Основы деятельности негосударственных пенсионных фондов

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Основы деятельности негосударственных пенсионных фондов». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Негосударственное пенсионное обеспечение является дополнительным по отношению к государственному и может осуществляться в форме дополнительных профессиональных пенсионных систем отдельных предприятий, отраслей экономики либо территорий, а также в форме личного пенсионного страхования граждан, осуществляющих накопление средств на дополнительное пенсионное обеспечение.

Что именно делает НПФ?

1. Он управляет пенсионными накоплениями гражданина, которые формируются на индивидуальном счете.

Эти средства входят в систему обязательного пенсионного страхования (ОПС). Когда клиент НПФ достигает пенсионного возраста, фонд назначает и выплачиваем ему пенсию из накопленных средств. Чем лучше работает НПФ, тем больший доход он зарабатывает своим клиентам – и тем выше их будущая пенсия.

Подробнее – читайте статью «Что такое накопительная пенсия и кто ей управляет?».

2. С его помощью можно формировать дополнительную пенсию.

К примеру, вы направили свои накопления в НПФ и полностью довольны тем, как он распоряжается вашими средствами. В таком случае можно также начать накапливать и на дополнительную пенсию, предварительно заключив с фондом еще один договор. Или выбрать другой фонд для формирования дополнительной пенсии. Это и есть негосударственное пенсионное обеспечение (НПО) – деньги, которые вы откладываете самостоятельно и отдаете под управление НПФ.

Подробнее – читайте статью «Как увеличить будущую пенсию: разбираемся в негосударственном пенсионном обеспечении (НПО)».

Как показывает практика и опыт развитых стран, рыночные отношения

по мере своего развития порождают собственную противоположность — гарантированную социальную защиту нетрудоспособных категорий населения. Последствия рыночных отношений:

  • нестабильность вызывает требование стабильности;
  • дифференциация доходов вызывает более справедливое перераспределение доходов;
  • инфляция — регулирование цен;
  • безработица — социальные гарантии и т.д.

Поэтому пенсионная система является необходимым механизмом в рыночных отношениях, гарантирующим постоянную стабилизацию социальных балансов в обществе, способствующим стабильному экономическому развитию государства.

Основным показателем уровня развития общества является степень социальной защиты населения. Одним из видов такой защиты, предоставляемой государством, является пенсионное обеспечение.

Пенсионное обеспечение в РФ — обеспечение обществом доходов престарелых, инвалидов и семей, потерявших кормильца, в порядке, установленном федеральным законодательством.

По мере эволюции системы пенсионного обеспечения в России эта функция перестала принадлежать исключительно государству. Результатом пенсионной реформы 2002 года явилось разделение функции пенсионного обеспечения между государством, негосударственными пенсионными фондами и самим населением. Основная роль в новой системе отведена пенсионным фондам (государственному и негосударственным) и их управляющим компаниям. Именно за счет их услуг по инвестированию пенсионных накоплений планируется организовать достойный уровень пенсионного обеспечения населения Российской Федерации.

Основным звеном в накопительной системе пенсионного обеспечения является негосударственный пенсионный фонд. Негосударственный пенсионный фонд — особая организационно-правовая форма некоммерческой организации социального обеспечения, исключительными видами деятельности которой являются: деятельность по негосударственному пенсионному обеспечению участников фонда в соответствии с договорами негосударственного пенсионного обеспечения; деятельность в качестве страховщика по обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» и договорами об обязательном пенсионном страховании.

Деятельность фонда по негосударственному пенсионному обеспечению участников фонда осуществляется на добровольных началах и включает в себя аккумулирование пенсионных взносов, размещение и организацию размещения пенсионных резервов, учет пенсионных обязательств фонда, назначение и выплату негосударственных пенсий участникам фонда.

Актуальность темы не оставляет сомнений, так как затрагивает интересы каждого гражданина Российской Федерации на любом этапе его жизни. Существующая система пенсионного обеспечения предусматривает максимальную информированность населения обо всех возможностях инвестирования и преумножения своих пенсионных накоплений. Следовательно, изучение и освещение данной темы уже сейчас закладывает основу стабильного и обеспеченного будущего.

