Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Протокол следственного эксперимента ДТП». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Поскольку важно установить фактические значения обстоятельства ДТП, иногда возникает необходимость в проведении следственного эксперимента. Следственный эксперимент в принятии законного решения по делу данной категории и установлении виновного лица занимает значительное место. Он должен проводиться в условиях, максимально приближенных к реальным, по возможности на месте происшествия. В то же время, практика расследования ДТП свидетельствует, что в связи со специфичностью данной категории уголовных дел, одним из основных источников доказательств по ним является заключение автотехнической экспертизы, исходные данные для проведения которой следователь берет из протоколов осмотра места происшествия и транспортных средств, показаний очевидцев и участников происшествия. Наряду с названными источниками исходных данных для проведения автотехнической экспертизы не последнее место занимает следственный эксперимент. Это связано с динамичностью и быстротечностью дорожно-транспортных происшествий, затрудняющих их точное и полное восприятие. В качестве объектов изучения по уголовным делам о ДТП выступают обстоятельства, которые могут быть проверены только экспериментальным путем.
Протокол следственного эксперимента дтп
К протоколу следственного эксперимента прилагаются: фототаблица на 6 л. под наименованием Приложение № 1; схе- ма места происшествия на «1» л. под наименованием Приложе- ние № 2.
В. (2012). Следственный эксперимент по уголовным делам о дорожно-транспортных происшествиях, связанных с наездами на пешеходов. Вестник Московского университета МВД России, (6), 113-118.», ama: «Скачёк РВ. Следственный эксперимент по уголовным делам о дорожно-транспортных происшествиях, связанных с наездами на пешеходов.
Более того, адвокат Карасева Е.А. и осужденный Скобелев А.М. считают, что указанное в приговоре нарушение Скобелевым А.М. п.2.7 ПДД РФ не нашло своего объективного подтверждения в ходе судебного следствия, а доказательства, добытые с нарушением уголовно процессуального закона, являются недопустимыми и недостоверными.
Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.
Следственный эксперимент по ДТП
Поэтому лица, определяющие видимость с места водителя в ходе эксперимента должны обладать остротой зрения и цветоощущением, которые допустимы для лиц, управляющих транспортными средствами.
Изъятиеобразцов крови проводилось в приемном покое Уренской ЦРБ, которая находится от места происшествия в 20 километрах.
Кроме того, Скобелев А.М. виновным себя в инкриминируемом ему деянии не признал, пояснив, что прежде чем выехать на встречную полосу дорожного движения, он убедился, что она свободна на достаточном для выполнения маневра расстоянии, и он не создает помех для движения другим участникам.
Следователь удостоверился в компетентности Раева Владимира Викторовича как специалиста, выяснил его отношение к подозреваемому, обвиняемому и потерпевшему и разъяснил его права, обязанности и ответственность, в том числе предусмотренные ст. 58 УПК РФ.
Результативность и доказательная ценность экспериментов по определению видимости зависит от максимального приближения дорожных, погодных и иных условий к тем, которые имели место в момент совершения дорожно-транспортного происшествия.
Главными условиями, исходя из невозможности их реконструкции, являются погодные и дорожные условия. При малой вероятности стабильности погодных условий (дождь, снег, туман и т.д.) требуется максимальная оперативность в подготовке и проведении эксперимента по определению видимости. В этих случаях эксперимент крайне желательно произвести сразу же после осмотра места происшествия.
Не следует забывать при этом следующее. Безусловно, с дороги придется убрать объекты, которые до дорожно-транспортного происшествия (ДТП) там не находились (груз, различные детали и т.п.). Однако, положение их должно быть предварительно зафиксировано в протоколе осмотра и на схеме к нему таким образом, чтобы в будущем, при необходимости, имелась возможность полностью восстановить обстановку, которая образовалась в результате ДТП.
Если вблизи места ДТП имеются аналогичные месту ДТП участки дороги, то возможно проведение эксперимента на этих участках.
