от 16.08.2016 г. N 632 «Об утверждении показателей для отнесения организаций к категориям по ГО»;
3. Методические рекомендации по отнесению организаций к категориям по ГО N 2-4-71-69-11, утв. заместителем министра МЧС А.П. Чуприяном 11.11.2016.
Действительно ли данные документы имеют гриф «для служебного пользования» (т.е. содержат информацию ограниченного доступа), и если это так, как узнать, «подпадает» ли организация (например, коммерческое предприятие) под категорию по ГО? Или категорирование по ГО касается только организаций, деятельность которых связана с деятельностью органов государственной власти различного уровня, гос. корпораций и компаний?
Т.е. прошу разъяснить, какие именно организации категорируются по ГО и каким образом руководителю можно получить информацию, относится ли его организация к категории по ГО?
Ваше обращение, поступившее в МЧС России от 26 мая 2020 г. N ГИ-6179, рассмотрено и сообщается следующее.
Отнесение организаций к категориям по гражданской обороне производится в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 16 августа 2016 г. N 804дсп «Об утверждении Правил отнесения организаций к категориям по гражданской обороне в зависимости от роли в экономике государства или влияния на безопасность населения», приказом МЧС России от 28 ноября 2016 г. N 632дсп «Об утверждении показателей для отнесения организаций к категориям по гражданской обороне» с изменениями, внесенными приказом МЧС России от 7 июня 2018 г. N 244дсп, а также методическими рекомендациями по отнесению организаций к категориям по гражданской обороне, утвержденными заместителем Министра А.П. Чуприяном от 11 ноября 2016 г. N 2-4-71-69-11дсп.
Какой установлен порядок отнесения определенной организации к категориям по гражданской обороне?
В соответствии с действующими нормативными правовыми актами отнесение организаций к категориям по гражданской обороне производится федеральными органами исполнительной власти, государственными корпорациями, государственными компаниями в отношении организаций, деятельность которых связана с деятельностью указанных органов или которые находятся в сфере их ведения. Отнесение иных организаций к категориям по гражданской обороне осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Организации для отнесения к категории по гражданской обороне представляют предложения об установлении категории по гражданской обороне в органы местного самоуправления или федеральные органы исполнительной власти, государственные корпорации, государственные компании, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации если деятельность организаций связана с деятельностью этих органов, корпораций и компаний.
Органы местного самоуправления вносят в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации предложения по отнесению находящихся на их территории организаций к категории по гражданской обороне.
Для уточнения сведений по отнесению к категориям по гражданской обороне запрашиваемой организации необходимо обратиться в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации по месту нахождения организации, а в случае если деятельность организации связана с деятельностью федерального органа исполнительной власти, государственной корпорации, государственной компании или находится в сфере их ведения, то непосредственно в соответствующий федеральный орган исполнительной власти, государственную корпорацию или государственную компанию.
Классификация по гражданской обороне
В соответствии с правилами правительства РФ (постановление правительства 804 от 16.08.2016), законодатель определил категории предприятий по ГО и ЧС, которые подразделяются на 3 группы:
Для определения категории объектов по ГО используют следующие критерии:
То есть категории по ГО устанавливаются для организаций, которые имеют большое значение для экономики, обороне, находятся на стратегически важной территории, имеют на балансе культурные ценности, обеспечены мобилизационными запасами или заданиями либо есть риск возникновения на них ЧС в военное или мирное время.
Ранжирование предприятий по гражданской обороне производится органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, которые утверждают специальный перечень. Такой перечень нигде не публикуется, но о включении в него организация извещается в течение месяца.
Показатели категорирования устанавливает и согласовывает с заинтересованными госорганами, корпорациями и компаниями МЧС РФ. Статус присваивается по наивысшему показателю компании и ее обособленных подразделений независимо от месторасположения. Перечень организаций уточняется по мере необходимости, но не реже одного раза в 5 лет (п. 10 постановления № 804).
В законодательстве нет точного ответа на вопрос, к какой категории риска в области защиты от чрезвычайных ситуаций относится деятельность образовательной организации, все зависит от конкретных показателей, которые указаны в приказе МЧС РФ от 28.11.2016 № 632. Чаще всего ко второй или она не присваивается.
Отнесение к группе по ГО и ЧС осуществляется по виду деятельности и показателям деятельности. Кроме того, в соответствии с приказом МЧС РФ от 28.11.2016 № 632, организации, продолжающие работу на государство в военное время, при отсутствии основного и дополнительных показателей так соотносятся по группам:
Третья группа не установлена нормативными документами, поэтому говорить, что к третьей группе по гражданской обороне относятся определенные предприятия, некорректно.
Узнать присвоенную категорию допускается по запросу, перечень предприятий с дополнительными обязанностями по гражданской обороне составляют органы исполнительной власти субъектов РФ.
Эксперты КонсультантПлюс разобрали, как организовать и провести вводный инструктаж по гражданской обороне. Используйте эти инструкции бесплатно.