Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Особо ценное имущество 2023 в бюджетном учреждении». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Признание имущества особо ценным осуществляется приказом, изданным учредителем организации. Документ включает перечень активов ОЦДИ и их стоимостную оценку. Отнесение осуществляется в соответствии с параметрами, установленными ФЗ от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» и приказами по министерствам. Стоимостная оценка стоимости имущества указана в таблице.
Рубрика «Вопросы и ответы»
Вопрос №1. Кто в учреждениях определяет отнесение имущества к ОЦДИ по перечню, установленному органом управления?
В учреждении избираются постоянно действующие комиссии. Утверждение состава и срока действия полномочий осуществляется приказом руководителя. В обязанности комиссии входит проведение инвентаризаций, переоценок и списания ОЦДИ.
Вопрос №2. Можно ли принять на учет имущество в частичной стоимости? Оплата была произведена частично за счет средств, поступивших от ведения деятельности.
Поставить частично на учет нельзя. Имущество представляет собой единый инвентарный объект, постановка на учет которого производится в полном объеме.
Вопрос №3. Имеет ли право учреждение самостоятельно определить перечень особо ценного имущества, если утвержденный учредителем список отсутствует?
Нет, самостоятельное распоряжение имуществом, включая определение категории учреждением не допускается. Кроме утверждения перечня ОЦДИ учредитель должен довести приказ до организации.
Вопрос №4. Как производится модернизация ОЦДИ – замена одного из блоков, составляющих имущественный комплекс?
Принятие решения о замене части имущества осуществляется на основании решения инвентаризационной комиссии. Далее производится частичная ликвидация одного из блоков имущества и последующее дооборудование с увеличением стоимости имущества.
Вопрос №5. Как часто корректируются величины стоимости имущества?
Изменение показателей устанавливается по договоренности с учредителем. Минимальное число раз – однократное в течение года. Порядок закрепляется во внутренних документах.
Определение особо ценного имущества автономного и бюджетного учреждений
Согласно постановлению Правительства РФ от 26.07.2022 № 538 «О порядке отнесения имущества автономного или бюджетного учреждения к категории особо ценного движимого имущества» (далее – Постановление) особо ценное имущество одинаково определяется и для бюджетного, и для автономного учреждения.
- движимое имущество, балансовая стоимость которого превышает:
- для федеральных автономных и бюджетных учреждений – размер, установленный федеральными органами государственной власти, осуществляющими функции и полномочия учредителя, в отношении соответствующих федеральных автономных и бюджетных учреждений в интервале от 200 тыс. руб. до 500 тыс. руб.;
- для автономных учреждений, которые созданы на базе имущества, находящегося в собственности субъекта РФ, и бюджетных учреждений субъекта РФ – размер, установленный нормативным правовым актом высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ в интервале от 50 тыс. руб. до 500 тыс. руб. либо государственными органами субъекта РФ, осуществляющими функции и полномочия учредителя в отношении соответствующих автономных и бюджетных учреждений субъекта РФ, в интервале, установленном нормативным правовым актом высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ с соблюдением указанных ограничений, если этим нормативным правовым актом такое право будет предоставлено органам, осуществляющим функции и полномочия учредителя;
- для автономных учреждений, которые созданы на базе имущества, находящегося в муниципальной собственности, и муниципальных бюджетных учреждений – размер, установленный нормативным правовым актом местной администрации в интервале от 50 тыс. руб. до 200 тыс. руб. либо органами местного самоуправления, осуществляющими функции и полномочия учредителя в отношении соответствующих муниципальных автономных и бюджетных учреждений, в интервале, установленном нормативным правовым актом местной администрации с соблюдением указанных ограничений, если этим нормативным правовым актом такое право будет предоставлено органам, осуществляющим функции и полномочия учредителя;
- иное движимое имущество, без которого осуществление автономным или бюджетным учреждений предусмотренных его уставом основных видов деятельности будет существенно затруднено и (или) которое отнесено к определенному виду особо ценного движимого имущества в соответствии с п. 1 Постановления;
- имущество, отчуждение которого осуществляется в специальном порядке, установленном законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в т. ч. музейные коллекции и предметы, находящиеся в федеральной собственности и включенные в состав государственной части Музейного фонда Российской Федерации, а также документы Архивного фонда Российской Федерации и национального библиотечного фонда.
