Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Какие налоги платит нотариус в 2023 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Согласно ст.86 НК РФ банки открывают счета адвокатам и нотариусам, предоставляют им право использовать корпоративные электронные средства платежа для переводов электронных денежных средств только при предъявлении свидетельства о постановке на учет в налоговом органе.
Статья 85 НК РФ определяет уполномоченные государственные органы, которые обязаны сообщать в налоговые органы сведения, связанные с учетом нотариусов и адвокатов:
- Органы юстиции, наделяющие нотариусов полномочиями, обязаны сообщать в налоговые органы по месту своего нахождения о физических лицах, назначенных на должность нотариуса, занимающегося частной практикой, или освобожденных от нее, в течение пяти дней со дня издания соответствующего приказа.
- Адвокатские палаты субъектов Российской Федерации обязаны не позднее 10-го числа каждого месяца сообщать в налоговый орган по месту нахождения адвокатской палаты субъекта Российской Федерации сведения об адвокатах, внесенные в предшествующем месяце в реестр адвокатов субъекта Российской Федерации (в том числе сведения об избранной ими форме адвокатского образования) или исключенные из указанного реестра, а также о принятых за этот месяц решениях о приостановлении (возобновлении) статуса адвоката.
Банк обязан сообщить в налоговый орган по месту своего нахождения информацию об открытии или о закрытии счета, вклада (депозита), об изменении реквизитов счета, вклада (депозита) адвоката или нотариуса, о предоставлении права или прекращении права использовать корпоративные электронные средства платежа для переводов электронных денежных средств, а также об изменении реквизитов корпоративного электронного средства платежа.
Информация сообщается в электронной форме в течение трех дней со дня соответствующего события.
Банки обязаны выдавать налоговым органам справки о наличии счетов, вкладов (депозитов) в банке и (или) об остатках денежных средств на счетах, вкладах (депозитах), выписки по операциям на счетах, по вкладам (депозитам) нотариусов и адвокатов, а также справки об остатках электронных денежных средств и о переводах электронных денежных средств в соответствии с законодательством Российской Федерации в течение трех дней со дня получения мотивированного запроса налогового органа.
Справки о наличии счетов, вкладов (депозитов) и (или) об остатках денежных средств на счетах, вкладах (депозитах), выписки по операциям на счетах, по вкладам (депозитам) нотариусов и адвокатов в банке, справки об остатках электронных денежных средств и о переводах электронных денежных средств могут быть запрошены налоговыми органами в случаях проведения налоговых проверок указанных лиц либо истребования у них документов (информации), а также в случаях вынесения решения о взыскании налога, принятия решений о приостановлении операций по счетам адвоката или нотариуса, приостановлении переводов электронных денежных средств или об отмене приостановления операций по счетам адвоката или нотариуса, отмене приостановления переводов электронных денежных средств.
Вышеуказанные справки могут быть запрошены налоговыми органами при наличии согласия руководителя вышестоящего налогового органа или руководителя (заместителя руководителя) федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов или на основании запроса уполномоченного органа иностранного государства в случаях, предусмотренных международными договорами Российской Федерации.
Если формируете платежку вместо уведомления
Напомним, что с 2023 года организации и ИП должны сдавать в ИФНС уведомления об исчисленных налогах и взносах.
Уведомление об исчисленных суммах представляется по тем налогам и взносам, по которым по сроку уплаты еще не подается налоговая отчетность (п. 9 ст. 58 НК). Это ежемесячные платежи по НДФЛ и страховым взносам, авансовые платежи по налогу на имущество, транспортному и земельному налогам, по ЕСХН и налогу по УСН.
Однако в 2023 году – переходный период. Пока организации и ИП вправе вместо уведомлений направлять в ИФНС «старые» платежки по каждому налогу или взносам. Но заполнять их нужно по-особенному.