Оперативность таких действий должна определяться вероятностью нестабильности погодных условий. Эксперимент на аналогичном участке дороги производится и в случаях, когда в результате ДТП участок дороги значительно видоизменился (разлиты жидкости, рассыпано большое количество сыпучего груза, по контрастности резко отличающегося от окружающего фона, растаял снег в результате пожара и т.п.).
Скорость движения транспортного средства, из которого определяется видимость, должна быть минимальной, так как его необходимо как можно быстрее установить для измерения общей и конкретной видимостей. Кроме этого, движение с минимальной скоростью необходимо и для того, что сигнал о наступлении видимости может поступить не только от водителя-наблюдателя, но и со стороны понятых.
Как правило, эксперимент по определению видимости проводится на том участке дороги, где произошло ДТП. При обстоятельствах, о которых говорится в разделе, допускается проведение эксперимента на участках, аналогичных участку места ДТП. Во всех случаях проведения эксперимента ограничивается в пределах, дающих возможность проведения собственно эксперимента с учетом того, что прочие транспортные средства, движущиеся по дороге, должны быть остановлены на таком расстоянии, чтобы свет их внешних световых приборов не оказывал влияния на видимость на участке эксперимента. Для обеспечения четкой согласованности следственных действий необходимо, чтобы сотрудники, находящиеся на границах участка, следователь и водитель встречного транспортного средства в случаях, когда видимость определяется с учетом света фар встречного автомобиля, были обеспечены портативными рациями. Практика показала, что радиосвязь, в отличие от различного рода сигналов, наиболее надежно обеспечивает связь между участниками эксперимента, дает возможность оперативно корректировать ход эксперимента, а также прекращать его в случае необходимости пропуска транспортных средств (рейсовые автобусы, машины «скорой помощи» и т.п.) и вообще обеспечивает большую безопасность эксперимента.
Транспортные средства, участвовавшие в ДТП в темное время суток, во многих случаях получают значительные повреждения, особенно при наезда на массивные препятствия. В связи с этим повреждаются либо полностью приходят в негодность их внешние световые приборы. В этом случае транспортное средство необходимо
заменить однотипным. Особое внимание следует обратить при этом на соответствие внешних световых приборов по регулировке фар, мощности ламп, по степени загрязненности стекол фар, на состояние и степень загрязненности переднего стекла кабины и других элементов, которые могу оказать влияние на видимость.
Неподвижные препятствия (автоприцепы и тракторные тележки, автомобили, трактора, мотоциклы и т.п.) также получают значительные повреждения и при замене поврежденных препятствий на аналогичные следует в первую очередь обратить внимание на элементы, которые могут оказать влияние на возможность видимости и
распознавания препятствия (световозвращающие элементы, номерные знаки, задние фонари со световозвращающими элементами, катафоты-отражатели, контрастные обозначения на стенках препятствия).
На это же следует обратить внимание и при использовании того же препятствия, если оно получило повреждения в результате ДТП.
При реконструкции дорожной обстановке в случае наезда на лежащего на дороге человека на манекен (муляж из сена или соломы) должна быть одета либо одежда пострадавшего, либо аналогичная по виду и цвету. Следует уточнить, что снег, которым, допустим, была покрыта одежда лежащего человека, в результате наезда мог быть с нее сброшен, либо наоборот, в результате перемещения пострадавшего (перекатывание, волочение) его одежда могла покрыться снегом или дорожной грязью, либо испачкаться при переезде шинами автомобиля.
К числу оборудования, необходимого для проведения эксперимента на видимость, кроме радиостанций, следует отнести рулетку (10-20 м ), световозвращатель (катафот) красного или белого цвета, электрический фонарик, мелки для разметок на проезжей части либо легко устанавливаемые пронумерованные вешки (от 1 до 8) в количестве до 3-х комплектов (можно деревянные колышки с бумажными номерами от перекидного календаря).
Данные эксперименты проводятся чаще всего по делам о встречных столкновениях транспортных средств и столкновениях при обгоне. Требования к условиям проведения эксперимента аналогичны указанным в разделах 7 и 8.
Ход эксперимента. Предварительно определяется траектория поворота транспортного средства и отмечается место столкновения.