Что не относится к объектам ОС
В пункте 39 инструкции 157н сказано, что к ОС не относятся: предметы, служащие менее 12-ти месяцев, независимо от их стоимости и материальные объекты имущества, относящиеся к материальным запасам, находящиеся в пути или числящие в составе незавершенных капитальных вложений, готовой продукции (изделий), товаров.
Согласно п 7 СНГ ОС к основным средствам не относятся:
-
непроизведенные активы;
-
имущество, составляющее государственную (муниципальную) казну, если иное не предусмотрено Стандартом;
-
материальные ценности, в том числе объекты недвижимого имущества, предназначенные для продажи и (или) учитываемые в составе запасов;
-
материальные ценности, в том числе объекты незавершенного строительства, числящиеся в составе капитальных вложений;
-
биологические активы.
Критерии принадлежности имущества к особо ценного имущества
Особо ценное движимое имущество (ОЦДИ) учитывается обособленно от других фондов. На приобретение, использование, отчуждение имущества, полученного за счет финансирования, требуется согласование с учредительным органом.
Признание имущества особо ценным осуществляется приказом, изданным учредителем организации. Документ включает перечень активов ОЦДИ и их стоимостную оценку. Отнесение осуществляется в соответствии с параметрами, установленными ФЗ от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» и приказами по министерствам. Стоимостная оценка стоимости имущества указана в таблице.
Уровень бюджета принадлежности организации | Стоимость (тысяч рублей) |
Бюджетные учреждения федерального уровня принадлежности | 200 – 500 |
Региональные бюджетные учреждения | 50 — 500 |
Муниципальные учреждения | 50 — 200 |
Для учреждений бюджетов всех уровней | Имущество, без использования которого затрудняется деятельность |
В состав имущества включаются активы, поступившие централизовано при создании учреждения или в процессе ведения деятельности, а также приобретенное за средства, утвержденные сметой по статье для данного вида расходов.
Особо ценное движимое имущество (Сильвестрова Т
— для автономных учреждений, которые созданы на базе имущества, находящегося в муниципальной собственности, и муниципальных бюджетных учреждений — размер, установленный нормативным правовым актом местной администрации в интервале от 50 тыс. до 200 тыс. руб. либо органами местного самоуправления, осуществляющими функции и полномочия учредителя в отношении соответствующих муниципальных автономных и бюджетных учреждений, в интервале, установленном нормативным правовым актом местной администрации с соблюдением указанных ограничений, если этим нормативным правовым актом такое право будет предоставлено органам, осуществляющим функции и полномочия учредителя;
Исходя из вышеперечисленных норм законодательства, а также норм Инструкций N N 162н , 174н , Постановления N 538 и др. классификация движимого имущества на особо ценное и иное существует только в отношении бюджетных и автономных учреждений. У казенного учреждения особо ценного движимого имущества нет. Все действия, совершаемые казенным учреждением с имуществом, согласовываются с учредителем. Следовательно, учреждение при смене статуса (при переходе из бюджетного в казенное) все имущество, числящееся у него по коду вида деятельности 1, продолжает учитывать по этому коду вида деятельности.
Каким же образом учреждению определить первоначальную стоимость
Если субъект учета производит активы как для продажи, так и для использования в ходе выполнения им государственного задания, то первоначальная стоимость такого актива, признаваемого объектом основных средств, соответствует затратам на его производство. При этом в первоначальную стоимость такого объекта не включаются понесенные при его создании сверхнормативные потери сырья, трудовых и других ресурсов, учитываемые в составе расходов.
Если объект основных средств приобретен путем неденежной обменной операции, его первоначальной стоимостью является его справедливая стоимость на дату приобретения за исключением случаев, когда обменная операция не носит коммерческий характер или когда справедливую стоимость полученного или переданного актива невозможно надежно оценить.
В случае, если данные об остаточной стоимости передаваемого взамен актива по каким-либо причинам недоступны, либо на дату передачи остаточная стоимость передаваемого взамен актива нулевая, субъектом учета отражается приобретенный путем такой обменной операции актив в составе основных средств в условной оценке равной одному рублю.
Для случая необменных операций первоначальная стоимость объекта основных средств, приобретенного в ее результате, является его справедливая стоимость на дату приобретения.
В случае, если объект основных средств, приобретенный путем необменной операции, не может быть оценен по справедливой стоимости, оценка его первоначальной стоимости производится на основании остаточной стоимости переданного взамен актива.