С 11 февраля 2023 года стало ясно, какие данные нужно внести в платежку-уведомление:
Поле | Что вносим в платежку |
Поле 104 | КБК конкретного налога или взносов из 20 знаков, как в уведомлении. |
КПП плательщика | Значение КПП плательщика, за кого платим. |
Поле 105 | Код ОКТМО из 8 цифр. |
Поля «106», «108» и «109» | «0» (ноль). Если показать другое значение, в ИФНС сами решат принадлежность платежа. |
Поле 107 | Налоговый период из 10 знаков, 2 из которых – разделительные, их заполняем точкой («.») |
«ИНН» и «КПП» получателя | ИНН и КПП уполномоченного территориального налогового органа – администратора источников финансирования дефицита федерального бюджета. |
Поле «Получатель» | Сокращенное наименование органа Казначейства и в скобках – наименование уполномоченного налогового органа, который администрирует источники финансирования дефицита федерального бюджета. |
«Назначение платежа» | Дополнительные данные для идентификации назначения платежа. |
Поле «101» | 02 |
Итоговая шпаргалка (пямятка)
Поле | Платежка по ЕНП | Платежка вместо уведомления о начислениях | Платежки не на ЕНС |
Плательщик (поле 8) | Краткое наименование организации или обособленного подразделения; Ф.И.О предпринимателя |
||
КПП плательщика (поле 102) | У российских организаций – «0», но допустимо указать КПП плательщика. У ИП – «0» | КПП, присвоенный инспекцией, куда организация платит налоги, сборы или взносы. У ИП – «0» | |
Статус плательщика (поле 101) | 01 | 02 | 01 |
КБК (поле 104) | КБК ЕНП – 18201061201010000510 | КБК налога, сбора или взносов | КБК налога или сбора |
ОКТМО (поле 105) | 0, но допустимо указать ОКТМО территории, куда по НК зачисляется платеж | ОКТМО территории, куда по НК зачисляется платеж | |
Основание платежа (поле 106) | |||
Налоговый период (поле 107) | Период, за который перечисляете налог или взносы | ||
Номер документа-основания платежа (поле 108) | |||
Дата документа-основания платежа (поле 109) |
Подписи, копии и выписки
Нотариальное действие |
Нотариальный тариф |
Правовая и техническая работа |
Необходимые документы |
---|---|---|---|
Свидетельствование подлинности подписи на заявлениях в налоговые органы (кроме регистрации ЮЛ и ИП) |
Для физических лиц: Для юридических лиц и ИП: Дополнительные документы: |
||
От юридических лиц |
200 руб. (одна подпись) |
1 900 руб. |
|
От физических лиц и ИП |
100 руб. (одна подпись) |
1 400 руб. |
|
Свидетельствование подлинности подписи на заявлениях в налоговые органы при создании ЮЛ и ИП* |
|||
Регистрация ЮЛ |
200 руб. (одна подпись) |
3 500 руб. |
|
Регистрация ИП |
100 руб. (одна подпись) |
2 000 руб. |
|
Свидетельствование подлинности подписи на банковских карточках |
|||
Для физических лиц |
200 руб. (одна подпись) |
1 400 руб. (подпись ИП на одной карточке) |
|
Для юридических лиц |
200 руб. (одна подпись) |
1 900 руб. (подпись представителя ЮЛ на одной карточке) |
|
Свидетельствование подлинности подписи на заявлениях общего характера и других документах |
|||
Для всех лиц |
100 руб. (одна подпись) |
1 400 руб.- для физ. лиц и ИП; |
|
Свидетельствование верности копий и выписок |
|||
Удостоверение равнозначности документов |
50
|
от 150 руб. за страницу |
1. Паспорт обратившегося лица в подлиннике. |
Свидетельствование верности копии документа и выписок из них, за страницу копии (выписки) |
10 руб. за страницу |
90 руб. за страницу |
Порядок определения размера пенсионных взносов
Фиксированный размер пенсионных взносов, перечисляемых самозанятыми гражданами, определяется исходя из увеличенного в 12 раз двукратного размера МРОТ и страхового тарифа.
См. ч. 1.1 ст. 14 Закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ
В 2013 году вышеуказанные лица должны уплатить в ПФР за себя 32 479 руб. 20 коп. Причем эта сумма постоянная и не изменялась в зависимости от величины полученного дохода.
С 1 января 2014 года размер страхового взноса, перечисляемого в ПФР предпринимателями, адвокатами и нотариусами за себя, будет определяться в зависимости от того, превысила ли величина доходов пороговую сумму в 300 000 руб.
Если доходы плательщика взносов за расчетный период не превышают указанную сумму, то в ПФР необходимо будет перечислить фиксированный платеж.
- Фиксированный платеж, перечисляется не позднее 31 декабря текущего расчетного периода. Сумму взносов, исчисленную с дохода, превышающего 300 000 руб., необходимо будет уплатить не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим расчетным периодом.