Цель исследования состоит в том, чтобы рассмотреть негосударственные пенсионные фонды и их роль в реализации задач пенсионного обеспечения в России.

В соответствии с поставленной целью, определены следующие задачи:

  • определить сущность негосударственных пенсионных фондов и их функции;
  • рассмотреть государственное регулирование деятельности негосударственных пенсионных фондов;
  • рассмотреть механизм управления пенсионными накоплениями в негосударственных пенсионных фондах;
  • проанализировать развитие негосударственного пенсионного обеспечения в России;
  • проанализировать роль негосударственных пенсионных фондов в реализации задач государственного пенсионного страхования;
  • охарактеризовать проблемы и перспективы развития в деятельности негосударственных пенсионных фондов в России.

Объектом исследования курсовой работы является негосударственные пенсионные фонды.

Предмет исследования – деятельность негосударственных пенсионных фондов.

Для написания работы использовались нормативные акты Российской Федерации, научно-практические комментарии к нормативным актам, специальная литература, периодика и интернет ресурсы.

Негосударственные пенсионные фонды заняли пока сравнительно скромное, но важное место, как в пенсионной системе РФ, так и на ее финансовом рынке.

Участниками НПФ являются свыше 6,75 млн. человек, что составляет 9,6% занятого в экономике России населения. Распределение участников в зависимости от размера организаций крайне неравномерно. Точные данные отсутствуют, но можно с уверенностью говорить, что в организациях, относящихся к субъектам малого предпринимательства (а в них по данным Госкомстата работает 47,7% занятых), негосударственное пенсионное обеспечение отсутствует. С учетом этого обстоятельства уровень охвата негосударственным пенсионным обеспечением работников организаций, которые не относятся к субъектам малого предпринимательства, в среднем по России составляет 18%.

В 2010 году в негосударственные пенсионные фонды поступили пенсионные взносы на общую сумму 56397,2 млн. рублей. Из них 46676,5 млн. рублей – от юридических лиц (82,8%) и 9720,7 млн. рублей – от физических лиц (17,2%). Фонды – члены НАПФ аккумулировали 48544,4 млн. рублей (86,1% от общего числа фондов). При этом в фонды-члены НАПФ поступило 40630,2 млн. рублей взносов от юридических лиц и 7914,2 млн. рублей взносов от физических лиц (85,7% и 16,3% соответственно).

Приведенные показатели свидетельствуют о росте заинтересованности граждан в формировании своей пенсии. Существенную роль в этом росте сыграло широкое распространение пенсионных схем с совместным финансированием. В 2002 году (год начала пенсионной реформы) доля взносов физических лиц составляла только 5,9%, а к 2010 году она достигла 16,7%. При этом если по сравнению с 2002 годом общая сумма взносов в НПФ выросла в 4,88 раза, то сумма взносов физических лиц – в 14,3 раза.[9]

Важнейшей задачей деятельности негосударственных пенсионных фондов является сохранение пенсионных сбережений граждан – то есть обеспечение дохода, превышающего уровень инфляции.

Несмотря на возникавшие в 2008 году неблагоприятные процессы на финансовых рынках большинство негосударственных пенсионных фондов вновь продемонстрировали свою способность обеспечивать сохранность пенсионных накоплений граждан.

Средний процент начислений на счета негосударственного пенсионного обеспечения (взвешенный по величине пенсионных резервов фонда) составил по итогам 2010 года – 12,55%. При этом процент начислений в различных фондах находился в диапазоне от 7,25% до 17,0%. Официальный уровень инфляции в 2010 году составил 10,9% Дополнительную пенсию в негосударственных пенсионных фондах получают 1026,2 тыс. человек (в среднем по России это каждый 30 пенсионер, получающий трудовую пенсию по старости).