В случае, если данные об остаточной стоимости передаваемого взамен актива по каким-либо причинам недоступны, либо на дату передачи остаточная стоимость передаваемого взамен актива нулевая, субъектом учета отражается приобретенный путем такой необменной операции актив в составе основных средств в условной оценке, равной одному рублю.
Также п. 24 Стандарта Основных средств говорится о том, что если объекты основных средств были получены от собственника (учредителя), иной организации государственного сектора, то они подлежат признанию в учете по стоимости, отраженной в передаточных документах.
После признания в бухгалтерском учете актива в качестве объекта ОС его учет осуществляется уже по балансовой стоимости. Суммы накопленной амортизации и накопленных убытков от обесценения объектов ОС отражаются в бухгалтерском учете обособленно. Амортизация отражается на счете 104.00, а сумма обесценения на счете 114.00.
В случаях, когда порядок эксплуатации объекта ОС требует замены отдельных составных частей объекта, затраты по такой замене, в том числе в ходе капитального ремонта, включаются в стоимость объекта в момент их возникновения при условии соблюдения критериев признания объекта ОС. При этом стоимость объекта уменьшается на стоимость заменяемых частей в соответствии с положениями Стандарта.
Если после признания объекта ОС в его балансовую стоимость включаются затраты на замену части объекта, то остаточная стоимость замененной части объекта должна быть отнесена на финансовый результат текущего периода вне зависимости от того, амортизировалась ли эта часть объекта или нет.
Если определить остаточную стоимость замененной части объекта ОС невозможно, то величина относимой на финансовый результат текущего периода остаточной стоимости заменной части объекта ОС может быть эквивалентна затратам на ее замену на момент их признания. Если объект основных средств предназначен для отчуждения не в пользу организаций государственного сектора, он отражается в бухгалтерском учете по справедливой стоимости, определяемой методом рыночных цен.
Результат переоценки до справедливой стоимости, определяемой методом рыночных цен, отражается в бухгалтерском учете и раскрывается в бухгалтерской (финансовой) отчетности обособленно в составе финансового результата текущего периода.
Исходя из п. 8 Инструкции N 174н для ведения бухгалтерского учета объектов основных средств — особо ценного движимого имущества бюджетного учреждения применяются следующие счета аналитического учета:
- 0 101 21 000 «Жилые помещения — особо ценное движимое имущество учреждения»;
- 0 101 22 000 «Нежилые помещения — особо ценное движимое имущество учреждения»;
- 0 101 23 000 «Сооружения — особо ценное движимое имущество учреждения»;
- 0 101 24 000 «Машины и оборудование — особо ценное движимое имущество учреждения»;
- 0 101 25 000 «Транспортные средства — особо ценное движимое имущество учреждения»;
- 0 101 26 000 «Производственный и хозяйственный инвентарь — особо ценное движимое имущество учреждения»;
- 0 101 27 000 «Библиотечный фонд — особо ценное движимое имущество учреждения»;
- 0 101 28 000 «Прочие основные средства — особо ценное движимое имущество учреждения».
Наименование операции |
Дебет |
Кредит |
|||||||||||||||||||||
Принятие к бухгалтерскому учету (п. 9 Инструкции N 174н) |
|||||||||||||||||||||||
1. Принятие к учету основных средств по |
0 101 21 310 - |
0 106 21 410 |
|||||||||||||||||||||
Документ-основание: Акт о приеме-передаче здания (сооружения) |
|||||||||||||||||||||||
основных средств (кроме зданий, сооружений) (ф. 0306031) |
|||||||||||||||||||||||
2. Увеличение первоначальной (балансовой) |
0 101 21 310 - |
0 106 21 410 |
|||||||||||||||||||||
Документ-основание: Акт о приеме-сдаче отремонтированных, |
|||||||||||||||||||||||
реконструированных, модернизированных объектов основных средств |
|||||||||||||||||||||||
(ф. 0306002) |
|||||||||||||||||||||||
3. Поступление основных средств в рамках |
4 101 21 310 - |
4 304 04 310 |
|||||||||||||||||||||
Документ-основание: Акт о приеме-передаче объекта основных средств (кроме |
|||||||||||||||||||||||
4. Безвозмездное получение основных средств: |
|||||||||||||||||||||||