- Общая сумма страховых взносов в ПФР, перечисляемых за себя плательщиками, доход которых превышает 300 000 руб., ограничена предельной величиной. Она рассчитывается исходя из увеличенного в 12 раз восьмикратного МРОТ, установленного на начало года, за который уплачиваются взносы, и тарифа 26%. Таким образом, при условии, что предпринимателям, нотариусам и адвокатам, доход которых превышает 300 000 руб., за 2014 год в ПФР необходимо будет перечислить за себя не более 129 916 руб. 80 коп.
- Размер дохода плательщика взносов определяется по правилам Налогового кодекса РФ в соответствии с тем режимом налогообложения, который применяет конкретный плательщик (общий режим, ЕСХН, УСН, ЕНВД, ПСН). Если применяется несколько режимов налогообложения, то доходы от деятельности следует суммировать. Данные правила установлены новой ч. 8 ст. 14 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ.
- Согласно Закону № 237-ФЗ изменен и порядок расчета пенсионных взносов главами крестьянских фермерских хозяйств. Напомним, что в этом году они должны уплатить пенсионные взносы за себя и членов хозяйства, как и иные самозанятые лица, исходя из увеличенного в 12 раз двукратного размера МРОТ и страхового тарифа. За 2014 г. фиксированный размер пенсионных взносов будет определяться как произведение однократного годового МРОТ, тарифа страховых взносов и количества членов хозяйства, включая его главу. Данный размер не будет зависеть от величины доходов хозяйства. Соответствующие изменения внесены в ч. 2 ст. 14 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ.
- Уплата может производиться как одной, так и несколькими суммами в течение года.
- Данные о доходах граждан в Пенсионный фонд будут направлять сами налоговики в срок до 15 июня года, следующего за расчетным периодом.
- Плательщикам взносов необходимо вовремя сообщать о том, заработанной сумме. Если доход не превышает 300 тысяч рублей, страховые взносы (как и раньше) должны быть уплачены не позднее 31 декабря текущего года.
C суммы дохода, превышающей 300 тысяч, — не позднее 1 апреля следующего года. Если эти сроки сдачи отчетности будут нарушены, то размер страховых взносов будет рассчитан по максимальной ставке, исходя не из одного, а из восьми МРОТ. Каким бы маленьким не был при этом размер дохода.
Например, если, индивидуальный предприниматель, который должен платить страховой взнос, исходя из одного МРОТ (17 тысяч 328 руб. 48 коп) пропустит срок отчета о доходах (до 1 апреля каждого года, следующего за расчетным периодом), Сумма платежа превысит 138 тысяч рублей. А если уплата не последует, то будут начисляться. А это еще 40 процентов от 138 тысяч рублей. Таким образом, в год «страховому уклонисту» может набежать до 200 тысяч рублей. Эти деньги Пенсионный фонд вправе взыскать по суду.
В связи с необходимостью организации эффективного контроля за деятельностью нотариусов, занимающихся частной практикой, Основами предусматривается создание во всех субъектах Российской Федерации нотариальных палат — некоммерческих организаций, представляющих собой профессиональные объединения нотариусов, занимающихся частной практикой (ч.1 ст.24 Основ).
Реализация нотариальной палатой полномочий по осуществлению контроля за исполнением нотариусами, занимающимися частной практикой, своих профессиональных обязанностей, предполагает обязательность членства в ней нотариусов (ч.4 ст.2 и ч.1 ст.24 Основ), что выступает в качестве установленного законодателем условия профессиональной деятельности. С момента наделения полномочиями по осуществлению частной нотариальной деятельности нотариус в силу закона становится членом соответствующей нотариальной палаты как профессионального объединения.
Нотариальные палаты выполняют и другие специфические публично значимые задачи — оказывают содействие в развитии частной нотариальной деятельности, организации стажировки претендентов на должность нотариуса, повышении профессиональной подготовки нотариусов, возмещении затрат на экспертизы, назначенные судом по делам, связанным с деятельностью нотариусов, организации страхования нотариальной деятельности для обеспечения возмещения возможного ущерба от нотариальных действий (ч.2 ст.25 Основ).
Суммы тарифов, не взысканные с лиц, имеющих льготы по оплате
За совершение нотариальных действий, составление проектов документов, выдачу копий (дубликатов) документов и выполнение технической работы нотариус, работающий в государственной нотариальной конторе, взимает государственную пошлину по ставкам, установленным законодательством Российской Федерации (ч.1 ст.22 Основ).