Водителю-демонстратору предлагается осуществить поворот по отмеченной траектории, не производя остановку в месте столкновения (за исключением случаев, когда во время ДТП транспортное средство до столкновения остановилось). Секундомер включается в момент начала поворота транспортного средства и выключается в момент пересечения места столкновения той частью транспортного
средства, в которую пришелся удар (например, если удар пришелся в заднее левое колесо автомобиля, то секундомер выключается в момент проезда этого колеса по месту столкновения).
Если поворот осуществлялся не из крайнего левого положения данного направления (не от осевой линии), то с помощью двух хронометристов замеряется как время движения транспортного средства с момента начала поворота до момента достижения места столкновения (секундомер включается в момент нахождения транспортного средства в позиции 2 и выключается — в позиции 3), так и время
движения с момента пересечения передней частью транспортного средства осевой линии (середины проезжей части) до момента достижения места столкновения (секундомер включается в момент нахождения транспортного средства в позиции 2 и выключается — в позиции 3. рис. 4).
В постановлении о назначении автотехнической экспертизы в этом случае указывается отдельно время движения до места столкновения транспортного средства с момента начала поворота и с момента пересечения осевой линии (середины проезжей части). При выполнении поворота из крайнего левого положения данного направления, как того требуют Правила дорожного движения, начало поворота будет совпадать с пересечением осевой линии и поэтому замеряется только одно значение времени.
Аналогично проводятся эксперименты по определению времени движения транспортного средства с момента столкновения (наезда), с момента выезда на перекресток до момента столкновения (наезда) и т.п.
- Абрамочкин В.В. Расследование дорожно-транспортных происшествий: Учебное пособие. М.: Щит-М, 2010. С. 141.
- Там же. С. 148 — 150.
- Кутафин В.Н. Расследование дорожно-транспортных происшествий: практическое руководство. Ростов н/Д: Феникс, 2007. С. 175.
- Ляхов Ю.А., Луценко О.А., Чупилкин Ю.Б. Следственный эксперимент: Учебное пособие. Ростов н/Д: Издательство СКАГС, 2006. С. 8 — 9.
- Путивка С.Н., Колотушкин С.М., Кочубей А.В., Сафонов А.А., Исаченко Н.П. Криминалистическое моделирование для реконструкции неочевидных обстоятельств при расследовании дорожно-транспортных происшествий: Учебное пособие. Волгоград: ВА МВД России, 2006. С. 102 — 112.
- Там же. С. 113 — 117.
- Там же. С. 104.
- Хромов С.П., Петросянц М.А. Метеорология и климатология: Учебник. М.: Издательство Московского университета, 2012. С. 114.
- Там же. С. 24 — 25.
ПРОТОКОЛ. следственного эксперимента
ПРОТОКОЛ
г.Челябинск 23 декабря 2011 г.
Эксперимент начат в 12 час. 45 мин.
Эксперимент окончен в 13 час. 20 мин.
Следователь СО Курчатовского РУВД лейтенант юстиции Ступин А. К. в связи с имеющимся в производстве уголовным делом № 22492 по обвинению гр. Макаровой Полины Петровны по ст. 105 УК РФ в присутствии понятых Уфимовой Марии Ивановны, проживающей: ул. Зеленая, д. 19/5, кв. 62; Картавой Анны Николаевны, проживающей: Малый пер., д. 16, кв. 23, с соблюдением требований ст. 181 УПК РФ в кв. 54 дома 12 по улице Горной г.Челябинска при естественном освещении, в целях проверки показаний гр-ки Макаровой произвел следственный эксперимент.
Следственный эксперимент осуществлен следующим образом:
Макарова П. П. была доставлена в машине по адресу: Горная ул., д. 12, кв. 54. Войдя в квартиру, Макарова провела сопровождавших ее лиц в туалетную комнату, где была ей дана кукла размером 50 см. По предложению следователя Макарова показала, как она закрывала органы дыхания ребенку, родившемуся у нее 10 декабря 2011 года в 23 час. 00 мин. Затем Макарова обернула куклу обрывками одежды и положила ее под ванну. При этом она пояснила, что точно так же поступила с трупом своего новорожденного ребенка. После этого Макарова показала понятым, как утром 11 декабря вынула из-под ванны труп новорожденного и, завернув его в тряпки, выбросила.