- при закреплении права оперативного |
4 101 21 310 - |
4 401 10 180, |
|||||||||||||||||||||
- в иных случаях от резидентов РФ и |
2 101 21 310 - |
2 401 10 180 |
|||||||||||||||||||||
- от наднациональных организаций, |
2 101 21 310 - |
2 401 10 152, |
|||||||||||||||||||||
Документ-основание: Акт о приеме-передаче объекта основных средств (кроме |
|||||||||||||||||||||||
или их копий, заверенных нотариально |
|||||||||||||||||||||||
5. Принятие к учету основных средств в |
0 101 21 310 - |
0 105 27 440 |
|||||||||||||||||||||
Документ-основание: Требование-накладная (ф. 0315006) |
|||||||||||||||||||||||
6. Внутреннее перемещение основных средств |
0 101 21 310 - |
0 101 21 310 - |
|||||||||||||||||||||
Документ-основание: Накладная на внутреннее перемещение объектов основных |
|||||||||||||||||||||||
средств (ф. 0306032) |
|||||||||||||||||||||||
7. Оприходование неучтенных объектов |
0 101 21 310 - |
0 401 10 180 |
|||||||||||||||||||||
Документ-основание: Решение постоянно действующей комиссии по поступлению |
|||||||||||||||||||||||
8. Принятие к учету основных средств, |
0 101 21 310 - |
0 401 10 172 |
|||||||||||||||||||||
Документ-основание: Акт о приеме-передаче объекта основных средств (кроме |
|||||||||||||||||||||||
Выдача в эксплуатацию (п. 10 Инструкции N 174н) |
|||||||||||||||||||||||
9. Выдача в эксплуатацию основных средств |
0 401 20 271, |
0 101 21 410 - |
|||||||||||||||||||||
Документ-основание: Ведомость выдачи материальных ценностей на нужды |
|||||||||||||||||||||||
учреждения (ф. 0504210) |
|||||||||||||||||||||||
10. Выдача в эксплуатацию библиотечного |
0 101 21 310 - |
0 101 21 310 - |
|||||||||||||||||||||
Документ-основание: Требование-накладная (ф. 0315006) |
|||||||||||||||||||||||
Выбытие (п. 12 Инструкции N 174н) |
|||||||||||||||||||||||
11. Выбытие основного средства: |
|||||||||||||||||||||||
- при выявленных недостачах, хищениях |
0 104 21 410 - |
0 101 21 410 - |
|||||||||||||||||||||
- при уничтожении, разрушении, приведении в |
0 104 21 410 - |
0 101 21 410 - |
|||||||||||||||||||||
- по иным основаниям, в том числе по |
0 104 21 410 - |
0 101 21 410 - |
|||||||||||||||||||||
Документ-основание: Решение о списании объектов основных средств |
|||||||||||||||||||||||
библиотечного фонда (ф. 0504144) |
|||||||||||||||||||||||
12. Передача основного средства в рамках |
0 304 04 310 |
0 101 21 410 - |
|||||||||||||||||||||
Документ-основание: Акт о приеме-передаче объекта основных средств (кроме |
|||||||||||||||||||||||
Извещение (ф. 0504805) |
|||||||||||||||||||||||
13. Безвозмездная передача в соответствии с |
|||||||||||||||||||||||
- при передаче органу власти, |
0 401 20 241, |
0 101 21 410 - |
|||||||||||||||||||||
- при создании бюджетным учреждением |
0 215 00 000, |
0 101 21 410 - |
|||||||||||||||||||||
Документ-основание: Акт о приеме-передаче объекта основных средств (кроме |
|||||||||||||||||||||||
недвижимостью или их заверенных копий |
|||||||||||||||||||||||
14. Продажа (в случае и порядке, |
0 104 21 410 - |
0 101 21 410 - |
|||||||||||||||||||||
Документ-основание: Акт о приеме-передаче объекта основных средств (кроме |
|||||||||||||||||||||||
(кроме зданий, сооружений) (ф. 0306031) |
|||||||||||||||||||||||
Уценка (дооценка) (п. 13 Инструкции N 174н) |
|||||||||||||||||||||||
15. Суммы уценки (дооценки) стоимости |
0 401 30 000, |
0 101 00 000, |
|||||||||||||||||||||
Для ведения бухгалтерского учета материальных запасов — особо ценного движимого имущества применяются счета аналитического учета (п. 31 Инструкции N 174н):
- 0 105 21 000 «Медикаменты и перевязочные средства — особо ценное движимое имущество учреждения»;
- 0 105 22 000 «Продукты питания — особо ценное движимое имущество учреждения»;
- 0 105 23 000 «Горюче-смазочные материалы — особо ценное движимое имущество учреждения»;
- 0 105 24 000 «Строительные материалы — особо ценное движимое имущество учреждения»;
- 0 105 25 000 «Мягкий инвентарь — особо ценное движимое имущество учреждения»;
- 0 105 26 000 «Прочие материальные запасы — особо ценное движимое имущество учреждения»;
- 0 105 27 000 «Готовая продукция — особо ценное движимое имущество учреждения».