Читайте также:  Выплаты по ОСАГО в 2023 году сроки

Действенность накопительных принципов формирования пенсии, реализуемых негосударственными пенсионными фондами, может быть в наибольшей степени продемонстрирована при длительных сроках накопления, но уже сейчас в тех отраслях, которые охвачены негосударственным пенсионным обеспечением, удается обеспечить с учетом всех видов пенсий средний коэффициент замещения, превышающий 40%, в то время как только трудовая пенсия обеспечивает (в среднем по стране) коэффициент замещения менее 28%.

Негосударственные пенсионные фонды участвуют в обязательном пенсионном страховании в качестве страховщиков с 1 января 2004 года.

По состоянию на 2009 год намерение осуществлять указанную деятельность высказали 126 фондов, из них 62 – члены НАПФ. В 2008 году договоры по ОПС заключали 101 фонд. Действующие договоры по ОПС имеют 106 фондов (79,1% имеющих право на эту деятельность), из них 55 – члены НАПФ (88,7%).

20 из 126 фондов, зарегистрировавших свое намерение осуществлять деятельность по ОПС в качестве страховщика, не имеют ни одного договора об ОПС, при этом 15 из них получили право участвовать в ОПС уже более 2 лет назад.

В соответствии с новыми требованиями по лицензированию, внесенными в Федеральный закон «О негосударственных пенсионных фондах» Федеральным законом от 6.12.2007 г. № 334-ФЗ, отсутствие деятельности по одному из видов пенсионного страхования в течение полутора лет является основанием для аннулирования лицензии. У отмеченных выше 15 фондов велика вероятность аннулирования лицензии по этой причине.

По состоянию на 1.01.2010г. деятельность по ОПС характеризовалась следующими данными (см. таблица 2.2).

Таблица 2.2

Деятельность НПФ по ОПС по состоянию на 01.01.2010г.

Наименование показателей

По фондам в целом

По фондам – членам НАПФ

1

Пенсионные накопления (млн. руб.)

26504,6

23400,6

2

Количество застрахованных лиц на (тыс. чел.)

1877,6

1631,7

3.

Количество застрахованных лиц, выбравших НПФ (тыс. чел.)

1739,0

1539,8

4

Сумма пенсионных накоплений, перечисленных по вновь заключенным договорам ОПС (млн. руб.)

16550,2

14681,1

По итогам 2010 года средний размер пенсионного счета застрахованного лица по всем фондам составляет 9517 руб., при этом максимальное значение среднего по фонду счета составило 55430 руб., а минимальное значение — 1554 руб.

Уменьшение средней величины пенсионного счета застрахованных лиц, выбравших НПФ в 2010 году, по сравнению с трендом достаточно хорошо объясняется увеличением доли застрахованных лиц «среднего возраста» (мужчины 52-66 г.р., женщины 57 – 66 г.р.). Сравнение среднего счета, поступившего в НПФ, с расчетным значением среднего счета застрахованных лиц показывает, что свыше 75% застрахованных лиц, заключивших в 2010 году договоры с НПФ, были лица «среднего возраста». Это положение соответствует тому благоприятному для них информационному фону, который сложился в 2008 году в связи с инициативами Президента Российской Федерации и прохождением законопроекта о дополнительных страховых взносах. Они перестали ощущать себя забытым поколением.

Степень концентрации деятельности по ОПС несколько ниже концентрации по негосударственному пенсионному обеспечению: в 25 фондах (23,5% от числа фондов, имеющих договоры) сосредоточено 90% всех застрахованных лиц. 90% пенсионных накоплений сосредоточено в 26 фондах (24,5%).

Пенсионная реформа, проводимая на протяжении многих лет, позволила существенно изменить условия пенсионного обеспечения в лучшую сторону. Она представляет собой совокупность мер и решений экономического, организационного, политического и правового плана.

Реформа позволила осуществить подход накопительного принципа в пенсионном обеспечении. Величина выплат в таком случае зависит от взносов и их инвестирования. Это позволяет обеспечить стабильный рост государственной экономики в целом.