За выполнение действий, когда для них законодательными актами Российской Федерации предусмотрена обязательная нотариальная форма, нотариус, занимающийся частной практикой, взимает плату по тарифам, соответствующим размерам государственной пошлины, предусмотренной за совершение аналогичного действия в государственной нотариальной конторе. Льготы для физических и юридических лиц, предусмотренные законодательством о государственной пошлине, распространяются на этих лиц при совершении нотариальных действий, составлении проектов документов, выдаче копий и выполнении технической работы как нотариусами, работающими в государственных нотариальных конторах, так и нотариусами, занимающимися частной практикой (ч.2 и 4 ст.22 Основ).
Пунктом 5 ст.5 Закона Российской Федерации от 9 декабря 1991 г. N 2005-1 «О государственной пошлине» предусмотрен перечень физических и юридических лиц, освобожденных от уплаты государственной пошлины в органах, совершающих нотариальные действия.
В развитие установленного порядка реализации указанных льгот, пп.»а» п.3 Постановления Верховного Совета РФ от 11 февраля 1993 г. N 4462-1 «О порядке введения в действие Основ законодательства Российской Федерации о нотариате» Правительству Российской Федерации было предписано в трехмесячный срок привести решения Правительства в соответствие с указанными Основами. При этом необходимо иметь в виду, что при исчислении подоходного налога с нотариуса, занимающегося частной практикой, состав его расходов увеличивается на общую сумму тарифов за совершение нотариальных действий, составление проектов документов, выдачу копий (дубликатов) документов, выполнение технической работы в отношении лиц, предусмотренных ч.4 ст.22 указанных Основ. Общая сумма тарифов за совершение указанных действий исчисляется исходя из ставок государственной пошлины за аналогичные действия в государственной нотариальной конторе.
Оформление наследства по завещанию
Справедливости ради надо сказать, что в России оформление наследства после смерти по завещанию – процедура достаточно редкая. У нас традиционно завещаний не пишут. И вообще в большинстве семей считается дурным тоном обсуждать будущее наследство старших родственников. И уж тем более, не составляют завещания совсем молодые люди, как это принято на Западе.
На практике бывает, что отсутствие завещания приводит к наследственным спорам. Но с другой стороны, и судебные процессы по оспариванию условий завещания тоже не редкость. Так что есть завещание, или нет, процедура и сложность оформления наследства в корне не меняется.
- Наследник/наследники обращаются к нотариусу, который регистрировал завещание.
- Тот выдает свидетельства о наследовании имущества, согласно волеизъявлению наследодателя.
Пошаговый порядок оформления наследства по завещанию таков:
- Лицо, или лица, указанные в завещании, открывают у нотариуса дело о наследстве.
- Готовят все необходимые документы для получения свидетельства.
- Оплачивают пошлину.
- Получают бланки свидетельств, на основании которых оформляют унаследованное имущество на себя.
В 2023 году в России проведут государственную кадастровую оценку сооружений, объектов незавершенного строительства, зданий и помещений. С этого момента переоценка будет проводиться во всех регионах раз в четыре года, а в городах федерального значения — раз в два года. Данные изменения направлены на то, чтобы сделать практику переоценки единой для всей России, а сведения о кадастровой стоимости актуальными среди всех регионов страны.
Переоценка кадастровой стоимости объектов недвижимости ведет к изменению суммы налога в будущем, поскольку кадастровая стоимость является основой для его расчета, пояснил Вячеслав Климов. «Но результаты этой переоценки россияне увидят в 2024 году, когда будут платить налог на имущество за 2023 год», — отметил он.
Информацию о том, как изменится кадастровая стоимость, можно узнать из выписки из ЕГРН или справки о кадастровой стоимости, которые можно получить в МФЦ или заказать в территориальных управлениях Росреестра.
Процент и размер госпошлины за вступление в наследство
Сумма сбора определяется законом и зависит от степени родственных отношений и цены имущества. Уменьшение налоговой ставки предусмотрено только для льготной категории претендентов.
Размер пошлины в 2022 году
№ п/п | Фиксированная ставка | Плательщики | Предельная сумма |
---|---|---|---|
1 | 0,3% | Родители, дети супруги, братья и сестры | 100 000 р. |
2 | 0,6% | Другие правопреемники | 1 000 000 р. |
Согласно ст. 86 НК РФ банки открывают счета адвокатам и нотариусам, предоставляют им право использовать корпоративные электронные средства платежа для переводов электронных денежных средств только при предъявлении свидетельства о постановке на учет в налоговом органе.