Наименование операции |
Дебет |
Кредит |
|||||||||||||
Принятие к учету (п. 34 Инструкции N 174н) |
|||||||||||||||
1. Поступление материальных запасов, |
0 105 21 340 - |
0 302 34 730, |
|||||||||||||
Документ-основание: первичные (сводные) учетные документы, подтверждающие |
|||||||||||||||
передаче (изготовлению) материальных ценностей |
|||||||||||||||
2. Принятие к учету материальных запасов по |
0 105 21 340 - |
0 304 04 340, |
|||||||||||||
Документ-основание: накладные, акты о приеме-передаче, Извещение |
|||||||||||||||
(ф. 0504805) |
|||||||||||||||
3. Оприходование материальных запасов в |
0 105 21 340 - |
0 106 24 340 |
|||||||||||||
Документ-основание: Требование-накладная (ф. 0315006) |
|||||||||||||||
4. Принятие к бухгалтерскому учету объектов материальных запасов по |
|||||||||||||||
стоимости, сформированной при безвозмездном получении: |
|||||||||||||||
- при закреплении права оперативного |
4 105 21 340 - |
4 401 10 180, |
|||||||||||||
- в иных случаях от резидентов РФ и |
2 105 21 340 - |
2 401 10 180 |
|||||||||||||
- при получении от наднациональных |
2 105 21 340 - |
2 401 10 152 |
|||||||||||||
5. Принятие к учету остающихся в |
2 105 21 340 - |
0 401 10 172 |
|||||||||||||
Документ-основание: акты на списание, предусмотренные Инструкцией N 174н; |
|||||||||||||||
Акт о приемке материалов (ф. 0315004) |
|||||||||||||||
6. Принятие к учету материальных запасов |
2 105 21 340 - |
0 401 10 180 |
|||||||||||||
Документ-основание: акты на списание, предусмотренные Инструкцией N 174н; |
|||||||||||||||
Акт о приемке материалов (ф. 0315004) |
|||||||||||||||
7. Оприходование неучтенных материальных |
2 105 21 340 - |
0 401 10 180 |
|||||||||||||
8. Принятие к учету материальных запасов, |
0 105 21 340 - |
0 401 10 172 |
|||||||||||||
9. Внутреннее перемещение материальных |
0 105 21 340 - |
0 105 21 340 - |
|||||||||||||
Документ-основание: Требование-накладная (ф. 0315006); Меню-требование на |
|||||||||||||||
(ф. 0504210) |
|||||||||||||||
Выбытие материальных запасов (п. 37 Инструкции N 174н) |
|||||||||||||||
10. Выбытие израсходованных материальных |
0 401 20 272, |
0 105 21 440 - |
|||||||||||||
Документ-основание: Меню-требование на выдачу продуктов питания |
|||||||||||||||
(ф. 0504044) |
|||||||||||||||
11. Передача материальных запасов для |
0 106 00 000, |
0 105 21 440 - |
|||||||||||||
Документ-основание: Требование-накладная (ф. 0315006); Меню-требование на |
|||||||||||||||
фуража (ф. 0504203) |
|||||||||||||||
12. Реализация готовой продукции, товаров |
0 401 10 130 |
0 105 27 440 |
|||||||||||||
Документ-основание: товарно-сопроводительные документы и иные первичные |
|||||||||||||||
13. Реализация материальных запасов, за |
0 401 10 172 |
0 105 21 440 - |
|||||||||||||
Документ-основание: товарно-сопроводительные документы, первичные учетные |
|||||||||||||||
документы на реализацию материальных ценностей |
|||||||||||||||
14. Выбытие материальных запасов, пришедших |
0 401 10 172 |
0 105 21 440 - |
|||||||||||||
Документ-основание: Акт о списании материальных запасов (ф. 0504230); Акт |
|||||||||||||||
о списании мягкого и хозяйственного инвентаря (ф. 0504143) |
|||||||||||||||
15. Выбытие материальных запасов согласно |
0 401 10 172 |
0 105 21 440 - |
|||||||||||||
16. Выбытие материальных запасов, пришедших |
0 401 20 273 |
0 105 21 440 - |
|||||||||||||
Документ-основание: Акт о списании материальных запасов (ф. 0504230); Акт |
|||||||||||||||
о списании мягкого и хозяйственного инвентаря (ф. 0504143) |
|||||||||||||||
17. Передача материальных запасов в рамках |
0 304 04 340 |
0 105 21 440 - |
|||||||||||||
Документ-основание: первичные учетные документы (товарно-сопроводительные |