Результатом реформы явилось также активное развитие такого института как негосударственные пенсионные фонды. Они обладают широким спектром функций и видов деятельности: от непосредственно негосударственного пенсионного обеспечения до услуг по пенсионному страхованию.

Из-за высокой социальной значимости НПФ оказывается активная государственная поддержка, но в то же время деятельность НПФ строго контролируется государством. Значительное число изменений и дополнений в действующие законы, регулирующие деятельность НПФ, крупный масштаб предполагаемых нововведений — все это связано с формированием механизмов накопительных и профессиональных пенсий, что объясняет столь серьезные задачи, вменяемые законом для обязательного исполнения НПФ.

Вопросы пенсионного обеспечения касается каждого человека. Но, в настоящее время, подавляющее большинство населения до сих пор не имеют четкого представления о негосударственных пенсионных фондах, не знают об их существовании и тех услугах, которые они предлагают.

Рынок услуг по негосударственному пенсионному обеспечению определяется наличием спроса и предложения при осуществлении негосударственного пенсионного обеспечения в аспекте взаимодействия негосударственного пенсионного фонда с вкладчиками (юридическими и физическими лицами) по заключению пенсионных договоров и перечисления пенсионных взносов.

Размеры привлеченных в систему пенсионных ресурсов растут опережающими темпами по отношению к размерам имущества для осуществления уставной деятельности НПФ. Число же самих фондов за этот период не только не увеличилось, а даже уменьшилось.

Увеличение роли негосударственных пенсионных фондов в экономике страны, социальном обеспечении граждан и в конечном счете повышение роли накопительной пенсионной системы, возможно будет, только решении существующих проблем. Прежде всего, это недостаточная информированность населения о целях реформ. Недоверие, учитывая предыдущий опыт, большинства граждан частному сектору. Также немаловажным является чисто психологические факторы, сложившееся за долгое время нерыночных отношений надежда на государство. Поскольку эффект от пенсионных отчислений наступает не сразу, а только после выхода на пенсию, нет уверенности в том, что за то время не произойдет каких либо катаклизмов и компания управляющая деньгами не перестанет существовать вместе с отчислениями граждан.

Преимущества НПФ как рыночного пенсионного института, сочетающего в себе решение сложных социальных и инвестиционных вопросов, могут быть реализованы при соблюдении ряда условий: наличие детально разработанной законодательной базы, государственных механизмов управления и контроля, систем и процедур согласования деятельности различных субъектов правоотношений в данной сфере.

Накопительная часть пенсии и возможности распоряжения ею

С 1 января 2010 года в России трудовая пенсия по старости состоит из двух частей – страховой и накопительной. Накопительная часть пенсии формируется за счет обязательных страховых взносов на финансирование накопительной части трудовой пенсии и дохода от их инвестирования.

Кроме того, для формирования накопительной части пенсии можно использовать материнский (семейный) капитал, добровольные взносы работника и работодателя, взносы на софинансирование в рамках государственной программы и доход от инвестирования всех этих средств.

Средства, которые формируют накопительную пенсию, называют пенсионными накоплениями.

По состоянию на февраль 2017 года размер страхового взноса в обязательную пенсионную систему составляет 26 % от фонда оплаты труда работника. Из них на формирование пенсионных накоплений направляется 6 %, а 16 % направляется на формирование страховой пенсии.

При этом застрахованное лицо имеет право отказаться от формирования накопительной части пенсии и направлять страховой взнос полностью на формирование страховой части пенсии.

Пенсионные накопления по выбору застрахованного лица можно инвестировать через государственную управляющую компанию (с 2003 года эта функция поручена Внешэкономбанку) либо через частные организации: управляющие компании или негосударственные пенсионные фонды (НПФ). Управляющие компании и НПФ ежегодно отчитываются о доходности инвестирования средств своих клиентов.