Банк обязан сообщить в налоговый орган по месту своего нахождения информацию об открытии или о закрытии счета, вклада (депозита), об изменении реквизитов счета, вклада (депозита) адвоката или нотариуса, о предоставлении права или прекращении права использовать корпоративные электронные средства платежа для переводов электронных денежных средств, а также об изменении реквизитов корпоративного электронного средства платежа.
Информация сообщается в электронной форме в течение трех дней со дня соответствующего события.
Банки обязаны выдавать налоговым органам справки о наличии счетов, вкладов (депозитов) в банке и (или) об остатках денежных средств на счетах, вкладах (депозитах), выписки по операциям на счетах, по вкладам (депозитам) нотариусов и адвокатов, а также справки об остатках электронных денежных средств и о переводах электронных денежных средств в соответствии с законодательством Российской Федерации в течение трех дней со дня получения мотивированного запроса налогового органа.
Справки о наличии счетов, вкладов (депозитов) и (или) об остатках денежных средств на счетах, вкладах (депозитах), выписки по операциям на счетах, по вкладам (депозитам) нотариусов и адвокатов в банке, справки об остатках электронных денежных средств и о переводах электронных денежных средств могут быть запрошены налоговыми органами в случаях проведения налоговых проверок указанных лиц либо истребования у них документов (информации), а также в случаях вынесения решения о взыскании налога, принятия решений о приостановлении операций по счетам адвоката или нотариуса, приостановлении переводов электронных денежных средств или об отмене приостановления операций по счетам адвоката или нотариуса, отмене приостановления переводов электронных денежных средств.
Вышеуказанные справки могут быть запрошены налоговыми органами при наличии согласия руководителя вышестоящего налогового органа или руководителя (заместителя руководителя) федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов или на основании запроса уполномоченного органа иностранного государства в случаях, предусмотренных международными договорами Российской Федерации.
Другая ситуация с НДС у нотариусов. Подпункт 17 п. 3. ст. 149 НК РФ освобождает от обложения НДС только услуги, за которые взымается государственная пошлина. Статья 333.24 НК РФ определяет размеры государственной пошлины за совершение нотариальных действий. И может возникнуть ощущение, что платить НДС с нотариальных услуг не надо, но в большинстве случаев это не так.
Большинство нотариусов уже давно не придерживается тарифов, определенных ст. 333.24 НК РФ, взымая с потребителей своих услуг гораздо большие суммы, которые иногда камуфлируются под технические услуги. Согласно многочисленным разъяснениям налоговых органов, любые суммы полученные частными нотариусами сверх установленных размеров, определенных в НК РФ, должны облагаться НДС. К сожалению, автор придерживается аналогичного мнения по данному вопросу.
Согласно ст.227 НК РФ нотариусы, занимающиеся частной практикой, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты и другие лица, занимающиеся в установленном действующим законодательством порядке частной практикой, самостоятельно исчисляют и уплачивают НДФЛ — по суммам доходов, полученных от своей деятельности.
Статья 226 НК РФ относит адвокатов и нотариусов к налоговым агентам, это означает, что нотариусы, занимающиеся частной практикой, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, от которых или в результате отношений с которыми другой налогоплательщик получил доходы, обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить сумму налога, исчисленную в соответствии со ст. 224 НК РФ.
При определении налоговой базы по НДФЛ учитываются все доходы, полученные как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение которыми возникло, а также доходы в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со ст. 212 НК РФ.
По умолчанию на все доходы адвокатов, нотариусов и их будет начисляться НДФЛ по ставке 13%, при этом, адвокаты, кроме стандартных, социальных, имущественных вычетов, могут воспользоваться еще и профессиональными налоговыми вычетами, что зачастую сильно уменьшает выплаты данного вида налога.
Налоговым периодом по НДФЛ является календарный год (ст. 216 НК РФ).
Общая сумма налога, подлежащая уплате в соответствующий бюджет, исчисляется адвокатом или нотариусом с учетом сумм налога, удержанных ими, как налоговыми агентами при выплате налогоплательщику дохода, а также сумм авансовых платежей по налогу, фактически уплаченных в соответствующий бюджет.
Убытки прошлых лет не уменьшают налоговую базу.