|||||||||||||||
18. Передача материальных запасов органу |
0 401 20 241, |
0 105 21 440 - |
|||||||||||||
Документ-основание: первичные учетные документы, подтверждающие передачу |
|||||||||||||||
19. Безвозмездная передача материальных |
2 401 20 241 |
0 105 21 440 - |
|||||||||||||
20. Передача в случаях, предусмотренных |
0 215 00 000 |
0 105 21 440 - |
|||||||||||||
Документ-основание: товарно-сопроводительные документы, иные первичные |
|||||||||||||||
Вложения в особо ценное движимое имущество
Вложения в особо ценное имущество учитываются на следующих аналитических счетах:
- 0 106 21 000 «Вложения в основные средства — особо ценное движимое имущество учреждения»;
- 0 106 22 000 «Вложения в нематериальные активы — особо ценное движимое имущество учреждения»;
- 0 106 24 000 «Вложения в материальные запасы — особо ценное движимое имущество учреждения».
Наименование операции |
Дебет |
Кредит |
|||
Принятие к бухгалтерскому учету хозяйственных операций по вложениям в |
|||||
N 174н) |
|||||
1. Приобретение (изготовление, |
0 106 21 310, |
0 208 XX 660 |
|||
2. Приобретение основных средств, |
0 106 21 310, |
0 107 21 410, |
|||
3. Принятие к учету сумм вложений в |
0 106 21 310, |
0 304 04 310, |
|||
4. Принятие к бухгалтерскому учету |
0 101 21 310 - |
0 106 21 410, |
|||
5. Принятие к учету суммы произведенных |
0 102 20 320 |
0 106 22 420 |
|||
6. Принятие к учету суммы произведенных |
0 106 21 310, |
0 106 22 420 |
|||
7. Отнесение произведенных вложений, |
0 401 10 172 |
0 106 22 420 |
|||
8. Списание произведенных капитальных |
0 401 10 172 |
0 106 21 410, |
|||
9. Передача произведенных вложений в |
0 304 04 310, |
0 106 21 410, |
|||
10. Передача произведенных вложений в |
0 401 20 241 |
0 106 21 410, |
|||
11. Списание произведенных вложений, в том |
0 401 20 273 |
0 106 21 410 |
|||
12. Списание произведенных вложений, в том |
0 401 10 172 |
0 106 21 410 |
|||
Перечень особо ценного имущества
174-й ФЗ регламентирует, каким образом могут составляться перечни имущества, операции с которым требуют согласования с учредителями. К примеру, госорганы, являющиеся учредителями автономных предприятий, имеют все права по формированию таких перечней и включают в них позиции, числящиеся в федеральном бюджете.
Ведение перечня особо ценного движимого имущества осуществляется бюджетным учреждением на основании сведений бухгалтерского учета государственных (муниципальных) учреждений о полном наименовании объекта, отнесенного в установленном порядке к особо ценному движимому имуществу, его балансовой стоимости и об инвентарном (учетном) номере (при его наличии).
В соответствии с последними нововведениями в законодательство на правилах договора аренды недвижимость может передаваться лишь в случае одобрения сделки Росимуществом, в чей адрес направляют проект документации. В ряде случаев это не требуется: когда решение принимают предприятия, подчиненные Росморречфлоту, Минобороны. На особом положении находятся юрлица Управления делами Президента.
Для федеральных автономных учреждений — размер, установленный федеральными органами государственной власти, осуществляющими функции и полномочия учредителя, в отношении соответствующих федеральных автономных учреждений в интервале от 200 тыс. рублей до 500 тыс. рублей;
- насколько четко и достоверно была сформулирована информация в заявлении и прилагаемых бумагах;
- насколько была обоснована целесообразность распоряжения конкретным имуществом и насколько это может положительно сказаться на деятельности учреждения;
- соответствие соглашения на распоряжение действующему законодательству;
- в результате распоряжения не должно наблюдаться отрицательных последствий.