Читайте также:  Дубликат свидетельства о смерти как получить

«Клиенты НПФ, контролируя прирост своих вкладов или накопительной части своей государственной пенсии, могут оценить эффективность работы НПФ и управляющей компании и выбрать наилучшую».9

Чтобы распорядиться своими пенсионными накоплениями, необходимо подать заявление в Пенсионный фонд РФ о передаче средств пенсионных накоплений в доверительное управление НПФ или управляющей компании. Владелец пенсионных накоплений также имеет право раз в год передавать их по своему желанию в управление любому НПФ или управляющей компании – частной или государственной.

Накопительную часть пенсии можно получить тремя разными способами, в зависимости от величины накоплений и пожеланий владельца пенсионных накоплений (см. таблицу 2).

Таблица 2.

Вид выплаты

Особенность выплаты

Кто может получить

Единовременная выплата

Все пенсионные накопления выплачиваются сразу одной суммой

Граждане, у которых размер накопительной пенсии составляет 5 % и менее по отношению к сумме размера страховой пенсии по старости, в том числе с учетом фиксированной выплаты, и размера накопительной пенсии, рассчитанных по состоянию на день назначения накопительной пенсии.

Граждане, получающие страховую пенсию по инвалидности или по случаю потери кормильца либо получающие пенсию по государственному пенсионному обеспечению, которые при достижении общеустановленного пенсионного возраста не приобрели право на страховую пенсию по старости из-за отсутствия необходимого страхового стажа или необходимого количества пенсионных баллов.

Срочная пенсионная выплата

Регулярные выплаты осуществляются на протяжении фиксированного срока не менее 10 лет (продолжительность срока выплаты определяет владелец накоплений)

Граждане, у которых размер накопительной пенсии составляет 5 % и более по отношению к сумме размера страховой пенсии по старости, в том числе с учетом фиксированной выплаты, и размера накопительной пенсии, рассчитанных по состоянию на день назначения накопительной пенсии.

Накопительная пенсия

Выплаты осуществляются ежемесячно и пожизненно

Граждане, у которых размер накопительной пенсии составляет 5 % и более по отношению к сумме размера страховой пенсии по старости, в том числе с учетом фиксированной выплаты, и размера накопительной пенсии, рассчитанных по состоянию на день назначения накопительной пенсии.

Роль СМИ в обеспечении успешного внедрения изменений в работе отечественной пенсионной системы и повышении личной ответственности гражданина за будущее пенсионное обеспечение

На протяжении всей пенсионной реформы средства массовой информации разъясняли, как меняется система пенсионного обеспечения. СМИ сообщали об изменениях в законодательстве, наглядно показывали на примерах и схемах новые способы исчисления пенсии, публиковали сообщения и разъяснения представителей Пенсионного фонда РФ.

Первой массовой кампанией по освещению пенсионной реформы стали публикации, посвященные формированию накопительной части пенсии и ее инвестированию через управляющие компании и НПФ, начиная с 2002 года. СМИ распространяли информацию о том, для чего предназначена накопительная часть пенсии, и каким образом можно передать свои накопления для инвестирования. С этого момента населению начали внушать мысль о том, что уровень благосостояния в старости зависит от предприимчивости будущего пенсионера.

Позже СМИ начали регулярно сообщать о результатах инвестирования через УК и НПФ, разъяснять, как отслеживать размер полученного дохода по извещениям ПФР о размере пенсионного капитала, накопленного за истекший год. Также с тех пор и до настоящего времени регулярно публикуются разъяснения, как перевести свои пенсионные накопления в другую УК или НПФ, если владелец накоплений считает, что его средствами управляют недостаточно эффективно.

Отдельная кампания в СМИ была посвящена популяризации программы софинансирования пенсий, в ходе которой в общественное сознание начали внедрять мысль о том, что о своем уровне дохода в старости нужно начинать заботиться заранее и откладывать для этого собственные деньги. Также в 2013-2019 годах в СМИ прошли кампании по информированию населения о введении новой формулы расчета размера трудовой пенсии по старости – на основе пенсионных баллов, по увеличению пенсионного возраста, и по различным подходам к реформе пенсионной сисемы страны.