ПРОТОКОЛ следственного эксперимента
Результативность и доказательная ценность экспериментов по определению видимости зависит от максимального приближения дорожных, погодных и иных условий к тем, которые имели место в момент совершения дорожно-транспортного происшествия.
Главными условиями, исходя из невозможности их реконструкции, являются погодные и дорожные условия. При малой вероятности стабильности погодных условий (дождь, снег, туман и т.д.) требуется максимальная оперативность в подготовке и проведении эксперимента по определению видимости. В этих случаях эксперимент крайне желательно произвести сразу же после осмотра места происшествия.
Не следует забывать при этом следующее. Безусловно, с дороги придется убрать объекты, которые до дорожно-транспортного происшествия (ДТП) там не находились (груз, различные детали и т.п.). Однако, положение их должно быть предварительно зафиксировано в протоколе осмотра и на схеме к нему таким образом, чтобы в будущем, при необходимости, имелась возможность полностью восстановить обстановку, которая образовалась в результате ДТП.
Если вблизи места ДТП имеются аналогичные месту ДТП участки дороги, то возможно проведение эксперимента на этих участках.
Оперативность таких действий должна определяться вероятностью нестабильности погодных условий. Эксперимент на аналогичном участке дороги производится и в случаях, когда в результате ДТП участок дороги значительно видоизменился (разлиты жидкости, рассыпано большое количество сыпучего груза, по контрастности резко отличающегося от окружающего фона, растаял снег в результате пожара и т.п.).
Скорость движения транспортного средства, из которого определяется видимость, должна быть минимальной, так как его необходимо как можно быстрее установить для измерения общей и конкретной видимостей. Кроме этого, движение с минимальной скоростью необходимо и для того, что сигнал о наступлении видимости может поступить не только от водителя-наблюдателя, но и со стороны понятых.
Количество и состав участников эксперимента определяются следователем, исходя из условий проведения эксперимента. Это лица, предусмотренные УПК, а также лица, обеспечивающие безопасность проведения эксперимента. Лица, обеспечивающие безопасность проведения эксперимента (работники милиции ), размещаются на границах проведения эксперимента и не разрешают выезд на этот участок водителям транспортных средств, не являющихся участниками эксперимента.
Известно, что возможность водителя, совершившего ДТП, различать то или иное препятствие зависит от чисто субъективных факторов, таких как острота зрения, возраст, усталость и др. Учесть влияние совокупности этих факторов на видимость в ходе эксперимента практически невозможно.
Поэтому лица, определяющие видимость с места водителя в ходе эксперимента должны обладать остротой зрения и цветоощущением, которые допустимы для лиц, управляющих транспортными средствами.
Как правило, эксперимент по определению видимости проводится на том участке дороги, где произошло ДТП. При обстоятельствах, о которых говорится в разделе, допускается проведение эксперимента на участках, аналогичных участку места ДТП. Во всех случаях проведения эксперимента ограничивается в пределах, дающих возможность проведения собственно эксперимента с учетом того, что прочие транспортные средства, движущиеся по дороге, должны быть остановлены на таком расстоянии, чтобы свет их внешних световых приборов не оказывал влияния на видимость на участке эксперимента. Для обеспечения четкой согласованности следственных действий необходимо, чтобы сотрудники, находящиеся на границах участка, следователь и водитель встречного транспортного средства в случаях, когда видимость определяется с учетом света фар встречного автомобиля, были обеспечены портативными рациями. Практика показала, что радиосвязь, в отличие от различного рода сигналов, наиболее надежно обеспечивает связь между участниками эксперимента, дает возможность оперативно корректировать ход эксперимента, а также прекращать его в случае необходимости пропуска транспортных средств (рейсовые автобусы, машины “скорой помощи” и т.п.) и вообще обеспечивает большую безопасность эксперимента.