Бухучет и амортизация имущества
Учреждения принимают на учет имущество, переданное для ответственного управления. Обособленный учет ведется с использованием отдельных счетов. В учете ОЦДИ используется цифра «2» в 22 разряде номера счета. Аналитический учет ведется в разрезе объектов. Регистры плана счетов указаны в таблице:
Номер счета | Наименование |
0 101 20 000 | ОС- ОЦДИ |
0 102 20 000 | НМА– ОЦДИ |
0 105 20 000 | МЗ — ОЦДИ |
Списание амортизации осуществляется в себестоимости продукции при участии имущества в деятельности по созданию объекта или в составе текущих затрат. При определении ежемесячной суммы величина рассчитывается с учетом стоимости и нормы амортизации. Полная амортизация имущества не является основанием для списания объекта.
Рубрика «Вопросы и ответы»
Вопрос №1. Кто в учреждениях определяет отнесение имущества к ОЦДИ по перечню, установленному органом управления?
В учреждении избираются постоянно действующие комиссии. Утверждение состава и срока действия полномочий осуществляется приказом руководителя. В обязанности комиссии входит проведение инвентаризаций, переоценок и списания ОЦДИ.
Вопрос №2. Можно ли принять на учет имущество в частичной стоимости? Оплата была произведена частично за счет средств, поступивших от ведения деятельности.
Поставить частично на учет нельзя. Имущество представляет собой единый инвентарный объект, постановка на учет которого производится в полном объеме.
Вопрос №3. Имеет ли право учреждение самостоятельно определить перечень особо ценного имущества, если утвержденный учредителем список отсутствует?
Нет, самостоятельное распоряжение имуществом, включая определение категории учреждением не допускается. Кроме утверждения перечня ОЦДИ учредитель должен довести приказ до организации.
Вопрос №4. Как производится модернизация ОЦДИ – замена одного из блоков, составляющих имущественный комплекс?
Принятие решения о замене части имущества осуществляется на основании решения инвентаризационной комиссии. Далее производится частичная ликвидация одного из блоков имущества и последующее дооборудование с увеличением стоимости имущества.
Вопрос №5. Как часто корректируются величины стоимости имущества?
Изменение показателей устанавливается по договоренности с учредителем. Минимальное число раз – однократное в течение года. Порядок закрепляется во внутренних документах.
Порядок определения принадлежности имущества
Нет ---------------------------------------------------¬
-----+1. Поступившее имущество закреплено за учреждением¦
¦ ¦собственником или приобретено за счет его целевых ¦
¦ ¦средств? ¦
¦ L-------------------------T-------------------------
¦ ¦/ Да
¦ --------------------------+------------------------¬ Да
¦ ¦2. Поступившее имущество является недвижимым? +-----------¬
¦ L-------------------------T------------------------- ¦
¦ ¦/ Нет ¦
¦ --------------------------+------------------------¬ Да ¦
¦ ¦3. Стоимость поступившего имущества превышает +-------¬ ¦
¦ ¦предел, установленный учредителем? ¦ ¦ ¦
¦ L-------------------------T------------------------- ¦/ ¦/
¦ ¦/ Нет ---+---+-----¬
¦ --------------------------+------------------------¬ Да ¦Особо ценное¦
¦ ¦4. Поступившее имущество относится к имуществу, +--->¦ имущество ¦
¦ ¦без которого, по мнению учредителя, осуществление ¦ L--T---T------
¦ ¦деятельности учреждения будет существенно ¦ /¦ /¦
¦ ¦затруднено? ¦ ¦ ¦
¦ L-------------------------T------------------------- ¦ ¦
¦ ¦/ Нет ¦ ¦
¦ --------------------------+------------------------¬ Да ¦ ¦
¦ ¦5. Поступившее имущество относится к виду +-------- ¦
¦ ¦имущества, напрямую отнесенному учредителем ¦ ¦
¦ ¦к особо ценному? ¦ ¦
¦ L-------------------------T------------------------- ¦
¦ ¦/ Нет ¦
¦ --------------------------+------------------------¬ Да ¦
¦ ¦6. Поступившее имущество подлежит отчуждению +------------
¦ ¦в специальном порядке? ¦
¦ L-------------------------T-------------------------
¦ ¦/ Нет
¦ --------------------------+------------------------¬
L--->¦ Не особо ценное имущество ¦
L---------------------------------------------------
Заключение. Если недвижимое имущество закрепляется за учреждением или приобретается за счет средств, выделенных на его приобретение, то данное имущество автоматически приобретает статус особо ценного имущества и какого-либо дополнительного подтверждения того, что это имущество является особо ценным, учреждение от учредителя получать не обязано.