Отвечая на вопрос: что такое нпф, нужно сказать, что каждый фонд, находящийся на территории России, имеет строго определенную структуру. Его верховным отделом руководства является совет. Он состоит из всех создателей и директоров фонда.

Помимо этого обязательно работу компании контролирует попечительский совет, в который входят официальные делегаты вкладчиков. Именно они безвозмездно занимаются защитой интересов будущих пенсионеров.

По истечению каждого года деятельности, НПФ обязан предоставить всю имеющуюся отчётность на проверку независимым экспертам. После чего она публикуются на официальном сайте организации вместе с решением экспертов.

Обратите внимание, что помимо всех выше перечисленных проверок, все НПФ обязаны постоянно проходить актуарную оценку, которая определяет жизнеспособность организации и возможность выполнения ею возложенных на нее обязательств по пенсионному страхованию и формированию будущей пенсии граждан.

Благодаря этому, можно сказать, что НПФ ‒ это организации, которые в состояние полноценно вести свою деятельность и предоставлять вкладчикам качественный спектр услуг.

Как перейти в НПФ или вернуться в ПФР

Перейти из одного фонда в другой можно в любой момент. Однако, нужно помнить о правиле 5 лет, по которому переход с сохранением накопительной части пенсионных возможен только раз в течение пяти лет. Если условие нарушено – будет переведена только перечисленная из заработной платы часть денег, без дохода. Это тоже самое, что досрочно забрать вклад.

Правда, непонятно, как положение законодательства выполняется при переходе из ПФР в НПФ. В реальности там никто не начисляет проценты на суммы, хранящиеся на лицевом счете – нет смысла. Все равно пенсия будет начисляться по другим правилам.

Для перехода нужно обратиться с соответствующим заявлением в фонд напрямую или в МФЦ. Законодательство разрешает подать документы лично, через интернет или почтой. В последнем случае заявление должно быть нотариально заверено. Роль нотариуса могут выполнять по закону и другие представители государственных органов.

Документы о выходе (переходе) принимаются с 1 января по 1 декабря. Месяц дается для окончательного принятия решения. Это как при разводе – испытательный срок. А вдруг передумает.

Принципы работы негосударственного пенсионного фонда

Обращаясь к заглавию нашей статьи необходимо отметить, что принципы работы негосударственных пенсионных фондов Российской Федерации представлены тремя главными составляющими:

  • НПФ представляет собой некоммерческую организацию. Говоря доступным языком, это дает потребителю гарантию, что учредители фонда никогда и ни при каких обстоятельствах не могут получить денежную прибыль от деятельности пенсионного фонда.
  • Инвестирование пенсионных накоплений безопасное. Под этим подразумевается, что все финансовые средства, инвестированием которых занимается НПФ, не только возвратятся назад, но и принесут дополнительный доход. Согласно действующему законодательству НПФ не вправе выдавать кредиты другим предприятиям. Но инвестировать активы в облигации и акции на фондовых рынках им можно.
  • Защита пенсионных сбережений. Под данным принципом подразумевается то, что никакие третьи лица, и государство в том числе, ни при каких обстоятельствах не имеют права стать обладателями пенсионных накоплений фонда. НПФ наделены правом собственности на пенсионные накопления застрахованных лиц. Их первоочередная и прямая обязанность –обеспечение выплаты пенсионного обеспечения своим потребителям.

Итак, никакие третьи лица, даже прибегая к помощи судебных органов власти, не вправе претендовать на денежные накопления, которые аккумулируются в НПФ.