Транспортные средства, участвовавшие в ДТП в темное время суток, во многих случаях получают значительные повреждения, особенно при наезда на массивные препятствия. В связи с этим повреждаются либо полностью приходят в негодность их внешние световые приборы. В этом случае транспортное средство необходимо
заменить однотипным. Особое внимание следует обратить при этом на соответствие внешних световых приборов по регулировке фар, мощности ламп, по степени загрязненности стекол фар, на состояние и степень загрязненности переднего стекла кабины и других элементов, которые могу оказать влияние на видимость.
Неподвижные препятствия (автоприцепы и тракторные тележки, автомобили, трактора, мотоциклы и т.п.) также получают значительные повреждения и при замене поврежденных препятствий на аналогичные следует в первую очередь обратить внимание на элементы, которые могут оказать влияние на возможность видимости и
распознавания препятствия (световозвращающие элементы, номерные знаки, задние фонари со световозвращающими элементами, катафоты-отражатели, контрастные обозначения на стенках препятствия).
На это же следует обратить внимание и при использовании того же препятствия, если оно получило повреждения в результате ДТП.
При реконструкции дорожной обстановке в случае наезда на лежащего на дороге человека на манекен (муляж из сена или соломы) должна быть одета либо одежда пострадавшего, либо аналогичная по виду и цвету. Следует уточнить, что снег, которым, допустим, была покрыта одежда лежащего человека, в результате наезда мог быть с нее сброшен, либо наоборот, в результате перемещения пострадавшего (перекатывание, волочение) его одежда могла покрыться снегом или дорожной грязью, либо испачкаться при переезде шинами автомобиля.
К числу оборудования, необходимого для проведения эксперимента на видимость, кроме радиостанций, следует отнести рулетку (10-20 м ), световозвращатель (катафот) красного или белого цвета, электрический фонарик, мелки для разметок на проезжей части либо легко устанавливаемые пронумерованные вешки (от 1 до 8) в количестве до 3-х комплектов (можно деревянные колышки с бумажными номерами от перекидного календаря).
Следственный эксперимент по ДТП
г. Энск
9 июня 201* г.
Следственный эксперимент начат в 11 час. 25 мин.
Следственный эксперимент окончен в 13 час. 40 мин.
Следователь следственного отделения Энского ГОВД Тайской области лейтенант юстиции Смирнов О.Г. в присутствии понятых:
1) Смешковой Тамары Ивановны, прож. г. Энск, ул. Ф. Энгельса, д. 12, кв. 17 (р.т. 34-55-11)
2) Палахова Ивана Митрофановича, прож. г. Энск, ул. Фрунзе, д. 23, кв. 2 (т. соседей 34-44-51),
с участием специалиста эксперта-криминалиста Энского ГОВД Тайской области Раева В.В. и подозреваемого Голованова А.А. в соответствии со ст. 181 <9> УПК РФ, произвел следственный эксперимент по уголовному делу N 60987-0* с целью установления возможности проникновения в помещение магазина через открытую форточку первого этажа.
В самом начале следственного эксперимента участвующим лицам разъяснены их права, обязанности, ответственность, а также порядок производства следственного эксперимента.
Понятым к тому же в начале следственного эксперимента разъяснены их права, обязанности и ответственность, предусмотренные ст. 60 УПК РФ.
Следователь удостоверился в компетентности Раева Владимира Викторовича как специалиста, выяснил его отношение к подозреваемому, обвиняемому и потерпевшему и разъяснил его права, обязанности и ответственность, в том числе предусмотренные ст. 58 УПК РФ.
Участвующим лицам также объявлено о применении технических средств: фотоаппарата «Зенит-ТТЛ» с объективом «Индустар-44» и фотопленкой чувствительностью 130 ед. а также электровспышки «Чайка» специалистом Раевым В.В.
Следственный эксперимент производился в условиях ясной солнечной погоды при хорошем естественном освещении.