С Какой Суммы Считается Особо Ценное Имущество В Бюджетном Учреждении
При недействительности сделки каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке, а в случае невозможности возвратить полученное в натуре (в том числе тогда, когда полученное выражается в пользовании имуществом, выполненной работе или предоставленной услуге) возместить его стоимость в деньгах, если иные последствия недействительности сделки не предусмотрены законом (ст. 167 ГК РФ).
Обращение о предварительном согласовании совершения крупной сделки должно быть в установленном порядке подписано руководителем учреждения либо лицом, исполняющим его обязанности. Прилагаемые к обращению документы должны быть подписаны, а копии документов – заверены подписью руководителя либо лица, исполняющего его обязанности, и печатью учреждения.
Нормативное регулирование: новые условия
В 2010 году был принят новый федеральный закон, опубликованный 3 ноября под номером 174 и посвященный автономным учреждениям. В нем также раскрывается понятие особо ценного имущества, рассматриваются особенности взаимодействия с ним.
Из 174-го закона следует, что у автономного предприятия нет права на свое усмотрение распоряжаться недвижимостью или имуществом, включенным в перечень особо ценного, а придется сперва оформить согласование с учредителем, по чьей инициативе за учреждением закреплены позиции. Здесь дополнительно прописано, что имущество, оказавшееся у автономного предприятия не в рамках закрепления за ним позиций, находится в свободном пользовании этого юридического лица и сделки с ним не требуют специального согласования.
Особо ценное движимое имущество от какой суммы 2022 в бюджетном учреждении
Бухгалтерский учет особо ценного имущества осуществляется в соответствии с Инструкцией N 157н и Инструкцией N 174н . Следует отметить, что общие положения по учету нефинансовых активов согласно Инструкции N 157н (объект, единица учета, формирование первоначальной стоимости и т.д.) были рассмотрены в статье «Учет недвижимого имущества» (N 3, 2011) и в статье «Учет иного движимого имущества» (N 4, 2011). В данной статье приведем бухгалтерские записи по отражению хозяйственных операций с особо ценным движимым имуществом учреждения в соответствии с Инструкцией N 174н и Указаниями N 190н .
Приказ Минфина России от 16.12.2010 N 174н «Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений и Инструкции по его применению».
Приказ Минфина России от 28.12.2010 N 190н «Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации».
Автономное учреждение без согласия учредителя не вправе распоряжаться недвижимым имуществом и ОЦДИ, закрепленными за ним учредителем или приобретенными самим учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение этого имущества. Остальным имуществом, в том числе недвижимостью, автономное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно (ч. 2 ст. 3 Закона № 174-ФЗ).
Согласно ч. 4 ст. 2 Федерального закона от 03.11.
2006 № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях» (далее — Закон № 174-ФЗ) автономное учреждение отвечает по своим обязательствам имуществом, находящимся у него на праве оперативного управления, за исключением недвижимого имущества и ОЦДИ, закрепленных за ним учредителем или приобретенных автономным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение этого имущества.
При поступлении имущества определяется его принадлежность к ОЦДИ. К имуществу относятся основные средства (ОС), нематериальные активы (НМА) и материальные запасы (МЗ). В состав основных средств не включается недвижимость – здания, сооружения, участки. Для уточнения отнесения объекта к недвижимости можно воспользоваться справочником ОКОФ. Среди имущества встречаются объекты со сложной идентификацией принадлежности. Например, к зданиям относят:
- Передвижные мастерские, АТС, кухни.
- Щитовые домики, плавучие сооружения для проживания.
- Вагоны-лаборатории, передвижной диагностический автотранспорт, электростанции или трансформаторное оборудование, установленное в вагонах или автомобилях.
Постановка на учет производится вне зависимости от источника приобретения имущества. К каждому из объектов прикрепляется инвентарная карточка, в которой указываются основные данные актива. Комиссия по приемке устанавливает срок полезного использования объекта. В регистрах и балансе ОЦДИ выделяется на отдельных счетах.
Учреждения могут приобретать ОЦДИ по стоимости ниже 3 тысяч рублей. Согласно инструкции № 157н при постановке активов производится одновременное списание за баланс с применением забалансового счета 21. К регистру открываются субсчета для раздельного учета ОЦДИ и прочего имущества.
Данный порядок предусмотрен только к движимому имуществу, в состав которых включается ОЦДИ.