Практика НПФ на территории России возможна в следующих направлениях:

  • На договорных отношениях в виде подписанного соглашения с фондом осуществлять обязательное пенсионное страхование. Организация обязуется накапливать денежный капитал вкладчика и вкладывать в разрешенные государством активы и выплачивать пенсионные отчисления в дополнительном объеме;
  • Выступать страховщиком по обязательному пенсионному страхованию — создавать программы, направляемые на создание вида пенсии для категории людей, занимающихся трудовой деятельностью при вредных условиях труда.
  • По соглашению вкладчиком перечисляются пенсионные взносы в НПФ, которые инвестируются в разрешенные активы с целью получения доходности. При выходе на заслуженный отдых, гражданину за счет данных средств выплачивается дополнительные начисления негосударственной пенсии.
Читайте также:  Налоговый вычет за квартиру в 2023 году: условия, сумма, как оформить

Каждый вид денежных средств НПФ не пересекается, поскольку они не связаны между собой и рассчитываются по отдельности. То есть Фонд не вправе одними и теми же средствами рассчитывать накопительную и дополнительную пенсионные части.

Виды негосударственных пенсионных фондов (НПФ)

Как правило, негосударственные пенсионные фонды могут открываться трех видов:

1. Открытый пенсионный фонд — НПФ, принять участие в котором может любой человек, независимо от специальности и трудоустройства.

2. Корпоративный пенсионный фонд — НПФ, который создается на конкретном предприятии (или группе предприятий) исключительно для их сотрудников. Люди, никогда не состоящие в трудовых отношениях с этими предприятиями, не могут стать участником корпоративного пенсионного фонда.

3. Профессиональный пенсионный фонд — НПФ, который организуют объединения предприятий или граждан, относящихся к одной профессии (специализации). Например, фонды моряков, пожарных, строителей и т.д. Устав такого фонда четко определяет специальности и профессии, обладатели которых могут принять в нем участие, для остальных людей доступ в такой НПФ закрыт.

Функции пенсионного фонда РФ

К социально-значимым функциям пенсионного фонда РФ можно отнести:

  • Назначение и выплата пенсий;

  • Ведение учета средств, поступающих на счета;

  • Назначение и реализация социальных выплат определенным категориям граждан: инвалидам, Героям Советского Союза, Героям РФ, ветеранам и т.д.

  • Взаимодействие со страхователями и работодателями;

  • Взыскание недоимок по пенсионным отчислениям;

  • Оформление и выдача материнских сертификатов;

  • Выплата средств материнского капитала;

  • Управление накопленными в системе деньгами с помощью государственной управляющей компании;

  • Установление федеральных социальных доплат, чтобы довести совокупный доход до размера прожиточного минимума;

  • Реализация государственных программ по совместному финансированию пенсий для населения.

Стоит также обратить внимание на обязанности участников пенсионной системы негосударственного типа. В статье 14 рассматриваемого нормативного акта указывается следующее:

  • обязанность реализовывать свои профессиональные функции только в строгом соответствии с нормами рассматриваемого федерального закона;
  • реализация учета сведений об отдельных вкладчиках, застрахованных лицах или участниках пенсионной системы;
  • бесплатное предоставление вкладчикам и застрахованным лицам информации о состоянии пенсионных счетов;
  • реализация выплат негосударственных пенсий или выкупных сумм в строгом соответствии с условиями пенсионного договора;
  • уведомление участников системы о наступлении гарантийного случая;
  • организация качественной системы управления рисками.

В ЕНПФ объяснили, что такое добровольные пенсионные взносы и кто может снять их досрочно

Как пояснили в фонде, добровольные пенсионные взносы (ДПВ) — это деньги, которые вносятся вкладчиками по своей инициативе в ЕНПФ.

Их могут вносить как физические лица в свою пользу, так и физические и юридические лица в пользу третьего лица.

«При этом размер и периодичность уплаты ДПВ устанавливаются физическим или юридическим лицом самостоятельно», — уточнили в ЕНПФ.

Одним из преимуществ является то, что при уплате ДПВ физическим лицом в свою пользу за счет своего дохода налоговым законодательством предусмотрен налоговый вычет на сумму уплаченных ДПВ.

«Кроме того, с 1 января 2021 года ДПВ, уплачиваемые налоговым агентом (работодателем) за счет собственных средств в пользу работника, относятся на вычет при исчислении корпоративного подоходного налога. В то же время суммы уплаченных работодателем ДПВ в пользу работника не учитываются при налогообложении дохода работника», — сообщили в фонде.