Александр Уранов Ученик (154) 6 лет назад
ПРОТОКОЛ
следственного эксперимента
« » 20 г.
(место составления)
Следственный эксперимент начатвчмин
Следственный эксперимент оконченвчмин
(должность следователя (дознавателя) ,
классный чин или звание, фамилия, инициалы)
(фамилия, имя, отчество
и место жительства понятого)
с участием
(процессуальное положение, фамилия, имя, отчество каждого лица,
участвовавшего в следственном действии, а в необходимых случаях его адрес и другие данные о его личности)
в соответствии со ст. 181 УПК РФ произвел следственный эксперимент по уголовному делу
№с целью
(какой именно)
Перед началом следственного эксперимента участвующим лицам разъяснены их права, ответст-венность, а также порядок производства следственного эксперимента.
Понятым, кроме того, до начала осмотра разъяснены их права, обязанности и ответственность, предусмотренные ст. 60 УПК РФ.
(подпись понятого)
(подпись понятого)
Специалисту (эксперту)
(фамилия, имя, отчество)
разъяснены его права и обязанности, предусмотренные ст. 58 (57) УПК РФ.
(подпись специалиста (эксперта)
(подпись понятого) (подпись понятого)
Лица, участвующие в следственном эксперименте, были заранее предупреждены о
Следственный эксперимент производился в условиях
(погода, освещенность)
Следственным экспериментом установлено:
аудиозапись и т. п. )
К протоколу прилагаются
(фотографические негативы и снимки,
киноленты, диапозитивы, фонограммы, кассеты видеозаписи,
ПРОТОКОЛ
следственного эксперимента
г. Ковлинск 20 декабря 2005 г.
(место составления)
Следственный эксперимент начат в 9 ч 10 мин Следственный эксперимент окончен в 10 ч 30 мин
Следователь (дознаватель) прокуратуры Ситниковского района г. Ковлинска
(наименование органа предварительного следствия
юрист 1 класса Листов А.Я.
или дознания, классный чин или звание, фамилия, инициалы следователя (дознавателя)
в присутствии понятых:
1.Барчакова Михаила Робертовича, проживающего по адресу: г. Ковлинск,
(фамилия, имя, отчество и место жительства понятого)
ул. Комарина, д. 2
2. Бузина Артема Валерьевича, проживающего по адресу: г. Ковлинск,
(фамилия, имя, отчество и место жительства понятого)
ул. Строителей, д. 8, кв. 2
с участием* свидетеля Петрова Владимира Ивановича, прожив, в г. Ковлинске
ул. Парковая, д. 18, кв. 7, специалиста-эксперта криминалистического отдела ОВД Ситниковского района г. Ковлинска старшего лейтенанта милиции Сапожникова
Сергея Трофимовича
(процессуальное положение, фамилии, имя, отчество каждого лица, участвовавшего в следственном действии, а в необходимых случаях
его адрес и другие данные о его личности)
в соответствии со ст. 181 УТIK РФ произвел следственный эксперимент по уголовному делу № 231889 с целью установления возможности визуального наблюдения свидетелем
(какой именно)
Петровым В.И. обстоятельств преступления во время и с места, о котором он по¬яснил па допросе 15 декабря 2005 г.
Перед началом следственного эксперимента участвующим лицам разъяснены их права, ответственность, а также порядок производства следственного эксперимента.
Участвующие лица Петров /В.И. Петров/
(подпись)
Сапожников /С. Т. Сапожников/
(подпись)
Понятым, кроме того, до начала следственного эксперимента разъяснены их права, обязанности и ответственность, предусмотренные ст. 60 УПК РФ.
Барчаков /М.Р. Барчаков/ (подпись понятого)
Бузин /А.В. Бузин/
(подпись понятого)
Специалисту (эксперту) Сапожникову Сергею Трофимовичу разъяснены его права
(фамилия, имя, отчество)
и обязанности, предусмотренные ст. 58 (57) УПК РФ.
Специалист (эксперт) Сапожников /С.Т. Сапожников/
(подпись)
Участвующим лицам также объявлено о применения технических средств Фотоаппарата Кодак (пленка Кодак — 200 ед.) экспертом Сапожниковым С. Т.
(каких именно, кем именно)
Следственный эксперимент производился в условиях естественного освещения,
(погода, освещенность)
ясной погоды.
Подготовка, условия и тактика производства следственного эксперимента
Необходимость в принятии решения о производстве следственного эксперимента появляется в том случае, если у следователя или другого участника уголовного процесса появляются обоснованные сомнения в характере того или иного события, факта, явления и в связи с этим возникают различные предположения (варианты). Прежде чем принять такое решение, следователь должен убедиться в том, что эти сомнения могут быть проверены экспериментальным путем без назначения экспертизы и что в деле есть достаточные объективные данные об условиях и обстоятельствах, при которых происходили и которые сопутствовали (влияли в той или иной степени) проверяемому событию, факту или явлению. Если эти условия точно не установлены, эксперимент проводить бессмысленно, так как он не может быть объективным. Кроме того, следователь должен про-, думать, нельзя ли решить возникший вопрос другим, более простым путем.
Убедившись, что эти условия наличествуют и других возможностей разрешить возникшие сомнения в данный момент нет, следователь принимает решение о производстве следственного эксперимента. Закон не предусматривает вынесения постановления по этому поводу, обращая внимание на необходимость воспроизведения действий, обстановки и других обстоятельств проверяемого события. Указывается также на обязательное участие понятых и подробное описание хода и результатов следственного эксперимента в соответствующем протоколе. Таким образом, законодатель прямо указывает на сложность данного следственного действия, его специфику, что в свою очередь требует тщательной подготовки к его выполнению.
Необходимо тщательно изучить материалы дела, особенно касающиеся проверяемых фактов, в частности, протокол осмотра места происшествия, если проверяются факты, связанные с ним, показания, касающиеся проверяемых фактов, и т.д. После изучения материалов дела может быть составлен план проведения следственного эксперимента, в котором должны быть отражены следующие вопросы и действия:
1. Где будет производиться следственный эксперимент? На месте происшествия, в камере следователя (если проверяемый факт не связан с местом происшествия) или в другом месте
2. Что необходимо воспроизвести (воссоздать) для того, чтобы максимально приблизить к реальной обстановке условия эксперимента и как это сделать? В частности, какие детали, предметы обстановки должны быть подлинными, какие могут быть заменены муляжами, макетами.
3. Определить время (дату, время суток) производства следственного эксперимента с учетом, если в этом есть необходимость, погодных условий и других обстоятельств, при которых происходило проверяемое событие.
Правила и особенности заполнения протокола осмотра места ДТП
Первая часть протокола — это вводная.
Крайне важно ее заполнить правильно, поскольку здесь должны быть указаны все личные сведения участников происшествия, а также многие другие данные.
В этом разделе должны присутствовать такие данные:
- Населенный пункт, где оформляется протокол.
- Дата составления документа.
- Время начала и окончания необходимых мероприятий (осмотр, оформление протокола).
- Ф. И. О., звание и должности инспектора, выполнявшего осмотр.
- Ф. И. О., контактные данные, удостоверения личности понятых.
- Ф. И. О., адрес, принадлежность транспорта, участников ДТП.
- Все необходимые сведения на транспортные средства.
- Ф. И. О. и контактные данные, включая телефон и прописку, очевидцев происшествия.
Описательная часть протокола является очень важной и о время судебного заседания по ДТП будет играть значительную роль. Перед заполнением этого раздела, сотрудник ГИБДД должен указать:
- В какую погоду выполнялся осмотр (ясную, пасмурную либо дождливую).
- Вид происшествия, имеющего место в конкретной ситуации (наезд, столкновение, опрокидывание автомобиля).
После удостоверения всех перечисленных моментов, можно будет приступить к оформлению описательной части, где обязательны к изложению следующие данные:
- Место происшествия (максимально точно) и его координаты.
- Участок дороги, где произошла авария, с его подробным описанием (тип покрытия и наличие выбоин).
- Дорожная разметка, таблицы, знаки.
- Какой была видимость из кабины водителя, насколько хорошо просматривался участок дороги.
- Расположение авто на месте происшествия, в отношении друг от друга и окружающей транспортной инфраструктуры.
- Повреждения видимого характера.
- Обнаруженные следы (следы шин, торможения, подтверждение направления движения машины).
- Какие элементы были отделены от автомобиля в результате столкновения с другим транспортом или иным препятствием.
На этом данная часть считается законченной и можно приступать к заполнению следующего раздела протокола.
Бланк и заполненный образец протокола осмотра места происшествия без пострадавших имеется у каждого из владельцев полиса ОСАГО. Речь идет о европротоколе, которые можно составить без вызова сотрудников ГИБДД, если происшествие:
- Не имеет пострадавших людей.
- Имуществу третьих лиц не было нанесено ущерба.
- Размер платы не должен превышать 100 тыс. рублей.
Кроме этого, водители должны быть в адекватном состоянии, у каждого должен иметься полис ОСАГО. Вызывать сотрудников ГИБДД необходимо лишь в том случае, когда между участниками происшествия возникло недопонимание по поводу выяснения виновного лица. Порядок составления протокола, аналогичный тому, который описан выше, только без участия сотрудника дорожной полиции.
Отдельно стоит сказать о приложениях, которые в обязательном порядке прикладываются к составленному протоколу. Здесь стоит отметить следующие документы:
- протоколы осмотра трупов и средства передвижения, пострадавшего в аварии;
- схема ДТП;
- справки об участниках происшествия, в том числе на очевидцев и потерпевших.
Важным моментом является то, что в осмотре принимать участие могут не только госинспекторы, но и водители, управляющие автомобилями, попавшими в аварию. В качестве участников могут быть привлечены переводчик и правозащитник, понятые, очевидцы.
Чтобы осматривать место дорожно-транспортного происшествия, госинспектору заранее придется подготовить специальный протокол для внесения всех необходимых данных, полученных при осмотре. Документ имеет определенную форму и структуру. Его составные части должны быть заполнены в соответствии с действующим образом, а также сообразно предлагаемой инструкции. Далее в статье будет рассмотрен общий порядок заполнения формы протокола более детально.
Описательная часть протокола является очень важной и о время судебного заседания по ДТП будет играть значительную роль. Перед заполнением этого раздела, сотрудник ГИБДД должен указать:
- В какую погоду выполнялся осмотр (ясную, пасмурную либо дождливую).
- Вид происшествия, имеющего место в конкретной ситуации (наезд, столкновение, опрокидывание автомобиля).
Бланк и заполненный образец протокола осмотра места происшествия без пострадавших имеется у каждого из владельцев полиса ОСАГО. Речь идет о европротоколе, которые можно составить без вызова сотрудников ГИБДД, если происшествие:
- Не имеет пострадавших людей.
- Имуществу третьих лиц не было нанесено ущерба.
- Размер платы не должен превышать 100 тыс. рублей.
Аварийная ситуация — это событие, которое нарушает стандартное расписание и привычный уклад жизни многих людей. Обычно, ДТП имеет все признаки уголовного преступления, если в нем имеются пострадавшие лица. Когда очевидцы, пострадавшие или виновные лица звонят для того, чтобы передать сообщение о случившемся, каждое уполномоченное лицо обязано принять эту информацию и осуществить все необходимые действия.
Осмотр транспорта, участвующего в аварии, является таким же обязательным мероприятием, как и изучение места происшествия. Осмотр проводится для выявления различных следов и улик, подтверждающих или опротестовывающих вину подозреваемого водителя. Кроме того, осмотр позволяет выявить обстоятельства, имеющие существенное значение для последующего расследования.
Для понимания суть этого мероприятия, читателям стоит изучить образец акта осмотра автомобиля после ДТП. В документе содержатся все важные сведения, полученные при осмотре транспорта. Порядок проведения осмотра описан в ст. 179 УПК, включая действие определенных норм и правил, регулирующих заполнение такого документа, как протокол осмотра.