С 1 мая текущего года основанием для открытия индивидуального пенсионного счета для учета ДПВ является в том числе поступивший в ЕНПФ первый добровольный пенсионный взнос.

«Таким образом, вкладчику (получателю) нет необходимости посещать офис фонда, идентификация физического лица, в пользу которого производятся ДПВ, будет осуществляться по персональным данным (ФИО, ИИН, дате рождения), указанным в электронном формате платежного поручения при перечислении ДПВ, а все необходимые сведения — о реквизитах действующего документа, удостоверяющего личность физического лица, о месте постоянного проживания и другие — будут получены ЕНПФ из соответствующих информационных систем государственных органов», — пояснили в ЕНПФ.

Согласно пункту 1 статьи 33 Закона Республики Казахстан «О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан», право на пенсионные выплаты из ЕНПФ за счет ДПВ возникает у следующих лиц, имеющих пенсионные накопления:

  • достигшие 50-летнего возраста;
  • инвалиды;
  • выезжающие или выехавшие на постоянное место жительства за пределы Республики Казахстан иностранцы и лица без гражданства, представившие документы, определенные законодательством Республики Казахстан, подтверждающие намерение или факт выезда;
  • имеющие пенсионные накопления в пределах сумм добровольных пенсионных взносов и начисленного на них инвестиционного дохода, находящиеся в едином накопительном пенсионном фонде и (или) добровольном накопительном пенсионном фонде не менее пяти лет.

Действие указанной статьи вступило в силу с 1 мая 2021 года.

На основании всего вышеперечисленного можно сделать вывод, что негосударственные пенсионные фонды созданы для обеспечения условий максимально выгодного использования денежных средств граждан, относящихся к накопительной части. Обязательно в них вступать или нет – дело каждого гражданина.

Стоит помнить, что пенсия, выплачиваемая государством, включает в себя не только деньги, перечисленные работодателем в процессе осуществления вами рабочей деятельности, но и проценты, начисленные за это время.

НПФ помогут вам выручить максимальное количество прибыли из ваших сбережений, делая это законно и без угрозы вашим вкладам. В любом случае, вы получите положенные вам деньги, а в случае необходимости, всегда имеете право поменять НПФ или вовсе вернуть все активы в распоряжение ПФ.

Что такое рейтинг НПФ?

НПФ имеют собственные рейтинги и оцениваются российскими рейтинговыми агентствами, как и банки. Такой рейтинг является обоснованной и методически изложенной оценкой надежности пенсионного фонда. По оценке можно судить о возможности НПФ своевременно и полностью исполнять обязательства перед вкладчиками.

В России существуют 2 аккредитованных Центробанком рейтинговых агентства:

  1. АКРА
  2. Эксперт РА

На основании финансовой отчетности и других данных они могут присвоить НПФ соответствующий рейтинг. Существует несколько категорий и подкатегорий рейтингов. Рассмотрим основные из них в таблице.

Категория рейтинга Подкатегория рейтинга Описание
ААА ruAAA Максимальный уровень финансовой надежности
АА ruAA+ Высокий уровень надежности
ruAA
ruAA-
А ruA+ Умеренно высокий уровень надежности
ruA
ruA-
ВВВ ruBBB+ Умеренный уровень финансовой надежности
ruBBB
ruBBB-
ВВ ruBB+ Умеренно низкий уровень финансовой надежности
ruBB
ruBB-
В ruB+ Низкий уровень
ruB
ruB-
ССС ruCCC Очень низкий уровень надежности
СС ruCC Очень низкий уровень с повышенной вероятностью невыполнения обязательств в ближайшей перспективе
С ruC Очень низкий уровень с очень высокой вероятностью невыполнения обязательств в ближайшей перспективе
RD ruRD Объект рейтингования находится под надзором ЦБ
D ruD Объект рейтингования находится в состоянии дефолта


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *